Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Иностранные языки Английский язык

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Использование кейс технологии в обучении английскому языку в старшем звене общеобразовательной школы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты использования кейс технологии в обучении английскому языку в старшем звене общеобразовательной школы 7

1.1. Понятия кейс – технологии 7

1.2. Виды кейсов и их структура 13

1.3. Особенности организации работы кейса на уроке английского языка в старшем звене общеобразовательной школы 25

Выводы по 1 главе 36

Глава 2. Экспериментальная работа по использованию кейс технологии в обучении английскому языку в старшем звене общеобразовательной школы 37

2.1. Организация и проведение экспериментальной работы по организации проведения кейсов на уроках английского языка 37

2.2. Анализ эффективности обучения английского языка учащихся старших классов с использованием кейс технологии 41

Выводы по 2 главе 65

Заключение 67

Список литературы 71

Приложение 80

  

Введение:

 


Введение компетентностно-ориентированного и коммуникативного подхода в практику преподавания иностранного языка требует поиска специальных форм организации и применения способов обучения ориентированных на личность, индивидуализацию, дифференциацию, использования интерактивных и активных методов. Принципиально, чтобы каждый ученик оказался не в позиции обучения, когда учебный материал подается в готовой форме, а в позиции поиска, креативного понимания знаний. Смысл такого метода заключается в том, что ученикам следует понять реальную ситуацию, которая параллельно отражает не только какие-либо фактические вопросы, но и актуализирует конкретный комплекс знаний, который необходимо усвоить, чтобы решить определенную задачу. В этом случае сама задача не имеет точных решений. Кейс метод / технологии (метод анализа ситуаций) является одним из наиболее результативных методов активизации знаний учеников.

Он ориентирован на развитие заинтересованности в самом процессе получения знаний в проблемных ситуациях, а кроме того в коммуникационных ситуациях, которые являются доминирующими при изучении иностранного языка. Этот метод в рамках преподавания иностранного языка обладает многофункциональностью, возможностью решать предложенные задачи комплексно, а кроме того вероятностью актуализации, использование приобретенных ранее умений и навыков практически, что особенно важно при внедрении коииуникативно-компетентностного подхода в обучении иностранному языку.

Суть кейс технологий заключается в использовании набора учебных материалов, заключенных в папку (кейс), для совместного анализа, обсуждения или решения проблем из определенного раздела программы по иностранному языку, темы, ситуации. Зарождение кейс метода, как технологии берет свое начало еще с 1870 г., когда профессор Гарвардского университета Кристофер Колумбус Лангделл (Christopher Columbus Langdell) решил, что обучение будет эффективнее, если ученики будут анализировать ситуации-кейсы, а не читать учебники, заучивая тексты законов наизусть. К. К. Лангделл стремился научить учеников практически применять законы, чтобы после окончания обучения ученики имели практический опыт. С внедрением кейс-метода в обучение в 1919 г. связывают также имя Уолеса П. Донама (Wallace P. Donham), декана Гарвардской бизнес школы, который способствовал применению кейс-метода в учебном процессе.

Сейчас кейс технологий все чаще применяется в образовательном процессе начиная со старших классов и уже впоследствии в высших учебных заведениях. Отечественная методика обучения иностранным языкам и культурам обладает рядом касательных научных исследований. Так, действенность кейс технологий в процессе формирования коммуникативной компетентности в диалогической речи [3] исследовала А. В. Ярошенко.

Методику использования кейс технологий в процессе преподавания иностранного языка исследовали С.Ю. Абрамова, Т.И. Авдеева, Т.Г. Бортникова, М.В. Гончарова, М.В, Кларин, Т.В, Могузова, Н.В, Сорокина, И.М, Степанова, Г.С, Стуканова, Ю.Н. Храмова и др.

Актуальность исследования, большое количество научных исследований, говорят о том, что кейс технологии очень востребования при изучении иностранного языка. Однако, как видно из научных исследований, кейс технологии авторы рассматривают при обучении иностранному языку учеников. Считаем, что существует необходимость включения кейс технологий уже со старшей ступени обучения.

Объектом исследования являются кейс технологий на уроках английского языка.

Предмет исследования — процесс использования кейс технологий на уроках иностранного языка в старших классах.

Цель исследования – проанализировать особенности использования кейс технологий на уроках иностранного языка на старшей ступени обучения.

Гипотеза исследлования – считаем, что использование кейс технологий позволит повысить уровень знаний и практических умений старшеклассников на уроках иностранного языка.

Задачи исследования:

1. изучить основные теоретические подходы к кейс технологиям и их типологии в научной литературе,

2. определить специфику использования кейс-технологий на уроках иностранного языка на старшем этапе обучения,

3. разработать кейсы для старшеклассников, позволяющие закрепить и усовершенствовать знаний и умения,

4. провести исследование по определению эффективность использования кейс технологии на уроках английского языка на старшем этапе обучения.

Поставленные задачи обусловили применение следующих методов исследования:

— теоретические – критический анализ научной литературы по методике, педагогике и психологии; методический анализ действующих программ, учебников для учащихся старшей школы в аспекте предмета исследования; изучение и обобщение опыта учителей по обучению англоязычного монологического речи учащихся профильной школы профильного направления; анализ, синтез, экстраполяция, моделирование;

— эмпирические – научное наблюдение за процессом обучения; анкетирование учащихся и учителей с целью уточнения задач исследования; — экспериментальные – организация и проведение экспериментального обучения (пробное обучение и разведывательный эксперимент), а также диагностических доекспериментальних, послеэкспериментальних срезов с целью установление уровня сформированности англоязычной компетентности у учащихся; методы статистической обработки и анализа результатов срезов.

Научная новизна работы заключается в том, что:

1) впервые теоретически обоснована и экспериментально проверена специфика использования кейс технологии у учащихся старшей ступени обучения, а именно: предложено определение «кейс технология» и рассмотрен методический потенциал кейс технологии; разработана типология кейсов и этапы их использования; обоснованы принципы использования кейс технологии; сформулированы методические рекомендации по формированию англоязычной компетентности с использованием кейс технологии у учащихся профильной школы;

2) систематизированы теоретические предпосылки формирования англоязычной компетентности с использованием кейс технологии у учащихся.

Теоретическая ценность исследования заключается в том, обоснованы принципы использования кейс технологии; разработаны этапы формирования умений у учащихся; разработке теоретической модели комплекса упражнений с использованием кейс технологии у учащихся.

Практическое значение исследовательской работы определяется разработкой комплекса упражнений с использованием кейс технологии у учащихся; предоставлением методических рекомендаций по использованию кейс технологии на уроках английского языка.

Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 


В контексте коммуникативной направленности преподавания иностранных языков методисты и преподаватели-практики уделяют большое внимание использованию кейс-технологий. Среди преподавателей иностранных языков нет сомнений в важности их использования, поскольку такие методы обучения мотивируют, стимулируют устную речь, способствуют расширению словарного запаса иностранного языка, стимулируют использование определенных грамматических структур, повышают познавательную активность учащихся и позволяют оценивать правильность языка изучаемых предметов.

Кейс технологии – это метод, который предполагает обучение на основе реальных ситуаций. Значительные функциональные возможности этого метода дают возможность для активизации обучения немецкоязычном профессионально ориентированному общению будущих агрономов, а также реализации их творческого потенциала.

Метод имеет ряд особенностей, а именно: легко сочетается с другими технологиями обучения, в частности с традиционными; учит работать в группе для взаимного обмена информацией; быстро модернизирует и развивает знания не только по иностранному языку, но и по другим дисциплинам; способствует формированию устойчивой мотивации и приобретению познавательной активности учеников; у этого метода отсутствует недостаток ощущений и эмоций; он требует от учеников достаточного уровня языковой подготовки.

Структура кейс-технологии базируется на том, что учащиеся имеют дело с конкретной ситуацией, которая уже была проработана на практике. При обсуждении кейса, учащиеся направлены на поиск многих различных вариантов его решения. Они должны предлагать свои пути решения, которые сначала требуют детального обоснования, а затем сравнения с тем решением, которое было принято на практике. Как мы уже знаем, главным преимуществом кейсов является то, что нет только одного правильного варианта разрешения проблемы, поэтому в конце все варианты обсуждаются, рассматриваются и коллектив, под руководством учителя, выбирают лучший из предложенных.

Анализ научно-методической литературы выявил методические требования, предъявляемые к созданию обучающих кейсов, а именно выяснение экстралингвистической цели учебного задания; описание условий, достаточных для достижения этой цели; наличие конфликта в этих условиях. Для того чтобы использовать кейс технологии на уроках иностранного языка, важно отметить, что такого рода упражнения всегда состоят из трех основных компонентов: целей, описания ситуации (случая) и вербальных реакций. Их основой является микротекст, в котором кратко описывается модель коммуникации.

Таким образом, анализ специфики кейсов и исследование особенностей их использования в качестве коммуникативного метода обучения иностранному языку старшеклассников позволили прийти к такому выводу: во-первых, при применении кейсов на занятиях по иностранному языку преподаватель должен соблюдать определенные методические требования (наличие дополнительных заданий, описание условий, наличие проблемы). Во-вторых, кейс технологии состоят из заданий, описания случая и вербальных реакций студентов. В-третьих, кейс технологии широко используются на занятиях по иностранному языку. В-четвертых, такого рода упражнения обеспечивают коммуникативный характер занятий. Впятых, они способствуют как подготовке студентов к разговорной речи (монологическая и диалогическая речь), так и формированию навыков подготовки речи (лексических и грамматических). В-шестых, на занятиях со старшеклассниками преподаватели используют различные типы тематических исследований (те, которые нуждаются в дополнении, проблемные, воображаемые – для обучения речевой деятельности; моделирование, заполнение пробелов, трансформация и упражнение игрового характера и т.д. – для формирования словарного запаса и грамматических навыков).

Во второй главе представлены результаты исследования, целью которого стало определить эффективность использования кейс технологий в повышении уровня знаний и практических умений старшеклассников на уроках иностранного языка. Исходя из задач исследования, оно было организовано и проведно в тири этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Для оценки были разработы кейсы, позволяющие выявить наличие или отсутвие тех или иных критериев: критерий инициативности, критерий интерактивности, критерий содержательности и связности, критерий языковой правильности высказывания применяется для проверки фонетической, лексической и грамматической правильности. Для оценки сформированности уровня знаний и практических умений старшеклассников на уроках иностранного языка в соответствии с описанными выше критериями мы использовали трехуровневую систему: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень.

На первом этапе экспериментального обучения был проведен экспериментальный срез и по его результатам можем определить примерно одинаковый исходный уровень знаний и практических умений старшеклассников на уроках иностранного языка. Все учащиеся в основном получили низкий уровень.

Для эффективного повышения уровня знаний и практических умений старшеклассников были разработаны и апробированы с экспермиентальной группой кейс технологии. Для эффективного использования метода кейс технологий во время обучения нужно придерживаться двух правил: создание хорошего кейса и правильная методика преподавания с использованием этого кейса. Поэтому особое место в нашей работе занимает разработка кейсов для повышения уровня знаний и практических умений старшеклассников на уроках иностранного языка. Всего мы разработали 3 кейса, которые включают в себя различные упражнения. По своей природе упражнения являются коммуникативными и рецептивно-репродуктивными. У них есть имеющийся материал кейсов на основе школьной программы 10-11 классов, которые были заранее подготовлены.

По результатам контрольного этапа исследования, все учащиеся в основном получили высокий и средний уровень.

Итак, благодаря экспериментальной проверке, мы доказали, что данная методика помогает эффективно повысить уровень знаний и практических умений старшеклассников на уроках иностранного языка, следовательно, гипотеза исследования полностью доказана.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты использования кейс технологии в обучении английскому языку в старшем звене общеобразовательной школы

1.1. Понятия кейс – технологии

В современном мире существование интерактивных методов обучения в условиях трансформации, высокой изменчивости среды требует не только умения адаптироваться к новому, но и умение опережать события, занимать проактивную позицию. Как следствие – методическое обеспечение учебных заведений должно иметь выраженную тенденцию к практическому направлению, отражению действующих тенденций настоящего, избежанию избыточной затеоретизированности, которую нельзя использовать на практике. Поэтому, важной характеристикой учебного процесса становится использование ситуационных упражнений с их практической направленностью и наличием прототипа реальной ситуации. Учитывая этот факт является уместным применение кейс-метода при изучении английского языка.

Метод кейс-стади (от англ. case study изучение ситуации) известен в отечественном образовании как кейс-метод, кейс технологии или метод ситуаций (моделирование жизненной ситуации). История кейсов берет начало с XVII века, когда теологи для обучения использовали и анализировали реальные жизненные ситуации. Впервые он был использован в начале ХХ в. (1921 г.) в учебном процессе Гарвардской школы бизнеса (Harvard Business School), в частности ученикам-практикам предлагали изложить определенную ситуацию (проблему), а впоследствии проанализировать ее и предложить собственные пути ее решения. Таким образом, именно в Гарварде были разработаны первые кейсовые ситуации для обучения учеников по бизнес-дисциплинам [7].

В последнее время актуальность внедрения кейс-технологий в учебный процесс обусловлена двумя тенденциями.

Первая предполагает общую направленность развития образования, ориентированную не столько на получение конкретных знаний, сколько на

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы