Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Использование мнемонических приемов на уроках русского языка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МНЕМОНИЧЕСКИХ
ПРИЕМОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.. 5
1.1. Сущность понятия «мнемонические приемы». 5
1.2. Роль мнемонических приемов в обучении русскому языку. 11
1.3. Виды мнемонических приемов, используемых при изучении
курса русского языка. 15
Выводы по 1 главе. 23
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
МНЕМОНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.. 25
2.1. Трудности в использовании мнемонических приемов на
уроках русского языка в средней школе. 25
2.2. Рекомендации по использованию мнемонических приемов в
обучении русскому языку. 29
2.3. Конспекты уроков русского языка с элементами
мнемотехник. 38
Выводы по 2 главе. 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 53
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшая роль в
реализации целей и задач, стоящих перед школой в соответствии с ФГОС,
принадлежит изучению русского языка. Русский язык является для учащихся основой
всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения,
интеллектуальных и творческих способностей.
Формирование языковой
компетентности учащихся, развитие устной и письменной речи, являются не только
важнейшими задачами необходимыми для развития личности, но и средствами
полноценного освоения всех школьных дисциплин. Модернизация российского
образования, введение новых стандартов обучения, предполагают создание условий
для повышения качества школьного образования по русскому языку, в том числе
поиск новых приемов организации образовательного процесса
Использование приёмов
мнемотехники на уроках русского языка позволяет обеспечить высокий уровень
запоминания орфограмм в словах, написание которых не проверяется правилами.
Изучаемая орфограмма превращается детьми в знакомый образ, связанный с
лексическим значением слова. Мнемотехника возникла как неотъемлемая часть
риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных
речей.
Данной теме посвящены
работы Т.И. Брагиной, И.В. Андреевой, Л.В. Омельченко, М.Б. Успенского. Кроме
того, такие исследователи, как В.В. Агафонов, А.Р. Лурия, Л.С. Выготский, А.Н.
Леонтьев, П.И. Зинченко и т.д. в своих исследованиях представили подробное
описание мнемотехнических приемов, цели и значимость их использования.
Современная мнемотехника
значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане и
делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового
материала, но и позволяет безошибочно запоминать любую точную информацию,
которая традиционно считается не запоминаемой: сложные учебные тексты, содержащие
большое количество терминологии и числовых сведений, орфографические правила.
Использование
мнемонических приемов на уроках создает атмосферу увлеченности, делает
интересным самый трудный материал. Всегда можно отыскать что-то интересное и
увлекательное в жизни, а тем более в русском языке. Нужно только найти его и
подать детям, что подтолкнет и их самих к подобным находкам и открытиям.
Цель:
изучить особенности использования мнемотехнических приемов при изучении
русского языка в средних классах.
Объект исследования: приёмы
мнемотехники.
Предмет исследования:
упражнения, направленные на изучение русского языка с использованием
мнемотехнических приемов.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность
понятия «мнемонические приемы».
2. Изучить роль
мнемонических приемов в обучении русскому языку.
3. Рассмотреть виды
мнемонических приемов, используемых при изучении курса русского языка.
4. Изучить трудности в
использовании мнемонических приемов на уроках русского языка в средней школе.
5. Разработать
рекомендации по использованию мнемонических приемов в обучении русскому языку
6. Составить конспекты
уроков русского языка с элементами мнемотехник.
Методы исследования:
наблюдение над языковым материалом, анализ и обобщение.
Практическая значимость
работы. Материалы, представленные в работе, могут быть
использованы на уроках русского языка, что позволит сделать урок более
эффективным, а также интересным и творческим.
Выполненная выпускная
квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
литературы.
Заключение:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе было раскрыто
понятие мнемотехники – это совокупность специальных приемов и способов,
облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти путем
образования ассоциаций (связей). Также выделены базовые мнемотехнические приемы
и дано их краткое описание, среди них такие, как: приемы, связанные с созданием
образов и ассоциаций. К ним относятся: прием символизации, прием «Цепочка»,
метод свободных ассоциаций, метод Цицеронар; приемы с использованием буквенно –
цифровых кодов. Среди них такие как: кодирование по созвучию, кодирование по
согласным буквам, кодирование по слогам, метод ассоциативного списка. Отдельно
можно выделить приемы привязки к хорошо знакомой информации.
Мнемотехника поможет в
организации смены деятельности во время урока, как того требуют вышеуказанные
психологические особенности. Несмотря на то, что память обучающихся в этом
возрасте становится лучше, нельзя игнорировать тот факт, что обычные способы
запоминания довольно посредственны и могут вызывать у обучающихся снижение
мотивации к запоминанию чего – либо. Мнемотехнические приемы, связанные с
образным мышлением, делают процесс запоминания более интересным для
обучающихся.
Просмотрев особенности
основных принципов мнемоники к изучению русского языка, можно сказать, что
теоретическая база методик уже была исследована психологами, языковедами,
мнемотехниками и учеными и может подлежать расширению только с точки зрения
продолжения и усиления уже существующих методик.
Также была рассмотрена
кривая Эбингауза, являющаяся одним из ключевых элементов процесса запоминания –
это забывание материала. На его примере в ходе эксперимента был показан через
какой промежуток времени изученный материал забывается и была предоставлена
определенная стратегия для того, чтобы сохранить информацию на долгое время,
систематизировать ее и затем воспроизвести. Метод «Джордано» является одним из
самых эффективных и простых, для овладения которым не нужно прилагать много
усилий и времени, только связать все элементы в определенные образы и
подкрепить логически. Что касается принципа символизации, то этот прием
позволяет выделить одну черту абстрактного понятия, то есть трансформировать
его в образ и визуализировать.
Осуществленный анализ
существующих и совершенно новых инновационных методик позволяет сделать вывод,
что педагогам следует обратить внимание на использование приемов запоминания,
толкование их и непосредственное воплощение в образовательный процесс для
интенсификации и фиксации заученного материала.
В задачи учителя входит
развитие интереса, благодаря которому неинтересная информация преобразуется в личностно
значимые знания, эмоционально окрашенные. Ориентировка на ассоциативные,
образные связи ведет к более глубокой обработке материала урока и более
продолжительному запоминанию. Благодаря преобразованию учебного материала в
форму наглядного, зрительного образа или сопоставляя его с уже имеющимися
знаниями по принципу ассоциаций, мнемотехника обеспечивает большую системность,
сознательность усвоения новых знаний, вызывая интерес к уроку. Правило
«пропущенное» не только через логику, но и воображение, эмоции удерживается в
памяти прочнее, дольше.
Мнемотехника выполняет
вспомогательную функцию на уроке, но для некоторых учащихся ее роль гораздо
серьезнее. Ориентация на индивидуальные и возрастные особенности школьников в
процессе обучения, использование в работе с ними специальных приемов и
способов, соответствующих их индивидуальным особенностям, является основой
природосообразного обучения.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МНЕМОНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 1.1. Сущность понятия «мнемонические
приемы»
Мнемоника (греч. о «mnemonikon»
– искусство запоминания), это специально разработанные способы и приемы,
облегчающие запоминание определенных типов информации [23].
Большой Энциклопедический
Словарь дает следующее определение этому понятию: «Мнемоника (греч. Mnemonіka –
искусство запоминания) (мнемотехника), совокупность приемов и способов,
облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования
искусственных ассоциаций». Эта методика опирается на использование естественных
возможностей человека: воображения, внимания, мышления.
При запоминании сложной
информации, которая не имеет логических связей и ее необходимо запомнить и
вспомнить в нужное время, помогают приемы данной техники. Например, так можно
запомнить последовательность цифр, пароли, номера телефонов, исторические даты,
фамилии, имена, формулы, планы выступлений, термины, иностранные слова,
названия географических объектов и др. Искусственные ассоциации, которые
создаются с помощью приемов мнемотехники усваиваются легче и быстрее. Поэтому
применение мнемотехники улучшает показатели объема и точности запоминания,
развивает познавательные процессы, повышает длительность хранения и качество
воспроизведения усвоенной информации [5].
Происхождение термина «мнемотехника»
приписывают древнегреческому философу и математику, создателю
религиозно-философской школы пифагорейцев Пифагору Самосскому (570 — 490 гг. до
н. э). Также есть предположение, что искусство запоминания названо так в честь
древнегреческой богини памяти Мнемозины [18].