Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Иностранные языки Фундаментальная прикладная лингвистика (французский)

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Использование метафор в французском социально-политическом дискурсе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Метафора социально-политического дискурса в свете лингвистических исследований 6

1.1. Метафора как объект лингвистического исследования 6

1.2. Классификация метафор 13

1.3. Понятие дискурса и социально-политического дискурса 20

Выводы по главе 1. 25

Глава 2. Особенности метафоры в социально-политическом дискурсе на французском языке 27

2.1. Субъективные и лингвистические метафоры в социально-политическом дискурсе французского языка 27

2.2. Семантическая специфика метафор в социально-политическом дискурсе французского языка 33

2.3. Тематическая классификация метафор в социально-политическом дискурсе французского языка 42

Выводы по главе 2. 47

Заключение 49

Список использованной литературы 52

Приложение 1 56

Приложение 2 58


  

Введение:

 

Интерес к социально-политическим явлениям и событиям в современном мире предопределяется несколькими причинами. С одной стороны, люди живут в обществе, и все общественные явления касаются их вольно или невольно. С другой стороны, бурное развитие и повсеместное распространение общественной и политической информации обусловливает интерес и вовлечение широких масс населения к данной информации. Вот почему социально-политический дискурс является одним из самых востребованных и актуальных объектов лингвистического исследования.

Важным аспектом социально-политического дискурса является его образность и экспрессивность. Необходимость привлечь внимание и воздействовать на аудиторию заставляет адресантов использовать различные экспрессивные средства, среди которых метафора занимает главенствующую позицию. Метафора как стилистическая фигура отличается разнообразием форм и функций, что привлекает интерес лингвистов.

Актуальность нашего исследования объясняется тем, что использование метафоры в социально-политическом дискурсе основывается на многообразии ее форм и на ее функциональной значимости.

Гипотеза исследования. Использование метафор в социально-политическом дискурсе французского языка отличается двойственным характером. С одной стороны в данном типе дискурса, метафоры вызывают узнаваемые и известные образы, порожденные логическим мышлением, а с другой, метафоры создают новые и индивидуальные образы, опирающиеся на чувственном восприятии мира.

Объектом исследования является метафора как выразительное средство речи.

Предметом исследования являются особенности метафорв в социально-политическом дискурсе.

Цель работы – проанализировать особенности использования метафоры в социально-политическом дискурсе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Изучить понятия «дискурс», «социально-политический дискурс» в отечественной и зарубежной лингвистике;

2. Систематизировать теоретический и практический опыт изучения лексико-семантических особенностей социально-политического дискурса.

3. Изучить понятие «метафора» в научной литературе и ее возможные классификации.

4. Провести классификацию метафор в социально-политическом дискурсе на по признаку распространенности.

5. Выявить и описать метафоры, отобранные по семантическому признаку;

6. Дифференцировать метафоры социально-политического дискурса по тематическому признаку.

Методы исследования включают описательный метод, метод сплошной выборки, семантический и компонентный анализ метафоры.

Материалом исследования послужили статьи, относящиеся к тематике социально-политического дискурса из французских газет Le Monde от 06 мая 2022, Le Figaro Magazine от 18 марта 2022 и Les Echos от 23 марта 2022. Эмпирический материал составили метафоры, отобранные методом сплошной выборки, в количестве 133 единиц.

Новизна исследования. Определено, что специфика социально-политического дискурса обусловливает частотность использования антропоморфной, социоморфной и природоморфной метафор, в силу преимущественного интереса человека к себе и окружающей его социальной и природной действительности.

Теоретическая значимость исследования обусловливается актуализацией информации о социально-политическом дискурсе, о метафоре и ее классификациях.

Практическая значимость – данный материал может использоваться на занятиях по лексикологии и стилистике французского языка, на занятиях по масс медиа на французском языке, а также при подготовке и написании курсовых и дипломных работ.

Структура работы определяется целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В Приложении представлены примеры отобранных метафор и диаграммы, отображающие процентное соотношение различных типов метафор в социально-политическом дискурсе.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Данная выпускная квалификационная работа посвящена изучению метафоры в рамках социально-политического дискурса, раскрывая особенности метафоры в социально-политическом дискурсе и различные типы метафорической интерпретации в данном типе дискурса.

В первой главе нашего исследования были изучены теоретические предпосылки исследования метафоры как лингвистической категории и ее роль в социально-политическом дискурсе. Интерес к данной проблематике присутствует в работах как отечественных, так и зарубежных ученых.

Ознакомление с трудами лингвистов, посвященных изучению особенностей метафоры и социально-политического дискурса, позволило определить терминологический аппарат нашего исследования. Следует отметить труды таких отечественных и зарубежных лингвистов-исследователей как А.Н. Баранов, В.В. Виноградов, В.Г. Гак, Е.С. Кубрякова, Дж. Лакофф, В.А Маслова, Т.Г. Попова, Г.Н. Скляревская, Е.А. Соловьева, В.Н. Телия, А.П. Чудинов, Ch. Baylon, J. Dubois, J. Gardes Tamine, F. Rastier. Выявлено, что ученые говорят о метафоре как о сложной комплексной категории языка, которая выполняет определенные функции в речи. Отмечается ее двуплановость с точки зрения семантики, и ее роль в познании окружающей действительности с позиций когнитивной лингвистики. Отмечено, что в основу метафоры положены различные признаки, которые предопределяют ее различные классификации.

Понятия дискурс и социально-политический дискурс рассматриваются как комплексные явления языка и речи, отличающиеся коммуникативной направленностью, включающие лингвистический и экстралингвистический компонент.

В практической части нашего исследования проведен анализ метафор социально-политического дискурса французского языка, который показал, что в социально-политическом дискурсе французского языка общелингвистическая метафора преобладает количественно над субъективной, потому что метафоры, которые известны адресатам, вызывают в их сознании известные и узнаваемые образы. Необходимость создания нового, индивидуального образа для привлечения внимания адресата, приводит к использованию субъективных метафор.

Классификация метафор по семантическому признаку позволила выделить мотивированные, синкретические и ассоциативные метафоры. Большая часть метафор французского социально-политического дискурса представлена ассоциативными метафорами. Они делают акцент на логическом мышлении человека, что вызывает нужные говорящему образы. Мотивированные метафоры используются довольно часто, так как они опираются на общие семантические признаки между предметами, явлениями, понятиями. Образ становится узнаваемым. Использование синкретических метафор происходит реже, так как основывается на чувственном восприятии мира.

Анализ метафор французского социально-политического дискурса показал, что метафоры, выявленные по тематическому признаку встречаются в данном типе дискурса неравномерно. Антропоморфная метафора отличается высокой частотностью употребления и делает упор на характеристиках человека. Человеку всегда интереснее он сам, нежели другая часть окружающей действительности, поэтому он обращает внимание больше на образы, связанные с ним. Социоморфная и природоморфная метафоры встречаются одинаково часто. Это объясняется тем, что человек социальное и природное существо, и он реагирует на образы, связанные с той средой, в которой он находится. Артефактная метафора встречается гораздо реже остальных.

Исследования метафоры и механизмов ее реализации в социально-политическом дискурсе представляют несомненный интерес для лингвистической науки, поскольку диапазон применения метафоры и метафорических оборотов расширяется вместе с расширением сфер человеческой деятельности. Следует отметить, что выполненные исследования в рамках данной работы открывают дальнейшую перспективу для углубления исследований метафоры на основе различных типов дискурса, а также изучения метафоры в контекстуальном окружении как одного, так и нескольких языков.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Метафора социально-политического дискурса в свете лингвистических исследований

1.1. Метафора как объект лингвистического исследования

Метафора считается одним из наиболее распространенных и изучаемых лингвистических явлений, поскольку она используется практически во всех жанрах литературы и встречается во многих видах человеческой речи. Метафоры придают особую выразительность и образность нашей речи во многих ситуациях использования. Так, Р. Хоффман отмечает, что «метафора может быть использована в виде орудия описания и объяснения в какой-нибудь сфере: в психотерапевтических разговорах и в дискуссиях между пилотами авиалиний, в ритуальных танцах и в языке программирования, в художественном воспитании и в квантовой механике. Метафора, где бы она нам ни встретилась, практически постоянно обогащает понимание человеческих поступков, познаний и языка» [Hoffman 1987, с. 152]. Такая широкая распространенность метафоры обусловливает множество трудов, посвященных ее изучению.

С точки зрения лингвистики, метафора изучалась многими зарубежными и отечественными учеными. Такие отечественные лингвисты как Б.А. Серебренников, Е.С. Кубрякова охарактеризовали языковые процессы, лежащие в основе появления и функционирования метафор в речи и в языке. Ученые выделили общий семантический элемент, который образовывается в результате двуплановости значения метафоры, основанной лексико-семантических связях между словами. Однако такие связи не соответствуют реальным связям между предметами и явлениями [Серебренников 1977, Кубрякова 1994]. В метафоре субъективная позиция преобладает над действительностью, вот почему метафора чаще всего характеризует оценочную деятельность сознания человека. Данные положения позволяют определить метафору как «основную ментальную операцию, которая объединяет две понятийные сферы и создает возможность

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы