Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Исследование мотивов выбора профессии старшеклассниками
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования мотивов выбора профессии старшеклассниками 6
1.1. Психологические аспекты профессионального самоопределения личности 6
1.2. Проблема мотивации выбора профессии в старшем школьном возрасте 11
Выводы по главе 1 16
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию мотивов выбора профессии старшеклассниками Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Красносельцевская средняя школа имени И.А. Дядькина» 17
2.1 Констатирующий эксперимент. Диагностика уровня развития мотивов выбора профессии старшеклассниками 17
2.2. Формирующий эксперимент. Формирование мотивов выбора профессии старшеклассниками 28
2.3. Контрольный эксперимент. Анализ и интерпретация полученных результатов 41
Выводы по главе 2 47
Глава 3. Психолого-педагогические рекомендации участникам образовательного процесса по развитию мотивов выбора профессии старшеклассниками Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Красносельцевская средняя школа имени И.А. Дядькина» 48
3.1. Практические рекомендации педагогам 48
3.2. Психолого-педагогические рекомендации родителям 48
Выводы по главе 3 53
Заключение 56
Список литературы 58
Приложения 63
Введение:
Актуальность исследования. Мотивы формируются в процессе личного развития как дела человека к окружающей среде. Понятно, что при выборе той либо другой профессии человек управляется целым ря-дом мотивов. В современном обществе, каждый день меняющийся, мо-тивы старшеклассников подпадают под влияние многих социально-психологических факторов: материальные условия жизни, новые ре-формы среднего и высшего образования, индивидуально-психологические особенности старшеклассника, его способности, ком-муникативные навыки, качество учебно-воспитательного воздействия школы, семьи и других институтов социализации. Все это обуславливает изменения в мотивационной системе личности, что, в свою очередь, вли-яет на процесс выбора будущей профессии.
Степень изученности темы исследования. Среди исследователей, которые занимались вопросами профессионального самоопределения, можно выделить работы А.С. Гусевой, А.А. Деркача, А.И. Китова, С.И. Сотниковой и др. Проблемой формирования мотивов выбора профессии занимались такие ученые как А.Г. Асмолов, Е.А. Климова, Н.С. Пряж-никова и др.
В.И. Блинов и Н.С. Пряжников говорят о том, что современный этап формирования мотивации к выбору профессии предполагает, что ее проведение связано с сопровождением профессионального самоопреде-ления обучающихся, так как сегодня на первом месте в системе образо-вания стоит приоритет личности и ее ответственность за результаты сво-их решений.
Е.А. Климов указывает, что центральное требование к организа-ционно-педагогическим условиям сопровождения профессионального самоопределения обучающихся старшеклассников заключается в созда-нии положительных мотивов выбора профессии.
Несмотря на это на практике сегодня мы сталкивается с серьезны-ми расхождениями между профориентационной работой, которая осу-ществляется на разных ступенях образования. Зачастую такие расхож-дения имеют институциональный характер, выражаясь в том, что разные ступени образования (от дошкольного до высшего) ставят различные задачи профориентационного характера. Притом сами эти ступени об-разования являются достаточно разобщенными институциями, имею-щими свою собственную систему научно-методического и учебного обеспечения, разные схемы подготовки кадров и нормативную базу.
Таким образом, целью исследования является определение осо-бенностей формирования мотивации к профессиональному самоопреде-лению обучающихся старших классов.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что современные старшеклассники не имеют достаточного уровня профессионального са-моопределения и профессиональной мотивации, что вызывает необхо-димость в проведении дополнительной работы с обучающимися, направленной на активизацию положительных мотивов профессиональ-ного самоопределения старшеклассников.
Поставленная цель и выдвинутая гипотеза предполагает решение следующих задач исследования:
1. Выделить теоретико-методологические аспекты исследования мотивов выбора профессии старшеклассниками.
2. Провести опытно-экспериментальную работу по развитию мо-тивов выбора профессии старшеклассниками Муниципального казенно-го общеобразовательного учреждения «Красносельцевская средняя школа имени И.А. Дядькина».
3. Составить психолого-педагогические рекомендации участникам образовательного процесса по развитию мотивов выбора профессии старшеклассниками Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Красносельцевская средняя школа имени И.А. Дядькина».
Объектом исследования в работе выступает процесс профессио-нального самоопределения личности.
Предметом исследования является определение организационно-педагогических условий формирования положительной мотивации к профессиональному самоопределению у старшеклассников.
Методы исследования:
1. Теоретико-познавательные: теоретический анализ литературы и публикаций по теме исследования, сравнение и сопоставление суще-ствующих точек зрения, классификация и схематизация полученных ре-зультатов.
2. Эмпирические методы – наблюдение, беседа, тестирование, опрос.
3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования: Муниципальное казенное общеобразователь-ное учреждение «Красносельцевская средняя школа имени И.А. Дядьки-на».
Теоретическая значимость исследования заключается в разширении и уточнении представлений профессионального самоопре-деления старшеклассников. Теоретические и экспериментальные результаты имеют значимость для психологии личности.
Практическая значимость исследования представляет тем, что полученные в ходе эмпирического исследования данные, дают возможность определить пути формирования мотивации профессионального самоопределения личности старшеклассников. Результаты исследования могут применяться в практике работы психологов с целью диагностиики особенностей профессионального самоопределения старшеклассников.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
Гуманизация в нынешнем обществе предусматривает признание ценности человеческой личности, воплощение ее способностей с учетом индивидуальных физических и психических характеристик. Совершен-ствование подготовки будущих специалистов в ситуации современного образования детерминировано различными факторами, среди которых одним из наиболее значительных предстает проблема профессионально-го выбора старшеклассников. Проблема мотивов профессионального выбора – одна из фундаментальных в психологии, ведь ее следствием есть эффективное познание содержания труда, удовлетворенность тру-довой деятельностью, вовлечение в деятельность трудового коллектива, а в конечном итоге – качество подготовки специалистов.
Мотивация профессиональной самореализации как способа разви-тия личности и ее функционирования относится к нескольким классам психических явлений, одновременно выступая процессом, состоянием и свойством субъекта. Так, самореализация как процесс выступает в роли ведущего класса психических явлений, при котором появляется возмож-ность комплексно и системно исследовать деятельность индивида.
Тем самым мы можем сказать, что самореализация человека в та-ком случае будет включать в себя осознание, выбор и реализацию ас-пектов индивидуальности, способствующих самовыражению личности, реализации ее потенций, а так же формированию собственной системы ценностей, мотивов и представлений о себе, постановке целей и выборе способа их достижения.
Выбор профессии является важным звеном в жизненном и профес-сиональном развитии человека, так как позволяет удовлетворить боль-шинство собственных потребностей, реализовать себя как личность. За-метим, что проблема самореализации личности имеет комплексный и междисциплинарный характер, выступая одновременно целью, сред-ством, явлением, процессом и результатом деятельности. А понятие профессиональной самореализации предполагает целенаправленное развитие индивидом своих задатков и качеств в определенной професси-ональной деятельности с целью достижения поставленных задач и со-вершенствования себя.
С целью изучения мотивации профессионального выбора старше-классников было организовано экспериментальное исследование в пяти старших классах, среди которых три 9 класса, и по одному 10 и 11 клас-су.
В ходе исследования было определено, что многим старшекласс-никам свойственно наличие нескольких профессиональных предпочте-ний по типологии Е.А. Климова, который классифицировал профессии по предмету труда. Однако преобладающим направлением стала группа «человек – человек», которая содержит в себе профессии, связанные с воспитанием и обслуживанием людей. Среди всех опрошенных старше-классников наименьшая относимость была выявлена в группе «человек – знаковая система», которая определяет профессии, связанные с создани-ем и использованием знаковых систем.
Помимо того, было определено, что большинство старшеклассни-ков во всех классах не определились с профессией. Тем самым мы мо-жем сказать, что необходимо проводить дополнительную работу, направленную на мотивацию профессионального выбора старшекласс-ников, поскольку выбор профессии является одним из важных жизнен-ных решений в этот возрастной период.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВОВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
СТАРШЕКЛАССНИКАМИ
1.1. Психологические аспекты профессионального самоопреде-ления личности
Процесс профессионального самоопределения человека предпола-гает протекание в течение продолжительного периода жизни индивида, начиная от появления у него профессиональных интересов и склонно-стей в дошкольном возрасте и заканчивая окончательным утверждением в сфере профессиональной деятельности в период взрослости. При этом важное условие для эффективного профессионального самоопределения заключается в достижении полноценного психического и личностного развития детей, достаточной сформированности их мотивационно-потребностной сферы, наличие развитого интереса, склонностей и спо-собностей, а также высокий уровень самосознания личности. Все это предполагает, что организация работы по подготовке к выбору обуча-ющимися старших классов той или иной профессии должна включаться во всем учебно-воспитательном процессе школы, начиная при этом с младшего школьного возраста.
