Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Дошкольная педагогика

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Использование ИКТ при ознакомлении с окружающим миром дошкольников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1. Теоретические основы
использования информационно-коммуникационных технологий для формирования
представлений детей об окружающем мире. 7

1.1 Использование информационно-коммуникационных технологий в
образовательном процессе в ДОУ.. 7

1.2 Особенности применения компьютерной техники в ознакомлении детей
дошкольного возраста с окружающим миром. 14

1.3 Особенности содержания образовательного процесса по формированию у детей
дошкольного возраста представлений об окружающем мире. 23

Выводы по 1 главе. 32

Глава 2. Реализация педагогических условий
использования информационно-коммуникационных технологий для формирования
представлений детей дошкольного возраста об окружающем мире. 33

2.1
Определение уровня представлений детей дошкольного возраста обокружающем мире. 33

2.2
Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования знаний об окружающем мире у
детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………37

2.3
Результаты опытно-экспериментальной работы по использованию информационно-коммуникационных технологий
для формирования у детей представлений
об окружающем мире. 46

Выводы по 2 главе. 61

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 64

Список
литературы… 67

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 71

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 75

ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………78

  

Введение:

 

Актуальность
исследования обусловдена тем, что информационные технологии стали проникать во все
сферы жизни современного человека, при этом образуя глобальное информационное
пространство. В том числе информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) стали
активно привлекаться в образовательный процесс уже с конца ХХ века, что
повлекло за собой отражение их необходимости в современных нормативных актах. В
том числе «Законе об образовании в Российской Федерации», базовом компоненте
дошкольного образования, а так же новыми ФГОС ДО, где в вариативной
составляющей введена образовательная линия «компьютерная грамота», что
предусматривает формирование информативной компетенции дошкольника [1, с. 19].

Кроме того, в новом ФГОС ДО, нашел отражение тезис о
том, что внедрение в учебно-воспитательный процесс поможет увеличить
доступность, эффективность дошкольного образования, а так же научит детей
ориентироваться в современном информационном пространстве.

Использование ИКТ в образовательном процессе
дошкольного учреждения позволяет открыть такие перспективы для оптимизации учебно-воспитательного
процесса, как: сформированность у ребенка навыков ориентировки в современном
информационном пространстве; получения  знания об окружающем мире. Так же позволяет
ребенку овладеть необходимыми практическими навыками в поиске информации, учит
пользоваться информацией, а так же наполняет содержание программ по воспитанию
и обучению дошкольников. При этом ребенок становится не просто пассивным
слушателем, но и вовлекается в учебно-воспитательный процесс как активный
участник.

ИКТ позволят снабдить ребенка теми знаниями,
умениями и навыками, которые помогут ему понять, обобщить и систематизировать
информацию об окружающем мире.

Применение ИКТ как дидактического средства кроме познавательных
процессов детей помогут повысить мотивацию к получению и усвоению информации,
развить творческие способности, создать эмоционально-благополучный фон, в том
числе и при ознакомлении детей с окружающим миром.

Степенью научной
разработанности является проблема экологического воспитания дошкольников, в том числе и
с помощью информационных технологий. Данную проблему рассматривали в своих
научных трудах многие ученые: О.В. Алексеева[3], Н.М. Белянкова[7], Л.Н. Вахрушева[9], Н.Ф. Виноградова[10], Е.В. Григорьев[13], З.А, Клепигина[20], В.Я. Ясвин[57].

Однако многие положения устарели, в связи с
современными стандартами ФГОС ДО, так как в связи с информационным прогрессом,
стали появляться новые виды информационных технологий, которые, более широко и
эффективно смогут повлиять на процесс ознакомления с окружающим миром
дошкольников.

Итак,
актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью решения ряда противоречий между:

социальным
заказом на обеспечение духовно-экологической

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Информационно-коммуникационные
технологии (ИКТ) — это совокупность методов, средств и приемов, обеспечивающих
поиск, сбор, хранение, обработку и обмен информацией.

Проанализировав
психолого-педагогическую литературу по проблеме использование ИКТ в
ознакомлении детей дошкольного возраста с окружающим миром, еще раз уверяемся в том, внедрение ИКТ в образовательный процесс
должно начинаться именно с дошкольного возраста. Вместе с этим использование ИКТ в работе с дошкольниками,
безусловно имеет учитывать характер детского восприятия, основными свойствами
эмпиричность, связанная с недостаточностью личностного опыта и неусвоением
критериев анализа и оценки поведения.

Благодаря
использованию ИКТ на занятиях дети с удовольствием выполняют задания, активно
участвуют в играх, упражнениях, так как технические средства позволяют включать
в процесс воспитания и звук, и действие, и мультипликацию, что повышает интерес
и внимание детей. С использованием средств ИКТ дети могут совершать «путешествия»
в другие города, планеты, острова, имеют возможность прослушивать голоса
животных и звуки мира природы.

Основная цель
проводимого исследования — определить эффективность использования ИКТ в формировании представлений об окружающем мире
старших дошкольников.

В исследовании
проводилась диагностика по трем критерям: мотивационно-ценностный
(сформированность ценностных ориентаций, экологических установок, мотивов
повышение у старших дошкольников высокого уровня экологического воспитания),
когнитивный (сформированность экологической образованности, способность
личности к экологическому мышлению), практически-деятельностный (практическая
готовность к сохранению и воспроизводству экологических ценностей в различных
видах деятельности).

Анализ результатов  констатирующего этапа позволил сделать
некоторые предварительные обобщения:

— высокого уровня по
мотивационно-ценностному критерию в ЭГ достигли 14,2% детей КГ – 10,4%;

—  по когнитивному – соответственно 14,1%
старших дошкольников ЭГ и 9,5% – КГ;

— практически-деятельностным
критерием – 15% детей ЭГ и 11,3% – КГ.

На среднем же уровне
результаты оказались такими: мотивацийно- ценностный критерий: ЭГ – 48,5 %, КГ
– 46,2 %; когнитивный: ЭГ – 47,9 %, КГ – 45,4 %; практически-деятельностный: ЭГ
– 49,6 %, КГ – 45,4 %.

Низкий уровень зафиксирован
по мотивационно-ценностному критерию: ЭГ – 37,3 %, КГ – 43,4 %; по
когнитивному: ЭГ – 38 %, КГ – 45,1 %; по практическому критерию: ЭГ– 35, 4 %,
КГ – 43,3 %.

Установлено, что очевидной
является тенденция преобладание среднего и низкого уровня представлений об
окружающем мире как в ЭГ, так и КГ по всем компонентам (в пределах 35,4% –
49,6%). Высокий уровень характеризуется 98 % колебаниями от 14,4 % до 15% в ЭГ.
В то же время в КГ – более ощутимое расхождение – 9,5% – 11,3%.

На констатирующем этапе
выявлен неудовлетворительный уровень представлений об окружающем мире
большинства старших дошкольников экспериментальной и контрольной групп, что
обусловило необходимость целенаправленного внедрения использования ИКТ.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава
1. Теоретические основы использования информационно-коммуникационных технологий
для формирования представлений детей об окружающем мире 1.1
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном
процессе в ДОУ Современный
период развития общества характеризуется значительным влиянием на него
информационно-коммуникационных технологий, и это значит, что качественное
современное образование не возможно без их использования.

Под
Информационно-коммуникативными технологиями понимается совокупность методов,
средств, приемов поиска, хранения, обработки, представления и передачи графической,
текстовой, цифровой, аудио- и видеоинформации на основе электронных средств. К
данным электронным средствам относятся компьютер, ноутбук, интерактивная доска,
проектор, принтер, сканер, телевизор, DVD, CD, музыкальный центр, цифровой
фотоаппарат, видеокамера и тому подобное.

Информационно-коммуникационные
технологии (ИКТ) — это совокупность методов, средств и приемов, обеспечивающих поиск,
сбор, хранение, обработку и обмен информацией [22].

Информационно-коммуникационные
технологии стали активно интегрироваться во все составляющие
учебно-воспитательного процесса в ДОУ: как инструмент управления, в
методической работе, как дидактическое средство, как средство по работе с
родителями дошкольников.

Как
дидактическое средство современные ИКТ используются дидактические игры,
мультимедийные программы, видео (в том числе и сети Интернет), энциклопедии,
мультфильмы.

К
критериям отбора ИКТ, гарантирующие соответствие возрастным особенностям детей
дошкольного возраста, а значит, пригодных для применения в дошкольных
учреждениях, относят:

· информационно-коммуникационные технологии являются
развивающими: все средства, которые используются при обучении детей дошкольного
возраста, является развивающим и учебными по своей природе, другие —
исключаются;

· содействуют сотрудничеству и интеграции: формируют умение
ребенка действовать как самостоятельно, так и в команде, нуждаются в совместной
деятельности со взрослым, другими детьми;

· создают ситуацию игры: игра является ведущей
деятельностью детей дошкольного возраста, и, как имитация социальной жизни, она
играет центральную роль в процессе усвоения новых знаний, умений и навыков;
игровые ИКТ наряду с реальными игрушками и предметами могут стать
альтернативными моделями жизненных ситуаций;

· прозрачность и наглядность: функции ИКТ должны быть четко
определенными и наглядными;

· социальная приемлемость: в информационно-коммуникационных
технологиях не должно быть сцен насилия, в противном случае детям навязываются
стереотипы социально неприемлемой, агрессивного поведения, и если средства ИКТ
не соответствуют данному критерию, их использование в любом учебном контексте
не может быть оправданным;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы