Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Исследование лидерских качеств у женщин-руководителей
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы исследования
лидерских качеств женщин- руководителей. 7
1.1 Классические и современные теории лидерства. 7
1.2 Психологический анализ управленческой
профессиональной деятельности. 17
1.3 Исследование психологических особенностей
женщин-руководителей в психологии. 29
Выводы по главе 1. 40
2. Экспериментальное исследование лидерских
качеств женщин руководителей 42
2.1 Организация экспериментального исследования:
описание выборки, этапов исследования. 42
2.3 Результаты экспериментального исследования. 49
Выводы по главе 2. 56
3. Анализ особенностей лидерских качеств женщин
руководителей. 58
3.1 Анализ и интерпретация результатов
исследования. 58
3.2 Преимущества и проблемы женского лидерства. 61
3.3 Рекомендации по психологическому консультированию
по проблемам женского лидерства. 66
Выводы по главе 3. 74
Заключение. 75
Список использованной литературы.. 76
Приложение 80
Введение:
Цель исследования:
экспериментально исследовать лидерские качества женщин-руководителей.
Объект исследования: лидерство.
Предмет исследования:
лидерские качества женщин-руководителей.
Задачи исследования:
1) Проанализировать существующие
социально-психологические теории лидерства, соотношение понятий «лидерство» и
«руководство»;
2) Проанализировать особенности
психологической сферы женщин-руководителей;
3) Экспериментально исследовать лидерские
качества женщин-руководителей, проанализировать данные и сформулировать выводы;
4) Предложить рекомендацию по развитию лидерских
качеств женщин-руководителей.
Гипотеза:
женщины – руководители по сравнению с мужчинами руководителями характеризуются
более высоким уровнем развития коммуникативных способностей, эмоционального
интеллекта, лидерских способностей.
Методы и методики исследования:
теоретический анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученной
информации, методика «Коммуникативные и организаторские способности» (КОС), тест
исследования эмоционального интеллекта Н. Холла, тест «Диагностика лидерских
способностей» (Е. Жариков, Е. Крушельницкий).
Теоретико-методологические
основы исследования составили современные психологические
теории лидерства.
Основной подход
исследования: системный подход (лидерство исследуется
во всей совокупности составляющих его качеств).
Практическая значимость
исследования: полученные результаты могут быть
использованы практикующими психологами в разработке тренинговых программ и
методик консультирования по проблемам женского лидерства.
Заключение:
Анализ
научной литературы показал, что лидерство и руководство как самостоятельные
феномены, а также их соотношение активно исследуются в психологии. Традиционно
лидерство и руководство рассматриваются как прерогатива представителей мужского
пола, однако в современной ситуации происходит активное изменение данного
положения: все чаще лидерские и руководящие позиции достаются женщинам, которые
достаточно успешно с ними справляются. Можно предположить, что лидерские
качества женщины будут несколько отличаться от лидерских качеств мужчин. Для
проверки этого предположения нами было проведено экспериментальное
исследование.
В
экспериментальном исследовании были рассмотрены такие качества руководителей
женского и мужского пола, как коммуникативные и организаторские способности,
особенности эмоционального интеллекта, а также непосредственно сформированности
лидерских качеств. В результате статистической обработки полученных данных
установлено наличие статистически значимых различий между показателями
эмоциональной осведомленности, эмпатии и способности управлять собственными
эмоциями. По остальным показателям статистически значимых различий нет.
Таким
образом, можно говорить о том, что выдвинутая нами гипотеза: женщины –
руководители по сравнению с мужчинами руководителями характеризуются более
высоким уровнем развития коммуникативных способностей, эмоционального
интеллекта, лидерских способностей, — подтверждена частично.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Теоретические основы исследования лидерских качеств женщин- руководителей
1.1 Классические и современные теории лидерства Лидерство
– это способность влиять на людей и группы людей, направлять усилия в
определенную область для достижения целей и выполнения задач[1].
Лидер
— это авторитетный член организации, за которым коллективом признается право
принимать ответственные и значимые решения в определенных ситуациях.
Повседневный авторитет и влияние лидера несет неформальный характер,
формируются стихийно и поддерживаются не официально закрепленными средствами
контроля.
Развитие
отношений лидера и членов группы образует социально-психологические процессы
лидерства, которые отличаются от административного руководства как строго
регламентированного процесса. Между лидерством и руководством есть и общие
признаки: истинное влияние руководителя на коллектив основывается не только на
официальных его полномочиях, но и на личном авторитете его внутри коллектива,
то есть складывается из нескольких составляющих неформального лидерства и
формального руководства.
Более
эффективным является руководитель, имеющий высокий профессиональный,
официальный и личный статус. В отличие от руководителей, которых чаще всего
назначают и которые, неся ответственность за состояние дел внутри коллектива,
располагают официальным правом поощрений и наказаний, лидеры не обладают
никакими властными полномочиями, признаваемыми вне группы.
Характер
взаимоотношений между руководителем и лидером оказывает влияние на
результативность труда, сплоченность группы, моральный климат внутри коллектива
и может служить причиной конфликта при разногласиях.
Обычно
выделяют следующие типы лидеров:
—
по содержанию деятельности — лидеры- вдохновители и исполнители;
—
по характеру деятельности — универсальный и ситуативный лидер;
—
по направлению деятельности — эмоциональный и деловой лидер и др.[2]
В многочисленных работах исследователей
разработан ряд концепций лидерства. Теория лидерских ролей анализирует роли
«лидера-профессионала», который ориентирован на решение деловых проблем, и
«социально-эмоционального лидера», которые решает проблемы человеческих
отношений.
Теория
черт лидерства подразумевает, что предпосылками признания человека лидером
является обладание им особыми лидерскими чертами и способностями. Исследования
в рамках данной теории концентрировались на выявлении специфических для лидеров
качеств. Вариант этого подхода — харизматическая концепция лидерства, по
которой лидерство ниспослано некоторым выдающимся лицам как некая благодать —
харизма[3].
Приверженцы
интерактивной теории считают, что лидером может стать каждый человек,
занимающий в системе межличностных взаимодействий соответствующее место.
Персонально вопрос о лидере рассматривается с учетом индивидуальных
особенностей человека, личностных характеристик остальных членов коллектива
организации, а также сложившейся ситуации и выполняемых задач. [1]
Бендас Т.В. Психология
лидерства. – СПб.: 2009. — 448 с. [2]
Котлер Ф., Рейн И., Хэмлин М., Столлер М. Персональный брендинг. Технологии достижения
личной популярности. М.: Изд. дом Гребенникова, 2008. — 400 с. [3]
Болотова А.К.,
Макарова И.В. Прикладная психология. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 384 с.