Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Педагогика

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Использование проблемных ситуаций как средства активизации познавательной деятельности учащихся на занятиях иностранного языка

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава
I. Теоретические основы
активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. 6

1.1.
Научно-методический анализ понятий «познавательная деятельность», «проблемная
ситуация». 6

1.2.
Способы активизации познавательной деятельности учащихся посредством изучения
иностранного языка. 11

1.3.
Роль проблемных ситуаций в активизации познавательной деятельности учащихся на
занятиях иностранного языка. 15

Вывод
по главе I 24

Глава
II.
Опытно-экспериментальная работа по активизации познавательной деятельности
учащихся на занятиях иностранного языка. 25

2.1.
Логика и методика опытно-экспериментальной работы.. 25

2.2.
Экспериментальная оценка эффективности использования проблемных ситуаций на
занятиях иностранного языка как средства активизации познавательной активности
учащихся. 41

Вывод
по главе II 44

Заключение. 46

Библиографический
список. 49

  

Введение:

 

Решение проблемы – это использование существующих знаний и навыков для
решения оставшегося без ответа вопроса или тревожной ситуации, в то время как
проблемное обучение (обучение с использованием проблемных ситуаций) – это
подход к обучению, при котором учащиеся приобретают новые знания и навыки,
работая над сложной проблемой, аналогичной той, что существует во внешнем мире.
Использование проблемных ситуаций в обучении было введено в образование еще в
древние времена. Сократ, в частности, был известен тем, что применял данный
подход к обучению. Позже проблемное обучение было почти полностью  и возрождено только в 1960-х годах. В
последнее время оно широко изучается и популяризируется. Однако, к нашему
удивлению, использование проблемных ситуаций в обучении до сих пор не нашло
широкого применения на занятиях иностранного языка в школе.

Актуальность дипломной работы заключается в
обобщении накопленного эмпирического материала, связанного использованием
проблемных ситуаций в обучении, а также важностью выявления содержательных отличительных
характеристик проблемного обучения. Также релевантность нашего исследования вызвана
недостаточной разработанностью технологии проблемного обучения иностранному
языку в школе и необходимостью повышения эффективности процесса обучения
школьников на основе активизации и интенсификации их самостоятельной деятельности
путем систематического подключения к выполнению проблемных заданий.

Цель дипломной
работы заключается в научно-теоретическом обосновании технологии использования
проблемных ситуаций как средства активизации познавательной деятельности
школьников путем разработки системы проблемных заданий, обеспечивающих
активизацию и интенсификацию учебной деятельности.

Актуальность и цель исследования определили следующие задачи
исследования:

1) дать определение и охарактеризовать с
научно-методической точки зрения такие понятия, как «познавательная
деятельность», «проблемная ситуация»;

2) исследовать способы активизации познавательной
деятельности посредство изучения иностранного языка, а также обозначить роль
проблемных ситуаций в активизации познавательной деятельности учащихся на
занятиях иностранного языка;

3) выявить логику и методику опытно-экспериментальной
работы, а также дать экспериментальную оценку эффективности использования
проблемных ситуаций на занятиях иностранного языка.

Объектом исследования данной дипломной работы
являются процесс обучения иностранному языку в школе.

Предмет исследования – использование проблемных
ситуаций при обучении учащихся иностранному языку.

Степень разработанности темы. Разработкой
концепции проблемного обучения занимались психологи и педагоги: В.А. Крутецкий,
Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, В.А. Онищук и др. Вопросы
использования проблемного подхода к обучению школьников отражены в работах А.М.
Пышкало, М.Н. Скаткина, Н.Ф. Талызиной и др. Проблеме развития познавательного
интереса у школьников посвящены исследования таких авторов, как Л. С.
Выготский, А.Н. Леонтьев, Г.И. Щукина, Л.И. Божович, Л. С. Рубинштейн, Л.Н. Вахрушева,
и др.

Научная новизна дипломной работы заключается в
раскрытии данной узкоспециализированной темы в ином контексте, а также в
глобальном синтезе всей имеющейся литературы по данной теме, выявлении новых
характеристик использования проблемных ситуаций в обучении и определении
значимости данного подхода в целом и в частности с точки зрения активизации
познавательной деятельности учащихся.

Методы исследования, использованные в работе:
аналогия, классификация, синтез, обобщение, сравнительно-аналитический анализ,
изучение соответствующей литературы, эмпирическое наблюдение и проведение
эксперимента.

Теоретическое и
практическое значение заключается в развитии и внедрении проблемных
ситуаций в учебный процесс с целью активизации познавательной деятельности
учащихся на занятиях иностранного языка. Также теоретические положения и выводы
нашего исследования могут быть использованы для совершенствования школьных
учебников по иностранному языку и для улучшения методической подготовки
студентов педвузов и учителей иностранного языка.

Цель, задачи, объект и предмет исследования определили
следующую структуру выпускной квалификационной работы: введение, две главы,
заключение, библиографический список.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Заключение

Изучение теоретических основ проблемного обучения позволило выявить, что
проблемное обучение является одним из основных элементов развивающего обучения,
так как оно способствует формированию познавательной самостоятельности
учеников. Несмотря на то, что в дидактике разработана теория проблемного
обучения, суть которой заключается в создании проблемных ситуаций и их решении
в процессе совместной деятельности учащихся и учителя, однако возможность
использования этой теории их в начальных классах требует своего дальнейшего
исследования.

Именно в школе закладываются основы дальнейшего изучения иностранного
языка и поэтому важно на этой ступени обучения способствовать не только
приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и
развитию их мышления, формированию у них способности к самообучению. Интенсификация
технологий обучения с использованием проблемности в обучении иностранному языку
создает дополнительные возможности в расширении сферы приемов и способов
традиционного обучения и поиска резервов умственного развития младшего
школьника.

В процессе исследования нами были теоретически и экспериментально
выявлены возможности использования проблемных заданий и исследована методология
проблемного обучения иностранного языка в школе. При этом были уточнены и
дополнены основные требования к содержанию и структуре проблемных ситуаций
различной направленности: при формировании новых понятий, при воспроизводстве
знаний и т.д. Исследования проблемы в литературе и наши эксперименты по
организации проблемного обучения позволили определить, что технология
проблемного обучения иностранному языку в школе должна основываться на
следующих принципах:

– развивающего и воспитывающего характера обучения;

– единство педагогических и психологических закономерностей обучения иностранному
языку;

– научности содержания и непрерывности использования проблемных ситуаций
в учебном процессе;

– сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся при
руководящей роли учителя;

– учета возрастных особенностей школьников;

– единство интеллектуального, эмоционально-волевого и
действенно-практического факторов в процессе обучения;

– проблемное усвоения знаний и использования исследовательского метода
познания;

– интеграция проблемного обучения с традиционными методами сочетая
репродуктивную, продуктивную и творческую деятельность ученика.

Результаты эксперимента показали, что осуществление проблемного подхода в
обучении иностранному языку является доступной и эффективной технологией
обучения, в результате которой знания открываются и усваиваются в процессе
самостоятельного, творческого поиска решений проблемных заданий. Качество
знаний обучающихся при этом значительно выше, чем при традиционном обучении.

Экспериментальные методы сыграли
значительную роль в росте преподавания и изучения английского языка. В
представленном в данной работе исследовании излагаются основные особенности
экспериментального дизайна, включая манипулирование независимыми переменными,
роль и практичность рандомизированных (случайных) контролируемых испытаний (СКИ)
в образовательных исследованиях, а также альтернативные методы и техники,
доступные в отсутствие СКИ. В нем также рассматриваются вопросы достоверности,
присущие проведению экспериментальных исследований, в частности источники
внутренней и внешней недействительности, и способы их устранения.

Составленная в ходе исследования система проблемных заданий учитывает
специфику содержания и особенности усвоения иностранного языка учащимися
начальных классов. Предлагаемые задания представляют для учеников учебные
проблемы, способ решения которых они находили самостоятельно, творчески
применив имеющиеся у них знания. В системе проблемных заданий были также
использованы задания из базовых учебников с небольшой их трансформацией.

Думается, наша работа послужит вехой в процессе
интегрального изучения внедрения проблемных ситуаций в учебный процесс, как
методологии обучения иностранному языку в целом. Резюмируя всё вышеупомянутое,
цель, заявленная во введении, и задачи были выполнены в данной дипломной
работе. Всё, что освещалось в данной работе, максимально отражает основу использования
проблемных ситуаций как средства активизации познавательной деятельности
учащихся на занятиях иностранного языка.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Теоретические основы
активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения

1.1. Научно-методический анализ понятий
«познавательная деятельность», «проблемная
ситуация»

Понятие «познавательной деятельности» рассматривается в разных
дисциплинах, таких как психология, педагогика, философия, методика и т.д.
Познавательная деятельность с педагогике – это «единство чувственного
восприятия, теоретического мышления и практической деятельности, в которой слово
одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого
явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной
деятельности школьников» [7]. С точки зрения психологии, «познавательная деятельность
– это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей
действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие,
мышление, память, внимание, речь» [7]. Мы в своём исследовании будем
придерживаться понятия познавательной деятельности с точки зрения педагогики и
фокусировать своё внимание на том, как коммуникация посредством письменного и
устного общения активизирует познавательную деятельность.

Познание
– это социально-исторический процесс человеческой деятельности, направленный на
отражение объективной реальности в сознании человека. Современная философия
определяет познание как творческую деятельность, направленную на получение
достоверных знаний о мире. Познание также рассматривается как важная
характеристика культуры. В современном обществе, где наука и техника становятся
все более важным определяющим фактором общественного развития, роль научных
знаний постоянно возрастает. Он не только открывает безграничные перспективы
развития цивилизации, но и решает проблему выбора пути цивилизации

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы