Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Использование малых фольклорных форм в работе по профилактике речевого недоразвития у детей раннего возраста.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В РАБОТЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ РЕЧЕВОГО НЕДОРАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Психолого-педагогические особенности развития детей раннего возраста 7
1.2 Характеристика развития речи детей раннего возраста 18
1.3 Роль малых фольклорных жанров в развитии речи детей раннего возраста 27
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В РАБОТЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ РЕЧЕВОГО НЕДОРАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 36
2.1 Диагностика речевого развития детей раннего возраста 36
2.2 Содержание работы по использованию малых фольклорных форм в работе по профилактике речевого недоразвития у детей раннего возраста 44
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 72
Введение:
Актуальность исследования. В настоящее время в психолого-педагогических исследованиях особое место уделяется развитию речи детей. В большинстве исследований указывается на то, что для будущего развития ребенка особое значение имеет именно формирование речевых умений, а также формирование у них устного литературного языка. Поэтому в области речевого развития детей младшего школьного возраста так важно уделять особое внимание формированию и развитию речи, развитию ее содержательности и логичности.
Профилактика речевого недоразвития у детей раннего возраста оказывает влияние и на социальное развитие детей, на их личностное становление. В ходе речевого развития дети осваивают все необходимые речевые функции. Именно благодаря хорошо развитой устной речи ребенок сможет быть частью социального общества и продолжать развивать свои познавательные способности.
Стоит отметить, что в психологии процесс речевого развития строится в первую очередь на особенностях и речевых способностях детей. Речь для ребенка обладает множеством различных функций. По мере взросления ребенка его речь приобретает различные социальные функции. В первую очередь речь используется в качестве средства общения и налаживания коммуникации, а во вторую очередь в качестве познавательного средства.
В дошкольный период развития у детей речевые навыки развиваются наиболее активно, а их использование предполагает в первую очередь игровую деятельность, как со старшими, так и с ровесниками. Поэтому в данный период речь выступает в качестве средства социального приобщения к определенной социальной группе.
Особенности речевого развития детей раннего возраста изучали многие авторы и педагоги, а также психологи и ученые. К настоящему моменту основу в данной сфере составляют работы таких авторов как Л.Н. Ефименкова, Н.С.Жукова, Г.В.Чиркина, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Флерина, А.В. Ястребова, и мн. др.
К настоящему времени особенности развития речи, в том числе в период развития в раннем детском возрасте, рассматривали такие авторы как Ф.А.Сохин, Е.И. Тихеева, Л.С. Выготский, А.М. Бородич, А.А. Леонтьев и мн. др.
Некоторые особенности развития речевых навыков у детей с нарушениями речи изучалась такими авторами как Л.Н. Ефименкова, Т.А. Ткаченко, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева, В.П. Глухов, и мн. др.
Для развития речи детей раннего возраста и профилактики речевого недоразвития актуальным является использование малых фольклорных форм. Существует много различных видов малых фольклорных форм с тысячами региональных и культурных вариаций, но все они имеют несколько общих характеристик. На самом базовом уровне можно сказать, что малые фольклорные формы – это истории, передаваемые устно из поколения в поколение. Дети, вслушиваясь в напевность и ритмичность русского языка, не только учатся говорить самостоятельно. Они также получают возможность познакомиться с красотой русской речи и ее уникальностью.
Легкая лаконичность народной культуры помогает простым и эффективным способом решать сложные проблемы с речевым недоразвитием. В малых народных формах используются то, что хорошо известно и понятно детям раннего возраста. Его легко запомнить и он может помочь ребенку в развитии основных познавательных процессов. В качестве материала из малых фольклорных жанров могут быть использованы песенки, сказки, прибаутки, загадки, потешки, пестушки и т.д.
Особенности жанров русского малого фольклора и русского народного творчества в развитии детей рассматривали такие авторы как М.М. Алексеева, В.П. Аникин, Г.Г. Григорьева, Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан, К.Д. Ушинский, А.П. Илькова, А.В. Соболева, О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш и многие другие.
Практические аспекты работы современных педагогов позволяет выявить противоречие: независимо от того, что в теории существует множество исследований по проблеме развития речи, на практике они не используются в полной мере. В связи с этим возникает проблема исследования возможности использования малых фольклорных форм в работе по профилактике речевого недоразвития у детей раннего возраста.
Объект исследования: профилактика речевого недоразвития у детей раннего возраста.
Предмет исследования: использование малых фольклорных форм в работе по профилактике речевого недоразвития у детей раннего возраста.
Гипотеза исследования: использование малых фольклорных форм будет благоприятно сказываться в работе по профилактике речевого недоразвития у детей раннего возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования малых фольклорных форм в работе по профилактике речевого недоразвития у детей раннего возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогические особенности развития детей раннего возраста.
2. Рассмотреть характеристику развития речи детей раннего возраста.
3. Изучить роль малых фольклорных жанров в развитии речи детей раннего возраста.
4. Выявить первоначальный уровень речевого развития детей раннего возраста.
5. Представить содержание работы по использованию малых фольклорных форм в работе по профилактике речевого недоразвития у детей раннего возраста.
6. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Методы исследования: анализ научной, методической и психолого-педагогической литературы по теме данного исследования, синтез, систематизация, обобщение, интерпретация, количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы, представленные в работе, могут быть использованы педагогами дошкольного образовании по использованию малых фольклорных форм в работе по профилактике речевого недоразвития у детей раннего возраста.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Заключение:
На основе анализа различных психолого-педагогических источников были рассмотрены возрастные особенности детей раннего возраста. Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребенка. С психолого-педагогической точки зрения раннее детство (от одного до трех лет) является одним из ключевых факторов в жизни ребенка. Установлено, что в раннем детстве развиваются следующие психические сферы: коммуникативная, речевая, когнитивная (восприятие, память, мышление), двигательная и эмоционально-волевая. Развитие маленького ребенка должно основываться на знании его психических, возрастных и индивидуальных особенностей. В раннем детстве ребенок активно осваивает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми учится с ними обращаться.
В период раннего возраста у детей продолжает расти словарный запас и уже включает в себя множество различных слов и звуков. Дети этого возраста все еще осваивают сложные звуки, учатся составлять предложения из трех слов. Также развиваются коммуникативные навыки. Понимание речи других людей и собственная активная речь сопровождают всю жизнедеятельность ребенка. Правильное развитие речи детей раннего возраста выступает средством полноценной коммуникации и личностного развития.
Анализ литературы показал, что детский фольклор – это большая область устного народного и поэтического творчества, это яркий, радостный, и наполненный жизненной силой и красотой детский мир.
Яркие образы, красота и мелодичность слога произведений больших и малых фольклорных жанров, выразительные интонации и артистизм педагога пробуждают у малышей интерес к поэтическому слову, способствует развитию художественного вкуса, формированию чувства родного языка. Принято считать, что при многократном повторении слов и фраз в предметном сознании ребенка появляются не столько смысл и значение слов, сколько звуковой состав произносимого, а так же его ритмическая структура. И такое повторение очень удобно произносить, применяя для детей большие и малые фольклорные формы.
Подводя итог, можно сказать, что роль малых фольклорных произведений в развитии ребенка раннего возраста довольно велика. Чтение, пересказывание и рассказывание художественной литературы и фольклора доступного жанра (сказки, загадки, песни, потешки), оказывает на ребенка огромное влияние, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, об отношении к природе, о труде, развивая, тем самым, трудовую деятельность и социальный опыт дошкольника. Дети любят слушать звуки, ритмичность и напевность фольклорных жанров. Они хотят повторить их или запомнить для себя; это способствует развитию связной речи. Благодаря узнаванию новых слов в фольклоре дети пополняют свой словарный запас.
В данном исследовании рассматриваем особенности развития использования малых фольклорных форм в работе по профилактике речевого недоразвития у детей раннего возраста. Для изучения данной особенности детей раннего возраста была проведена опытно-экспериментальная работа.
В данном исследовании приняли участие 20 детей раннего возраста, то есть в возрасте 2-3 лет. В качестве диагностической методики была выбрана методика Е.О. Смирновой.
Высокий уровень развития речи у 1 ребенка – 5 % (Альбина Т.). Альбина в процессе общения со взрослыми показала свои навыки использования вербальных средств. Она активно задавала различные вопросы в процессе выполнения заданий и комментировала свои ответы. Также девочка хорошо понимала речь взрослого, который к ней обращался, и выполняла необходимые указания.
Средний уровень у 10 детей – 50 % испытуемых. Эти дети отличились недостаточно высоким уровнем развития активной и пассивной речи. Многие из таких детей понимали речь взрослого, который к ним обращается, но в процессе коммуникации терялись. В процессе общения со взрослым могут выполнять только самое простое, что просят.
Также выявлено детей с низким уровнем развития речи 9 человек или 45 %. Такие дети часто не могут самостоятельно что-то сказать, они отказывались отвечать на вопросы и не выполняли просьбы.
По итогу диагностики получили, что у детей раннего возраста, которые принимали участие в исследовании, преобладает средний уровень развития речи. В процессе формирующего этапа работы была разработана и апробирована система работы по использованию малых фольклорных форм в работе по профилактике речевого недоразвития у детей раннего возраста. Такие приемы следует применять ежедневно, чтобы достичь максимальной эффективности.
По результатам контрольного этапа количество детей раннего возраста, принимавших участие в исследовании, с высоким уровнем развития речи увеличилось. Тем самым можно отметить, что произошли позитивные изменения в речевом развитии детей раннего возраста по итогу данной опытно-экспериментальной работы. По итогу контрольного этапа:
увеличилось на 10% число детей с высоким речевым развитием;
увеличилось на 15% число детей со средним речевым развитием;
снизилось на 25% число детей с низким речевым развитием.
Следовательно, результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили эффективность использования малых жанров фольклора в работе по профилактике речевого недоразвития у детей раннего возраста. Продолжение работы в данном направлении будет благоприятно сказывать на речевом развитии детей.
Таким образом, цель исследования была достигнута, задачи решены.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В РАБОТЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ РЕЧЕВОГО НЕДОРАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
1.1 Психолого-педагогические особенности развития детей раннего возраста
Особое значение для развития ребёнка имеет период именно раннего развития. Данный период способствует формированию основы человека в нравственном, физическом и интеллектуальном плане. В зависимости от процесса развития ребёнка в раннем возрасте находится его последующее развитие в более старшем возрасте.
Эмоциональное отношение к окружающему миру, к людям и к самому себе, заложенное в это время, накладывает неизгладимый отпечаток на все дальнейшее поведение и образ жизни человека. Уникальность этого этапа заключается, помимо прочего, в быстром развитии ребенка, которое требует самого пристального внимания родителей, врачей и учителей [6, c. 25].
Изучением психолого-педагогических особенностей развития детей раннего возраста занимались многие ученые: Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и т.д.
Исходя из принятой в российской психологии периодизации, дошкольным детством считается период от трех до семи лет. Период раннего развития – это возраст личностного развития человека от 1 года жизни до 3 лет [9, c. 56].
В советской психологии первая возрастная периодизация психического развития была разработана Л.С. Выготским и в дальнейшем изучалась Д.Б. Элькониным.
Л.С. Выготский определил хронологические границы раннего возраста — от 1 года до 3 лет [9, c. 56].
Д.Б. Эльконин отнес его вместе с младенчеством к эпохе раннего детства. Ранний возраст начинается после кризиса первого года жизни и заканчивается кризисом трёх лет [37, c. 34].
Каждым автором в области психологии делается акцент на том, что период раннего развития является ответственным периодом в сфере психического становления личности. В этом возрасте ребёнок делает всё в первый раз, многое у него только ещё только начинается, появляются всё новые и новые умения и знания.
В этом возрасте у ребёнка преобладает речевое развитие, формируются различные коммуникативные навыки, происходят изменения в игровой деятельности, меняется самопредставление, а также представления об окружающем мире и социуме. Перемены, происходящие в период раннего развития ребёнка, касаются каждой сферы: познавательной и социальной, коммуникативной и физической, а также касаются личностного развития.
Важным новообразованием раннего возраста является усвоение речи. Параллельно активно развиваются и другие психические процессы ребенка – мышление, память, внимание, восприятие. При этом восприятие доминирует, что означает его ведущую роль на данном возрастном этапе. Специфическими особенностями возрастного периода являются активное развитие речи и изменения в нервной деятельности ребенка. Кроме того, физическое развитие детей раннего возраста стремительно ускоряется.
Л.С. Выготский утверждал, что психическое развитие ребёнка раннего возраста происходит во всех видах деятельности, которые свойственны этому возрастному периоду [9, c. 57].
На втором году жизни развивается самостоятельность детей, развивается предметно-игровой вид деятельности, возникают элементы сюжетной игры. Общение со взрослыми носит ситуативный и игровой характер, затем характер делового сотрудничества. Восприятие, речевые навыки, визуальное и эффективное мышление, сенсорное познание реальности будут улучшены [28, c. 39].
На третьем году жизни дети становятся более независимыми. Продолжается развитие предметной деятельности и делового сотрудничества между детьми и взрослыми; совершенствуются восприятие, речевые навыки, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление; в конце года развиваются основы наглядно-образного мышления.
В соответствии с М.Е. Хилько и М.С. Ткачевой, А.С. Роньжиной можно отметить, что в раннем возрасте у детей активно развиваются основные познавательные процессы: восприятие, мышление, память, речь. Специфической особенностью является формирование произвольности [33, c. 112].
Остановимся подробнее на особенностях развития познавательных процессов у детей раннего возраста: мышления, речевого развития, развития памяти, восприятия, внимания, сенсорного ощущения, воображения.
Рассмотрим характерные особенности развития мыслительных навыков в раннем возрасте. В соответствии с развитием ребёнка от 1 до 3 лет можно отметить, что в этот период ребёнок активно познаёт окружающую его среду, наблюдает, рассматривает окружающие его предметы, выявляет характерные особенности. Для последующего решения различных практических задач ребёнок устанавливают определенные взаимосвязи между предметами и конкретными действиями. Ребёнок в этом возрасте не умеет сделать что-то по определённому представлению. При этом характерным видом деятельности данного периода является именно предметная деятельность, свои практические задачи ребёнок решает именно на основе предметной деятельности. Предметная деятельность ребёнка формирует определённые предпосылки для последующего развития. На основе данных особенностей у ребёнка раннего возраста формируется наглядно-действенный тип мышления [20, c.8].
Вместе с мыслительными навыками у ребенка активно развиваются речевые навыки. В раннем возрасте ребёнок первый раз начинает знакомиться с мыслительными операциями. На основе выделяемых признаков предметов в предметной деятельности ребёнок тренируется обобщать, тем самым формируется навык обобщения.
По мере развития у ребёнка раннего возраста его мышление развивается от наглядно-действенного к наглядно-образному. Другими словами действия ребёнка заменяются определёнными образами. Постепенно в мышлении формируются основные умственные и мыслительные операции, происходит развитие понятийного мышления.
Рассмотрим основные особенности развития процессов восприятия у детей раннего возраста. Изучение развития восприятия начинается с понимания земной среды энергии и материи, которую должен воспринимать младенец. Оттуда человеческое восприятие соединяется с этой средой с помощью специализированных сенсорных систем для зрения, слуха, позиционирования мышц, осязания, вкуса и запаха, отбирая и координируя сложные слои информации, чтобы быстро прийти к смыслу. Многие способности к восприятию присутствуют еще до рождения и быстро развиваются [18, c. 23].
Восприятие – это использование органов чувств для получения информации или знаний о внешнем мире. Младенцы начинают жизнь с рядом способностей, которые способствуют приобретению и исследованию знаний. После обсуждения двух общих взглядов на развитие восприятия эта запись охватывает развитие восприятия глубины (кинематические, бинокулярные и статические монокулярные сигналы), восприятия объектов (восприятие рисунка, восприятие трехмерных объектов, частично закрытых объектов, постоянство размера и формы и восприятие событий) и восприятия лица. Полученные данные разных исследователей свидетельствуют о том, что перцептивные способности младенцев не находятся на том же уровне, что и у взрослых, но их восприятие мира удивительно компетентно [15, c. 175].
Развитие восприятия требует, чтобы младенцы адаптировали свои системы восприятия к структурам и статистической информации своего окружения. Таким образом, развитие восприятия важно не только само по себе, но и является примером поведенческой и нервной пластичности — мощных механизмов, которые потенциально могут поддерживать изменения в развитии во многих областях, начиная с раннего возраста [15, c. 175].
Система восприятия воссоздает окружающую среду в мозге на основе информации, поступающей от органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Таким образом, восприятие обеспечивает восприятие окружающей среды и является средством действовать в соответствии с тем, что происходит в окружающей среде.
Общий процесс восприятия включает в себя ряд шагов, которые исходят из окружающей среды и включают распознавание стимула и последующие действия в отношении этого стимула. Восприятие – это не статичный процесс, а скорее динамичный и постоянно меняющийся, основанный на последовательных действиях и восприятиях. Например, опережающее двигательное развитие младенца позволяет ему лучше исследовать и узнавать об окружающем мире. Улучшенное восприятие, возникающее в результате развития двигательных навыков, в свою очередь, приводит к более эффективной двигательной активности [12, c. 60].
Процессы развития восприятия в раннем возрасте ещё недостаточно сформированы. Не всегда при изучении предмета ребёнок сможет выделить все его значимые качества. В большинстве случаев ребенка заинтересуют только самые яркие и выдающиеся черты исследуемого предмета. Также можно заметить, что оттенок и цвет которые окрашивают предмет, не имеют особого значения для ребёнка и не являются особо важной характеристикой предмета.
Активное познание начинается с первого года жизни. До 2 лет ребёнок старается при выполнении определенного конкретного действия выполнять его по-разному, ближе к 2,5 года ребенок уже примерно знает, как нужно поступить, выполняя, что-либо. Также за счёт усовершенствования процессов восприятия ребенок совершенствует свое мышление [4, c. 60].