Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Методика обучения русского языка в начальных классах

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Использование устного народного творчества как средства развития речи младших школьников.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы использования устного народного творчества как средства развития речи младших школьников 6

1.1. Психологические особенности младших школьников 6

1.2. Особенности речевого развития младших школьников 11

1.3. Устное народное творчество как средство развития речи младших школьников 17

Глава 2. Эмпирическое исследование использования устного народного творчества как средства развития речи младших школьников 23

2.1. Методики исследования развития речи младших школьников 23

2.2. Использование устного народного творчества как средства развития речи на уроках русского языка 29

2.3. Анализ динамики изменения развития речи при использовании народного творчества на уроках русского языка 37

Выводы по главе 40

Заключение 41

Список литературы 43

Приложение 47

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) [1] ориентирован на становление личностных результатов, метапредметных и регулятивных учебных действий.

Устное народное творчество является не только важнейшим источником и сред-ством развития всех сторон речи, но и играет огромную роль в воспитании интереса к родной речи. Оно помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, ин-теллекта является речь. Развитие речи ребенка тесно связано с формированием интереса к речи вообще, и к собственной речи, в частности, с потребностью, совершенствоваться и обогащать ее.

Актуальность исследования обусловлена тем, что устное народное творчество, яв-ляясь одной из базовых ценностей отечественной и мировой культуры, широко задей-ствовано в учебно-воспитательном пространстве современной начальной школы. Устное народное творчество используется как эффективный учебный материал для уроков обу-чения грамоте и развития речи младших школьников на уроках русского языка и литера-турного чтения.

В основу начального курса русского языка положено всестороннее развитие речи. Этой задаче подчинено изучение фонетики, морфологии, элементов лексики и синтакси-са. Развитие речи – это принцип в работе, как по чтению, так и по правописанию. Работа над правильным произношением и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над точностью и правильным употреблением слова, над словосочетанием, пред-ложением и связной речью, над орфографически грамотным письмом – вот основное со-держание уроков по развитию речи.

Развитие речи – та необходимая составная часть содержания, то звено, которое ор-ганически связывает все части начального курса языка и объединяет их в учебный пред-мет – русский язык. Наличие этого связующего звена открывает реальные пути осуществ-ления межпредметных связей и создания системы занятий по развитию речи, единой для уроков грамматики и правописания.

К первому классу ребёнок владеет устной речью, свободно произносит слова и в процессе общения не задумывается над расстановкой слов внутри фразы. Она самая раз-вёрнутая и нормативная. Построение каждой фразы в письменной речи является предме-том специального обдумывания. Обучение письменной речи связано с высокими требо-ваниями предъявляемые к ней: чёткость структуры высказывания, обоснованность мыс-ли, точность в употреблении слов, предложений, выразительных средств языка. Учителю при работе по формированию связной речи учащихся следует уделять внимание не только развитию письменной речи с опорой на устные высказывания, но и специальным заняти-ям устной, успешность которых непосредственно связана с учётом мотивации речи.

Устное народное творчество в различных своих формах предоставляет огромные возможности для развития речи, развития творчества, развития личности.

Объект исследования: устное народное творчество на уроках русского языка

Предмет исследования: использование устного народного творчества, как сред-ства развития речи на уроках русского языка в начальной школе.

Гипотеза исследования: развитие речи младших школьников будет более эффек-тивным, если учитель будет применять элементы устного народного творчества на уроках русского языка.

Цель исследования: изучение устного народного творчества как средства разви-тия речи младших школьников и методики его применения на уроках русского языка в начальной школе.

Задачи:

1. Изучить теоретические основы формирования речи младших школьников;

2. Определить роль устного народного творчества как средства развития речи младших школьников;

3. Проанализировать развитие речи младших школьников на уроках русского язы-ка в начальной школе;

4. Провести эксперимент по внедрению устного народного творчества как сред-ства развития речи младших школьников в уроки русского языка начальной школы.

Методы исследования:

Теоретические — общенаучный, индуктивный, формирование выводов на основе анализа, обобщения, классификации, изучение источников литературы по теме исследо-вания.

Практические — измерение, наблюдение, моделирование, эксперимент, сравнение,

Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении эффективных методов и приемов организации учебно-воспитательного процесса на уроках русского языка в начальной школе с применением устного народного творчества.

Практическая значимость исследования — конспекты занятий с использование устного народного творчества как средства развития речи могут быть полезны и интерес-ны студентам различных педагогических вузов в реализации их идей на практике, педа-гогам начальных классов.

