Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему «Использование творческих видов деятельности при обучении английскому языку в начальной школе»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ТВОРЧЕСКИХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. 2
1.1. Понятие
«творческие виды деятельности» в психолого-педагогических исследованиях. 2
1.2. Игровая
технология как основа творческой деятельности обучающихся. 5
1.3. Драматизация
и театрализованная иноязычная деятельность в рамках внеурочной деятельности. 10
1.4. Психолого-педагогические
условия, способствующие развитию творческих видов деятельности в процессе
обучения английскому языку в начальной школе 12
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРИМЕНЕНИЮ
ТВОРЧЕСКИХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. 29
2.1. Нетрадиционный урок иностранного языка как форма
реализации творческого потенциала младших школьников. 29
2.2. Формирование знаний английского языка на основе
творческой деятельности 45
2.3. Результаты опытно-экспериментального применения
творческих видов деятельности по обучению иностранному языку в начальной школе. 53
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ. 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 70
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 79
Приложение 2. 80
Введение:
В постиндустриальную
эпоху проблема обучения иностранным языкам особенно актуальна в связи с
процессами глобализации и межкультурного диалога. Знание иностранных языков —
необходимое условие для современного человека. В контексте растущего интереса к
изучению иностранных языков существует потребность в учителях нового типа,
которые могут гуманизировать преподавание иностранных языков на основе личностно-ориентированного
подхода в обучении, данный подход был сформирован в середине 80-х годов
прошлого столетия на базе психологических, психолого-педагогических положений
Л. С. Выготского [3], П. Я. Гальперина [4], Д.Б. Эльконина [18] и др.
За последнее десятилетие
резко возросли требования к совершенствованию преподавания иностранных языков
школьникам, одновременно повысились требования к качеству школьной подготовки
будущих учителей иностранных языков.
В январе 2000 г.
Министерство просвещения Российской Федерации приняло концепцию новой структуры
и нового содержания начального образования в России, которая и является
основным результатом деятельности. Учебное заведение должно иметь набор базовых
компетенций, а не систему знаний, навыков и умений — юридических,
коммуникативных, информационных, социальных и деловых, бытовых и других сфер.
При этом содержание
образования должно охватывать как иностранные языки, широко распространенные в
Европе, так и языки соседних стран: Японии, Китая, Норвегии, Эстонии и Латвии.
Согласно концепции содержания среднего образования, изучение иностранного языка
начинается со второго года начальной школы.
Современное обучение
иностранным языкам направлено на развитие способности оценивать окружающий мир,
людей и культуру с точки зрения самих себя. Происходит переход от
централизованного сознания к целостному культурному сознанию.
В настоящее время
российская система образования находится в процессе модернизации, что связано с
общими тенденциями глобального развития, в основном с переходом к
постиндустриальному информационному обществу.
Система общего
образования в России имеет значительный опыт использования творческих видов
деятельности в учебном процессе по различным предметам, в том числе и в
преподавании иностранных языков. На сегодняшний день проведен ряд научных
исследований по практике использования средств творческого обучения в обучении
иностранным языкам (Т. П.
Сарана [16], Л. И.
Федорова [17] и др.), использованию коммуникативных технологий и Интернета в
обучении иностранным языкам (Е.С. Полат [14]и др.).
Таким образом, в настоящее время актуальность выбранной темы
исследования обусловлена существованием проблемы использования творческого
метода в обучении иностранному языку младших школьников, приоритетная направленность которого заключается в
саморазвитии и самоактуализации обучающихся, что необходимо для
повышения интереса к изучаемому предмету и активности на занятиях.
Объектом
исследования является процесс обучения английскому
языку в начальной школе.
Предметом
исследования является применение творческих видов
деятельности при обучении английскому языку в начальной школе.
Цель
исследования: провести экспериментальную работу применения творческих методов
при обучении английскому языку. В соответствии с
поставленной целью реализуются следующие задачи:
1. Дать определение творческим видам
деятельности;
2. Рассмотреть понятие технологии и игровые
технологии;
3. Рассмотреть явление драматизации на
начальном этапе обучения.
4. Определить психолого-педагогические
условия, способствующие изучению иностранного языка в начальной школе;
5. Провести опытно-экспериментальную работу
по применению творческих видов деятельности на уроках английского языка в
начальной школе.
Гипотеза
исследования состоит в том, что применение творческих видов деятельности на
уроках английского языка при обучении младших школьников способствует развитию
познавательного интереса, активности и мотивации детей, а также повышает
уровень их творческого и интеллектуального развития.
Теоретико-методологические основы
исследования:
—
системный подход в образовании (В.П.
Беспалько [12], В. А. Ковшиков [43]
и др.);
—
теория деятельностного подхода (Л.С. Выготский [24], В.В. Давыдов [33], И.
А. Зимняя [37], А.Н. Леонтьев [46] и др.); —
закономерности развития речи детей (Н. Д Гальскова [29] , В.В. Гербова [30],
В.А. Ковшиков [43]);
Практическая
значимость данной работы заключается в том, что
приведенный в работе материал может быть использован для внедрения методов
творческой активности в процесс обучения иностранному языку.
Выпускная
квалификационная работа состоит из введения, теоретической части, практической
части, литературы и методических разработок. Теоретическая и практическая часть
представлена в виде двух глав.
В первой главе освещаются
теоретические аспекты такой проблемы, как использование творческих видов
деятельности при обучении английскому языку в начальной школе, а также
раскрываются особенности обучения иностранному языку с помощью творческих
методов на начальном этапе обучения.
Во второй главе
представлены результаты эксперимента и сформулированы практические разработки
по применению «Творческих видов деятельности» на уроках английского языка.
В список литературы входит теоретическая база
исследования. Приложения содержат примеры уроков и заданий.
Заключение:
В
наши дни проблема формирования творческих способностей у учащихся в процессе
обучения английскому языку приобретает особую актуальность. В современных
условиях педагогического процесса общеобразовательных школ она является
значимой проблемой, имеющей историческое, этническое, культурологическое и
социально-педагогическое значение.
Современное
общество предъявляет высокие требования к педагогам школы, исходя из которых,
учитель должен строить образовательный процесс так, чтобы не только учитывались
способности и возможности учащихся, но и осуществлялось максимальное развитие
их личности. При деятельностном подходе в образовании человек, взаимодействуя с
миром, строит сам себя, происходит саморазвитие, самоактуализация его личности.
Задачей учителя становится подтолкнуть ученика к такому саморазвитию, создав
определенные условия и мотивировав к выполнению определенных заданий.
Подразделяя все факторы, определяющие успешность обучения иностранному языку,
на методические, общепсихологические и индивидуально- психологические,
исследователи считают мотивацию обучения важнейшим среди общепсихологических
факторов.
В
общей структуре мотивации обычно выделяют основной мотив и частные мотивы.
Частные мотивы — мотивы, возникающие во время самой учебной деятельности и, по
мнению исследователей, обладающие наивысшей степенью педагогической активности.
Необходимо отметить, что эмоциональная привлекательность учебного процесса,
способствуя развитию у учащихся эпизодического интереса, несомненно, оказывает
положительное влияние и на формирование устойчивого интереса к изучению
иностранного языка, превращая положительные реакции в устойчивую склонность.
Существуют
множество педагогических приемов и методов, ставящих целью усилить мотивацию
изучения иностранного языка. У любого педагога найдется немало примеров того,
как можно заинтересовать учащихся, как сделать процесс обучения творческим, как
раскрыть способности учащихся. Очень часто авторы различных УМК предлагают
такие задания, и учитель, оценив возможности учеников, может предложить
выполнить такую работу или придумать, переработать что-то другое – самое главное,
чтобы с развитием у учащихся эпизодического интереса формировался устойчивый
интерес к изучению иностранного языка.
Иностранный
язык, как общеобразовательный учебный предмет может и должен внести свой вклад
в процесс развития творческих способностей учащихся. Обладая огромным
воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом творческих
способностей учащихся, иностранный язык может реализовать его лишь в ходе
осуществления практической цели обучения, то есть только в том случае, если
ученик в процессе иноязычной коммуникативно-познавательной деятельности
(слушая, говоря, читая, пользуясь письмом) будет расширять свой
общеобразовательный кругозор, развивать свое мышление, память, чувства и
эмоции; если в процессе иноязычного общения будут формироваться
социально-ценностные качества личности: мировоззрение, нравственные ценности и
убеждения, черты характера.
Нетрадиционные
формы урока английского языка реализуются, как правило, после изучения
какой-либо темы или несколько тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие
уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной
обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при
подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в
традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока
иностранного языка осуществляются при обязательном участии всех учеников
группы/класса, а также реализуются с непременным использованием средств
слуховой и зрительной наглядности.
Методически
высоко эффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и
воспитания учащихся являются урок-спектакль, урок-праздник, видео-урок,
урок-экскурсия, урок-интервью и другие формы занятий.
Можно
сказать, что творческие задания — органичное сочетание образования, развития и
воспитания. Нетрадиционные уроки нравятся детям, т.к они творческие и
необычные, а самое главное — эффективные. Но не следует слишком часто проводить
нетрадиционные уроки, т.к они станут традиционными и уровень эффективности
снизится.
Изучение специальной литературы
по проблемам раннего обучения, наблюдение за процессом обучения, анализ опыта
работы учителей свидетельствуют о том, что построение начального этапа
овладения иностранным языком преимущественно на устной основе на практике себя
не оправдывает, поскольку приобретенные навыки непрочны и быстро утрачиваются.
Одной из основных причин низкой результативности обучения является
недостаточное внимание к творческим видам деятельности в обучении иностранного
языка.
Вышеизложенное свидетельствует
о том, что вопрос разработки методики обучения чтению на иностранном языке в
младших классах, обеспечивающей формирование прочных технических и
коммуникативных навыков чтения в сочетании с развитием умений устной речи,
аудированием и письма, не нашел полного решения как в теории, так и в практике
и может рассматриваться как актуальная задача современной методики обучения
иностранным языкам, что и определило выбор темы настоящего исследования.
Таким образом, анализ изменившихся
требований к осуществлению образовательного процесса в начальной школе, к
образовательным результатам по иностранному языку выпускников начальной школы,
практики формирования коммуникативных универсальных учебных действий в
педагогической науке позволил выявить ряд имеющихся противоречий:
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ТВОРЧЕСКИХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 1.1. Понятие
«творческие виды деятельности» в психолого-педагогических исследованиях Анализ
отечественной и зарубежной литературы по педагогике, а также взглядов
выдающихся психологов, лингвистов и педагогов в рамках интересующей нас
проблемы позволил выделить представителей, которым удалось разработать и
внедрить новые подходы к преподаванию иностранного языка на основе творческого
подхода.
Так,
теория развития личности Л.С.Выготского [24] и С.Л.Рубинштейна [15] стала
методологической основой исследования, теория развивающего обучения тщательно
представлена в трудах В.В.Давыдова-Д.Б.Эльконина, Л.В.Занкова и Ш.А.Амонашвили.
Творчество — вид
деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не
существовавшее.
Творчество — как
созидательная деятельность характеризуется неповторимостью по характеру
осуществления с одной стороны и по полученному результату с другой стороны.
Результат творческой деятельности всегда оригинален.
Творчество — процесс
создания нового. Творческая деятельность — как правило многообразная
деятельность. К творческой может быть отнесена лишь такая
деятельность, результатом которой может быть создание вещей, обладающих высокой
общественной значимостью. Не всегда результат творческой деятельности совпадает
с результатом его практической применимости и значимости.
Как пишет А. Н. Леонтьев,
творческая деятельность – это форма деятельности человека, направленная на
создание качественно новых общественных ценностей [6]. Стимулом к творческой
деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить на основе
имеющихся данных традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности
получается в результате нетрадиционной взаимосвязи элементов проблемной
ситуации, привлечение неявно связанных элементов, установление между ними новых
видов взаимозависимости [1, 2, 5, 11]. Предпосылками творческой деятельности
являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения),
критичность (способность отказываться от непродуктивных стратегий), способность
к сближению и сцеплению понятий, целостность восприятия и другое. Творчество –
это результат деятельности. Однако, внутри самой деятельности можно видеть акты
необыкновенной изобретательности, радикальной новизны. Хотя есть и такие
моменты, акты деятельности, в которых творческое начало выражено не столь явно.
Благодаря многим сиюминутным, мгновенным порывам рождается идея, неся за собой
некий творческий потенциал, воплощением которого можно восхищаться по
прошествии многих и многих лет.
Урок иностранного языка
позволяет формировать творческие способности, обогащающие практический опыт учеников,
их интеллектуальный потенциал, и способствует умственной активности, ведь этот
предмет обладает определенной спецификой — все виды языковой деятельности
направлены на развитие творчества учеников [4, 9, 15].
Творческое мышление,
творческая позиция и формирования индивидуального стиля преподавания
иностранного языка, по нашему убеждению, имеют исключительное значение для
учителя начальной школы. Специфика работы с младшими школьниками требует
креативного подхода к обучению для заинтересованности в изучении языка,
поддержания интереса и достижения высоких результатов; это может осилить только
педагог, умеет творчески и, главное, интересно подать учебный материал.
К основным видам
творческих заданий на уроках английского языка относятся: игры, песни, рифмовки,
проекты.
Творчество — это
умственная и практическая деятельность, результатом которой является создание
оригинальных, неповторимых ценностей, выявление новых фактов, свойств,
закономерностей, а также методов исследования и преобразования материального
мира или духовной культуры; если же она новая только для его автора, то новизна
субъективна и не имеет общественного значения [17, 19].
Творческая личность — это
в значительной степени результат учебно-воспитательного процесса. Мы имеем дело
с человеком, одаренным интеллектуальными, морально-волевыми и физическими
способностями. Поэтому задача учителя начальной школы — побуждать учащихся к
развитию их творческого потенциала, обеспечить необходимые условия для того,
чтобы каждый школьник мог реализовать себя, свои индивидуальные способности,
свои склонности и интересы.
Как отмечает И.Л. Бим,
технология содействие формированию творческой личности на уроках английского
языка включает:
— технологию
проектирования;
— технологию формирования
продуктивной познавательной атмосферы;
— технологию
использования на уроке учебных игр и учебно-творческих задач;
— технологию создания
психологических условий подготовки школьников к творческой деятельности;
— технологию
учебно-воспитательного процесса как моделирование его содержания, форм, методов
соответствия с поставленной целью [18].