В течение этого периода формируется не только профессиональ-ное, но также и социальной и жизненное самоопределение личности обучающихся. А в самом понятии самоопределения подчеркивается та-кой важным момент понимания проблемы развития личности, связанный с ее самостоятельным выбором профессии и всего жизненного пути. При этом, следует отметить, что на личность оказывает влияние множество разных, зачастую противоположных по своей направленности факторов внешней среды, поэтом только активное освоение и осмысление влияния всех процессов позволит выбрать правильное направление профессио-нального развития, которое будет соответствовать потребностям и инте-ресам индивида [10].
Сегодня исследователи предлагают выделять несколько аспектов, которые связаны с многомерностью данного процесса, а именно:
— задачи общества, которые выдвигаются перед формирующейся личностью старшеклассника;
— процесс формирования индивидуального стиля жизни, который предполагает включение профессиональной деятельности;
— принятие решения, в котором устанавливается баланс личных предпочтений и склонностей с имеющейся системой разделения труда [3].
Последний аспект представляет точку пересечения социальных и психологических факторов в профессиональном самоопределении, давая тем самым широкую возможность для эффективного решения проблем выбора профессии и своего жизненного пути старшеклассников [1].
Современная наука предоставляет разные определения термина «профессиональное самоопределение». Так, С.Н. Чистякова говорит о том, что «профессиональное самоопределение следует рассматривать как готовность к выбору профессии, определяя его при этом в виде устойчивой целостной системы профессионально важных качеств лично-сти, в частности формирование положительного отношения к выбран-ному вижу профессиональной деятельности, наличие для нее важных умений и навыков» [44].
В.Р. Шмидт определяет профессиональное самоопределение «ин-тегральным свойством личности, которое способствует осознанному и самостоятельному обеспечению стратегии профессионального выбора, проявляясь притом в нравственной и психофизиологической готовности формировать и реализовывать профессиональные намерения и стремле-ния» [46].
Н.С. Пряжников в своих исследованиях определяет сущность про-фессионального самоопределения, представляя его как «самостоятель-ный и осознанный поиск смысла выбираемой деятельности в конкретной социально-экономической ситуации, при нахождении смысла в самом процессе самоопределения тоже» [33].
Такой исследователь как О.А. Андриенко предлагает под профес-сиональным самоопределением понимать «особенности выбора карьеры и сферы приложения и саморазвития индивидуальных возможностей, вместе с формированием практического отношения личности к социо-культурным и профессионально-производственным условиям» [2].
А.П. Чернявская выделяет «определенные личностные предпосыл-ки самоопределения личности, которые являются частью структурных элементов индивида. Все эти предпосылки самоопределения личности могут быть сведены в две основные группы, а именно:
1. Особенности индивида, которые обеспечивают возможность успешно решать проблему выбора профессии, однако не принимают участия в активизации такого процесса. Среди таких особенностей вы-деляются волевые черты характера, трудолюбие, трудовой и жизненный опыт, уровень зрелости индивида.
2. Разные компоненты направленности личности, которые опреде-ляют процесс профессионального самоопределения и обуславливают избирательность реакции индивида. Сюда относят потребность личности в профессиональном самоопределении, ее учебные и профессиональные интересы, имеющиеся убеждения и установки, ценности и идеалы, а так-же представления старшеклассника о жизненных ценностях в общем» [43].
Изучение жизненных перспектив старшеклассников, которые находятся на разных этапах своего профессионального самоопределе-ния, позволяют раскрывать значительные возможности для реализации междисциплинарного подхода, так как содержание жизненной перспек-тивы имеет в себе ценности и нормы социальной среды, в которой про-текает формирование личности. При этом каждый этап профессиональ-ного самоопределения предполагает определенную социальную ситуа-цию [18].