Экспериментальная база исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение Орудьевская средняя общеобразовательная школа. В исследовании принима-ли участие учащиеся 3-го класса в количестве 25 человек.

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Современный социальный заказ на содержание коммуникативного развития детей младшего школьного возраста ставит одной из основных целей образования, что находит отражение в требованиях к результатам освоения программы начальной школы. Феде-ральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образо-вания второго поколения выделяет группу коммуникативных универсальных учебных действий, овладение которыми является основой для формирования у учащихся познава-тельной активности.

Именно в начальной школе учащиеся начинают знакомиться на теоретическом уровне и овладевают нормами литературного языка на практическом уровне в устной и письменной форме, учатся использовать языковые средства в соответствии с целями и задачами коммуникативной ситуации.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. В современной перио-дизации психического развития охватывает период от 6-7 до 9-11 лет. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль школьника, принципиально новый вид деятельности — учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется его представление о своем месте в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его образ жизни. Ребенок оказывается на границе нового возраст-ного периода.

Младшие школьники могут переходить от одного вида деятельности к другому без особых усилий и внутренних усилий. Детское внимание проявляет свои наиболее совер-шенные свойства только тогда, когда предмет или явление, непосредственно привлекшее внимание, представляет для ребенка особый интерес.

Речь является необходимым условием любой деятельности. Коммуникативная компетентность обучающихся определяется ФГОС начального общего образования как планируемый результат освоения основной образовательной программы начального об-разования.

Развитие речевой деятельности является одним из основных направлений работы в начальных классах. Задачи обучения школьников родному языку определяются, прежде всего, той ролью, которую играет язык в жизни общества и каждого человека. Именно в процессе общения происходит становление ученика как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое разви-тие.

Развитая устная речь — это умение в соответствии с требованиями к речи опреде-лить, какое слово, какой оборот речи, какая интонация, какая манера речи уместны и что нежелательно в каждом конкретном случае. Развитие устной речи является также эффек-тивным условием развития мышления.

Знание произведений различных фольклорных жанров развивает речь детей: обо-гащает, уточняет и активизирует словарный запас учащихся, формируя у них конкретные представления и понятия, развивает умение выражать мысли в устной и письменной форме. Это развитие обусловлено тем, что произведения написаны литературно точным, образным, эмоциональным языком, теплым лиризмом, наиболее соответствующим осо-бенностям детского восприятия.

Для исследования речевого развития младших школьников нами были выбраны следующие методики: методика «Расскажи по картинке», методика «Назови слова», мето-дика «Определение понятий», методика «Выяснение пассивного словарного запаса», ме-тодика «Определение активного словарного запаса».

Исследование проводилось на базе муниципального общеобразовательного учре-ждения Орудьевская средняя общеобразовательная школа. В исследовании принимали участие учащиеся 3 класса в количестве 25 человек.

Исходя из проведенной диагностики, мы видим, что исходный уровень речевого развития детей младшего школьного возраста соответствует средним и низким показате-лям. В речи ребенка прослеживается коммуникативная целесообразность, четкость, но отсутствует содержательность, логичность, последовательность, а также в своей речи дети используют простые предложения.

Использование пословиц и поговорок, в которых встречаются различные орфо-граммы русского языка, способствует совершенствованию навыка грамотного письма, развитию орфографической зоркости.

Изучать тему урока на примере интересного, уже знакомого текста из сказок намного увлекательнее, чем просто отрабатывать материал на отдельных словах, и это дает больший эффект.

Использование разнообразных приёмов в работе над пословицами и поговорками, позволяет сделать эту работу интересной и наиболее эффективной для формирования нравственных качеств каждого ребёнка

После проведения уроков русского языка в 3 классе мы повторили диагностику по тем же методикам, что и в начале эксперимента. По результатам диагностики мы видим, что уровень развития речи остается на среднем уровне. Однако после уроков русского языка с элементами русского народного творчества данные по методикам изменились в лучшую сторону. Это говорит о том, что уроки с заданиями устного народного творче-ства были эффективными и можно продолжать работу по их применению.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы использования устного народного творчества как средства развития речи младших школьников

1.1. Психологические особенности младших школьников

Младший школьный возраст называют вершиной детства. В современной перио-дизации психического развития охватывает период от 6-7 до 9-11 лет. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль уче-ника, принципиально новый вид деятельности — учебная деятельность. В школе он при-обретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меня-ется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ре-бенка, весь его уклад жизни. Ребенок оказывается на границе нового возрастного перио-да.

Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте — учебная деятельность. Ее характеристики: результативность, обязательность, произвольность.

С физиологической точки зрения — это время физического роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на временном ослаблении нерв-ной системы. Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная по-требность в движениях.

Младший школьник, приобретающий в этом возрасте рефлексию и умение плани-ровать свою деятельность, воспитывается не только через беседы и примеры взрослых, но и через различные виды собственной деятельности, которая становится систематической, объективной и целеустремленной. Основными видами деятельности, оказывающими воспитательное воздействие на младших школьников, являются учение, игра, общение и труд [10]

«Учение, является мощным средством воспитания в силу того, что оно предпола-гает общение и взаимодействие ребенка с учителем и одноклассниками, личность кото-рых оказывает влияние на личность ученика. Следовательно, учебная деятельность явля-ется не только обучающей, но и воспитывающей. В процессе обучения приобретаются не только знания, умения и навыки, но и происходит формирование и закрепление опреде-ленных качеств личности, склонностей, способностей, интересов, потребностей, черт ха-рактера» [15, с. 27].

Б.С. Волков пишет, что «в начальный период обучения основное содержание учебной работы связано с формированием у ребенка потребности в знаниях, познаватель-ных интересов, стремления к познанию истины, желания продолжать самообразование и саморазвитие». Фундамент этих качеств закладывается до школы на основе природной любознательности детей, которую необходимо всячески поддерживать и развивать. Необ-ходимо подробно, понятно и честно отвечать на интересующие ребенка вопросы, учить его самостоятельно находить на них ответы. В младшем школьном возрасте учебная мо-тивация формируется как единство двух основных потребностей: потребности в знаниях и потребности в достижении успеха. Школьники осознают жизненную важность этих по-требностей и динамику их функционирования. В частности, они начинают различать способности и усилия и понимают, что их успех в большей степени зависит от усилий [8, с. 32].

Учитель оценивает успехи учеников, и именно от точки зрения учителя зависит, насколько дети младшего школьного возраста осознают свои личные качества. Учащиеся 3 и 4 классов способны различать, когда оценки заслужены, а когда они не соответствуют реальным успехам. Например, было установлено, что чем легче задание, за которое уче-ник получает похвалу от учителя, тем более обоснованно он считает, что учитель невысо-кого мнения о его способностях. И наоборот, чем сложнее задание, невыполнение кото-рого вызвало бы порицание со стороны учителя, тем больше вероятность того, что ученик придет к выводу, что учитель высоко оценивает его способности. Другими словами, уче-ник понимает, что недостаток способностей можно восполнить усилиями, а недостаток усилий — высокоразвитыми способностями. Следующим шагом в понимании природы усилий и способностей является вывод ученика о том, что людей следует хвалить и вос-хвалять не столько за их способности, сколько за их усилия. Осознание этого факта ста-новится сильным стимулом для самосовершенствования и мощной мотивационной осно-вой для самообразования.

Если неудача объясняется тем, что ученик не приложил необходимых усилий для решения задачи, это вызывает гораздо меньше огорчений, так как не заставляет ребенка сомневаться в своих способностях. Это характерно для тех детей, у которых преобладает мотивация достижения. В частности, исследования показали, что удовлетворенность успехами у таких детей тем выше, чем больше усилий они приложили для их достижения.

Правильное воспитание стремления к достижению успеха зависит от стиля обще-ния детей с воспитывающими их взрослыми (как родителями, так и учителями), от харак-тера их взаимоотношений, складывающихся в ситуациях, когда есть возможность достичь успеха в той или иной деятельности. В статье «Образование и воспитание» М.Н. Ахмето-вой показано, что мотивация избегания неудач чаще формируется у детей, родители кото-рых имеют следующие особенности:

Во-первых, их больше волнует, соответствует ли их ребенок социальным нормам, не хуже ли его успехи, чем успехи сверстников, а не успехи ребенка относительно самого себя и соответствие достигнутых им результатов приложенным усилиям.

Во-вторых, родители таких детей менее отзывчивы к желаниям своих детей, уста-навливают над ними жесткий контроль, реже поощряют самостоятельную работу детей, помогают им не в виде советов, а вмешиваясь в их деятельность и навязывая свое мнение.

В-третьих, такие родители часто жалуются на отсутствие у детей способностей, упрекают их в недостаточном усердии, а достигнутые успехи объясняют в основном лег-костью выполнения заданий, очень редко хвалят своих детей за достижения, часто быва-ют недовольны их неудачами [30].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы