Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Гуманитарные науки Литература

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Исследование процесса формирования у обучающихся 3 класса умений осуществлять смысловое чтение текстов различных жанров.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА
1. Теоретические основы формирования у обучающихся 3 класса умений
осуществлять смысловое чтение текстов различных жанров. 8
1.1.
Понятие смыслового чтения: история и современность. 8
1.2.
Формирование навыка смыслового чтения в начальной школе. 8
1.3.
Приемы организации смыслового чтения в начальной школе. 15
ГЛАВА
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у обучающихся 3 класса
умений осуществлять смысловое чтение текстов различных жанров. 40
2.1.
Методика констатирующего эксперимента. 40
2.2.
Уровни формирования у обучающихся 3 класса умений осуществлять смысловое
чтение текстов различных жанров. 44
2.3.
Проект педагогической технологии формирования у обучающихся 3 класса умений
осуществлять смысловое чтение текстов различных жанров. 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 59
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 63

  

Введение:

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена тем фактом, что введение
в научный оборот термина «смысловое чтение», с одной стороны, показывает, что в
системе образования ведущее место сегодня отводится проблеме восприятия,
понимания текстов, умению извлекать из них информацию, а с другой стороны,
логика исследователей, предложивших именно такой термин в качестве аналога,
получившего распространение в зарубежной науке термина reading literacy,
представляется недостаточно последовательной, если не сказать противоречащей
содержанию самого термина. В чем здесь наблюдается противоречие?

Во-первых, если есть чтение
смысловое, то должно быть и чтение «несмысловое», то есть бессмысленное. Однако
очевидно, что ещё до наших выводов о необходимости осмысленного чтения сам
феномен чтения в течение многих веков сам по себе предполагал необходимость
понимания читаемого. Именно вследствие этого возникла отдельная дисциплина –
герменевтика, искусство толкования (интерпретации) текстов. Истоки этого
искусства уходят в античность.

Задача «герменевтов»
(учёных-толкователей) в эпоху эллинизма состояла в интерпретации сакральных
текстов, смысл которых был закрыт для непосвящённых. И автор одной из самых
известных работ в этой области Х.-Г. Гадамер отмечал, что подлинное понимание
является не только репродуктивным, но всегда также и продуктивным отношением.

И в этом случае идёт речь не о
смысловом чтении, а об умении человека понять текст, включить его в свою
картину мира. Ведь чтение, по сути своей, есть одна из форм социального
взаимодействия. Основное отличие от обыденного акта коммуникации заключается в
том, что говорящий (пишущий) находится не здесь и не сейчас. И собственно
изобретение письменности стало революционным событием в истории нашей
цивилизации именно потому, что оно сделало возможным такой вид социального
взаимодействия.

Во-вторых, следуя логике
развития терминологического аппарата, мы должны прийти к соотнесению смыслового
чтения с другими видами речевой деятельности, что с необходимостью потребует
введения таких терминов, как «смысловое говорение», «смысловое аудирование» и
др.

Но их, насколько известно, пока
нет, и такая идея пока что, к счастью, не нашла своего воплощения, ведь в этом
случае мы попали бы в замкнутый круг дефиниций. Кроме этого, противоречивость
словосочетания «смысловое чтение» при отсутствии смысловых же аудирования и
говорения заключается ещё и в том, что в нём явно недостаёт еще одного,
чрезвычайно важного, компонента, без которого невозможно понимание сути
восприятия и интерпретации. Ведь озвучивать мы могли и слоги, и слова, и
предложения, и даже отдельные буквы, именуя этот процесс чтением. Но этот
термин становится бессмысленным, если рассматривать его в отрыве от текста,
который и является подлинным объектом прочтения и понимания.

Поэтому, не ставя под сомнение
актуальность обращения представителей разных дисциплин к феномену текста, его
содержанию и навыкам работы с текстом, считаю необходимым подчеркнуть, что
феномен чтения всегда подразумевает чтение-понимание. Но так как понимание –
вещь трудно достижимая (я часто говорю на своих лекциях, что всякий говорящий
обречён на непонимание), стоит, быть может, говорить, о том, что чтение
предполагает попытку понимания. Попытку, успешность которой зависит от
мотивации, опыта, знаний, качества и сложности текста.

Перед начальной школой ставится
непростая задача – формирование социально необходимого уровня читательской
компетентности, который обеспечит младшему школьнику, определенные знания,
умения и навыки успешной адаптации в современном широком и меняющемся
информационном пространстве.

Анализ состояния проблемы позволил выявить следующие противоречия:

— между социальной потребностью в формировании у
обучающихся 3 класса умений осуществлять смысловое чтение текстов различных
жанров и недостаточным уровнем их сформированности;

— между возрастанием интереса к решению данной
проблемы со стороны педагогов и недостаточностью разработанных методических
рекомендаций по формированию у обучающихся 3 класса умений осуществлять
смысловое чтение текстов различных жанров.

Цель исследования:
на основе теоретико-экспериментального исследования разработать проект
педагогической технологии по формированию у обучающихся 3 класса умений осуществлять смысловое
чтение текстов различных жанров.

Объект
исследования: процесс формирования
смыслового чтения образования у младших школьников.

Предмет
исследования: формирование у обучающихся 3 класса
умений осуществлять смысловое чтение текстов различных жанров.

Гипотеза
исследования: процесс формирования у обучающихся 3 класса
умений осуществлять смысловое чтение текстов различных жанров
может быть успешным, если:

— определено
содержание понятия «смысловое чтение»;

— разработан проект
педагогической технологии по формированию у обучающихся 3 класса умений осуществлять смысловое
чтение текстов различных жанров.

Задачи
исследования:

1. Уточнить содержание понятий: «смысловое чтение»,
«формирование у
обучающихся 3 класса умений осуществлять смысловое чтение текстов различных
жанров».

2. Проанализировать состояние проблемы формирования у
обучающихся 3 класса умений осуществлять смысловое чтение текстов различных
жанров.

3. Определить
критериально-уровневую характеристику и на ее основе выявить исходные уровни
сформированности
у обучающихся 3 класса умений осуществлять смысловое чтение текстов различных
жанров.

4. Методически
обосновать разработанный проект педагогической технологии формирования у обучающихся 3 класса умений осуществлять смысловое
чтение текстов различных жанров.

Методологической
основой исследования стали:

— исследования по
проблеме формирования у обучающихся 3 класса умений осуществлять смысловое чтение текстов
различных жанров;

— труды по
формированию у
обучающихся 3 класса умений осуществлять смысловое чтение текстов различных
жанров;

Методы исследования:

— теоретический анализ научной литературы (психологической,
педагогической, методической);

— эмпирические: констатирующий этап эксперимент, анализ детских работ.

Этапы
исследования:
исследование проводилось в 2020 – 2021
гг. и включало три этапа.

На первом
этапе
(ноябрь-декабрь 2020г.): осуществлялось
теоретическое исследование обозначенной проблемы (анализ
психолого-педагогической научной литературы); формулировался и уточнялся
понятийный аппарат, объект и предмет исследования, его цели и задачи, гипотеза.

На втором этом
этапе исследования (ноябрь — январь 2020-2021 гг.):
написание теоретической части работы, проведение
опытно-экспериментальной работы по определению уровня сформированности представлений
о неживой и живой природе у обучающихся второго класса, анализировался и опыт работы по исслﹼ; работа (констатирующий ﹼеримﹼент).

На третьем
этапе
(январь-июнь 2021г.): осущﹼествлялся и рﹼезультатов исслﹼ и количﹼествﹼ обработка данных, ﹼе на основﹼе ного ﹼедования проﹼект педагогической тﹼехнологии формирования у обучающихся 3 класса
умений осуществлять смысловое чтение текстов различных жанров.

Практическая
значимость
состоит в том, что разработанная
технология по формированию у обучающихся 3 класса
умений осуществлять смысловое чтение текстов различных жанров.

Опытно-экспериментальная база исследования.
Исследование осуществлено на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 6» г.Радужный. В экспериментальной работе принимали участие
учащиеся 3 «А» и «Б» класса – 22 человека.

Структура работы:
выпускная
квалификационная работа состоит из введения,
двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Вопросы понимания текста
младшими школьниками рассматривались в статьях И. Р. Гальперина, Е. В.
Бунеевой, О. В. Чиндиловой, О. В. Соболевой и других известных ученых,
методистов, педагогов в области начального образования. По мнению Е. В.
Бунеевой и О. В. Чиндиловой, понимание текста — важное качество читателя. С
одной стороны, оно несет на себе возрастную специфику; с другой — развивается
(за редким исключением) только в условиях специально организованной
читательской деятельности (семейные или совместные чтения, занятия по чтению и
т.п.).

С точки зрения лингвистики
(теория И. Р. Гальперина), понимание текста — это вычитывание разных видов
текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной. Фактуальную
информацию составляет описание событий, героев, места и времени действия и т.д.
Подтекстовая информация не выражена напрямую, она содержится в текстовых
«скважинах» (пропусках, которые читатель заполняет, опираясь на имеющиеся
знания, опыт), в словах-образах (художественных средствах), в монтаже текста и
т.д.

Под концептуальной информацией
понимается система взглядов, мыслей и чувств автора, которую он отражает в
тексте, рассчитывая на ее вычерпывание читателем. Конечно, текст — это единое
целое, и виды текстовой информации разграничиваются условно: в науке — в
исследовательских, а на практике — в учебных целях.

По мнению О. В. Соболевой,
обучение пониманию текста предполагает:

— развитие внимания к сигналам
текста, прежде всего к слову (непонятному, ключевому, образному) и связи слов;

— формирование умения активно
воспринимать текстовую информацию (видеть непонятное, задавать вопросы,
прогнозировать содержание, проверять свои соображения, соотнося их с текстом);

— стимулирование читательского
воображения для воссоздания авторских образов;

— нацеливание на поиск
существенного, главного и выражение смысла текста во внешней речи;

— побуждение к размышлению над
текстовыми смыслами с целью определения собственной нравственной позиции.

Однако на современном этапе
развития образования вопрос о понимании текста требует внимания, изучения и
мониторинга результативности. Как показывают результаты, учащиеся испытывают
значительные трудности при выполнении заданий, связанных с текстом.

Наиболее сложными заданиями
считаются следующие:

— распознавать основную мысль
текста, в котором она прямо не сформулирована, при его письменном предъявлении;
адекватно формулировать основную мысль в письменной форме, соблюдая нормы
построения предложения и словоупотребления (22% обучающихся смогли выполнить
это задание);

— составлять план прочитанного
текста (адекватно воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью
свернутости) в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и
словоупотребления (42% обучающихся смогли выполнить данное задание).

Под смысловым чтением авторы
понимают вид чтения, который нацелен на понимание читающим содержания текста.

Цель смыслового чтения —
максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и
практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и
проникновение в смысл с помощью анализа слова, предложения, текста. Развитие
умений смыслового чтения у младших школьников должно быть направлено на
овладение ими навыками и приемами понимания информации, содержащейся в тексте,
а именно — идеи произведения, замысла его автора, оснований поступков героев,
причинно-следственных связей явлений и событий.

Вместе с тем, смысловое чтение
художественного произведения должно обеспечивать включение читателя в
эмоциональный настрой текста, в его эстетическую составляющую.

В основу пособия каждого класса
положена система концептов (Н. Л. Мишатина) как нравственного, так и
содержательного характера, которые рассматриваются через анализ слова,
предложения, текста на основе материала, содержащего нравственные ориентиры,
определяющие идею (главную мысль).

Так, например, в 1-м классе
такими концептами, которые рассматриваются на уроках (занятиях) по смысловому
чтению, являются книга, доброта, друг, весна и др.;

во 2-м классе — библиотека,
пословица, осень, зима, совесть и др.;

в 3-м классе — фольклор,
поступок, мама, слово, автор и др.;

в 4-м классе — красота, счастье,
детство, верность, Родина, фантазия. Конечно, первые нравственные понятия о
добре и зле, о правде и лжи, счастье и горе, о красоте, о благородстве ребенок
получает с первых лет своей жизни. Они складываются под влиянием многих
факторов: семьи, окружающих его людей, конкретных ситуаций — и являются почвой
для дальнейшей работы по формированию нравственных понятий.

Задача педагога — сформировать у
учащихся нравственные представления и понятия, которые впоследствии превратятся
в подлинные убеждения, являющиеся нравственными мотивами, непосредственно
побуждающими человека к соответствующему поведению в любой конкретной ситуации.
Именно в младшем школьном возрасте, когда закладывается и проявляется до 70%
личностных качеств ребенка, необходима целенаправленная работа по формированию
нравственных понятий.

Она неотделима от работы по развитию
речи на уроках русского языка, литературного чтения, во внеурочной
деятельности. Уроки (занятия) по смысловому чтению (развитие речи) являются для
каждого ученика открытым пространством приобщения к общечеловеческим духовным
ценностям через собственный внутренний опыт, через личные, эмоциональные
переживания. Это значит, что на таких уроках (занятиях) должна быть создана
атмосфера взаимопонимания и доверия, которая устанавливает между учеником и
учителем доброжелательные отношения, основанные на уважении личности школьника
и на внимании к его внутреннему миру в процессе обучения, к его переживаниям.

Подводя итоги, можно сказать об
эффективности нашей работы в формировании навыка осмысленного чтения
научных-художественных произведений у учеников третьего класса.

Апробация разработанной рабочей
тетради прошла успешно. Об этом свидетельствует положительная динамика
результатов в экспериментальной группе. Тем не менее, работу по формированию
навыка смыслового чтения нельзя назвать завершенной. Необходимо продолжать
формирование и развитие данного навыка, делая это систематически, постепенно
усложняя задания.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Теоретические
основы формирования у обучающихся 3 класса умений осуществлять смысловое чтение
текстов различных жанров

1.1. Понятие смыслового
чтения: история и современность

Смысловое чтение – это, прежде
всего качество чтения, при котором ученик улавливает мысль, идею и информацию
произведения. Цель данного чтения является грамотное и полное понимание
содержания текста, переработка продукта в осмысленную, цельную картину.
Некоторые полагают, что смысловое чтение не должно характеризовать себя как
просто вид чтения, а нацеливать уровень и качество чтения. Читателем должно
постигаться ценностно-смысловое содержание текста, вычитывание и анализ того
смысла текста, который задан целью чтения.

Чтение — это увлекательное и
захватывающее дело, большой труд, который изменяет личность изнутри. В отличие
от не читающих людей, читающие способны глубоко мыслить, оперативно находить и
решать проблемы, при чтении вырабатывается большой объем памяти и творческое
воображение, точное и четкое формулирование своих мыслей. В целом, чтение
формирует культурного, развитого и социально-ценного человека. Но при этом не
нужно забывать, научить ребенка воспринимать текст не просто как обычный лист с
набором слов, а как целую систему, клад знаний и источник откуда черпаются
глобальные идеи.

А.А. Леонтьев считает: «что,
обучая ребенка, приемы чтения должны быть в минимальной степени
репродуктивными. Школа должна обучать думать над текстом, понимать текст, а не
воспринимать его». Понимание чтения как смыслового процесса совместной с
автором деятельности учащегося [4, с. 42] позволит преодолеть трудности,
испытываемые школьниками при работе с текстом.

Чтение — это непростой психофизиологический
процесс. Ученик или учитель, который ставит в первую очередь техническую
сторону чтения, т.е. скорость, отсутствие искажений в тексте, пропуск слов,
лишает самую

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы