Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Методика обучения географии

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Исследование педагогических условий развития памяти учеников средней школы в курсе изучения географии

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Исследование
педагогических условий развития памяти учеников средней школы в курсе изучения
географии Содержание
Введение. 2
Глава 1. Теоретические аспекты развития памяти учеников
средней школы.. 5
1.1. Понятие о памяти в структуре познавательной деятельности. 5
1.2. Особенности развития памяти в подростковом возрасте. 8
1.3. Педагогические условия развития памяти учеников средней
школы.. 16
1.4 Приемы развития памяти учеников средней школы на уроках
географии. 21
Глава 2. Исследовательская часть. 33
2.1. Реализация педагогических условий и приемов развития
памяти учеников средней школы в рамках урока географии. 33
2.2. Диагностика особенностей памяти учеников средней школы
на уроках географии  49
2.3. Рекомендация по организации педагогических условий
развития памяти учеников средней школы на уроках географии. 57
Заключение. 65
Список литературы. 67

  

Введение:

 

Актуальность темы. Память – один из самых
сложных и достаточно изученных процессов, включающий фазы запечатления,
хранения и извлечение поступающей информации. Это самая долговечная из наших
способностей. В старости мы помним события детства восьмидесятилетней, а то и
большей давности. Случайно оброненное слово, может воскресить для нас,
казалось, давно забытые черты лица, имя и т.д.

Память — это
основа личности, она определяет нашу индивидуальность и заставляет действовать
тем или иным способом в большей степени, чем любая другая отдельно взятая
особенность нашей личности. Вся наша жизнь есть не что иное, как путь из
пережитого прошлого в неизвестное будущее, освящаемый лишь в то ускользающее
мгновение, тот миг реально испытываемых ощущений, который мы называем
«настоящим». Тем не менее, настоящее — это продолжение прошлого, оно вырастает
из прошлого и формируется им благодаря памяти. Именно память спасает прошлое от
забвения, не дает ему стать таким же непостижимым, как будущее. Иными словами,
память придает направленность ходу времени.

Для каждого из
нас память уникальна. Память позволяет нам осознавать и собственную
индивидуальность, и личность других людей. Лишившись памяти, человек утрачивает
собственное «я», перестает существовать.

Человек может
запомнить всю информацию, содержащуюся в миллионах томов крупнейшей в мире
Российской государственной библиотеке. Поэтому можно уверенно заключить: никто
не знает границу своей памяти. Мы никогда даже близко не подходили к границам
наших возможностей и память мы используем на ничтожную долю своей мощности.

Природа отпустила
каждому колоссальный кредит, но, увы, мы не всегда пользуемся им, или из-за
того, что просто не умеем пользоваться, или из-за того, что, ленимся заниматься
интеллектуальной гимнастикой. Все впечатления, которые человек получает об
окружающем мире, оставляют 4 определённый след, сохраняются, закрепляются, а
при необходимости и возможности воспроизводятся.

В настоящее время
в науке нет единого мнения по проблеме памяти. Её функционирование в процессе
обучения остается одной из главных проблем психологии и педагогики.

Актуальность
памяти, её развития и совершенствования не проходит со временем, а лишь
возрастает. Всё большее количество информации наваливается на современного
человека, из-за больших объёмов всё труднее становится процесс её усваивания.
Поэтому в психологии память рассматривается как компонент общих и специальных
способностей. При факторном анализе многочисленных познавательных функций она
выделена, как первичная умственная способность.

Проблема памяти
во все времена считалась актуальной и до середины ХХ в. считалась одним из
наиболее разработанных разделов психологии. Но дальнейшее изучение
закономерностей памяти в наши дни опять сделало её одной из узловых проблем. В
свете современных исследований, человеческая память представляется в виде
сложной многоступенчатой и многоуровневой системы перекодировки информации, в
которой соединены биологическое и социальное начало. Всестороннее изучение
природы и механизмов памяти на различных ее уровнях позволило не только
обогатить познания в данной области, но и выявить, как положительные, так и
отрицательные стороны данной проблемы.

Данный вопрос
исследовался и изучался многими отечественными психологами и педагогами: Л.С.
Выготский, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, З.И. Истомина, А.А. Смирнов и другие.
В своих работах они отметили, что развитие памяти происходит, через
непосредственное взаимодействие людей, а также через целенаправленное и
систематическое развитие специальными способами запоминания, сохранения и
воспроизведения полученной информации.

Целью нашего исследования является
изучение путей, приемов и средств улучшения памяти.

Объектом исследования является процесс
улучшения памяти.

Предмет изучения — пути, приемы и
средства этого процесса.

Гипотеза исследования. На основании
изученной литературы выдвигаем следующую гипотезу: память можно и нужно
развивать, тренировать, значительно улучшать, повышать её продуктивность. В
своем исследовании мы предположили, что эффективным средством развития памяти
является мнемотехника.

В
соответствии с поставленной целью и гипотезой исследования, нами были
определены следующие задачи
исследования:

— на
основе анализа научной литературы раскрыть проблему памяти, изучить особенности
ее развития;


обосновать применение приемов мнемотехники как средства развития памяти у
человека;


определить динамику развития памяти участников исследования под влиянием
мнемотехнических средств.

Методологической и теоретической базой исследования
являются концепции развития памяти (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Р. Лури,
С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и другие); использование методов мнемотехники в
развитии памяти (Т.А. Воробьева, Н.А. Гурьева, Л.В. Омельченко, Т.А. Ткаченко,
Л.Ф. Тихомирова, О.С. Ушакова, и другие).

Для
решения поставленных задач и подтверждения нашей гипотезы нами использовались
следующие методы:

Теоретические методы: сбор, анализ и
обобщение теоретических данных психолого-педагогической литературы.

Эмпирические методы: эксперимент —
диагностика и методы улучшения памяти.

Теоретическая
и практическая значимость исследования состоит в
обобщении имеющихся материалов по теме исследования, подтверждение уже
имеющихся данных о влиянии мнемотехнических средств на развитие памяти
человека, как совершенствование и оптимизация условий

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Память
занимает особое место среди мыслительных когнитивных процессов, потому что без
нее никакая человеческая деятельность была бы невозможна.

Память
меняется с возрастом, и ее можно тренировать. Успех запоминания зависит от:
степени исчерпания действий по запоминанию; интересам и склонности личности;
отношения личности к определенной деятельности; эмоционального настроя;
добровольного усилия.

Производительность
памяти характеризуется объемом и скоростью хранения материала, сроком годности,
доступностью и точностью воспроизведения. Основные процессы памяти — это
запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение.

В
воспоминаниях людей есть большие индивидуальные различия, которые выявляются:
при разной скорости запоминания; в силе сохранения; в удобстве воспроизведения.
Индивидуальные различия в памяти могут быть связаны с врожденными особенностями
высшей нервной деятельности и образования. Индивидуальные особенности
определяют разные типы памяти: у людей может преобладать визуально-образный,
словесно-логический или эмоциональный тип памяти.

Подростковый
возраст — время кардинальных перемен. Изменения касаются психических процессов,
именно в этом возрасте они переходят из количественного состояния в
качественное. В подростковом возрасте наблюдается развитие опосредованной и
логической памяти, снижается уровень механической памяти. У подростков
улучшается память и обычно наблюдаются отклонения от нормы. Детям этого
возраста необходимо запоминать больше информации, а механическая память
ослабевает, и им становится трудно восстановить себя. В связи с этим дети
жалуются на плохую память. Но если подросток учится мыслить логически, он
получает больше информации. Для развивающей личности — это очень важно.

Таким
образом, нами выявлены следующие педагогические условия обеспечения прочности
знаний школьников:


эффективное сочетание произвольной и непроизвольной памяти в процессе обучения;


овладение способов смысловой организации учебного материала;


высокая интеллектуальная деятельность субъекта с объектом изучения;


установка на длительное запоминание;


понимание (осознание) школьниками значимости учебной информации;


организация повторения и систематизация ранее усвоенных знаний;


поэтапная система организации процесса усвоения;


эмоциональная окрашенность учебного материала;


адекватная организация режима учебной деятельности.

Учет
учителем вышеупомянутых перечисленных условий в учебном процессе позволит:


эффективно влиять на запоминание, сохранение и воспроизведение учебного
материала;


продуктивно организовывать учебную деятельность;


рационально управлять познавательной деятельностью школьников. что положительно
влияет на прочность усвоения знаний.

Мнемоника
как средство улучшения памяти направлена, прежде всего, на развитие памяти,
элементарных мыслительных операций, формирование общего умственного
расслабления и разработку средств, обеспечивающих общую организацию
мыслительного процесса.

В
детстве использование мнемонических приемов повышает эффективность
произвольного запоминания. Наиболее благоприятные условия для развития
запоминания создаются именно мнемоническими средствами.

Проведенный
эксперимент позволил установить, что мнемонические средства повышают
эффективность запоминания, улучшают память.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты развития
памяти учеников средней школы

1.1. Понятие о памяти в структуре
познавательной деятельности

Память
— запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его
предыдущего опыта. Память обеспечивает единство и взаимосвязь всех
познавательных процессов человека.

Память
состоит из отдельных процессов. К ним относятся: запоминание, сохранение,
воспроизведение и забывание материала.

Распределение
памяти по видам обусловлено особенностями деятельности, в которой
непосредственно происходят ее процессы.

1.
По характеру психической активности существуют такие виды памяти: память
движения, эмоциональная память, память образная и словесно-логическая.

Память
движения — запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их
систем. Данный вид памяти служит основанием для формирования различных
практических навыков. Например, ходить, плавать, писать [11].

Эмоциональная
память — память на чувства. Эмоции играют очень важную роль в жизни и
деятельности человека, они сигнализируют о том, как удовлетворяются потребности
и интересы, стимулируют они или сдерживают деятельность. Эмоциональная память в
соответствующем значении может выступать сильнее других видов.

Образная
память — память на образы, картины жизни и природы, ситуации, а также на звуки,
запахи, вкусы. Больше развита образная память у людей творческих профессий —
художников, музыкантов, актеров.

Словесно-логическая
память — память на любую вербальную информацию и мысли. Она тесно связана со
второй сигнальной системой и присуща только человеку.

2.
По характеру цели деятельности: непосредственная и посредственная.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы