Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Методика преподавания

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Использование современных технологий при обучении иноязычному говорению в старшей школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1.
Особенности процесса обучения иностранному языку на старшей ступени обучения  5

1.1.
Особенности обучения говорению на старшем этапе обучения посредством смешанного
обучения. 5

1.2.
Психологические особенности детей старшего школьного возраста. 16

Выводы по 1
главе. 25

2.
Современные технологии и их применение на уроках иностранного языка на старшей
ступени обучения. 27

2.1.
Информационные технологии как средство обучения англоязычному говорению.. 27

2.2.
Современные педагогические технологий, используемых в процессе обучения
говорению на английском языке. 30

2.3. Формы
работы с информационными технологиями на уроках английского языка. 44

Выводы по 2
главе. 47

Заключение. 49

Список
литературы.. 51

  

Введение:

 

Данная работа выполнена в
русле методических исследований преподавания иностранного языка в школе и
посвящена анализу использования современных технологий обучения говорению на
старшем этапе обучения иностранному языку. Новый вектор развития образования предполагает
активную учебно-познавательную деятельность учащихся в процессе обучения.

Обеспечение качества
образования возможно благодаря активному поиску, самостоятельному открытию,
моделированию и решению практических задач. Подготовка к реальной жизни предполагает
сформированность коммуникативной компетенции в части установления контактов,
обмена информацией, совместного поиска и творчества.

Все это возможно только
через современные технологии обучения. Актуальность работы заключается в
необходимости интегрировать интерактивные методы обучения в практику
иноязычного образования.

Значительный вклад в
изучение проблемы развития говорения внесли педагоги О. И. Соловьева, Т. А.
Маркова, A. M. Бородич, В. В. Гербова и психологи Л. С. Выготский, В. И.
Лубовский и другие. Основной результат их исследований – выявление звеньев
механизма овладения человеком говорением. Однако проблема поиска наиболее
эффективных методов и приёмов развития иноязычного говорения школьников не
теряет своей актуальности.

Актуальность данного
исследования представлена рядом факторов. Во-первых, необходимостью поиска
наиболее продуктивных методов при обучении иноязычному говорению в старшей
школе, так как эффективность процесса обучения сопровождается определенными
трудностями и выбором средств, для повышения мотивации учащихся к изучаемому
материалу и активизации их работоспособности в течение всего урока. Во-вторых,
необходимостью в пересмотре технологий, способствующих увеличению уровня
результативности образовательного процесса. Считаем, что использование
современных технологий позволит сделать процесс обучения иноязычному говорению
в старшей школе более успешным.

Объект исследования:
процесс использование современных технологий на уроках иностранного языка в
старшей школе.

Предмет исследования:
использование современных технологий при обучении иноязычному говорению в
старшей школе.

Цель исследования:
изучить особенности использования современных технологий при обучении
иноязычному говорению в старшей школе.

Задачи исследования:

1. Изучить особенности
смешанного обучения как инструмент образовательного процесса на уроках
англоязычному говорению .

2. Рассмотреть
психологические особенности детей старшего школьного возраста.

3. Раскрыть
информационные технологии как средство обучения англоязычному говорению.

4. Изучить современные
педагогические технологий, используемых в процессе обучения говорению на
английском языке.

5. Изучить формы работы с
информационными технологиями на уроках английского языка.

Для решения поставленных
задач и достижения цели был использован комплекс методов исследования: общенаучный
метод для отбора литературы по теме исследования; метод систематизации и
обобщения для формулирования основных понятий исследования; метод описания применялся
для характеристики специфики применения современных технологий при обучении
говорению у учащихся старшей школы.

Работа имеет традиционную
структуру и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Говорение, или
экспрессивная речь – это сложный многогранный процесс, позволяющий осуществлять
вместе с аудированием устное вербальное общение. Содержанием говорения является
выражение мыслей в устной форме. В основе говорения лежат произносительные
лексические, грамматические навыки. Одним из средств обучения иноязычного
говорения являются информационно-коммуникативные технологии. Новые
информационно-коммуникационные технологии и Интернет позволяют им искать и
находить новые пути обучения. Тем не менее не вся информация может быть
релевантной для определенных целей обучения, а выполнение некоторых заданий
может требовать пояснений и инструкций преподавателя. Наиболее оптимальным
выходом в такой ситуации представляется организация учебного процесса в формате
смешанного обучения.

Смешанное обучение – это
сочетание обучения в традиционной форме, т.е. очного обучения в аудитории при
поддержке и помощи преподавателя в реальном времени, и обучения,
осуществляемого с помощью современных технологий через компьютер. Часто термины
смешанное обучение (blended learning), гибридное обучение (hybrid learning) и
комбинированное обучение (mixed-mode learning) рассматриваются как
синонимичные, взаимозаменяемые. В российской системе средней и высшей школы
наиболее употребляемым стал термин «смешанное обучение», тогда как в
американской — гибридное обучение.

Одним из средств обучения
иноязычному говорению является использования на уроках иностранного языка
информационно-коммуникативных технологий. средства ИКТ зарождают мотивацию и
интерес к изучению неродного для учащихся языка, а также они способствует
лучшей адаптации учащихся к новым для них учебным условиям. Основными
особенностями развития учащегося является большой объем памяти, стремление к
изучению нового и преобладание эмоциональной сферы над интеллектуальной.
Применение средств ИКТ идеально подходят для их обучения, так как они
направлены на активное запоминание учебной информации при помощи зрительной и
слуховой наглядностей, и одновременно с этим яркие и аутентичные видео- и
аудиофайлы приносят удовольствие детям, увлекая их в мир ИЯ, который
преподносится им в интересной и понятной для них форме, в форме живой,
развивающейся системы языка.

Кроме этого, в результате
исследования было выявлено, что положительно на обучение обучении иноязычному
говорению влияет использование на уроках приложений ted talks, elsa. Используя
данную методику посредством ИКТ как дидактическое средство обучения, педагог
открывает широкое пространство возможностей для развития таких важных навыков
современного выпускника, как умение работать с текстами, критически оценивать
источники информации, подбирать информацию согласно целям и задачам,
установленным образовательной ситуацией.

Изучение вопросов
использования ИКТ при обучении говорению представляется целесообразным и
актуальным как в плане теории, так и в плане практики преподавания иностранного
языка, как способ повышения качества обучения лексической стороне речи. На
занятиях иностранного языка можно использовать как мультимедийные презентации в
Power Point (РР), мультимедийные курсы, готовые мультимедийные продукты и
обучающие программы, электронные словари, видео ресурсы, учебные Интернет —
ресурсы.

Применение ИКТ на уроках
английского языка дает возможность ученикам в красочной увлекательной форме
овладевать ключевыми технологиями общения: говорением, чтением, аудированием,
письмом, фиксировать пройденный учебный материал в необычной заманчивой форме,
с применением картинок, интерактивных исследований, процедур, тренажеров, что
содействует точному восприятию материала по проблеме.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Особенности процесса
обучения иностранному языку на старшей ступени обучения 1.1. Особенности обучения
говорению на старшем этапе обучения посредством смешанного обучения

Говорение – это вид речевой
деятельности, посредством которого осуществляется устное вербальное общение
[12]. Предметом говорения является мысль, которая отражает в сознании человека
его отношение к явлениям реального мира. Этот предмет обусловливает цель
говорения – выражение мысли и отношения к окружающей действительности.
Посредством говорения учащийся удовлетворяет свою коммуникативно-познавательную
потребность, поскольку говорение есть речетворчество, проявляющееся в
уникальности и самобытности говорящего.

Интерпретации термина «говорение»
сходны у многих методистов и лингвистов. Так, Е.И. Пассов говорит, что
говорение есть продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого
осуществляется устное общение [39].

Иными словами, процесс говорения
претерпевает сложный психофизиологический процесс, прежде чем стать логически
оформленной фразой, предложением или развернутым вербальным сообщением.

Говорение как вид речевой
деятельности обладает следующими характеристиками:

1. Мотивированность – говорение
всегда мотивированно. В методике обучения иностранному языку это называется
коммуникативной мотивацией, в которой принято выделять а) коммуникативную
мотивацию, то есть, природная потребность человека в общении и б) ситуативная
мотивация, то есть, потребность в совершении конкретного речевого акта.

2. Целенаправленность – говорение
всегда целенаправленно, так как любое высказывание преследует определенную
цель: убедить или разубедить собеседника, вызвать сочувствие или разгневать,
поддержать его мнение или доказать, что его мнение неверно. Вышесказанное
подтверждается мыслью Т.В. Иванова о том, что целенаправленность – это
направление деятельности на достижение определенного конечного результата, цели
[19].

3. Активность – говорение есть
процесс активный, поскольку говорящий передает своё отношение к окружающему
миру. Интересно отметить, как А.А. Миролюбов трактует это понятие, отмечая, что
активность есть «причинность причины». Активность проявляется не только тогда,
когда человек говорит, но и когда слушает собеседника, другими словами, это его
внутренняя активность. Активность также проявляется в реакции на слова собеседника
и планировании своей реплики [34].

4. Ситуативность – ситуативность
говорения проявляется в выборе речевых единиц, подходящих к контексту коммуникативной
ситуации. М.Л. Вайсбурд определяет ситуативность, как сущность, ограниченную
определенными условиями, которая ставит рамки в иноязычном общении и является
силой речевого акта [9].

5. Связь с личностью – такие
компоненты личности как интересы, моральные качества, интеллектуальные и
эмоциональные свойства, темперамент, опыт проявляются в речевой деятельности.
Например, интересы и интеллект определяют содержательный аспект беседы, а эмоции
и темперамент определяют её выразительность.

Как вид речевой деятельности
говорение функционирует в двух формах – диалогической и монологической. В
дальнейшем в большей степени мы будем говорить о сущности и значимости
диалогической речи в процессе обучения английскому языку.

Дилогическая речь представляет собой
процесс речевого взаимодействия между двумя и более собеседниками.
Диалогическую речь следует рассматривать как коммуникативный акт, при котором
происходит смена ролей говорящего и слушающего.

«Диалог – форма общения, состоящая
из чередующихся реплик участников и опирающихся на психологическое равенство их
позиций» [17].

Отличительными особенностями диалога
являются а) двусторонность общения, которая проявляется в необходимости
обратной связи и отклика со стороны партнера по общению для поддержания
совместного диалога, б) признание ценности и значимости собеседника, которого
нужно услышать и понять, в то время как монологическое высказывание чаще всего
не включает данное правило, в) наличие переспросов, уточнений и разъяснений,
которые придают живость и оригинальность диалогу. Последнее высоко ценится на
уроках иностранного языка и является одной из основных задач при развитии
умения говорения.

«Диалогическая речь принципиально
отличается от монологической в том плане, что она представляет собой речевое
произведение более чем одного коммуниканта, и этот факт накладывает
определенный отпечаток на характер употребления языковых средств в диалоге» [15].

Диалогическая речь всегда
мотивирована. Однако мотив сам по себе чаще всего не возникает. Необходимо
создать условия, при которых у школьников появилось бы желание и потребность
высказаться. Еще одна отличительная особенность диалогической речи – её
ситуативность. Ситуативность объясняется тем, что содержание диалога можно
понять только с учётом определенной ситуации и позиции собеседников.

При обучении диалогической речи
важное место уделяется экстралингвистическим и просодическим факторам, куда
входят мимика, жесты, паузы, психологические проявления, интонация и громкость
голоса говорящего, а также взаимоотношения между собеседниками. Всё это влияет
на успешность речевого общения в силу того, что речь в таком случае приобретает
определенные стилевые характеристики, становится живой и оригинальной, так как
речевое поведение одного участника диалога зависит от речевого поведения
другого.

В процессе обучения диалогической
речи выделяют несколько этапов:

1. Постановка коммуникативной
ситуации.

2. Распределение ролей.

3. Составление диалога учащимися с
последующим его представлением.

4. Анализ результатов диалогической
речи, где ведущим вопросом является «Достигнута ли цель в общении?», поскольку
взаимопонимание и обратная связь и являются той самой целью.

В отличие от монолога, диалог всегда
способствует раскрытию творческого потенциала учащихся, поскольку он всегда
погружает говорящих в определенную ситуацию общения, которая требует от них
включения воображения, перевоплощения и фантазии. Диалогическая речь дает
учащимся возможность «прорепетировать» некоторые жизненные ситуации, пройдя которые
они будут знать, как действовать в них в реальной жизни. Например, наиболее
актуальная ситуация среди учащихся старшей школы – диалог-интервью, поскольку в
дальнейшей жизни каждому придется столкнуться с подобной ситуацией, будь то на
русском или английском языке.

Упражнения на развитие диалогической
речи подразделяют на:

1. Подготовительные, куда относят
лексические, грамматические, фонетические упражнения.

2. Коммуникативные упражнения,
связанные с решением конкретной коммуникативной или проблемной задачи, в
которой проявляются коммуникативные намерения говорящих.

«Коммуникативные намерения
участников общения есть стремление убедить, расспросить, выделить нужную
информацию, которые в методике принято рассматривать как коммуникативные задач
партнеров по общению» [43].

Приведем примеры упражнений, которые
способствуют развитию диалогической речи:

1. Изучить формальную структуру
диалога посредством упражнения, в котором учащимся необходимо выбрать наиболее
логичный ответ на поставленный вопрос или утверждение.

2. Разыгрывание ситуаций, например,
разыграть ситуацию интервью «репортер и кинозвезда» или ситуация общения между
жителем определенной страны (Уэльса) и туристом.

3. Запросить недостающую информацию,
когда каждому ученику выдаётся карточка с пропусками. Чтобы заполнить пропуски,
ученикам необходимо расспросить друг друга.

Для диалогической речи характерна
эллиптичность, например, пропуск звуков, слогов, слов, частей предложения.
Спонтанный характер диалогической речи наводит на частое употребление вводных
слов, частиц, междометий, местоимений. Важно отметить, что для дилогической
речи характерно использование простых предложений и конструкций, что делает
структуру общения проще и точнее.

В качестве оппозиции к
вышесказанному, кратко рассмотрим понятие монологической речи, которое является
формой речи, обращенной к одному или группе слушателей. Монологическая речь
характеризуется развернутостью высказывания в отличие от эллиптичности диалогической
речи, логичностью и связностью, обоснованностью, наличием сложных
грамматических конструкций, усложненным синтаксисом, что относит монологическую
речь в разряд книжного, литературного языка.

«Монолог – это речь одного лица,
выражающего в более или менее развернутой форме свои мысли намерения, оценку
событий» [7].

Важно отметить, что монологическая
речь гораздо сложнее диалогической, поскольку требует от говорящего умений
связно и последовательно излагать мысли, выражать их в ясной, отчетливой форме.
Монологическая речь является односторонним процессом, не предполагающим
ответной реплики, именно поэтому оратору сложнее выявить был ли он понят
правильно.

А.В. Златина отмечает, что желание
учащегося высказаться на иностранном языке тем сильнее, чем глубже затронуты
его личные эмоции, мысли, интересы. Для развития умения говорить, целесообразно
не учащегося подтягивать к ситуации говорения, а ситуацию говорения приблизить
к учащемуся [15].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы