Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Исследование особенностей социально-психологической адаптации молодых специалистов (офицеров) в военной части
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Теоретический анализ особенностей социально-психологической адаптации молодых специалистов (офицеров) в военной части 6
1.1 Специфика деятельности офицеров военных частей 6
1.2 Адаптация и дезадаптация специалистов военной части 9
1.3. Профессиональное выгорание си ресурсы личности специалистов в военной части 19
Выводы по 1 главе 26
ГЛАВА 2 Эмпирический анализ особенностей социально-психологической адаптации молодых специалистов (офицеров) в военной части 28
2.1 Процедура исследования 28
2.2 Результаты, полученные методом математической обработки 34
2.3 Обсуждение полученных результатов 52
2.4 Рекомендации по психологической профилактике дезадаптивных состояний у военнослужащих 63
Выводы по 2 главе 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 88
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
Деятельность военных предъявляет повышенные требования к психологическим качествам личности. С одной стороны, это связано с экстремальным профилем деятельности: сотрудник, попадая в чрезвычайную ситуацию, должен бороться за спасение и сохранение чужой жизни, сохраняя при этом психическое здоровье и благополучие, а также высокий уровень продуктивности. С другой стороны, данная профессия в современных условиях, по большей части, предполагает монотонный труд, длительное ожидание сигнала тревоги и выполнение таких обязанностей, как выезды на локальные происшествия (в основе которых зачастую лежат трудные жизненные ситуации граждан, не несущие экстремального воздействия), проведение проверок готовности городских объектов к возникновению чрезвычайных ситуаций и выполнение хозяйственных работ по части. Эти факторы негативно воздействуют на личность сотрудников, снижая их профессиональную эффективность и качество жизни.
Батареи тестов, утвержденные министерством по чрезвычайным ситуациям, которые используются для диагностики изменения адаптивного состояния сотрудников охватывают не все личностные особенности и прочие факторы, оказывающие влияние на эффективность; так, при обследовании, абсолютно не уделяется внимание изучению личностных ресурсов, которые могут способствовать сохранению адаптивного состояния. В дополнение к этому, мы не обнаружили достаточной степени изученности данной проблемы в современных психологических исследованиях. При этом поиск дополнительных источников ресурсов является актуальной проблемой в вопросе повышения эффективности сотрудников военной службы. В нашем исследовании мы рассмотрим личностные ресурсы и их вклад в сохранение конструктивности, и в этом будет заключаться актуальность исследования. Помимо ресурсов в нашем исследовании рассматривается социально-психологическая адаптация; в рамках психологической адаптации мы рассматриваем уровень и направленность нервно-психического состояния, отражающего то, насколько человек чувствует себя комфортно в сложившейся ситуации; а в рамках социальной адаптации мы рассматриваем эмоциональное выгорание сотрудников, влияющее на коммуникативные возможности и, тем самым, препятствующее использованию общества как ресурса; также в качестве ресурсов мы исследуем идентичность, самооценку и ценности, и в этом и заключается новизна нашей работы.
Объектом исследования выступят сотрудники государственной военной службы.
Предмет исследования: психологическая адаптация, профессиональное выгорание, и личностные ресурсы, такие как идентичность, самооценка и ценности военных.
Цель: определить индивидуальные факторы, работа с которыми будет способствовать профилактике развития дезадаптивных состояний у военных.
Задачи
1. Оценить характер и уровень психологической адаптации, а также фазы и степень профессионального выгорания на разных этапах службы в зависимости от вида деятельности.
2. Оценить соотношение психической напряженности и эмоционального выгорания у сотрудников государственной военной службы.
3. Оценить качественные и количественные характеристики идентичности, самооценки и ценностей у военных.
4. Оценить взаимосвязь социально психологической адаптации и личностных факторов у сотрудников.
Гипотезы:
1. Продолжительность службы и вид деятельности влияют на уровень социально-психологической дезадаптации военных.
2. Личностные характеристики, такие как: идентичность, самооценка и ценности являются факторами, снижающими риск развития дезадаптивного состояния у сотрудников военной службы.
Для исследования были выбраны следующие методы исследования:
1. Методика «Кто Я?» — Тест двадцати высказываний Я. (М.Кун, Т.Макпартленд)
2. Must-тест – Определение жизненных ценностей личности (П.Н.Иванов, Е.Ф.Колобова);
3. Методика исследования самооценки личности (С.А.Будасси)
4. Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (Д.М.Менделевич, К.К.Яхин 1978)
5. Методика диагностики уровня профессионального выгорания (В.В.Бойко 1996).
Для оценки уровней социально-психологической адаптации и выявления взаимосвязей идентичности и ценностей с уровнем дезадаптированости использовался корреляционный анализ r-Спирмена (для метрических переменных). Оценивались взаимосвязи уровней невротических состояний военных с фазами синдрома эмоционального выгорания, а также личностных ресурсов и социально-психологической адаптации.
Для проверки различий выраженности социально-психологической адаптации в зависимости от вида деятельности и стажа работы, а также для сравнения групп с разными самооценками использовался непараметрический метод сравнения Н Краскала-Уолллеса.
Структура дипломной работы: включает в себя введение, две главы, выводы, заключение, список литературы, приложение. Текст дипломной работы изложен на 74 страницах печатного текста. Список литературы включает в себя 71 источник.
В введении обозначен методологический аппарат исследования. В первой главе проведен теоретический анализ особенностей социально-психологической адаптации молодых специалистов (офицеров). Вторая глава содержит эмпирическое исследование особенностей социально-психологической адаптации молодых специалистов (офицеров) в военной части. Заключение содержит выводы по итогам работы.
Заключение:
Подводя итог, можно сказать, что нами были решены все поставленные задачи. Мы оценили: уровень социально-психологической адаптации на разных этапах службы в зависимости от вида деятельности; соотношение психической напряженности и эмоционального выгорания; качественные и количественные характеристики личностных ресурсов, а также их влияние на социально-психологическую адаптацию.
Нами была обнаружена взаимосвязь особенностей идентичности, самооценки и ценностных ориентаций с уровнем адаптированности военных. Также мы сопоставили, что уровни выраженности «дезадаптивных» состояний не зависят от стажа и выполняемой работы. Это означает, что степень адаптированности проявляется независимо от характера и длительности воздействия негативных факторов. При этом личностные структуры являются существенными компонентами при формировании дезадаптивных состояний. То есть при проработанной идентичности, наличии развитой структуры ценностей и адекватной самооценке минимизируются негативные воздействия, которые в противном случае могут приводить к проявлению регистров невротических состояний и синдрому эмоционального выгорания.
Таким образом, мы полагаем, что применяя тренинги личностного роста, которые способствуют развитию и проработке идентичности и принятию новых ценностей, можно влиять на повышение уровня социально-психологической адаптации, предотвращая проявления симптомов невротических состояний и развитие синдрома эмоционального выгорания. Что, в свою очередь, будет позволять сохранять эффективность деятельности и качество жизни сотрудников государственной военной службы долгие годы.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 Теоретический анализ особенностей социально-психологической адаптации молодых специалистов (офицеров) в военной части
1.1 Специфика деятельности офицеров военных частей
Профессия офицера – это профессия экстремального профиля [59]. Она предъявляет повышенные требования не только к физическим качествам сотрудника – его здоровью, но и к морально-психологическим: ведь эта работа предполагает деятельность в системе человек-человек, и зачастую военным приходится нести ответственность за спасение и сохранение чужих жизней. При этом за общим понятием «чужая жизнь» всегда стоит реальный человек и его история.
Военным приходится сталкиваться лицом к лицу с такими экстремальными ситуациями, как войны, пожары, аварии, катастрофы, стихийные бедствия. Помимо этого, их деятельность включает в себя выполнение обязанностей по части, ожидание вызовов и ликвидацию незначительных происшествий, что также является стресогенными факторами [23].
Специфика работы военного требует от человека определенных личностных свойств: с одной стороны позволяющих работать эффективно и согласованно в условиях крайнего дефицита времени; уметь быстро ориентироваться в ситуации и принимать правильные решения; быть готовым к длительному труду в неудобных условиях (в средствах индивидуальной защиты, с технически сложным оборудованием и др.) и, с другой стороны, быть способным к длительному ожиданию, монотонному труду и выполнению «рутинных», «скучных» заданий [23].
Готовность, успешность и безопасность деятельности военных в условиях повышенного риска, обусловлена ежедневным обучением и воспитанием. Чтобы стать профессионалом своего дела, необходимо овладеть знаниями, умениями, навыками, иметь крепкое здоровье, личностные ресурсы