Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Использование содержания мифов и сказок как основы содержания духовно-нравственной культуры народов России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ РОССИИ: ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 7
1.1. Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания школьников 7
1.2. Особенности структуры и содержания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 18
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» (НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МИФОВ И СКАЗОК) 33
2.1. Сказки и мифы как средство формирования духовно-нравственных ценностей личности 33
2.2. Методические рекомендации по использованию содержания мифов и сказок как основы содержания духовно-нравственной культуры народов России 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
Введение:
Актуальность темы. Для современной России проблема духовно-нравственного воспитания не менее важна, чем другие актуальные проблемы. Дети – наше будущее, а от тех духовных ориентиров, в соответствии с которыми они будут строить свою жизнь, во многом зависит будущее России.
Главной целью введения предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее – ОДНКНР), введенной в качестве обязательной для изучения приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1644 (разд. 11.4), в основную образовательную программу стало обеспечение в образовательной организации условий для воспитания у учащихся таких качеств, как способность к духовному развитию и нравственному самосовершенствованию, веротерпимости, патриотизма, способности к осознанному самоограничению как в поступках, так и расточительном потребительстве, осознание ценности семьи, как носителя культурных традиций народа. Таким образом, реализация предметной области ОДНКНР направлена, в первую очередь, на достижение учащимися личностных результатов обучения.
Духовно-нравственное образование и воспитание представляет собой организованный процесс усвоения и принятия учащимися базовых национальных ценностей, обозначенных в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, природа, человечество). Данные ценности присутствуют во всех областях человеческой жизни и, в силу своей имплицитности, лежат в основе всего образовательного процесса, определяя урочную, внеурочную и внешкольную деятельность учащихся.
Первостепенную роль в решении задачи формирования духовно-нравственных качеств личности играет знакомство обучающихся с национальной картиной мира, основой которой являются особенности культуры народа. Одним из важнейших проводников национальной культуры является фольклор, в том числе мифы и сказки народов России.
Основная проблема реализации курса ОДНКНР связана с тем, что большинство педагогов не осознают в полной мере специфику данного предмета, отличающего его от других общеобразовательных дисциплин и требующего особых дидактических подходов. В частности, для реализации требований ФГОС к результатам освоения данных модулей единственно уместным является личностно-ориентированный подход, при котором педагог идет «не со знанием к ученику», а «вместе с учеником к знаниям». Однако отказаться от традиционных методов преподавания для большей части педагогов отнюдь не просто. Поэтому актуальным становится вопрос о методике преподавания курса ОДНКНР в направлении формирования духовно-нравственных качеств личности учащихся.
Степень научной разработанности проблемы.
Проблемам духовного воспитания и его взаимосвязи с морально-нравственным, правовыми и религиозным компонентами посвящены работы Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревской, О.Г. Дробницкого, В.А. Караковского, Т.И. Петраковой, Л.И. Рувинского, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого.
О взаимодействии народного воспитания, народной педагогики писали Г.Н. Волков, А.С. Макаренко, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский.
Рассмотрению воздействия сказок на формирование личности ребенка посвящены исследования основоположника российской этнопедагогики Г.Н. Волкова.
Высоко оценивал воспитательное воздействие сказки на внутренний мир ребенка А.С. Пушкин. Воспитанный на устном народном творчестве, на русских народных сказках, рассказываемых ему в детстве няней Ариной Родионовной, поэт восклицал: «Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма». Для Пушкина национальная культура есть культура самобытная, связанная с историей, бытом, традициями народа, выражающая его национальный характер. С этой точки зрения, сказки великолепно отражают русского человека, склад его ума и чувств, его идеалы и стремления.
В педагогической науке задания, направленные на создание на уроке ситуаций развивающего типа, их типология представлены в классификации А.И. Поповой.
В изученной нами литературе не уделяется достаточного внимания методическим приемам использования мифов и сказок для формирования духовно-нравственной культуры учащихся в ходе преподавания курса ОДНКНР.
Объект исследования: предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Предмет исследования: методические подходы к реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» по использованию содержания мифов и сказок.
Цель исследования: выявление специфики использования содержания мифов и сказок как основы содержания духовно-нравственной культуры народов России.
Задачи исследования:
— рассмотреть проблему духовно-нравственного воспитания школьников;
— проанализировать особенности предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;
— показать сказки и мифы как средство формирования духовно-нравственных ценностей личности;
— разработать методические рекомендации по использованию содержания мифов и сказок как основы содержания духовно-нравственной культуры народов России.
Методы исследования. В данной работе использовались следующие методы исследования: компаративный (изучение и сравнение теоретических подходов к проблеме духовно-нравственного воспитания школьников), системный (позволяет рассматривать культуру как систему, элементы которой тесно взаимодействуют и находятся в единстве), структурно-функциональный (позволяет выделить и рассмотреть сказки и мифы как элементы культуры), культур-антропологический (при рассмотрении механизма передачи культурных навыков от педагога к учащимся), типологический (при выявлении особенностей структуры и содержания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), эмпирическое исследование (анкетирование учащихся).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что были выявлены методические аспекты использования мифов и сказок для формирования духовно-нравственной культуры учащихся в ходе преподавания курса ОДНКНР.
Практическая значимость. Данные исследования могут быть использованы педагогами и студентами при разработке занятий в ходе преподавания курса ОДНКНР.
Апробация. Основные результаты исследования были представлены на ежегодной Международной молодежной научно-практической конференции «Человек. Общество. Культура. Социализация», прошедшей 23-24 апреля 2021 г. в г. Уфа.
Заключение:
С глубокой древности люди испытывали потребность познания окружающего мира и своего места в нем. Это выражалось в их танцах, музыке, устном слове, обычаях, обрядах, а также творениях изобразительного искусства, украшениях, предметах религиозного культа.
Стремление и идеалы, мысли, чувства и переживания народа отражались в произведениях устного народного творчества. Поэтому еще с тех времен возникли малые жанры детского фольклора, благодаря которым ребенку легче знакомиться с окружающим миром, обычаями и обрядами своего народа, тем самым прививая духовно-нравственные ценности.
В произведениях устного народного творчества выражаются художественно-эстетические вкусы, содержатся духовно-нравственные принципы, добродетели и любви. С их помощью ребенок приобщается к культуре своего народа и получает первые представления о ней, развивает мышление и воображение, обогащает свои эмоции.
Для достижения максимального духовно-нравственного воспитательного эффекта важно, чтобы детский фольклор был представлен разнообразными жанрами и включался в процессы жизнедеятельности детей. Формируясь как личность, ребенок приобретает определенные черты характера, особенности поведения, складывается его собственное восприятие окружающего мира, происходит усвоение главных человеческих ценностей.
Таким образом, сказки и мифы являются эффективным средством формирования у детей нравственных ценностей, но при условии, что их содержание соответствует целям воспитания, позволяет решить нравственные задачи, содержит правильную, красивую, выразительную речь, а также может показать детям положительный пример.
Сказка зарождается и развивается в контексте фольклорного наследия народов мира. Носителем и непосредственным создателем духовных ценностей культуры является коллектив, народ. Изначально духовное содержание первобытного фольклора, идеология доисторического общества существовали и проявлялись в форме коллективного сознания, когда процессу осознания человеком самого себя как разумной личности предшествовал процесс формирования идей рода как единого целого. Сказка выражала мировоззрение и психологию коллектива, объединенного на основе кровной общности, системы табу и первобытных религиозных представлений.
Сказка зарождается, живет в исторически развивающихся формах культуры. Она является своего рода совокупностью материальной, социальной и духовной культур, где явления духовной культуры оказываются производными. Следовательно, сказка является объективной формой общественного сознания и социокультурным явлением всех времен и народов.
Отметим ряд специфических принципов, свойственных преподаванию ОДНКНР в школе при изучении мифов и сказок народов России:
— необходимость учета неодинакового уровня лингвистической подготовки учащихся разных национальных регионов;
— своеобразие социальных, этнографических и других особенностей окружения, влияющих на восприятие художественного текста;
— национально-художественная специфика родной литературы, устного народного творчества, формирующая определенное национально-художественное мышление учащихся, индивидуально-психологические особенности восприятия действительности людьми разных национальностей.
Формирование понятия о сказке на материале темы «Русские народные сказки и мифы» осуществляется эффективнее, если:
— реализуется личностно-деятельный подход в обучении,
— соблюдается принцип системности,
— обеспечивается преемственность в изучении материала,
— сравнение русских и башкирских народных сказок, а также сказок других народностей, строится на основе «диалога культур»,
— не нарушаются законы восприятия художественного текста,
— обеспечивается сочетание логического и эмоционального в работе со школьниками,
— создаются ситуации, способствующие развитию творческой активности учащихся,
— пути и приемы формирования теоретических понятий соответствуют возрастным возможностям и интересам учащихся.
Учащиеся средней школы легко усваивают материал, отражающий особенности поэтики русской и национальной народных сказок, и могут использовать теоретические понятия как средство анализа художественного произведения уже на ранних этапах литературного образования.
Использование приема сопоставления в контексте «диалога двух культур» – русской и башкирской – при изучении мифов и сказок активизирует мыслительную деятельность учащихся, помогает установлению взаимосвязи между русскими и башкирскими народными сказками, лучшему усвоению теоретико-литературных понятий, а также развитию ассоциативного мышления и воображения, более глубокому постижению произведений.
Сопоставление русской и национальной народной сказки позволяет решить задачу взаимопроникновения двух культур и переключения учащихся в другую культуру без отчуждения от родной. Использованный методический прием сопоставления позволяет выявить в русской и башкирской народных сказках общечеловеческое содержание каждой национальной культуры и характерные для каждой из них «национальные картины мира».
Применение активных форм обучения (уроки с использованием функционально-ролевой игры) в сочетании с учетом особенностей изучения мифов и сказок в школе способствует созданию у учащихся положительной мотивации, что повышает эффективность духовно-нравственного воздействия содержания мифов и сказок на личность учащихся.
Введение в учебный процесс методической модели изучения мифов и сказок в контексте «диалога культур» позволяет учащимся глубже воспринимать произведения сказочного жанра, способствует целостному постижению литературного материала учащимися, формированию у них культуры литературных связей и ассоциаций.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ РОССИИ: ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1. Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания школьников
Духовно-нравственное воспитание школьников – одна из самых актуальных проблем современного образования. Основная задача учителя – воспитывать ценностные ориентиры и моральные качества учеников. Именно в школьном возрасте у учащихся формируется осознанное отношение к общественному долгу, единство слова и действия, активная жизненная позиция и нетерпимость к отклонениям от норм морали.
В «классической» советской педагогике особое место отводится нравственному воспитанию, поскольку оно является основным ядром целостного развития личности. По мнению И.С. Макаренко, нравственность – неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения, которые находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу и отдельным людям, к самому себе, труду и результатам труда [57]. В.А. Сухомлинский отмечает, что «нравственное воспитание – это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями» [54, с. 112].
На сегодняшний день складывается негативная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания современного подрастающего поколения. Поэтому педагоги всеми методами и приемами пытаются воспитать полноценных, разносторонних, воспитанных и высоконравственных личностей.
Цель современного государственного, то есть светского воспитания –