Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Использование интернет-технологий в обучении письменной речи английского языка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические основы и проблемы использования интернет-технологий в обучении
письменной речи иностранного языка у учащихся старших классов 6
1.1.
Письменная речь, как ключевой аспект формирования коммуникативной компетенции. 6
1.2.
Специфика обучения письму и письменной речи на иностранном языке учащихся в
старшей школе. 13
1.3.
Дидактический потенциал технологий Интернет в обучении письменной речи на
уроках иностранного языка. 19
Выводы по 1
главе. 32
Глава 2.
Практические аспекты использования интернет-технологий в обучении письменной
речи английского языка у учащихся старших
классов. 33
2.1.
Специфика планирования и организации уроков английского языка с применением
технологий Интернет в процессе обучения письменной
речи. 33
2.2. Методика
использования интернет-технологий в обучении письменной речи английского языка
у учащихся старших классов. 36
2.3. Итоги
опытно-экспериментальной проверки эффективности методики обучения письменной
речи английского языка у учащихся старших классов посредством
интернет-технологий. 48
Выводы по 2
главе. 55
Заключение. 57
Список
литературы.. 59
Введение:
Вследствие глобальных
изменений в обществе, как в России, так и во всем мире, изменилась роль
иностранного языка в системе образования, и из обычного учебного предмета он
превратился в базовый элемент современной системы образования, в средство
достижения профессиональной реализации личности. Это отражено в действующем
Федеральном законе «Об образовании», который требует «обеспечение адекватной
мировому уровню общей и профессиональной культуры общества и интеграцию
личности в национальную и мировую культуру». В условиях введения ФГОС главная
цель обучения иностранному языку – это формирование иноязычной коммуникативной
компетенции у учащихся, т.е. способности к адекватному взаимодействию с
носителем языка в ситуациях межкультурного общения.
Неотъемлемой частью
межкультурного общения является владение письменной речью. В связи с этим
раздел «Письмо» стал обязательной частью ЕГЭ. Несмотря на потребности общества
в профессионалах, владеющих письменной речью на иностранном языке, большинство
выпускников школ не готовы к письменному межкультурному общению. Несмотря на
то, что раздел «Письмо» введён в Единый государственный экзамен, методика
обучения письму не разработана на таком уровне, чтобы сформировать иноязычную
коммуникативную компетенцию у учащихся. Вышеизложенное противоречие привело к
формулировке проблемы, суть которой заключается в том, как и каким образом
должно быть организовано обучение иноязычному письму учащихся в основной школе,
чтобы сформировать иноязычную коммуникативную компетенцию.
Одним из современных сред
обучения письму в процессе изучения иностранного языка являются
интернет-технологии. Существующие на данный момент Интернет-ресурсы позволяют
сочетать наибольшее количество функций для обучения иностранному языку, они
способны интенсифицировать учебный процесс. В отечественной практике
преподавания иностранных языков современные интернет-ресурсы еще не так широко
используются, в то время как зарубежные коллеги применяют возможности
Интернет-технологий в своей деятельности, что, согласно многим исследованиям,
благоприятно сказывается на результатах учащихся в изучении иностранных языков.
Данный факт и определяет актуальность нашего исследования. Несмотря на
разнообразие существующих интернет-ресурсов и их огромный потенциал, они
являются малоизученными и редко применяемыми в практической образовательной
деятельности.
Объект исследования
– процесс обучения письменной речи на иностранном языке учащихся старших
классов.
Предмет исследования
– специфика использования интернет-технологий в обучении письму на иностранном
языке.
Цель исследования
– на основании изучения теоретических и практических аспектов проблемы
определить эффективность применения интернет-технологий в процессе обучения
письму на иностранного языке в старших классах.
Гипотеза исследования
состоит в предположении, что применение интернет-технологий является одним из
эффективных средств обучения письму на английском языке учащихся старших
классов.
В соответствии с
выдвинутой гипотезой, целью и предметом исследования были определены следующие задачи
исследования:
1. Рассмотреть письменную
речь, как ключевой аспект формирования коммуникативной компетенции.
2. Изучить специфику
обучения письму и письменной речи на иностранном языке детей в старшей школе.
3. Раскрыть дидактический
потенциал технологий Интернет в обучении письменной речи на уроках иностранного
языка.
4. Рассмотреть специфику
планирования и организации уроков английского языка с применением технологий
Интернет в процессе обучения письменной речи.
5. Разработать методика
использования интернет-технологий в обучении письменной речи английского языка
у учащихся старших классов.
6. Проанализировать итоги
опытно-экспериментальной проверки эффективности методики обучения письменной
речи английского языка у учащихся старших классов посредством
интернет-технологий.
Теоретическую основу
исследования составляют положения по развитию умений
иноязычной письменной речи (Л.Г. Кузьмина, Р.П. Мильруд, Н.Ю. Вторушина),
теория использования сервисов интернет-технологий в обучении (Е.Д. Патаракин,
П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев, V. Benson, A.P. Campbell).
Методы,
используемые в нашей работе: анализ научной литературы, обобщение опыта
отечественных и зарубежных педагогов, эксперимент, тестирование.
Практическая значимость
заключается в том, что система упражнений, предложенная во второй главе данной
работы, может быть использована учителями на уроках английского языка при
обучении письменной речи с использованием современных интернет – технологий на
среднем этапе обучения в школе, так как эффективность данного комплекса была
доказана на практике.
Заключение:
Письмо — сложное речевое
умение, позволяющее при помощи системы графических знаков обеспечивать общение
людей. Письменная речь — умение сочетать слова в письменной форме для выражения
своих мыслей в соответствии с потребностями общения.
Целью обучения иностранной
письменной речи является формирование у учащихся коммуникативной компетенции,
которая включает знание письменных знаков, правописания слов, лексики и
грамматики, композиции письменных текстов, умение создавать различные типы
письменных сообщений, владение содержанием и формой письменного произведения
речи, способами выражать мысли в письменном виде. Обучение письму предусмотрено
в программах школ разного типа на всех этапах обучения. Обучение письменной
речи способствует совершенствованию навыков письма, конечным результатом
которого является выполнение письменной части ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку.
Интернет-технологии
позволяет реализовывать большинство методов обучения, контроля и активизации
познавательной деятельности учеников на качественно новом уровне. Практическое
применение интернет-технологий может усовершенствовать или частично заменить в
учебном процессе такие классические методы обучения, как методы устного
изложения учебного материала (лекция, рассказ, объяснение и др.), методы наглядного
и практического обучения, методы закрепления полученных знаний, методы
самостоятельной работы.
В результате проведенного
исследования, выяснилось, что технология
«Grammaly» зарекомендовала себя как эффективная, инновационная и доступная как
для учителя, так и ученика технология, среди зарубежных и российских педагогов.
Также, технология весьма перспективна, что доказывает пристальное внимание
специалистов-педагогов и ученых всего мира (А. Самс, Дж. Бергман, Х. Маршалл и
др.)
Необходимо отметить, что
данная технология активно внедряется многими учителями в учебный процесс как за
рубежом, так и в России, что доказывает ее универсальность и применимость к
любым условиям и требованиям. На данный момент в России применение данной
технологии еще не распространено как в других странах, но уже есть разработки и
исследования в этой инновационной сфере. Значительным преимуществом
использования технологии «Grammaly» является практико-ориентированность, то есть большее
количество аудиторного времени уделяется на отработку, на взаимодействие с
другими учениками, с передачей опыта самостоятельного обучения, что
способствует интенсивному развитию личностных качеств ученика, его автономности,
критического мышления, а также достижению предметных результатов.
В рамках технологии
«Grammaly» было организовано пробное обучении письму учащихся 11 класса. Практическая часть содержит описание заданий посредством технологии «Grammaly» и
методические рекомендации по использованию данного сервиса для реализации
технологии ««Grammaly». Также описана реализация пробного обучения, проведен
сравнительный анализ результатов до и после прохождения курса.
Перспективность данного
исследования заключается в обмене опытом на специальных форумах, где педагоги
всего мира оценивают и дают конструктивную критику разработанному уроку или
результатам исследования, так как обмен опытом и знаниями расширяют возможности
использования технологии, каждый раз ее совершенствуя.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
основы и проблемы использования интернет-технологий в обучении письменной речи
иностранного языка у учащихся старших классов 1.1. Письменная речь, как
ключевой аспект формирования коммуникативной компетенции
Письменная речевая
деятельность – это целенаправленное и творческое выражения мнения с помощью
письма. Главной целью обучения письму является формирование у учащихся
письменной коммуникативной компетенции.
Письменная речь также как
и говорения считается экспрессивным видом коммуникации. Процесс письменной речи
начинается именно с внутреннего. Всего в внутренней речи проходит подготовка и
обоснование программы высказывания, строится верное грамматическое оформление
высказываний или предложений и группировка их в абзацы, происходит отбор
лексических единиц, активно проходит тренировки и улучшения воображения и
фантазии учеников [Панина, 2016]. Весь этот процесс состоит из проговаривания и
также написания подготовленного текста на бумаге, что требует автоматизировать
пользования звуко- графическими ассоциациями. Отличием письменной речи от
устного является то, что оно является сложным по общему количеству операций
[Ильина, 2013].
Основная функция письма
заключается в фиксации устной речи, чтобы сохранить его в пространстве и
времени. Как показывает языковед А. Р. Лурия, с самого начала овладение письмо
считается осознанным актом. Уже на начальном этапе обучения письму, даже на
родном языке, все элементы, формы и средства, при передаче нужного содержания
является предметом осознания того, кто пишет [Гальскова, 2010].
Письменная речь оказывает
на формирование мышления у учащихся. Оно используется не только для того, чтобы
передать свое сообщение, но и для того, чтобы уточнить и совершенно отработать
собственное мнение. Перед тем как что-то написать нужно сначала тщательно это
обдумываем, чтобы верно построить предложения. Ведь написанное можно исправлять
и отредактировать, добиваясь улучшения содержания.
Известно, что у
значительного числа людей более развито зрительное восприятие информации. В
процессе письма осуществляется опора на все виды ощущений, работают все
анализаторы: речевой-двигательный, акустический и зрительный [Van de Poel,
2012]. Письменная речь включается в интеллектуальное поведения человека, при
этом регулируя его теоретическую и практическую деятельность. Поэтому, можно
сделать вывод, что объем и прочность полученного материала, который был
воспринят через зрительный канал, будут значительно выше. Во время обучения
учащиеся записывают материал и активно используют при изучении, повторении и
закреплении; в то время они привыкают к различным письменным упражнениям, является
неотъемлемой составляющей развития умений и навыков письма.
G. Kessler, D Bikowski, J Boggs указывают на то, что сейчас
существует недостаточное количество упражнений для каждого из этапов обучения
письменной речи в учебных пособиях и учебниках, используемых в школах. Они
утверждают, что в ходе обучения письму педагогам следует использовать
дополнительные материалы и упражнения, интересоваться современными достижениями
в этой сфере [Kessler, Bikowski, Boggs, 2012].
Овладение письменной
речью предполагает наличие у ученика определенного уровня социокультурной
компетенции, то есть правила написания дат, адресов, обращений к определенному
лицу; формы написания официальных или неофициальных писем.
Во время письменной речи
четче проявляется принцип связного и правильно построенного высказывания, чем
во время устного. обычно связное высказывания состоит из нескольких, логически
связанных между собой предложений. В основном письмо служит средством
коммуникации между людьми, для развития этого служит сеть Интернет, которая
сейчас набирает невероятной популярности.
Итак, умение письменно
выражать свои мысли положительно влияет как на письменное, так и на устную
речь, совершенствуя чистоту и логичность выражения мысли. Навык свободно
оперировать письменной речью на иностранном языке способствует сокращению
времени для получения определенной информации.
Согласно Г.В. Роговой,
письменная речь является частным способом реализации речевой деятельности, ее
продуктивным видом, в процессе которого происходит формулирование мысли и
передача ее читателю в письменной форме. В сравнении с устной формой общения,
письменный текст имеет более четкую структуру, так как информация изложена
логично и последовательно для избегания неправильной интерпретации изложенного
[Рогова, 2004].
Развитие иноязычной
письменной речи направлено на формирование иноязычной коммуникативной
компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной,
учебно-познавательной):
— речевая компетенция – это
совершенствование коммуникативных умений планировать свое речевое поведение;
направлена на обучение написания разнообразных типов текстов в учебных
коммуникативных ситуациях, которые предполагают решение
предметно-познавательных задач;
— языковая компетенция – систематизация
ранее изученного материала; овладение новыми языковыми средствами в
соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение объема
используемых лексических единиц; развитие навыков оперирования языковыми
единицами в коммуникативных целях; направлена на языковые знания;
— социокультурная компетенция –
совершенствование умений строить свое поведение согласно нормам стран
изучаемого языка, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре
родной страны и страны изучаемого языка; воспитание толерантного отношения и
уважения к своей и чужой культуре;
— компенсаторная компетенция – дальнейшее
развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при
получении и передаче иноязычной информации; понимание процесса написания
речевого произведения и преодоление неудач в коммуникации;
— учебно-познавательная компетенция –
развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать
учебную деятельность по овладению иностранным языком, удовлетворять с его
помощью познавательные интересы в других сферах человеческого знания [Сысоева
2007: 14].
На старшем этапе учащиеся
продолжают развивать следующие умения:
— делать выписки, заметки при чтении или
прослушивании текста;
— составлять план, тезисы устного или
письменного сообщения, в том числе на основе выписок из текста;
— заполнять анкеты, бланки, сообщая о себе
сведения в форме, принятой в странах, говорящих на английском языке
(автобиографии, резюме);
— писать эссе на известную тему,
придерживаясь заданного объема;
— писать неформальное (личное) и формальное
письмо.
При этом развиваются следующие
умения:
— фиксировать необходимую информацию с целью
ее дальнейшего использования;
— сообщать/расспрашивать в личном письме об
интересующих новостях, проблемах, описывать свои планы на будущее;
— сообщать/рассказывать об отдельных фактах,
событиях, выражая свои суждения;
— уточнять интересующие детали в процессе
написания формального письма;
— выражать своё мнение по тому или иному
вопросу и оформлять его письменно [Фахрутдинова, 2017].
Письменный текст, будучи
продуктом письма как вида речевой деятельности, является логически
взаимосвязанным, в плане композиции и смысла единым целым и строится из речевых
высказываний, которые обладают определенными коммуникативными свойствами,
причем каждый тип письменного текста имеет свои особенности структуры.
Формирование умений письменной речи является более трудоемким процессом, чем
обучение устной речи. Для обучения письменной речи необходимо выполнять только
специально подобранные упражнения, формирующие стратегии для поэтапной выработки
необходимых компетенций [Ильина, 2013].
Главное обстоятельство,
усложняющее акт письменной речи, это отсутствие общей для пишущего и адресата
ситуации. Соответственно, то, что при устном общении может быть недосказано или
вовсе опущено, при письменном общении должно найти свое полное выражение. Так
как письменная речь выполняет коммуникативную функцию, она характеризуется
предельной ясностью и развернутостью. Важно помнить, что читающий не зеркально
воспринимает развитие мысли автора. То есть обучение письменной речи невозможно
без знания путей превращения замысла автора в письменное высказывание
[Гальскова, 2010].
Задача автора – создание
письменного текста, направленного на определенного адресата. Н.И. Гез указывает
на тот факт, что в сознании пишущего возникает общий замысел всего текста,
включающий в себя его свернутое общее содержание, а также на основании
предыдущего опыта и учета особенностей восприятия адресата. Этот общий замысел
текста обычно выражен в приблизительной формулировке темы письменного
высказывания [Гез, 1982].
Другая психологическая
трудность письменной коммуникативной компетенции заключается в том, что на
этапе формирования мотивов и целей текста автор еще не имеет полного
представления о его деталях. Выбор и пересмотр деталей и частей, их
отбрасывание зависит от уровня их соответствия той смысловой линии, которая
проходит через весь текст, то есть общий замысел присутствует во всех частях
текста [там же: 48].
При этом каждая значимая
часть текста, характеризующая объект обсуждения, находится на более высоком или
низком уровне членения относительно другой части текста, в зависимости от
степени важности по отношению к объекту высказывания того признака, который в
ней обсуждается. Рассмотрение хода развития мыслей и путей и способов их аргументации
в готовом продукте – тексте является упражнением, обучающим пишущего
предугадывать предполагаемые вопросы читателя и давать на них правильные
ответы, что и является процессом создания письменного текста [Панина, 2016].
Стоит обратить внимание на
то, что если устная речь предусматривает постоянную стимуляцию и контроль со
стороны слушателя, то эти моменты при письменной речи отсутствуют. Кроме того,
если при устном общении говорящий может воспользоваться рядом вспомогательных
средств (жесты, мимика, интонация), то при использовании письменной речи таких
возможностей не существует [Школьников, 2018].
Процесс организации
письменного текста заключается в отборе подходящей лексики, распределении
предметных признаков в группе предложений, выделении предиката как стержневой
части в смысловой организации предложения, организации связей между
предложениями. При этом основной действующей силой при составлении письменного
текста считается его упреждение, то есть представление о том, что будет
написано, еще до того момента написания. С помощью внутренней речи упреждение
происходит не по отдельным предложениям, а по смысловым частям. Связями
внутреннего логического порядка заменяют внешние связи между отдельными
предложениями и частями текста [Elola, Oskoz, 2016].
Отбор слов зависит от
словарного запаса автора и умения правильно его использовать при решении
конкретной коммуникативной задачи. Пишущему необходимо обращать внимание на
стилистические особенности тех или иных слов. Но недостаточно просто иметь
богатый словарный запас, необходимо уметь пользоваться им в разных ситуациях
[Evans 2003: 12].
Другой трудностью в
овладении письменной коммуникативной компетенцией является письменное
перефразирование мыслей. Этот сложный умственный процесс формирует у учащихся
умения быстро и успешно производить необходимый отбор слов как с целью более
точной передачи мысли, так и с целью предотвращения повторения одних и тех же
слов и предложений [Бим 1998: 69].
Сложность заданий для
развития письменной речи зависит от степени языковой подготовленности учащихся
и их возраста. От возраста учащихся во многом зависит степень их творческой
самостоятельности в письменной речи. Если на среднем этапе школьникам лучше
удается повторять услышанное или прочитанное, то учащиеся старших классов
стараются переосмыслить содержание текста, а уже после передать его своими
словами [Школьников, 2018].
Тут необходимо учитывать,
что при оформлении связанного письменного высказывания, внимание смещается с
графико-орфографической формы слов на смысловую сторону высказывания,
соответственно, трудности возрастают. Решение данной проблемы может заключаться
в составлении плана организуемого текста, отборе подходящих языковых средств,
свойственные конкретному стилю текста, произведения необходимых замен, комбинирования,
составления целого из частей, а затем развертывания высказывания в полноценный
текст. Так как выполнение всех этих операций вызывает у учащихся большие
трудности, их преодоление требует ориентированного в этих целях обучения. От
старшеклассника требуется не просто знать язык, а уметь пользоваться им в
реальном общении, то есть речь идет о практическом владении языком и,
следовательно, о развитии коммуникативной компетенции [Потрикеева, 2015].
Итак, мы выяснили, что
для успешного формирования коммуникативной компетенции в письменной речи
учащемуся необходимо придерживаться алгоритма действий, определяющего:
— цель написания текста;
— используемые для данной темы языковые
средства;
— жанр текста и соблюдение его норм;
— пути перефразирования одной и той же идеи
с помощью разнообразных языковых средств;
— упреждение общего содержания будущего
текста еще до процесса его написания;
— составление плана будущего текста.