Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Экономические науки Управление государственным муниципальным сектором

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Исследование проблемы эффективности местного управления (на примере администрации Дмитровского городского округа)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 5

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ 9

1.1 Понятие и показатели эффективности местного управления 9

1.2 Стратегический подход к муниципальному управлению в муниципальном образовании 15

1.3 Нормативно-правовые основы эффективности местного самоуправления 21

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ ДМИТРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА) 24

2.1 Социально-экономическая характеристика Дмитровского городского округа 24

2.2 Функции и полномочия Администрации Дмитровского городского округа 32

2.3 Анализ показателей эффективности деятельности Администрации Дмитровского городского округа 38

ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ 51

3.1 Проблемы эффективности деятельности Администрации Дмитровского городского округа 51

3.2 Разработка предложений по повышению эффективности местного управления 59

3.3 Определение возможного социально-экономического эффекта от реализации представленных предложений 69

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 83


  

Введение:

 

Данная работа посвящена исследованию проблем эффективности местного управления.

Актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что в настоящее время одним из актуальных вопросов является повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления. Одним из таких органов публичной власти является местная администрация. Именно на него, как орган исполнительно-распорядительный, возложены обязанности по обеспечению повседневной жизнедеятельности населения любого муниципального образования.

Проблема эффективности муниципального управления всегда была актуальной. Последствия неверно выбранной стратегии и тактики муниципального управления в современных условиях становятся катастрофическими для муниципальных образований. Жизненной необходимостью стало уменьшение риска принятия неверных решений, путем использования научных методов в управлении, многопланового опыта менеджмента и маркетинга и стратегического планирования. Вместе с тем переход на современные методы управления, связан с определенными трудностями.

С принятием Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [4], местная администрация была выделена в качестве самостоятельного органа муниципального образования, ее наличие в системе органов местного самоуправления является обязательным.

Однако несмотря на то, что действующим Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальная администрация включена в обязательные органы местной власти, определение понятия «муниципальная администрация» законом не закреплено.

Муниципальная администрация рассматривается как самостоятельный, обязательно формируемый орган муниципального образования, возглавляемый главой местной администрации на принципах единоначалия и наделенный уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для реализации отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, организующий исполнение решений представительного органа и осуществляющего исполнительно — распорядительную деятельность на территории муниципального образования в интересах населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Различные типы муниципальных образований имеют свои особенности, однако любое муниципальное образование представляет собой целостную систему, состоящую из таких элементов, как: территории, в пределах которой осуществляется местное самоуправление; населения и выборных органов, осуществляющих от его имени местное самоуправление на данной территории; муниципальной собственности, выступающей в качестве материально-финансового обеспечения деятельности органов местного самоуправления.

Закон выделяет три основных типа муниципальных образований: городской округ, муниципальный район, городское, сельское поселение. Городской округ — не входящее в состав муниципального района городское поселение, органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Сегодня в системе местного самоуправления накопилось немало проблем. Объем ответственности и ресурсы муниципалитетов не сбалансированы. Отсюда часто возникают сложности с полномочиями. Они не только размыты, но и постоянно перекидываются с одного уровня власти на другой. В современных условиях необходимо формирование эффективной структуры и обязанностей муниципальной администрации так, чтобы в компетенции органов местной власти было четкое разграничение между исполнительно-распорядительными и представительными органами местной власти.

Рационально сформированные органы местного самоуправления позволяют эффективно использовать территориальные, финансовые, человеческие ресурсы, снимать социальную напряженность в обществе, повышать доверие населения к власти.

Децентрализация государственного управления сама по себе еще не гарантирует эффективности управления. Для построения действенной системы муниципального управления применительно к любому объекту необходимо решить следующие задачи:

— выделить и дать характеристику объекту управления;

— определить цели и задачи управления;

— выявить ограничения, препятствующие реализации целей и задач;

— задать критерий качественной системе управления.

На решении этих задач основывается весь выбор структуры и функций системы управления. В этих целях считаем необходимым более детально рассмотреть проблемы управления на уровне городского округа.

Цель работы – выявить тенденции развития и проблемы эффективности управления на примере деятельности муниципальной администрации, обосновать пути повышения эффективности местного управления.

Задачи исследования:

1) рассмотреть понятие, показатели эффективности и правовую основу местного управления;

2) провести анализ эффективности деятельности муниципальной администрации на примере Администрации Дмитровского городского округа;

3) разработать предложения по повышению эффективности местного управления и определить возможные социально-экономические эффекты от реализации предложений.

Объект исследования – Администрация Дмитровского городского округа.

Предмет исследования – эффективность деятельности администрации муниципального образования.

В работе использованы такие методы, как анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, сопоставление, интерпретация.

По структуре работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Первая глава исследования посвящена рассмотрению теоретических аспектов эффективности местного управления. Во второй главе работы нами проводится анализ эффективности местного управления (на примере администрации Дмитровского городского округа). В третьей главе предложены и обоснованы пути повышения эффективности местного управления.

Источниковую базу исследования составили материалы научной периодики, а также материалы научно-практических конференций, посвященные вопросам эффективности местного управления, опубликованные за последние 5 лет.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы:

1) Рассмотрены понятие и показатели эффективности муниципального управления. Под муниципальным управлением принято понимать реализацию полномочий органов местного самоуправления по вопросам комплексного социально-экономического развития территории. С целью улучшения качества жизни муниципального образования в рамках муниципального управления решаются задачи социально-экономического развития, поддержания инфраструктурных связей, реализация государственной политики с учетом ресурсных особенностей конкретной территории. Для решения комплекса хозяйственных задач в рамках муниципального управления используется программно-целевой метод, который позволяет планировать мероприятия с учетом сроков, ресурсов и эффективности. При рассмотрении местного управления принято учитывать показатели эффективности. Существует ряд методик оценки эффективности местного управления: одни позволяют оценить эффективность управления территорией, другие – эффективность работы специалистов местной администрации.

2) Рассмотрены особенности стратегического подхода к муниципальному управлению в муниципальном образовании. Стратегический подход является наиболее эффективным в условиях низкой доходности бюджетов муниципальных образований. При разработке стратегии применяется экспертный подход, который позволяет разработать комплекс действий, который охватывает все сферы: производство, снабжение, финансы, логистику, социальную сферу и др. Рассмотрены этапы стратегического планирования развития муниципальных образований, основные из которых – проблемно-целевой анализ, выбор стратегии, реализация и мониторинг результатов.

3) Нормативно-правовая основа оценки эффективности государственного и муниципального управления представлена рядом актов федерального законодательства. В их числе следующие: федеральный закон по вопросам государственной гражданской службы в Российской Федерации; федеральный закон, направленный на регламентацию вопросов дополнительного специального образования государственных служащих; закон федерального уровня, который определяет приоритетные направления оптимизации функционирования системы государственного управления; федеральный закон, который регулирует вопросы оценки эффективности функционирования региональных исполнительных органов и другие.

4) Представлена социально-экономическая характеристика Дмитровского ГО. Дмитровский городской округ имеет выгодное климатическое и географическое положение, имеет выгодные условия для товарообмена, строительства, развития промышленности и сельского хозяйства. Ежегодно наблюдается рост инвестиций на территории округа. На территории округа находятся культурно-досуговые центры, туристические маршруты, ведется строительство новых современных культурно-досуговых центров, уделяется внимание развитию спорта, создается современная спортивная инфраструктура для подготовки Олимпийского резерва, создаются условия для занятий спортом и физической культурой для всех возрастов населения. В Дмитровском ГО наблюдается преобладание мужчин среди экономически активного населения, что связано с привлечением инвестиций в строительную отрасль и созданием новых рабочих мест. Показатели доли экономически активного населения являются высокими. Основными сферами занятости населения являются промышленность, сельское хозяйство, строительство, малый и средний бизнес. Однако, наблюдается тенденция к снижению доли возрастной группы до 14 лет, что в дальнейшем может неблагоприятно сказаться на обеспеченности основных сфер экономики трудовыми ресурсами. В целом, социально-экономическое положение Дмитровского ГО можно охарактеризовать как благоприятное: эффективно используются ресурсы территории, привлекаются инвестиции, территория является привлекательной для мигрантов.

5) Рассмотрены функции и полномочия Администрации Дмитровского городского округа. Администрации Дмитровского городского округа осуществляет свои полномочия на основании Устава муниципального образования Дмитровский городской округ Московской области. Управление Дмитровским городским округом осуществляет глава администрации округа на основе действующего федерального, регионального и муниципального законодательства. Администрация округа – исполнительно-распорядительный орган, в полномочия которого входит решение вопросов местного значения и осуществление отдельных государственных полномочий. Администрацией округа руководит глава округа на принципах единоначалия. Администрация осуществляет деятельность на основе федерального, областного и муниципального законодательства. Представлена организационная структура администрации Дмитровского городского округа, рассмотрены функции и полномочия структурных подразделений.

6) Деятельность администрации Дмитровского городского округа по итогам проведенного анализа исполнения бюджета и показателей оценки эффективности деятельности администрации можно признать эффективной. Фактическое поступление доходов в 2021 году превысило плановые показатели, а фактические расходы ниже запланированных, администрация ведет работу по привлечению инвестиций, наблюдается их рост. Анализ динамики показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов свидетельствует о положительной тенденции повышения эффективности деятельности Администрации Дмитровского городского округа. О снижении эффективности свидетельствует показатель оценки гражданами деятельности Администрации Дмитровского ГО. В 2020 году показатель «Удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления городского округа (муниципального района)» в 2021 году произошло снижение показателя до 37% с 40% в 2020 г., что свидетельствует о наличии проблем эффективности деятельности Администрации Дмитровского городского округа, необходимости их выявления, анализа и поиска способов повышения эффективности.

Показатель «Удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления городского округа» в основном формируется на основании опроса граждан, обратившихся в администрацию. Работа с обращениями граждан ведется в целом успешно, однако, есть вопросы недостаточно проработанные, по которым граждане обращаются в суд.

7) Выявлены проблемы эффективности деятельности эффективности деятельности администрации Дмитровского городского округа. Основные проблемы административного управления связаны с организацией работы с обращениями граждан. Представлена организационная структура работы с обращениями граждан администрации Дмитровского городского округа. Описаны функции, которые выполняют сотрудники администрации Дмитровского городского округа по вопросам работы с обращениями граждан. Основной проблемой низкой эффективности деятельности муниципальных служащих является формализм должностных лиц администрации Дмитровского городского округа при рассмотрении обращений, «отписок» при рассмотрении обращений граждан. Это приводит к повторным обращениям, а иногда к рассмотрению вопросов в судебном порядке. Выявлены преимущества и недостатки использования Системы электронного документооборота (СЭД) в работе с обращениями граждан. Уточнены функции обращений граждан как формы обратной связи. Выявлена длительность выполнения функций, возложенных на администрацию Дмитровского городского округа, ряд функций занимает значительно больше времени, для его сокращения, а также для снижения повторности обращений необходима оптимизация работы с Системой электронного документооборота, а также повышение мотивации служащих и удовлетворенности граждан деятельностью администрации.

8) На основе выявленных проблем предложены направления повышения эффективности местного управления. Предложено к внедрению два направления оптимизации административного управления в Дмитровском городском округе.

Первое направление связано с доработкой системы электронного документооборота в секторе работы с обращениями граждан. Представлены основные предложения по доработке системы.

Второе направление связано с внедрением системы стимулирования на основе KPI (Key Performance Indicators) и разработки критериев оценки эффективности муниципальных служащих. При определении KPI предложено учитывать результаты оценки эффективности деятельности муниципальных служащих администрации Дмитровского городского округа. Разработана методика оценки профессиональной компетентности муниципальных служащих, которая включает оценку результатов профессиональной служебной деятельности служащего, оценку квалификации и выводы непосредственного руководителя о профессиональной служебной деятельности служащего по итогам оценки его квалификации и результатов профессиональной служебной деятельности.

Поскольку выявлен разрыв восприятия и ожидания населения относительно качества обслуживания в администрации Дмитровского городского округа по отдельным параметрам, то целесообразность предложенных направлений связана с ожиданием повышения эффективности деятельности муниципальных служащих, обеспечивающих работу с обращениями граждан администрации Дмитровского городского округа.

Разработаны показатели качественной и количественной оценки эффективности работы специалистов с обращениями населения в аспекте проблем муниципального образования, к которым отнесены: показатель охвата «тематики развития Дмитровского городского округа и сохранение устойчивых темпов экономического роста», показатель «социальной значимости проблем Дмитровского городского округа», показатель «публичной ответственности», показатель «незавершенности работ», показатель «повторных жалоб».

9) Обоснована социально-экономическая эффективность предложенных направлений оптимизации административного управления.

По первому предложению, при расчете эффективности работы сотрудников администрации Дмитровского городского округа проведено сравнение времени отдельных этапов работы с документами до внедрения рекомендаций и после. В связи с сокращением временных затрат у специалистов увеличится время на подготовку проектов резолюций с 35% до 50%, на консультации граждан с 10% до 22%.

По второму предложению, проведено сравнение показателей качественной и количественной оценки эффективности работы специалистов с обращениями населения администрации Дмитровского городского округа до внедрения системы KPI и прогнозных значений после внедрения. Согласно прогнозу, показатель «социальной значимости проблем Дмитровского городского округа» уменьшится с 40% до 15%, что свидетельствует о том, что орган власти учитывает мнение населения, показатель «публичной ответственности» — доля коллективных обращений, по которым своевременно приняты меры воздействия, в общем числе обращений увеличится с 35% до 52%. Увеличение этого показателя является свидетельством реальной установленной обратной связи власти и населения. Показатель охвата «тематики развития Дмитровского городского округа и сохранение устойчивых темпов экономического роста» увеличится с 5% до 20%, что свидетельствует об эффективности использования административного ресурса. Снижение показателей «незавершенности работ» и «повторных жалоб» свидетельствует о повышении качества, выполняемых муниципальными служащими, обязанностей.

Предложенные направления оптимизации местного управления на примере администрации Дмитровского городского округа можно считать эффективными. 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ

1.1 Понятие и показатели эффективности местного управления

Муниципальное управление – это деятельность органов местного самоуправления по реализации своих полномочий в сфере социально-экономического развития [9, c.40].

Цель муниципального управления — повышение уровня жизнеобеспечения населения муниципального образования.

Для этого муниципальное управление решает следующие задачи [25, c. 10]:

— создание социальной инфраструктуры;

— стабилизация экономики;

— регулирование социально-экономических процессов;

— развитие региональных и межрегиональных связей;

— поддержание экологической безопасности;

— сохранение единого экономического пространства.

Для решения этих задач формируется система муниципального управления, которая [14, c. 44]:

— контролирует использование природных ресурсов муниципального образования;

— охраняет природу;

— осуществляет санитарный надзор;

— организует жилищно-коммунальное обслуживание населения;

— создает социальную инфраструктуру;

— сохраняет памятники;

— обеспечивает жизнедеятельность и занятость населения;

— обеспечивает финансово-экономическую самостоятельность [40, c. 94].

Местное самоуправление в Российской Федерации функционирует на основе целой системы нормативно-правовых актов, разработанных на федеральном уровне, на уровне субъектов федерации и на местном уровне.

К нормативно-правовым актам федерального уровня относятся:

— Конституция РФ;

— Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» и другие федеральные законы, затрагивающие вопросы местного самоуправления;

— Указы Президента РФ;

— постановления палат Федерального Собрания РФ;

— постановления Конституционного Суда РФ.

На уровне субъектов РФ определяется более конкретное содержание местного самоуправления с учетом национальных, исторических, региональных и других особенностей.

Следующим уровнем муниципально-правового регулирования является местное нормотворчество.

Приоритетными направлениями муниципального управления являются [31, c. 112]:

— улучшение условий жизни населения в каждом муниципальном образовании;

— обретение гражданами навыков демократического взаимодействия с формируемыми ими органами местного самоуправления, а также навыков общественного контроля за эффективностью их деятельности;

— устойчивое самостоятельное развитие муниципальных образований.

Для муниципального управления характерно применение программно-целевого метода управления для решения комплексных хозяйственных задач.

Муниципальная программа представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение конкретных экономических, экологических, социальных и иных проблем развития муниципального образования [56, c. 8].

Местная администрация — один из базовых органов, напрямую указанный в законодательстве о местном самоуправлении, который вместе с тем является обязательным элементом структуры органов местного самоуправления [42, c. 93].

Как отмечают Э.М. Хазиева и И.Р. Бадретдинов, «в соответствии с конституционными основами Российской Федерации местное самоуправление самостоятельно определяет свои организационные структуры. Однако, в последние годы тенденции развития законодательства о местном самоуправлении явно свидетельствуют об усилении роли государства в организации муниципальной власти. В первую очередь, речь идет о возможности государства влиять на процедуру назначения на должность глав муниципальных образований, глав местных администраций» [73, с. 237].

В формировании местной администрации участвуют два субъекта: представительный орган муниципального образования и глава местной администрации. Представительный орган утверждает структуру местной администрации, а также, в случае определения в уставе муниципального образования именно данного порядка, назначает на должность главу местной администрации из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Глава местной администрации, непосредственно назначает на должность иных должностных лиц в структуре данного органа местного самоуправления. Таким образом, допустимо определить способ формирования местной администрации как смешанный, сочетающий в себе как назначение путем избрания, так и назначение в распорядительном порядке [46, с. 16].

Местная администрация является единоначальным органом, при этом существуют следующие варианты организации руководства указанным органом [60, c. 99]:

«1. Главой местной администрации является глава муниципального образования. Данный вариант доступен вне зависимости от способа избрания главы муниципального образования и закрепляет за последним роль представителя исполнительной власти на муниципальном уровне.

2. Главой местной администрации является лицо, назначаемое на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, что обычно закреплено уставом. Лицо, заключившее контракт, обладает статусом муниципального служащего и действует согласно законодательным нормам, закрепленным не только Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», но и Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации». Рассматривая характеристику и специфические особенности должности главы местной администрации, необходимо подчеркнуть, что эта должность рассматривается как должность муниципальной службы.

3. Руководство местной администрацией может быть возложено на главу муниципального образования, который принимает участие в деятельности представительного органа в качестве председателя. Такой подход организации руководства муниципальным образованием применяется не везде, как правило, это касается сельских поселений и в муниципальных образованиях, которые включены в состав городов федерального значения. При такой организации проявляется позиция, при которой отсутствует принцип разделения функций, и на главу муниципального образования возложены обязанности выполнения функций в трех направлениях:

а) как высшее должностное лицо муниципального образования;

б) как глава исполнительно-распорядительного органа;

в) как руководитель представительного органа, в состав которого он входит по должности в качестве главы муниципального образования [37, с. 102].

Согласно законодательству, местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. На организационную схему построения местной администрации оказывает влияние численность населения муниципального образования, размер территории муниципального, социально-экономическое развитие муниципального образование и т.п. Как отмечают С.Г. Панкратьева и Е.В. Резак, «прослеживается прямая зависимость структуры местной администрации от вопросов местного значения, поставленных задач, социально-экономической инфраструктуры, условий жизни граждан и иных обстоятельств. Эти характеристики могут, со временем, изменяться. Поэтому закреплять структуру администрации в таком акте, как устав муниципального образования, не представляется целесообразным» [56, с. 7].

В соответствие с ч. 8 ст. 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [4], структура местной администрации отражается не в уставе муниципального образования, поскольку утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В большинстве муниципальных образований структура местной администрации устанавливается по следующей схеме: в уставе закреплены общие положения, а непосредственно структура администрации устанавливается иным муниципально-правовым актом.

В качестве базовых элементов структуры местной администрации следует выделить [33, c. 67]:

1. Должностные лица, не входящие в структуру органов местной администрации (глава местной администрации, заместители главы местной администрации, иные должностные лица).

2. Отраслевые (функциональные) органы местной администрации.

3. Территориальные органы местной администрации.

При рассмотрении местного управления принято учитывать показатели эффективности.

Оценка эффективности органов местного самоуправления по блоку «Экономическое развитие» проводится с учетом таких показателей, как:

— Число субъектов малого и среднего предпринимательства на 10 тыс. человек;

— Доля численности работников малых и средних предприятий в численности работников всех организаций;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы