Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Педагогическая деятельность. Педагогика и психология.

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Использование проектной деятельности как один из аспектов формирования мотивации к обучению младших школьников.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы формирования
мотивации к обучению младших школьников. 10
1.1. Проблема формирования мотивации к обучению младших
школьников в психолого-педагогической литературе. 10
1.2. Сущностная характеристика процесса мотивации к обучению
младших школьников. 17
1.3. Специфика формированииия мотивации к обучеию младших
школьников в проектной деяельности. 27
Выводы первой главы.. 35
Глава II. Ресурсные возможности проектной деятельности в
формировании мотивации к обучению
младших школьников. 37
2.1. Выявление мотивации к обучению младших школьников. 37
2.2. Использование проектной деятельности в организзации
образовательного процесса. 45
2.3. Обоснование условий, при которых проектная деятельность
будет одним из аспектов формирования мотивации к обучению младших школьников . 55
Выводы второй главы. 55
Заключение. 68
Список литературы. 71

  

Введение:

 

Актуальность
темы исследования заключается в том, что в нынешних условиях
становится актуальной проблема использования проектной деятельности как одного
из аспектов формирования мотивации младших школьников к учебной деятельности,
которая не получила должного рассмотрения в современной отечественной
педагогики и психологии.

Исследование
мотивации учения важно еще и потому, что она выступает одним из важнейших
направлений обшей психологической проблемы мотивации деятельности, которая
пронизывает все стороны и аспекты поведения и деятельности человека, играет
решающую роль в их организации.

Актуальность
данной проблемы обусловлена еще и тем, что борьба за повышение качества
обучения и усвоения знаний школьниками продолжает оставаться нерешенной задачей
на сегодняшний день. Для установления причин неуспеваемости, обусловленных
особенностями личности ученика, необходимо выявить, от какого комплекса свойств
личности зависит главным образом успех или неуспех в обучении. Несмотря на
многообразие этих свойств, необходимо выделить некоторые типические их
сочетания, которые в наибольшей степени влияют на успешность обучения в младшем
школьном возрасте.

На
актуальность изучения так же указывает тот момент, что в период младшего
школьного возраста формирование такого качества как мотивация представляется в
группе социально важных, поскольку оказывают влияние на реализацию личности в
социуме, построение межличностных отношений, достижений в поставленных целях и
т.п. При этом, выполнение творческих проектов на каждом из этапов обучения
предполагает не только комплексное использование учащимися изученного на
каком-то определенном предмете, но и опору на знания и умения, полученные из
других школьных дисциплин, а также свой личный опыт. Это создает благоприятные
условия для осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении,
формирования у школьников таких ценностных качеств, как самостоятельность, ответственность,
критичность и требовательность к себе и другим, настойчивость в достижении
поставленной цели, умение работать в команде.

Проблема использования
проектной деятельности как одного из аспектов формирования мотивации к обучению
младших школьников рассматривается в работах (В.Г. Асеев, В.И. Ковалев, А.Н.
Леонтьев, Д.И. Узнадзе, Г. Холл, Л. Мюррей, А. Маслоу, Х. Хекхаузен и др.)

Вопросы
активизации обучения и познавательной деятельности школьников в учебном
процессе рассматриваются в ряде психологических и дидактических исследований
(Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, И.Я.Лернер, Н.Ф. Талызина, Т.И. Шамова, Г.И.
Щукина и др.).

Среди
отечественных ученых проблемой развития положительной мотивации в учебной
деятельности в младшем школьном возрасте занимались (В.С. Выготский, В.В.
Давыдов и Д.Б. Эльконин.)

Общие
вопросы сущности познавательного интереса к обучению раскрываются в трудах
таких (С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, А.В. Запорожец, К.С.
Платонов и др.)

 Метод проектов при развитии познавательной
активности и исследовательских способностей в процессе учебной деятельности
изучается в трудах (П.Р. Атутов, В.М. Казакевич, Е.М. Муривьев, М.Б. Павлова,
В.Д. Симоненко).

Практика
показывает, что не все педагоги используют проектную деятельность в учебной деятельности младших школьников, не мотивируют детей к
обучению, потому что многие не видят в детях скрытого потенциала, который нужно
помочь развивать, не верят в дальнейший успех ребенка, если тот получил
отрицательную оценку. Половина людей сдаются на пути к своей цели, потому что
им никто не сказал: «Я верю в тебя, у тебя все получится!»

Мы
считаем, что школьные успехи или неудачи — это далеко не показатель
исключительно умственного развития и способности ученика. Скорее, школьная
мотивация, это отражение желания учиться, сумма знаний, умений и навыков
ученика. Поэтому, главной задачей как учителя, так и родителей, проявить это
желание в ребенке.

Отсюда
возникает необходимость организации определенных действий по использования
проектной деятельности как одного из аспектов формирования мотивации к обучению
младших школьников.

В
современной российской науке термин «учебная мотивация» рассматривается с
разных позиций в педагогике, психологии, социальной педагогике и психологии (Л.
С. Выготский, Л. И. Божович, Е. Е. Кравцова, Д. Б. Эльконин).

Изучение
накопленного в современной науке обширного теоретического и практического
материала позволяет констатировать, что данная проблема
использования проектной деятельности как одного из аспектов формирования
мотивации к обучению младших школьников является очень важной, но недостаточно
теоретически и практически разработанной в связи с организацией учебного
процесса в рамках системно-деятельностного подхода.

Независимо от того, что существует
большое количество публикаций по проблеме мотивации к обучению младших
школьников, еще недостаточно изучена специфика использования проектной
деятельности как одного из аспектов формирования мотивации к обучению. Актуальность
настоящей работы обусловлена возникшим противоречием
между потребностью в мотивации к обучению младших школьников и недостаточной
разработанностью использования проектной деятельности как одного из аспектов
формирования мотивации к обучению младших школьников.

С учетом выявленного нами
противоречия был сделан выбор темы
исследования, проблема которого
сформулирована следующим образом: каковы условия, при которых проектная
деятельность будет одним из аспектов мотивации к обучению младших школьников?

Решение
данной проблемы составляет цель исследования.

Объектом
исследования выступает мотивация к обучению младших школьников.

Предметом
исследования являются процесс мотивации к
обучению младших школьников в проектной деятельности.

Гипотеза
исследования основана на том, что проектная деятельность может быть одним
из аспектов формирования мотивации к обучению младших школьников, если:

— будет теоретически обоснована
проблема формирования мотивации к обучению младших школьников;

— будет охарактеризована проектная
деятельность как один из аспектов мотивации к обучению младших школьников;

— будут выявлены и обоснованы
условия, при которых проектная деятельность будет одним из аспектов
формирования мотивации к обучению младших школьников.

Для проверки выдвинутой гипотезы поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать проблему
формирования мотивации к обучению младших школьников в психолого-педагогической
литературе.

2. Дать сущностную характеристику
процесса мотивации к обучению младших школьников.

3. Охарактеризовать проектную
деятельность как один из аспектов мотивации к обучению младших школьников.

4. Выявить и обосновать условия, при
которых проектная деятельность будет одним из аспектов формирования мотивации к
обучению младших школьников.

Методологическую
основу исследования составляют системные представления о
личности как субъекте отношения и высшей ценности, положения системного,
аксиологического, субъектно-деятельностного и культурологического подходов.

Теоретической
основой исследования являются труды, связанные с проблемами
использования проектной деятельности как одного из аспектов формирования
мотивации к обучению младших школьников:

— положения теории учебной деятельности
(П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.К. Дусавицкий, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн,
Н.Ф.Талызина, Д.Б. Эльконин);

— основные общепсихологические подходы к
исследованию мотивации личности и разработанные на их основе психологические
теории мотивации (М. Аптер, В.Г.Асеев, В.А. Бодров, Б.С. Братусь, И.А.
Васильев, Ф.Е. Вилюнас, В.А.Иванников, Е.П.Ильин, Д.А.Леонтьев, Й. Лингарт,
М.Ш.Магомед-Эминов, А. Маслоу);

— ведущие методолого-теоретические подходы к
исследованию мотивации учения (Л.И. Божович, Дж. Брунер, А.А.Вербицкий, А.К.Дусавицкий,
А.Н.Леонтьев, В.Г.Леонтьев, А.К.Маркова, М.В.Матюхина, К.М. Обуховский,
Л.М.Фридман).

Методы
исследования, примененные в работе следующие:

1.
Теоретический (анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической литературы
по теме исследования).

2.
Эмпирический (анкетирование, тестирование младших школьников).

3.
Количественный и качественный анализ полученных данных.

Опытно-экспериментальная
база исследования:

Государственное бюджетное
образовательное учреждение города Москвы №2121 имени маршала советского союза
С.К. Куркоткина.

Теоретическая значимость
исследования заключается в уточнении дефиниций
«проектная деятельность», «мотивация к учению», а также расширении понимания
структуры проектной деятельности при формировании мотивации к учебной
деятельности.

Практическая
значимость исследования заключается в том, что предложенные практические
разработки по использованию проектной деятельности в начальной школе могут быть
применены педагогами начального образования для формирования мотивации к
учебной деятельности у младших школьников. Представленные методические
рекомендации педагогам позволят использование проектной деятельности направить
на развитие положительных мотивов обучения и познавательного интереса у
обучающихся на уроках.

Положения, выносимые на защиту:

— проблема формирования мотивации к
обучению младших школьников была и остается актуальной;

— мотивацию необходимо рассматривать как
динамический аспект поведения, под влиянием которого индивид вступает в
отношение с миром, как активный процесс направления поведения человека к
предпочитаемой ситуации или объекту;

— мотивы оказывают значительное влияние на
поведение человека как личности и на его социальную роль, т.к. в сознании
человека мотивы становятся целью, на которую, в конечном счете, направляется
его поведение и действия.

— мотивацию к учебной деятельности влияет
много аспектов, одним из них является проектная деятельность

— проектная деятельность создает условия
для творческой самореализации учащихся в познавательной и преобразовательной
деятельности, что способствует повышению мотивации к учению и обеспечивает
целостное восприятие окружающего мира и даёт толчок к самостоятельной
деятельности младших школьников;

— к условиям, при которых проектная деятельность будет одним из аспектов
мотивации к обучению младших школьников, мы относим:

· предвидеть педагогические
возможности проектного метода;

· учитывать
психолого-педагогические особенности развития каждого ученика;

· включать младших школьников
в проектную деятельность на личностно-значимом уровне;

· создать условия для
получения ситуации успеха каждым учеником в результате проектной деятельности
через обоснование теоретической и практической ценности полученных результатов
и возможности их использования.

Структура
работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения,
списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Рассматривая теоретические основы проблемы
формирования мотивации к обучению младших школьников, мы полагаем, что данная
проблема была и остается актуальной.

Уточненные
нами дефиниции
«проектная деятельность», «мотивация к учению», позволяют нам сделать вывод,
что мотивацию необходимо рассматривать как динамический аспект поведения, под
влиянием которого индивид вступает в отношение с миром, как активный процесс
направления поведения человека к предпочитаемой ситуации или объекту, при этом
мотивы оказывают значительное влияние на поведение человека как личности и на
его социальную роль, т.к. в сознании человека мотивы становятся целью, на
которую, в конечном счете, направляется его поведение и действия.

Рассматривая
специфику мотивации к обучению младших школьников, мы можем отметить, что на
мотивацию к учебной деятельности влияет много аспектов. Одним из них является
проектная деятельность.

Мы
предполагаем, что использование технологии проектной деятельности является
одним из аспектов формирования мотивации к обучению младших школьников.
Использование проектных методов обеспечивает условия для творческой
самореализации учащихся в познавательной и преобразовательной деятельности.

Проектная
деятельность создает условия для творческой самореализации учащихся в
познавательной и преобразовательной деятельности, что способствует повышению
мотивации к учению и обеспечивает целостное восприятие окружающего мира и даёт
толчок к самостоятельной деятельности младших школьников.

А это способствует повышению мотивации к
учению и обеспечивает целостное восприятие окружающего мира, даёт толчок к
самостоятельной деятельности младших школьников и наглядно утверждает их
личностный рост, так как проектная деятельность способствует формированию
ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям
жизнедеятельности.

Согласно проведенной
опытно-экспериментальной работе на
констатирующем этапе нами были выявлены особенности мотивации младших
школьников к учебной деятельности в экспериментальной и контрольной группе.

Сравнивая показатели критериев проявления
мотивации к обучению в экспериментальной и контрольной группах, мы можем
заключить, что уровень мотивации к обучению в обеих группах примерно одинаков.

В формирующем
этапе опытно-экспериментальной работы принимала участие только
экспериментальная группа. На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы
нами были использованы проектные методы обучения, для чего были созданы
определенные условия:

· предвидеть педагогические
возможности проектного метода;

· учитывать
психолого-педагогические особенности развития каждого ученика;

· включать младших школьников
в проектную деятельность на личностно-значимом уровне;

· создать условия для
получения ситуации успеха каждым учеником в результате проектной деятельности
через обоснование теоретической и практической ценности полученных результатов
и возможности их использования.

На третьем, контрольном
этапе опытно-экспериментальной работы, после реализации работы по проектной
деятельности с младшими школьниками, мы провели повторную диагностику по тем же
методикам, что и на констатирующем этапе.

Тем самым обеспечивалась работы с детьми,
направленной на формировании положительной мотивации к обучению у детей
младшего школьного возраста. Предполагаем, что эффективным методом при этом было
использование проектной деятельности.

Сравнение
результатов по всем показателям констатирующего
и контрольного этапа позволило нами проанализировать эффективность
использования проектной деятельности для формирования мотивации к учебной
деятельности у младших школьников и сделать вывод, что проведенная
нами работа с детьми в экспериментальной группе, включающая в себя
использование проектной деятельности с младшими школьниками оказалась достаточно
эффективной, поскольку полученные результаты контрольного этапа исследования по
обеим методикам показали более высокий уровень мотивации у детей в
экспериментальной группе. Это произошло благодаря тому, что на формирующем
этапе опытно-экспериментальной работы в экспериментальной группе были созданы
благоприятные условия для использования проектных методов обучения, что
повлияло на повышение мотивации к обучению младших школьников в
экспериментальной группе:

· предвидеть педагогические
возможности проектного метода;

· учитывать
психолого-педагогические особенности развития каждого ученика;

· включать младших школьников
в проектную деятельность на личностно-значимом уровне;

· создать условия для
получения ситуации успеха каждым учеником в результате проектной деятельности
через обоснование теоретической и практической ценности полученных результатов
и возможности их использования.

Что подтверждает нашу
гипотезу.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Теоретическое обоснование проблемы формирования
мотивации к обучению младших школьников

1.1. Проблема формирования мотивации к обучению младших
школьников в психолого-педагогической литературе

Проблему
мотивации относят к важнейшим психологическим проблемам, так как их
исследование позволяет приблизиться к пониманию движущих сил, причин,
внутренних механизмов поведения человека. Несмотря на важность и практическую
востребованность знаний мотивационной сферы учебной деятельности младших
школьников, разработанность этих проблем во многом отстает от их
общепсихологической значимости. Проблемы мотивации в обучении, существующие
теории и модели мотива остаются в современной отечественной психологии хотя и
изученными, однако не удовлетворяют всем запросам реальной практики [48].

Проблема мотивации в отечественной
психологической науке активно изучается и обсуждается с середины 70-х годов
прошлого века. На сегодняшний день она остается актуальной. На наш взгляд такое
положение объясняется тем, что существует необходимость внедрения в практику
исследования психологов, определение поведения человека в реальности, важно
познания его закономерностей и раскрытие связи внутренних и внешних мотиваций
человека с социальной составляющей.

Следует заметить, что мотив
представляет собой внутреннюю устойчивую психологическую причину поведения или
поступка человека. Другими словами, это то, что побуждает человека к какой-либо
деятельности, придавая ей осмысленности. Так же можно сказать, что мотивом
выступает материальный или нематериальный предмет, направляющий деятельность
человека, вызывая его на действие. В науке такая характеристика считается
мотивацией [71].

Определим понятие мотивации. Так, мотивация является
составной частью структуры личности, психологической движущей силой, которая

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы