Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Использование квест-технологии, как средства развития творческих способностей в процессе обучения иностранному языку на уровне основного общего образования (французский язык)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СРЕДСТВАМИ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ.. 8
1.1.Сущность
и природа творческих способностей в процессе овладения иностранным языком. 8
1.2. Психолого-педагогические характеристики
обучающихся основной образовательной школы.. 13
1.3. Сущность квеста как современной
педагогической технологии. 24
1.4. Теоретические особенности использования
квест-технологии в обучении иностранному языку на уровне основного общего
образования. 32
ВЫВОД 1 ГЛАВЫ.. 39
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ.. 41
2.1.
Дидактико-технологические основы и рекомендации к разработке педагогических
квесто. 41
2.2. Методические рекомендации по использованию
квест-технологии в формировании творческих способностей обучающихся при
изучении иностранного языка. 48
2.3. Определение эффективности использования
квест-технологии в работе по формированию творческих способностей у школьников. 50
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ. 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 63
Введение:
В
современном мире, в эпоху глобализации и тесных международных контактов, знания
иностранного языка являются одним из основных характеристик, необходимых в
любой профессиональной деятельности. В этой связи одной из первых ступеней в
освоении языка является школа. Как показывает педагогическая практика,
традиционные методики преподавания не всегда оказываются результативными. Они
не успевают за научно-техническим прогрессом и из-за их неспособности привлечь
внимание «продвинутого» ученика образовательный процесс оказывается безуспешен.
Эта проблема подводит нас к выбору альтернативной, более эффективной и
привлекательной для детей методике преподавания иностранного языка.
В данной работе мы рассмотрим проблему,
которую большинство психологов называют «одной из центральных» проблем развития
общества в целом и школьного обучения в частности. Речь идет о мотивации (от
латинского слова movere – побуждение
к действию, психофизиологический процесс, управляющий поведением человека,
задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость;
способность человека деятельно удовлетворять свои потребности). Из этого
определения видно, что без мотивации невозможно практически ни одна
деятельность. Иначе говоря, если у человека полностью отсутствует мотивация,
это значит, что он мертв. Недаром современные психологи с подачи И.А. Зимней
называют «запускным механизмом» всякой человеческой деятельности.
Особую роль
играет мотивация в процессе обучения. Невозможно просто переложить определенное
количество знаний из головы учителя в головы учеников. Любой познавательный
процесс включает в себя мотив (зачем я это слушаю), интерес и отношение. Все
это – мотивационные компоненты, которые наряду с операционными компонентами
(знания, навыки, умения) и составляют основу любой познавательной деятельности
учащихся. Интересно, что мотивация бывает, как положительная, так и
отрицательная, как внутренняя, так и внешняя. На этом мы подробно остановимся в
первой главе данной работы.
Из всего
вышеизложенного следует, что для успешной деятельности необходима высокая
мотивация. А, как показывают исследования, от класса к классу идет необратимый
процесс ее снижения. При этом, в начале изучения именно иностранного языка у
учащихся, как правило, мотивация очень высока. Их привлекает абсолютная новизна
предмета, возможность говорить, петь «по-непонятному», понимать, что означают
те или иные надписи на любимых футболках, смотреть фильмы без перевода. Но
иностранный язык для многих труден в изучении, особенно его грамматическая
часть. Поэтому постепенно в процессе обучения, отношение учащихся к предмету
меняется, достижение желаемой цели оказывается не таким быстрым, как хотелось,
многие разочаровываются, вынужденные бесконечно «зубрить неправильные глаголы».
В результате снижается мотивация, пропадает активность, уменьшаются шансы
достижения успеха, без которого явление мотивации становится невозможным.
Получается замкнутый круг, выйти из которого нам помогут приемы, необходимые
для повышения мотивации. Одним из самых эффективных решений в повышении
мотивации является развитие творческих способностей обучающихся.
Актуальность исследования. Запросы общества
ориентируют отечественную педагогику и школьную практику на формирование
творческой личности, развитие творческих способностей учащихся. В связи с этим
возникает проблема переоценки традиционного понимания учения как процесса
воссоздания и усвоения прошлого опыта.
Такие педагоги
и психологи как Р. М. Грановская, Ю. С. Крижанская, И. Я. Лернер, А. М.
Матюшкин и др., отмечают, что «В существующей сегодня системе образования
недостаточно внимания уделяется целому пласту человеческого опыта-опыта
творческой деятельности» Исследования показывают, что традиционный процесс
обучения «наполнен преимущественно репродуктивной деятельностью учащихся,
рассчитанной на запоминание и воспроизведение полученной информации». Особенно
негативна такая ситуация сказывается на младших школьниках, она отрицательно
влияет на создание у них мотивации к обучению. Так можно потерять будущего
творца, приобретя обыкновенного потребителя.
Основной
принцип Новых Федеральных Государственных стандартов, гласит, что: «Важна,
прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения
изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе».
Как
показывает педагогическая практика, знания, которые учащиеся получают в готовом
виде, не вызывают у них творческой активности и интереса. Основной задачей
педагогов был и остается поиск способов и путей наибольшей эффективности
обучения.
Также
актуальность нашего исследования обусловлена недостаточной научно-методической
разработанностью теоретических основ применения современных информационных
технологий в обучении иностранным языкам; возрастающими требованиями к уровню
владения иностранными языками.
Одной из
насущных проблем образовательного пространства является необходимость
разнообразия учебного процесса, расширение сфер интересов учащихся и их
непосредственное участие в образовательном процессе. Это требует внедрения
новейших форм, методов и технологий обучения. Наиболее востребованными
становятся интерактивные формы, позволяющие задействовать всех участников,
реализовать их творческие способности, воплотить имеющиеся знания, умения и
навыки в практической деятельности. В последние годы внимание преподавателей
завоевывает использование квест-технологий (от англ. quest – поиск,
приключение). Суть методики заключается в игровой форме подачи материала,
которая создает непринужденную, комфортную обстановку для получения знаний.
Квесты могут существенно облегчить понимание учащимися темы, разнообразить
учебный процесс и повысить мотивацию учащихся к изучению языка.
Целью нашего исследования является выявление наиболее эффектных
путей, методов и средств развития творческих способностей изучения иностранного
языка, одним из которых мы считаем применение квест-технологии.
Для
достижения цели были поставлены следующие задачи:
1.
Определить сущность и природу творческих способностей в процессе овладения
иностранным языком;
2. Дать
психолого-педагогические характеристики обучающихся основной
общеобразовательной школы;
3.
Рассмотреть сущность квеста как современной педагогической технологии;
4. Раскрыть
теоретические особенности использования квест-технологии в обучении
иностранному языку на уровне основного общего образования;
5. Изучить
дидактико-технологические основы и рекомендации к разработке педагогических
квестов;
6.
Рассмотреть методические рекомендации по использованию квест-технологии в
формировании творческих способностей обучающихся при изучении иностранного
языка;
7.
Определить эффективность использования квест-технологии в работе по
формированию творческих способностей у школьников.
Объект исследования – творческие способности обучающихся основной
образовательной школы.
Предмет исследования – развитие творческих способностей обучающихся
основной образовательной школы в процессе обучения иностранному языку с помощью
применения квест-технологий.
Методическая база исследования: исследование
опирается на психолого-педагогическую теорию деятельности, изложенную в трудах
Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, А. Р.
Лурия, С. Л. Рубинштейна, Эльконина и др.
Методы исследования: анализ, наблюдение, обобщение, беседы,
анкетирование.
Материалом
исследования послужило практическое применение данной технологии, т.е. квеста,
реализованного на основе изученной теории, на примере обучающихся 6 класса.
Научная новизна исследования состоит в том, что в
нем предпринята попытка проанализировать и использовать квест-технологию для
развития творческих способностей в процессе обучения иностранному языку,
способы её реализации.
Теоретическая значимость исследования состоит в том что,
выводы и результаты, полученные в ходе исследования, могут внести определенный
вклад в разработку проблем, связанных с применением и принятием новых
технологий, одной из которых является квест-технология.
Практическая значимость работы заключается в том, что
материалы и выводы проведенного исследования могут быть использованы для
проведения уроков иностранного языка и спецкурсов в рамках основного школьного
образования.
Структура работы: исследование состоит из
введения, двух глав, выводов к ним, заключения, приложений и списка
использованной литературы.
В своей
работе мы подробно рассмотрим такие понятия как «мотивация», «мотив»,
«способности», «специфика урока иностранного языка», «квест-технология»,
проанализировать современные учебно-методические комплекты.
Заключение:
Квест-технология является довольно новой в педагогической практике,
поэтому она еще недостаточно изучена и не прошла стадию достаточного
теоретического обоснования. Квест представляет собой педагогическую технологию,
которая включает в себя набор проблемных заданий с элементами ролевой игры, для
выполнения которых требуются какие-либо ресурсы, в том числе Интернет.
Квесты бывают разных видов и имеют определенную структуру. В
образовательном процессе квест-технология призвана избавить учащихся и их
педагогов от надоевшей классно-урочной системы и расширить рамки
образовательного пространства. Специфика квеста такова, что он направлен на
развитие творческих способностей и познавательной активности учащихся, что
очень важно в повышении мотивации, играющей главную роль в образовательном
процессе.
Современный мир требует деятельной разносторонне развитой личности,
одним из необходимых условий успешности которой является владение иностранным
языком. Этот предмет, также как русский язык и литература принадлежит к филологическому
циклу, являясь важнейшим средством общения, без которого невозможно развитие
общества. Усовершенствования общественных отношений, связанные с внедрением
новейших средств коммуникации требуют повышения коммуникативной компетенции
школьников, совершенствования их филологической подготовки.
Необходимо отметить, что обучение иностранному языку посредством
использования новых педагогических технологий положительно сказывается на
результатах учащихся, повышает мотивацию, раскрывает творческий потенциал
каждой личности и способствует сплочению детского коллектива. В этой связи
необходимо отметить, что недооценивать роль квест-технологий в педагогическом
процессе нельзя. Квест помогает сделать обучение развивающим, интересным,
увлекательным. В обучении иностранному языку квест-технология предоставляет три
основных составляющих успеха: проблемность, аутентичность и интерактивность.
Это способствует развитию беглости, точности в использовании языка и
одновременно обогащению словарного запаса.
Создавать квест необходимо с учетом психологических возрастных
особенностей учеников. В нашей работе мы разрабатывали квест для седьмого
класса, относящегося к средней ступени обучения. Это возраст контрастов и
противоречий. Дети уже не дети, но еще не взрослые. Для них характерен
повышенный интерес к себе и ко всему, что происходит у них в жизни и в
организме. Вдруг очень важным становится общение со сверстниками, их оценки.
Ощущая пробудившийся интерес к собственной личности, подростки этого возраста
еще не в состоянии всегда правильно оценивать свои поступки. Если их самооценка
не совпадает с мнением окружающих, они способны пережить серьезное
эмоциональное потрясение. И в то же время, они стремятся к самостоятельности,
болезненно реагируют на проявления опеки со стороны взрослых. Все эти
нежелательные эффекты можно устранить, если вовлечь подростков в общую
интересную и полезную деятельность класса, которая будет способствовать
проявлению творческих способностей учеников. Такой деятельностью может стать
квест.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СРЕДСТВАМИ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ 1.1.Сущность и
природа творческих способностей в процессе овладения иностранным языком На
протяжении многих десятилетий проблема развития творческих способностей
учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых разных
областей научного знания: философов, педагогов, психологов, лингвистов и др.
Современное общество ставит перед школой задачу воспитать творческую,
инициативную личность, что обусловливает необходимость кардинальных перемен в
технологии образовательного процесса, направленных на преобразование всей
дидактической системы.
Коснемся
понятия творчество более подробно. С древних времен и до сегодняшнего дня одной
из самых злободневных проблем в истории философии остается проблема творчества.
Отношение к этому вопросу у философов всегда складывалось весьма неоднозначное.
Иначе и быть не может, ведь и сама философия имеет научную, творческую природу,
ориентированную на постоянный поиск чего-то нового или более совершенного.
Концепция
творчества создается в эпоху немецкой классической философии Эммануилом Кантом.
Он специально анализирует творчество под названием продуктивной способности воображения.
Кант называет творчество одним из важнейших компонентов структуры сознания.
Творчество лежит в основе познания — таков вывод Канта.