Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему «Использование краеведческого материала в курсе начального литературного образования как средство развития исследовательских умений младшего школьника»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 7
1 Теоретические
основы развития исследовательских умений младших школьников на уроках
литературного чтения посредством использования краеведческого материала. 11
1.1 Исторический
экскурс использования краеведческого материала в школе 11
1.2 Место
краеведческого материала на уроках литературного чтения в начальной школе. 17
1.3 Особенности
развития исследовательских умений у детей младшего школьного возраста. 27
2 Возможности
развития исследовательских умений младших школьников на уроках литературного
чтения посредством использования краеведческого материала. 34
2.1 Диагностика
развития исследовательских умений у младших школьников 34
2.2 Система работы
по использованию краеведческого материала на уроках литературного чтения для
развития исследовательских умений младших школьников. 42
2.3 Контрольный
эксперимент по теме исследования. 56
Заключение. 61
Список
использованной литературы.. 64
Приложение А Бланк наблюдения
за исследовательской деятельностью младших школьников. 72
Приложение Б Наблюдение за
исследовательской деятельностью учащихся на констатирующем этапе
педагогического эксперимента. 73
Приложение В Материал для
проведения исследовательской деятельности. 77
Приложение Г Наблюдение за
исследовательской деятельностью учащихся на контрольном этапе педагогического
эксперимента. 79
Приложение Д Методические рекомендации по использованию краеведческого
материала на уроках литературного чтения для развития исследовательских умений
младших школьников. 81
Введение:
Актуальность исследования продиктована
изменениями в организации и содержании образования в Российской Федерации. Нацеленность
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования на формирование у ребенка мотивации к познанию и творчеству как
носителя ценностных установок современного мира определяет развитие таких
личностных качеств как любознательность, активность, способность решать
интеллектуальные и личностные задачи, которые могут быть сформированы в
процессе развития исследовательских умений младших школьников. Для младшего
школьного возраста характерна податливость педагогическим влияниям, сила и
глубина впечатлений.
В
качестве личностных характеристик ученика начальных классов Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования
выделяются любознательность, активность в познании мира, умение обоснованно
высказывать свою позицию, способность к организации собственной деятельности.
Развитию этих качеств способствует организация исследовательской деятельности
младших школьников.
Цели,
задачи и особенности развития исследовательских умений младших школьников
рассматриваются в работах Л.И. Акининой,
И.А. Букреевой, В.М. Виноградовой, А.И. Савенкова, В.Г. Смеловой,
П.В. Середенко и других авторов. В указанных работах изучены и описаны
структура исследовательской деятельности младших школьников, критерии оценки
сформированности исследовательских умений. В.Г. Смеловой, П.В. Середенко, Т.А.
Налимовой, Н.Б. Шумаковой разработаны методические рекомендации по организации
выполнения исследовательских проектов младшими школьниками на уроках
математики, окружающего мира, литературного чтения. Однако, в методической и
педагогической литературе вопрос организации исследовательских умений младших
школьников в процессе изучения краеведческого материала на уроках литературного
чтения освещен недостаточно. Отсутствуют конкретные методические разработки,
которые могут применяться учителями в практике преподавания.
В
то же время краеведческий материал имеет огромный воспитательный и
образовательный потенциал, на что указывают работы таких ученых, педагогов как
К.Д. Ушинский, Д.С. Лихачев, Т.С. Круглова, С.Н. Корсаков, П.В. Иванов, О.С.
Бекиш и др. Г.А. Ледневой, Е.Н. Мартыновой рассматриваются особенности изучения
краеведческого материала на уроках литературного чтения в начальной школе. В
результате теоретического анализа литературы мы пришли к выводу, что
актуальность выбранного направления исследования обусловливается противоречием
между имеющимся потенциалом краеведческого материала в
образовательно-воспитательном процессе и слабой проработанностью возможности
его использования в исследовательской деятельности младших школьников в рамках
начального литературного образования.
Выявленное
противоречие позволило определить проблему:
каким образом может быть использован краеведческий материал в курсе начального литературного
образования как средство развития исследовательских умений младшего школьника.
С
учетом актуальности вопроса формирования исследовательских умений у младших
школьников, выявленного противоречия и поставленной проблемы была
сформулирована тема исследования: «Использование краеведческого
материала в курсе начального литературного образования как средство развития
исследовательских умений младшего школьника».
Объект исследования:
формирование исследовательских умений младших школьников.
Предмет исследования: формирование
исследовательских умений младших школьников в процессе использования краеведческого
материала в курсе начального литературного образования.
Цель исследования: определить
возможности использования краеведческого материала в курсе начального
литературного образования для формирования исследовательских умений младших
школьников.
Гипотеза:
формирование исследовательских умений младших школьников будет успешным, если
обеспечить целостность и многогранность образовательно-воспитательного процесса
по данному направлению посредством включения краеведческого материала в курс
начального литературного образования.
Для
достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1.
Изучить исторический аспект включения краеведческого материала в образовательно-воспитательный
процесс.
2.
Определить педагогические условия включения краеведческого материала в уроки
литературного чтения в начальной школе.
3.
Выявить особенности развития исследовательских умений у детей младшего
школьного возраста.
4.
Определить критерии оценки уровня сформированности исследовательских умений
младших школьников, подобрать соответствующий возрасту диагностический
материал.
5.
Разработать систему работы по использованию краеведческого материала
на уроках литературного чтения для развития исследовательских умений младших
школьников.
6.
Определить эффективность разработанной системы работы по использованию
краеведческого материала на уроках литературного чтения для развития
исследовательских умений младших школьников
Методологической основой исследования
являлись:
—
педагогические технологии, направленные на формирование навыков исследовательской
деятельности у младших школьников;
—
научные разработки и методические рекомендации по организации работы с
краеведческим материалом в начальной школе.
Для
решения поставленных задач и опытной проверки гипотезы использовались следующие
методы исследования:
теоретические
– анализ научной, педагогической, методической литературы; классификация;
эмпирические
– тестовые методы, методы математической обработки результатов исследования.
Достоверность
данных, полученных в работе, обеспечивалась научно-методологической
обоснованностью программы исследования, использованием комплекса методов,
адекватных его предмету, задачам и гипотезе.
Теоретическая значимость исследования
заключается в конкретизации педагогических условий использования краеведческого
материала для развития исследовательских умений младших школьников.
Практическая значимость исследования
состоит в разработке методических рекомендаций по использованию краеведческого
материала на уроках литературного чтения для развития исследовательских умений
младших школьников.
База исследования: МОУ «Гимназия № 23» г.о.Саранск.
Структура и объем работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и
приложений. Первая глава посвящена изучению и теоретическому анализу научной,
педагогической, методической литературы по исследуемой теме. Во второй главе описывается
педагогический эксперимент по обучению младших школьников начальным навыкам
исследовательской деятельности в процессе изучения краеведческого материала на уроках
литературного чтения. В приложения вынесены таблицы с полученными в ходе
эксперимента данными.
Заключение:
Фрагмент текста работы:
1
Теоретические основы развития исследовательских умений младших школьников на
уроках литературного чтения посредством использования краеведческого материала
1.1
Исторический экскурс использования краеведческого материала в школе Краеведение признавали важнейшим
средством воспитания любви к родному краю, нравственности, патриотизма,
гражданственности зарубежные философы, ученые, педагоги, мыслители,
общественные деятели Я.А. Каменский, Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, а также великие
российские педагоги и ученые М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, Н.М. Карамзин, В.Н.
Татищев, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, Д.С. Лихачев и многие
другие.
Для определения целей, задач,
содержания и направлений организации деятельности младших школьников по
изучению на уроках литературного чтения материала краеведческого характера
важно определить сущность самого понятия «краеведение», рассмотреть
исторический аспект изучения родного края, его истории и культуры.
Понятие краеведение разными авторами
рассматривается с различных точек зрения – это и область научного знания, и деятельность,
и средство воспитания нравственных, духовных, эстетических качеств личности.
Рассматривая значение пробуждения интереса
к изучению родного края в процессе воспитания, следует обратиться к
высказыванию О.С. Бекиша, который следующим
образом анализирует это состояние: «Краеведение побуждает интерес и развивает
почтение к истокам нашим, к родной земле… Его действие велико и на ум наш, и на
душу.» [3, с. 15].
П.В. Иванов считал, что «краеведение – это комплекс научных
дисциплин, которые различаются по содержанию и частным методам исследования, но
они ведут в своей совокупности к научному и разностороннему познанию края» [15,
с. 26].
П.И. Волкова рассматривает краеведение как область
научных знаний: «краеведение – это изучение школьниками на уроках и во
внеурочное время природы, социально-экономического и культурного развития
местного края [6, с. 20].
Аналогичное определение дает и Т.Б. Табарданова: «краеведение – это совокупность знаний о том или другом крае, изучение его природы,
истории, быта и т. п.» [39, с. 46].
Рассматривая педагогический аспект
краеведения, М.А. Солонович обращает особое внимание на системность
краеведческого воспитания. По мнению ученого школьное краеведение это система
образовательно-воспитательной работы по ознакомлению учащихся с природными особенностями,
промышленностью, сельским хозяйством, социально-экономическим, историческим и
культурным развитием региона, в котором они проживают, – края, области, района,
города, села. При этом М.А. Солонович предусматривает изучение краеведческого материала
как на уроках, так и во внеурочной деятельности [38,
с. 262-267].
Изучая историю развития краеведения
как отрасли научного знания, Юркина Н.Н. отмечает, что зарождение краеведческой
практики можно связать с появлением в Древней Руси летописей, в которых
отражены особенности быта, исторические события конкретных местностей [51, с. 233-246]. Именно летописи служат нашим современникам «отправной
точкой» в изучении исторического наследия, быта, обычаев предков, живших на
определенной территории.
Сам термин «краеведение» сложился
сравнительно недавно и предполагает изучение сравнительно небольшого участка
территории (район, край, город, село) в отличие от регионоведения, которое,
судя по названию, изучает историю, географию, культуру более крупной территории.
На различных исторических этапах развития краеведения как науки, области
деятельности использовались такие термина как «отчизноведение»,
«отечествоведение», «родиноведение». В данном исследовании, совершая
исторический экскурс по вопросу включения краеведческого материала в процесс
обучения, будем пользоваться современным термином «краеведение». К краеведению как научной и учебной
деятельности в России обратились ещё в XVIII в. М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков,
В.Н. Татищев положили начало академической традиции в краеведении. Значительным
исследованием проблемы школьного краеведения стала работа русского педагога
Н.Х. Весселя «Местный элемент в обучении» (1862 г.).
Особая роль в изучении народных
традиций детьми принадлежит К.Д. Ушинскому, который подчеркивал необходимость с
раннего детства вырабатывать «инстинкт местности», используя в преподавании
материал краеведческого характера, обучая на его основе родному языку и
развитию речи. В основе изучения Родины педагог видел изучение родного языка,
пробуждение в маленьком человеке умения видеть и ценить его красоту и
самобытность. Автор учебника «Родное слово», К.Д. Ушинский отмечал в родном русском
языке присутствие «глубокого философского ума, истинного поэтического чувства,
изящного, поразительно верного вкуса, следов труда сильно сосредоточенной
мысли, бездны необыкновенной чуткости к тончайшим переливам в явлениях природы,
много наблюдательности, много самой строгой логики, много высоких духовных
порывов…» [41, с. 372].
На этапе овладения детьми азами
русской грамоты К.Д. Ушинский рекомендовал учителям обращаться в первую очередь
к произведениям, созданным самим народом – сказкам, пословицам и поговоркам,
детским песенкам, потешкам, загадкам, закличкам и другим произведениям русского
фольклора. Он указывал на то, что народные пословицы и поговорки представляют
собой живое проявление русского языка, которое исходит из «души народа» –
источника мудрости, красоты. Эти явления народного творчества пребывают в
постоянном изменении, развитии, пробуждают у маленького читателя к жизни
зачатки русского слова, которые таятся в его душе [41, с. 63].
Идеи К.Д. Ушинского о создании учебников
краеведческого характера, изучении родного языка, истории края поддерживал и
воплощал
Л.Н. Толстой.
Перед октябрьской революцией на
волне патриотического подъема вновь возрастает интерес педагогической
общественности к изучению родного края. В этот период становятся популярными
краеведческие экскурсии, организованные для учащихся. К началу ХХ века в России были разработаны
вопросы о роли краеведения в обучении и воспитании, о содержании и некоторых
формах краеведческой работы, о местном материале в книгах для чтения и школьных
литературных курсах.
Началом «советского» этапа развития
краеведения не только как научного направления, но и в качестве элемента
воспитательной системы считаются двадцатые годы. В послевоенные годы особое
внимание уделялось краеведению как элементу патриотического воспитания. В это
время в трудах С.А. Голубкова, М.А. Никоновой, Г.Н. Ищука и других методистов
того времени были разработаны рекомендации для педагогов по привлечению детей к
краеведческой работе.
В начале 60-х годов в связи с
изменениями содержания школьного образования, связанными с усилением
практической направленности образования в школе, связь с будущей трудовой
деятельностью, реализацию задач политехнического образования, изучаемый краеведческий
материал также получил более практическую направленность. Особое внимание стало
уделяться созданию и функционированию детских рабочих бригад на базе сельских
школ, которые принимали участие в сельскохозяйственной деятельности, сохранении
природных ресурсов, изучении природных, географических особенностей края. О значимости изучения краеведения
свидетельствует внимание к этой области знания великого российского ученого Д.С.
Лихачева, который в статье «Краеведение как наука и как деятельность» указывал
на его образовательные, развивающие и воспитательные возможности. Определяя
сущность краеведения как науки, Д.С. Лихачев отмечал, что оно является
комплексной наукой, объединяющей искусствоведение, историю, литературоведение,
природоведение, объединенных по территориальному признаку. Отличительной
особенностью краеведения от иных наук ученый видел в том, что оно ближе всех к
отдельным людям, событиям, произведениям литературы, природным объектам, что
определяет его особую ценность в воспитании подрастающего поколения [24, с. 159-173].
На воспитательное значение изучения
краеведения указывает
А.Л. Рашковский. Определяя краеведение как комплексную систему знаний, ученый
отмечает, что «оно учит постигать и природу, и общество, и самого человека.
Причём природа открывается юному человеку в краеведении не в виде абстрактного,
а потому лишённого души знания, а как родная природа» [32]. Ребенок может любить и желать сберечь только то, что
знает, понимает и принимает эмоционально. Ему сложно осознать значимость
далеких природных богатств, но зато он
близко принимает красоту родного края, изучая его, осознает себя частью этого
мира.
Рассматривая краеведение как
междисциплинарную, комплексную науку, Корсаков С.Н. выделил следующие его
педагогические функции:
— культуроформирующая, которая
заключается в том, что краеведение способствует освоению и сохранению
исторической памяти, в качестве местностной, родовой памяти, которая наиболее близка
ребенку, затрагивает его душевные качества;
— культурообъединяющая, позволяющая
объединить жителей одной местности в единый социальный организм. Ребенок,
изучающий историю своего края, открывая для себя имена людей, результаты
деятельности которых он может ощутить непосредственно, включается в общее дело,
начинает ощущать себя частью этого социального организма;
— воспитательная, под которой
подразумевается создание диалога представителей разных поколений, формирование
уважительного отношения к опыту предшествующего поколения, пробуждение желания
оставить свой след в истории края;
— просветительская. Это всегда
исследовательская деятельность ребенка, направленная на познание окружающего
его мира;
— нравственная, когда стимулом к
познанию истории, традиций, обычаев, природных богатств становится чувство
нравственного долга за их сохранение и передачу [19].
На современном этапе развития общества
значение изучения детьми богатств края, в котором они живут, признается одним
из важнейших условий воспитания любви к своему Отечеству, формирования
гражданственности, толерантности к другим культурам. Младшему школьнику сложно
осмыслить и осознать масштабы нашей огромной страны, он ассоциирует ее с той
местностью, в которой живет, где учится, гуляет с товарищами. Родина для
ребенка – это его дом, двор, семья, друзья. Поэтому глубина патриотических
чувств младших школьников во многом будет определяться глубиной познания ими
совей «малой Родины».
Раскрывая значение краеведения в
современном воспитательном и образовательном процессе, Н.Н. Юркина отмечает
следующие его основные направления: