Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Развитие речи

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Использования современных технологий словообразования у старших дошкольников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 2

Глава 1. Теоретические основы использования современных
образовательных технологий в развитии словообразования у старших дошкольников. 6

1.1 Особенности развития грамматического строя речи у
старших дошкольников  6

1.2 Характеристика современных образовательных технологий в
речи дошкольников  12

Глава 2. Опытно- педагогическая работа по развитию
словообразования у детей старшего 
дошкольного возраста с использованием современных образовательных
технологий. 20

2.1 Диагностика уровня развития словообразования старших
дошкольникову. 20

2.3 Анализ результатов опытно-педагогической работы по
словообразованию у детей старшего возраста. 37

Заключение. 51

Список литературы.. 53

  

Введение:

 

Актуальность
проблемы развития словообразования
вызвана тем, что у многих современных детей
имеются разнообразные нарушения процесса словообразования.
Дети испытывают затруднения в подборе однокоренных слов,
не могут образовывать слово,
используя приставки или суффиксы; изменяя окончание, теряют смысл слова, проявляются трудности в
дифференциации родственных слов,
в невозможности выполнения заданий на словообразование.
Нарушение развития процессов словообразования
проявляется в стойких и специфических ошибках устной речи, а затем и в
письменной.

Вопросами особенностей состояния словообразования
и словоизменения у детей дошкольного возраста занималось множество ученых и
логопедов.

Так, А.Р. Лурия, рассматривая эту проблему в
работе «Высшие корковые функции человека», дает нейропсихологическое обоснование
формирования навыка словообразования и словоизменения. Б.М. Теплов отмечает,
что чувство ритма представляет основу для словосложения. Н.С. Жукова в своих
исследованиях предлагает периодизацию формирования структуры слов при
нормальном речевом развитии.

З.Е. Агранович, Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина, Н.В. Курдвановская, Л.С.
Ванюкова и Н.С. Четверушкина разработали практические методики работы по
развитию словообразования в логопедической работе по коррекции речевых
нарушений у детей дошкольного возраста.

Многие авторы (Л.Р. Зиндер, И.А. Зимняя, Е.Н. Винарская, А.Н. Леонтьев,
А.Р. Лурия, Б.М. Теплов, К.В. Тарасова) сходятся во мнении, что для
формирования навыка словообразования и словоизменения важными представляются
такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности
темпо-ритмической организации движений и действий, а также способность детей к
серийно-последовательной обработке информации.

В последние годы в практику дошкольного образования внедряются
современные образовательные технологии, направленные на повышение процесса
речевого развития дошкольников: проектные технологии, личностно-ориентированные
образовательные технологии, технологии дифференциации и индивидуализации
образовательного процесса, а также такие современные образовательные технологии,
среди которых ТРИЗ, мнемотехника, лэпбук и информационно-коммуникационные
технологии.

Поэтому целью дипломной работы
является обоснование необходимости использования современных образовательных
технологий в развитии словообразования детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что применение
современных образовательных технологий, среди которых ТРИЗ, мнемотехника,
лэпбук и информационно-коммуникационные технологии, направленных на развитие
навыка словообразование старших дошкольников, будет повышать эффективность
данного процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения.

В связи с поставленной целью и выдвинутой гипотезой необходимо решить
следующие задачи:

1. Определить особенности развития грамматического строя речи у старших
дошкольников.

2. Охарактеризовать современные образовательные технологии как средство
развития речи детей.

3. Провести диагностику уровня развития словообразования старших
дошкольников.

4. Составить программу внедрения современных технологий в образовательных
процессах по развитию словообразования у старших дошкольников.

6. Сделать анализ полученных результатов опытно-педагогической работы по развитию
словообразования у детей старшего дошкольного возраста.

Объектом исследования является процесс
развития словообразования у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования- современные образовательные
технологий в развитии словообразования старших дошкольников.

Методы
исследования:


теоретический метод: анализ литературы по теме исследования, изучение
психолого-педагогической документации детей;


эмпирические методы: анализ речевой деятельности детей (тестирование,
анкетирование);

— метод количественного и
качественного анализа результатов констатирующего и контрольного экспериментов.

Научно-теоретической
базой работы послужили труды таких отечественных и
зарубежных исследователей, как А.Г. Арушанова, Е.В. Архипова, Г.О. Винокур,
Ф.А. Сохин, Т.В. Туманова, О.С. Ушакова, Т.Б. Филичева и др.

Базой
исследования выступает МБДОУ детский сад № 9,
дошкольники старшей группы в количестве 20 человек в возрасте 5-6 лет.

Методологическую основу исследования составляют:

-учение о зонах актуального и ближайшего развития Л.С.
Выготского.

— учение Р.Е. Левиной о системном строении речи.

— современные научные достижения в области
психолингвистики (Н.И. Жинкин, Н.А. Гвоздев, Т.В. Ахутина, В.П. Глухов и т.д.).

Теоретическая
значимостьработы состоит в том, что умения, характеризующие
овладение словообразованием (умение извлекать информацию из
словообразовательной структуры слова при его восприятии, умение глубоко
проникать в смысл производного слова, умение образовывать слова разными
способами (суффиксальный, префиксальный, префиксально-суффиксальный,
словослагательный), умение самостоятельно осуществлять мотивированную номинацию
в адекватной ситуации) определены под условия успешного обучения детей шестого
года жизни способам словообразования.

Практическая
значимость данной работы состоит в том, что результаты этого
исследования могут быть использованы при работе со старшими дошкольниками в
учебных учреждениях при обучении их способам словообразования. Структура работы
определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав
(теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

психическим процессом,
проявление и развитие которого опирается на множество факторов. Формирование
и развитие лексики в онтогенезе обуславливается и развитием представлений
ребенка об окружающей его действительности. По мере знакомства ребенка с новыми
предметами и явлениями, признаками разных предметов и действий, увеличивается
его словарь. При этом освоение окружающего мира происходит посредством
неречевой и речевой деятельности в непосредственном взаимодействии с реальными
объектами или явлениями, или с общением с взрослыми.

В процессе овладения словообразованием, ребенок осуществляет несколько
операций – вычисление морфемы из слов, обобщение значения и связи этого
значения с определенной формой, а далее – синтезирование морфем при образовании
новых слов.

Для развития словообразования у дошкольников рекомендуется применять современные
образовательные технологии. Особенность современных образовательных технологийзаключается
в том, что она способствует развитию самостоятельности и активности всех
познавательных процессов дошкольников. Присутствие дидактической задачи
подчеркивает обучающий характер таких занятий, а направленность их содержания
развивает познавательную деятельность детей. В отличие от прямой установки на
занятиях, в процессе использования ТРИЗ, мнемотехники,
информационно-коммуникационных технологий и др. происходит возникновение
игровой задачи самого дошкольника

Так,
было организовано исследование, которое позволило выявить роль современных
образовательных технологий для словообразования детей старшего дошкольного
возраста. Проведенное тестирование исходного уровня словообразования по всем
заданиям показывает значительную разницу в контрольной и исследовательской
группах. Дети из исследовательской группы практически во всех заданиях не имеют
высоких показателей, им характерен низкий и средний уровень.

В
связи с этим был организован формирующий этап эксперимента, который основывался
на использовании в занятиях для развития словообразования таких современных
образовательных технологий как ТРИЗ, мнемотехника, лэпбук и ИКТ.

Полученные
результаты по всем методикам обследования после внедрения в
воспитательно-учебный процесс развивающей программы, направленной на развитие
словообразования детей старшего дошкольного возраста, основанной на проведении современных
образовательных технологий с детьми, позволяют сделать вывод, что указанные
технологии являются эффективной формой развития словообразования детей в
старшем дошкольном возрасте.

Так,
занятия, которые были направлены на развитие словообразования, позволили
сформировать у детей умения сосредотачиваться на определенных сторонах и
явлениях действительности, развивали мышление и память, а также оказывали
влияние на другие психические процессы, развитие которых необходимо для
дальнейшего обучения в школе.

Таким образом, все планы
соответствуют теоретическим данным, цели, задачи реализованы, а гипотеза нашла
свое подтверждение.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава
1. Теоретические основы использования современных образовательных технологий в
развитии словообразования у старших дошкольников

1.1
Особенности развития грамматического строя речи у старших дошкольников Согласно Федеральному
государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО):
«речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной
диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие
звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с
книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных
жанров детской литературы…» [1].

В лингвистике грамматика (от древнегреческого
γραμματική) -это совокупность структурных правил, регулирующих состав
предложений, фраз и слов в естественном языке. Термин относится также к
изучению таких правил, и эта область включает фонологию, морфологию и
синтаксис, часто дополняемые фонетикой, семантикой и прагматикой.

Изучение грамматики является важной частью развития
речи детей с раннего возраста через усвоение речевой практики.

Своевременное формирование грамматического строя речи
у детей дошкольного возраста является важнейшим условием для полноценного
речевого и общего психического развития. Для ребёнка процесс усвоения
грамматического строя сложный, так как связан с аналитико-синтетической
деятельностью коры головного мозга. «Механизм развития этой сложной умственной
деятельности раскрыл И. П. Павлов, высказав мысль о том, что грамматика есть
своеобразная форма динамического речевого стереотипа» [5].

Исследования известных педагогов, психологов и
лингвистов доказали, что овладение грамматическим строем языка характеризуется
формированием языковой системы, основанной на генерализации, анализе и
обобщении явлений языка и речи [18]. Процесс освоения грамматического строя
речи детьми шести лет сложный, в этом возрасте необходимо уделять особое
внимание элементарному осознанию грамматических связей между производными
словами, речевому творчеству, произвольному построению сложных синтаксических
конструкций. Именно поэтому работа по грамматике в детском саду должна
строиться так, чтобы предоставлять каждому ребенку возможность решать посильные
речевые задачи [16].

В старшем дошкольном
возрасте ребенок должен владеть следующими навыками:

1. Формировать
осмысленное отношение к грамматической правильности речи, стремление говорить
правильно: совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях
(существительные с числительными, прилагательные с существительными).

2. Обращать внимание детей
на неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных,
предоставлять возможность её исправить.

3. Знакомить с разными
способами образования слов (сахарница, маслёнка).

4. Упражнять в
образовании однокоренных слов и слов с приставками (забежал, выбежал,
перебежал).

5. Использовать
упражнения на объяснение этимологии слов (холодильник, вездеход, судоводитель,
ракетоносец), образование слов по аналогии (сахарница – сухарница),
употребление несклоняемых имён существительных и прилагательных в сравнительной
степени (чистый – чище).

6. В активный словарь
вводить слова, помогающие соединять слова в предложении (потому что, ведь),
конкретизировать мысль (например, вот), обобщать сказанное (всегда, никогда).

7. Обучать составлять по
образцу простые и сложные предложения.

8. Совершенствовать
умение пользоваться прямой и косвенной речью [27].

Освоение грамматического
строя речи представляет большую сложность для детей, поскольку грамматические
категории характеризуются абстрактностью и отвлеченностью. К тому же
грамматический строй русского языка отличается наличием большого числа
непродуктивных форм и исключений из грамматических норм и правил [29].

А.Н. Гвоздев отмечал, что
три основные части русского языка представляют различные трудности: в отношении
существительных наиболее трудно усвоение окончаний, в отношении глаголов —
овладение основами, в отношении прилагательных словообразование (сравнительная
степень). А.Н. Гвоздевым раскрыта следующая закономерность. В усвоении
грамматического строя определяется определенная последовательность: сначала
усваивается всё наиболее типичное, рядовое, все продуктивные формы в области
словообразования и словоизменения (падежные окончания имен существительных,
формы изменения глаголов по лицам, временам) [11].

Рассмотрим особенности формирования грамматического
строя речи у детей. Следует отметить, что развитие грамматики описано в работах
таких авторов, как А. Н. Гвоздева, Г. Н. Ушаковой, А. М. Шахнаровича, Д. Б.
Эльконина и др. Также исследования особенностей развития грамматического строя
речи детей пополняют работы следующих авторов: Ф. А. Сохина, Н. П.
Серебренниковой, М. И. Поповой, А. В. Захаровой» [37].

Закономерностями усвоения грамматики занимался А. Н.
Гвоздев. В своей книге он описывает наблюдения за процессом морфологического и
синтаксического оформления речи ребёнка. Это помогает проследить за процессом
формирования грамматики начиная с самых простых слов малыша и заканчивая
овладевшими формами языка ребёнка преддошкольного возраста.

А. Н. Гвоздев отмечал, что в русском языке существуют
три основные части, которые представляют различные трудности: касательно
существительных большую трудность в усвоение вызывают окончания, касательно
глаголов – овладение основами, касательно прилагательных – словообразование
(сравнительная степень) [11].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы