Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Использование кинезитерапии для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата у младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ
КИНЕЗОТЕРАПИИ.. 7
1.1. Нарушения
опорно-двигательного аппарата у детей младшего школьного возраста. 7
1.2. Кинезитерапия
как средство реабилитации и профилактики нарушений опорно-двигательного
аппарата. 12
1.3.
Особенности использования кинезитерапии по методике Бубновского С.М. для
профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата у младших школьников 20
Выводы по главе 1. 20
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ.. 23
2.1. Методы исследования. 23
2.2. Организация исследования. 27
ГЛАВА 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
МЕТОДИКИ С.М. БУБНОВСКОГО ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 29
3.1. Особенности экспериментальной
методики Бубновского С.М. для профилактики нарушений осанки у детей младшего
школьного возраста. 29
3.2. Результаты и анализ проведенного
исследования. 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 51
ПРИЛОЖЕНИЕ. 58
Введение:
Актуальность темы. Особенности
современных условий жизни, быстрые темпы развития техники, модернизация учебных
процессов, рост информации предъявляют высокие требования к организму детей младшего
школьного возраста. Пластичность функциональных систем здорового ребенка способствует
сравнительно быстрой их адаптации к отрицательным влияниям внешней среды [1]. Напротив, незначительные отклонения в состоянии их
здоровья, в том числе и наличие нарушений осанки приводят к тому, что организм
не всегда адекватно реагирует на учебные нагрузки.
В специальной
научно-методической литературе отмечено многочисленные взаимосвязи между нарушениями
осанки, сопровождающимся деформацией позвоночника, изменениями топографии и
морфологии костных элементов позвоночника, грудной клетки и таза, и нарушением
нормальной иннервации внутренних органов грудной и брюшной полости [5, 13, 14].
На сегодня количество детей
со сколиозами растет и актуализирует проблему целевой разработки программы кинезитерапии
для данного контингента для профилактики нарушений осанки. По мнению ряда авторов [15, 17, 20], чтобы добиться результатов в улучшении функционального состояния
позвоночника и мышц у детей младшего школьного возраста для профилактики
нарушений осанки, требуются принципиально новые подходы, средства и технологии,
которые должны соответствовать индивидуальным особенностям каждого
занимающегося, максимально эффективно реализовать их интересы, склонности и
способности.
Школьники, нередко, не приемлют жестко организованные формы
занятий с их прагматичной направленностью и утилитарными заданиями. Об этом
свидетельствует большой интерес у них к нетрадиционным видам физических
упражнений [37, 50, 51], что немаловажно учитывать
в процессе организации занятий по физической культуре.
Значительный интерес в этом направлении вызывают вопросы
рационального использования оздоровительного потенциала методики кинезитерапии
С.М. Бубновского на уроках по физической культуре, в которой рационально
сочетаются разнообразные упражнения силового и растягивающего характера,
направленных на профилактику нарушений мышечного корсета у детей.
Объект
исследования – кинезитерапия у детей младшего школьного возраста.
Предмет
исследования – методика С.М. Бубновского у детей младшего школьного возраста
для профилактики нарушений осанки.
Цель
исследования – разработать методику занятий С.М. Бубновского у детей младшего
школьного возраста для профилактики нарушений осанки и улучшения
функционального состояния опорно-двигательного аппарата.
Для
достижения цели были поставлены следующие задачи:
1.
Проанализировать современную научно-методическую литературу относительно формирования
осанки у детей младшего школьного возраста.
2.
Оценить особенности функционального состояния опорно-двигательного аппарата у
детей младшего школьного возраста.
3.
Разработать и экспериментально обосновать эффективность методики занятий С.М.
Бубновского у детей младшего школьного возраста для профилактики нарушений
осанки и улучшения функционального состояния опорно-двигательного аппарата.
Заключение:
. На основе анализа специальной научно-методической
литературы, а также отечественного и зарубежного практического опыта
установлено накопление значительного массива теоретических, эмпирических данных
по теории и методики физической культуры детей с функциональными нарушениями
опорно-двигательного аппарата. На сегодня в России состояние здоровья детей
находится на неудовлетворительном уровне, многочисленные исследования
свидетельствуют о наличии различных отклонений в состоянии опорно-двигательного
аппарата. Отмечается отсутствие интереса к занятиям физическими упражнениями.
Актуальными в этой связи являются вопросы, связанные с
поиском новых путей совершенствования физической культуры детей с нарушениями
осанки, создания инновационных технологий. В настоящее время большой
популярностью пользуются фитнес-технологии, особенно с применением
инновационных занятий по методике Бубновского. Важно, что сегодня на фоне
достаточного освещения материалов научных исследований и опыта практики по
вопросам разработки и внедрения широкого спектра технологий и методик
количественного и качественного оценивания биогеометрического профиля осанки,
опорно-рессорных свойств стопы, отмечается недостаточность разработок по
применению занятий по методике Бубновского у детей младшего школьного возраста
для формирования осанки.
2.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что у детей экспериментальной
и контрольной группы младшего школьного возраста отмечались сниженные
показатели тестов, оценивающие силовую выносливость мышц брюшного пресса и
спины, а также гибкости позвоночника.
По
средним результатам плечевого индекса можно сделать вывод о том, что у детей
наблюдалась сутулая спина, что требовало разработки специальной методики,
направленной на улучшение функциональных возможностей кардиореспираторной
системы и формирование осанки.
3. Рекомендуемая методика включала
базовые упражнения фитбол занятий в подготовительной части занятия, а также упражнения
по методике Бубновского в основной части. Также содержанием данной методики
предусмотрены упражнения силового и скоростно-силового характера с
целенаправленным действием на мышцы, формирующие мышечный корсет ребенка и
определяющие осанку тела.
Содержание разработанных занятий составляет система
подобранных, логично и дидактически разработанных упражнений с использованием
фитбола, которые предусматривают выполнение упражнений в разных положениях тела
(сидя на фитболе, лежа на фитболе, стоя), что способствует гармоничному
физическому развитию и укреплению мышечного корсета ребенка.
Полученные
результаты формирующего эксперимента свидетельствуют о том, что разработанная методика коррекции на основе
применения методики Бубновского способствует улучшению показателей
функционального состояния мышечного корсета
детей и улучшении его подвижности, а также уменьшении сутулости. Показатель
гибкости позвоночника был достоверно выше у детей экспериментальной группы по
сравнению с контрольной на 2,1 см (p<0,05),
силовой выносливости мышц спины – на 6,9 с (p<0,05), брюшного пресса
– на 6,2 с (p<0,05), сгибания позвоночника – на 2,2 с (p<0,05),
разгибания позвоночника – на 3,20 с (p<0,05).
Фрагмент текста работы:
Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей младшего
школьного возраста Младший школьный
возраст характеризуется равномерным развитием опорнo-двигательного аппарата и
различной интенсивностью роста отдельных размерных признаков. Например, длина тела
увеличивается в этот период в большей мере, чем масса тела. Очень подвижны
суставы детей в этом возрасте, связки эластичны, также скелет содержит большое
количество хрящевой ткани. Позвоночный столб ребенка сохраняет большую
подвижность до 8 лет.
Осанка — один из основных
показателей физического развития человека. Осанка — это не только выражение
внешней красоты человека, но и свидетельство ее здоровья, залог оптимального
положения и функционирования внутренних органов [5].
Нарушения осанки — это не только
неэстетичный внешний вид человека, но и основания для развития хронических
заболеваний. Стоит заметить, что при искривлении позвоночника нарушается
функция периферических нервов в определенных зонах, за деятельность которых
отвечает каждый сегмент позвоночника.
Анализ специальной
научно-методической литературы [7, 8] дает основание выделить ряд факторов, влияющих
на формирование осанки: неравномерное распределение мышечного тонуса,
однообразная нагрузка на отдельную группу мышц, гиподинамия, неправильная поза
во время сидения и работы.
Однообразные позы во время работы
взрослого человека вызывают развитие и закрепление неправильной осанки. Именно
поэтому нужно уделять достаточное внимание рабочему месту и мебели. Стол,
письменный стол и стулья должны соответствовать росту человека.
Как отмечают специалисты [21; 42; 51; 53], в формировании правильной осанки главную роль
играет не только сила мышц, но и согласованность произвольных и непроизвольных
тонических напряжений различных мышечных групп. При этом стоит заметить, что
слишком односторонне развитые мышцы также достаточно часто является причиной
различных нарушений осанки.
По мнению специалистов, уровень
двигательной активности в школьном возрасте в значительной мере обусловлен не
возрастной потребностью в ней, а организацией физического воспитания в школе,
привлечением детей к организованным и самостоятельным занятиям во внеурочное
время.