Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Гуманитарные науки Литературное чтение в начальной школе

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Использование игровых технологий в системе литературного образования младшего школьника

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Научные основы включения игровых технологий в систему литературного чтения младшего школьника 7

1.1 Принципы, содержание и формы игровой деятельности в начальной школе 7

1.2 Литературная игра как приём изучения художественного произведения 18

1.3 Игровые технологии в системе литературного образования 28

Выводы по 1 главе 37

Глава 2. Эмпирическое исследование по изучению игровых технологий как средства активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения 39

2.1. Диагностика познавательной активности младших школьников на уроках литературного чтения 39

2.2. Разработка комплекса игровых технологий, направленных на повышение эффективности учебного процесса по литературному чтению 45

2.3. Практика использования игровых технологий на уроках литературного чтения в 3 классе 50

2.4. Анализ результатов применения игровых технологий 62

Выводы по 2 главе 68

Заключение 70

Список использованной литературы 72

Приложение 81

  

Введение:

 

Современный этап российского образования является заметно инновационным, причем модернизация – это новый востребованный показатель, основанный на достигнутых образовательных целях. В рамках достижения данных целей архитектоника нового учебного процесса создается с учетом интересов современных школьников, т.е. он направлен на то, чтобы каждый ученик был компетентен. Уроки литературного чтения являются неотъемлемой и постоянной частью современной системы образования. Они основаны на принципах компетентностного подхода и предназначены для того, чтобы дать возможность учащимся достичь предметных, метапредметных и личностных результатов.

Разработка обновленного содержания, структуры и развивающих методик программ по литературному чтению основывается на концептуальных идеях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в котором основной целью дисциплины Литературное чтение является формирование продуктивной читательской деятельности как фундаментального компонента коммуникативной и познавательной компетенции, ознакомление учащихся с детской литературой как искусством слова.

В начале ХХI века дети начальной школы мало интересуются содержанием художественных произведений, а уроки литературного чтения часто игнорируются ими при возможности активного использования игровых технологий. Специалисты в области образования, желающие повысить эффективность учебного процесса, ищут ответы на следующие вопросы: чему учить? Как преподавать? Какие материалы использовать?

Ответы на первые два вопроса можно найти в учебной программе, учебниках и учебных пособиях, но последний аспект часто вызывает сомнения. Пытаясь найти содержательные, интересные и доступные материалы для младших школьников, мы неоправданно пренебрегаем игровыми технологиями, которые должны использоваться в образовательном процессе в начальной школе, поскольку игра (как основной вид деятельности в дошкольном возрасте) всё ещё является близкой, понятной младшему школьнику.

Актуальность исследования обусловлена тем, что использование игровых технологий в учебной программе по литературному чтению имеет богатый педагогический потенциал овладения комплексными способностями и компетенциями, повышает учебную мотивацию, творческую активность, самостоятельность и ответственность в младших классах.

Цель исследования – проанализировать эффективность использования игровых технологий в развитии литературных знаний младших школьников.

Объект исследования – игровые технологии в системе литературного образования в начальной школе.

Предмет исследования – методика, содержание, форма игровых технологий в системе литературного образования в начальной школе.

Гипотеза исследования заключалась в том, что если игровые технологии, такие как викторина, инсценирование, кроссворд, игры на повышение уровня активности класса, дидактические игры с литературным и языковым материалом, будут целенаправленно и на регулярной основе включаться в систему обучения литературному чтению в начальной школе, то это поможет успешно активизировать познавательную деятельность младших школьников.

Для достижения целей исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:

1) Изучить сущность игровой технологии в начальной школе;

3) Описать особенности применения литературной игры в начальных классах;

2) Определить специфику использования игровых технологий в учебном процессе, в том числе и на уроках литературного чтения;

4) Провести исследование использования игровых технологий на уроках литературного чтения с точки зрения формирования читательской компетентности младших школьников;

5) Апробировать развитие читательской компетентности младших школьников с помощью игровых технологий на уроках литературного чтения;

6) Проанализировать результаты исследования.

Анализ научных источников:

Значение игр и возможности их использования в образовательном процессе активно изучаются в российской педагогике. Можно назвать следующих авторов: Л.С. Выготский [18], П.Я. Гальперин [19], В.В. Давыдов [24], А.Н. Леонтьев [44], П.И. Пидкасистый [63], С.Л. Рубинштейн [71] и др. Несмотря на очевидный интерес, проявляемый к изучению различных аспектов игровых технологий, по-прежнему существует острая необходимость анализа особенностей их использования в программах литературного чтения в 1-4 классах.

Роль игры на уроках литературного чтения рассматривается в трудах М.В. Брянцевой [15], И.Н. Куланиной [43], Т.Л. Ивановой [31], Н.В. Бессоновой [13], Е.В. Хоменко [81], Н.А. Стефаненко [77], О.В. Бородиной [14], Г.С. Меркина [53], Н.А. Чураковой [86], Л.А. Ефросининой [25], Г.М. Грехневой [22], О.К. Малышевой [48] и др.

Анализ теоретических источников выявляет ряд противоречий между:

— необходимостью развития читательских умений и навыков учащихся в младших классах и недостаточным учетом в программах по литературному чтению конкретных обстоятельств их формирования;

— важностью перехода от пассивной кумулятивной системы передачи знаний в программе литературного чтения к активному обучению с помощью игровых технологий;

— различными способами развития способностей учащихся в программе литературного чтения и ограниченным использованием игровых технологий в их формировании, таким образом наблюдается недостаточный практический опыт в области игровых технологий.

Обозначенные вопросы привели к выбору темы исследования – «Использование игровых технологий в системе литературного образования младшего школьника». Исходя из этих противоречий, мы определяем проблему исследования: каковы педагогические особенности использования игровых технологий в современной системе литературного образования для учащихся начальной школы?

Методы исследования. Для решения поставленной задачи был использован комплекс теоретических и практических методов исследования:

1. Теоретические методы: анализ, систематизация и обобщение научной литературы путем проведения тематических исследований, классификации и оценки научной литературы.

2. Эмпирические методы: наблюдения, тесты, беседа, обучающие эксперименты.

Практически значимые последствия полученных результатов таковы:

1) Разработаны игровые технологии для развития читательских умений и навыков у учеников начальной школы, которые могут быть использованы в практической деятельности учителей, а также для методических рекомендаций и пособий.

2) Подобранные диагностические задания, позволяющие в комплексе оценить сформированность читательской компетентности школьников, могут послужить практическим материалом для проведения тестирования по изучению конкретной темы.

Опытно-экспериментальная база исследования: Московская область, г. Краснознаменск, ул. Генерала Шлыкова, д. 10, МБОУ СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов имени Г. К. Жукова г. Краснознаменск, 3 «В» класс.

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Игры способствуют углублению интереса учащихся к родному языку и родной литературе. В подавляющем большинстве случаев учащиеся должны обдумывать данное решение и не делать ничего необдуманно во время языковых игр. Таким образом, развивается и языковое мышление учащихся, особенно во время игр, в которых они используют как можно больше органов чувств. Следует отметить, что формы организации дидактических игр и упражнений могут быть фронтальными, групповыми, индивидуальными. Кроме того, можно осуществлять их реализацию и во внеурочное время, что не только будет способствовать развитию познавательной компетенции ученика, но также усилит интерес к предмету.

В процессе работы гипотеза о том, что если игровые технологии будут включены в систему обучения литературному чтению в начальной школе, то это поможет успешно активизировать познавательную деятельность младших школьников, была доказана экспериментально.

Количественные и качественные показатели результатов образовательно-воспитательной работы, проведенной на формирующем этапе исследования, свидетельствуют об эффективности использования в ней комплекса упражнений на основе игровой технологии, что отображено на диаграммах в работе.

Учащихся с высоким уровнем познавательной активности и учебной мотивацией в экспериментальном 3 «В» на 21,6% больше, чем в контрольном 3 «Б» классе. Также значительно отличается процент учащихся с низким уровнем. В экспериментальном классе составляет 4,3% учащихся, в контрольном на 7,7% больше, то есть 12% с низким уровнем учебной мотивации.

Согласно примерной рабочей программе по предмету «Литературное чтение» игра позволяет интенсифицировать процессы формирования духовного мира учащихся, их читательского опыта, развитие их коммуникативной, культуроведческой и регионоведческой компетенций, способности к самостоятельному литературному творчеству и т.п.

В современной начальной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровые технологии используются в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы или раздела учебного предмета; как элемент более обширной технологии; в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, контроля); как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).

Особенностью игрового метода является то, что в игре все равны. Она посильна практически каждому ученику, даже тому, кто не имеет достаточно прочных знаний по предмету. Более того, слабый по успеваемости ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знания по предмету.

Игровые задания, по определению родителей, способствовали гуманизации процесса их общения с детьми. Следуя определенным нами правилам руководства учебной деятельностью с целью воспитания у детей познавательной активности, родители дома продолжали строить общение с ними на основе равноправного партнерства, уважения, доверия и справедливости. Выполнение вместе с детьми домашних заданий создавало условия для ежедневной практики общения и закрепления умения переносить гуманистическое общение в различные ситуации. С целью дальнейшей работы с родителями и учителями для них был составлен ряд методических рекомендаций, отражённых в работе.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Научные основы включения игровых технологий в систему литературного чтения младшего школьника

1.1 Принципы, содержание и формы игровой деятельности в начальной школе

Обучение чтению – это не только духовное обогащение каждого ребенка (познание своеобразия нации, национальной культуры и искусства, морально-нравственных принципов общества и т.п.), но и формирование жизненной компетентности учащихся. Только те знания и умения ученика считаются полезными, целесообразными и крепкими, которые применяются на практике, которую школьник перенесет и использует в разных жизненных ситуациях.

Интенсификация учебного процесса требует поиска и использования новых форм, методов и технологий преподавания и обучения, средств поддержки у учащихся интереса к материалу и активизации их познавательной деятельности. На наш взгляд одной из актуальных проблем современной методики преподавания литературного чтения является организация обучения детей разных возрастов с помощью игровых форм. О важности использования игр в учебном процессе известно давно.

Во время игры в полной мере порой совершенно неожиданно проявляются способности ребенка. Как правило, обогащенный игровыми моментами учебно-воспитательный процесс активизирует познавательные возможности воспитанников: игра увлекает, вызывает желание принять участие в ней и одновременно снимает психологическое напряжение, что в большей или меньшей степени сопровождает любую учебную нагрузку.

Игра всегда предполагает принятие решений – что сказать, как ответить, как выиграть? Желания решить эти вопросы обостряют умственную деятельность игроков, пробуждают интерес и активность детей. Снятие психологического напряжения, по мнению психологов и педагогов, является одним из важнейших факторов гармоничного развития ребенка: психического, физического, духовного.

У детей младшего школьного возраста эффект игры основан на непроизвольном запоминании. Это именно та деятельность, которая стимулирует эмоции, возбуждает интерес и способствует развитию непроизвольной памяти. По мнению педагогов, игра – это деятельность, направленная на воспроизведение и усвоение социального опыта в контексте, где формируется и совершенствуется самоуправление поведением [75, с. 127].

В «Новом словаре методических терминов и понятий» игра определяется как форма деятельности в конкретных контекстных условиях, направленная на закрепление и активизацию учебного материала в различных ситуациях общения. Также необходимо определить достаточно сложное исследовательское понятие – «игровая технология», которая является компонентом технологии обучения [4, с. 74].

Помимо термина «образовательная технология», в педагогике также используются понятия «технология обучения» и «педагогическая технология». В то же время между ними нет четкого разграничения.

Педагогическая технология трактуется учеными по-разному, а именно: как совокупность средств и методов обучения и воспитания, проект педагогической системы (В. П. Беспалько и др.), как совокупность психолого-педагогических установок, процесс педагогических средств (Б. Т. Лихачев), как последовательная взаимосвязь поведения учителя (В. А. Сластенин), как педагогический процесс (В. Д. Симоненко и др.), как модель педагогической деятельности (В. М. Монахов и др.).

В контексте исследования наиболее обоснованным является широкое и конкретное определение В. М. Монахова, согласно которому педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности с целью безусловного обеспечения проектирования, организации и реализации образовательных процессов для удобства учащихся и учителей [56, с. 35].

В последние годы стандартные методы обучения стали менее эффективными, чем в прошлом. Ученики не осознают цели своей деятельности и поэтому не мотивированы на учебный процесс. Одним из способов улучшения результатов обучения является геймификация и использование игр в обучении – метод, носящий английское название GBL (Game Based Learning).

Внедрение игрового компонента в образовательный процесс может повысить познавательный интерес учащихся, развить мотивацию и инициативу, а также способность выражать собственное мнение. Концепция «геймификации» появилась в сфере цифровых медиа в 2008 году и не получила широкого распространения примерно до 2010 года. Хотя она является относительно новой, в литературе можно найти множество ее объяснений [89].

Геймификация определяется как процесс применения игрового мышления и механики для вовлечения пользователей в процесс решения проблем. По мнению К. Каппа, понятие «геймификация» можно трактовать как использование игр, основанных на эстетике, механике и игровом мышлении, для вовлечения, стимулирования действий, облегчения приобретения новых знаний и решения проблем [88].

Соглашаясь с К. Вербахом, ведущим экспертом по программам геймификации в рамках образовательных онлайн-проектов — это применение игровых компонентов и методов для создания игр в неигровом смысле. Таким образом, «геймификация» трактуется как интеграция игровых компонентов и игрового мышления в деятельность, отличную от игр [16].

В подходах к обучению литературному чтению игра (часто используется понятие «игровая технология») рассматривается как упражнение по изменению контекста, в котором возможность создания повторов литературного материала в условиях, максимально приближенных к реальным, присущим вербальной коммуникации — эмоциональное, спонтанное, целенаправленное вербальное взаимодействие [52].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы