Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Методика преподавания литературы

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Использование детских журналов на уроках литературы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 


ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕТСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ 8

1.1. Детские журналы в контексте ключевых тенденций исторического развития периодики для детей 8

1.2. Типологические характеристики детских журналов 13

1.3. Специфика современных журналов для детей 19

Выводы по 1 главе 28

ГЛАВА 2. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ 30

2.1. Особенности контента детской журналистики 30

2.2. Возрастные и психологические особенности детской аудитории 37

2.3. Методические принципы отбора статей из детских журналов для работы с читателем-школьником 42

Выводы по 2 главе 47

ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ ЖУРНАЛОВ «ЛУЧИК» И «ДУМАЙ») 49

3.1. Современная практика включения детских журналов в уроки литературы (констатирующий эксперимент) 49

3.2. Разработка серии задании и упражнений с текстами детских журналов «Лучик» и «Думай» в средних классах 55

3.3. Результаты обучающего эксперимента 80

Выводы по 3 главе 83

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85

ГЛОССАРИЙ 87

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 89

  

Введение:

 


Актуальность исследования. Уроки литературы в системе современного образования являются целостной непрерывной составляющей. Они основываются на принципах компетентностного подхода и направлены на достижение школьниками предметных, метапредметных и личностных результатов. В основу разработки обновленного содержания уроков литературы их структурирования, технологий проработки положены концептуальные идеи ФГОС ОО, в котором основной целью уроков литературы определено формирование читательской компетентности школьников, которая является базовой составляющей коммуникативной и познавательной компетентности.

Сущность читательской компетентности заключается в овладении учениками совокупностью знаний, умений, навыков, ценностных отношений, которые позволяют им в соответствии с возрастными возможностями самостоятельно ориентироваться в кругу детского чтения; осознанно воспринимать содержание текстов разных видов, подбирать, анализировать, интерпретировать и обобщать информацию, представленную в различных источниках печатной продукции, и успешно ее использовать, применять для решения учебно-познавательных и практических задач как на предметном, так и на метапредметном уровне. Приобретенный читательский опыт обеспечивает готовность и способность школьников к дальнейшему обучению, познанию, саморазвитию.

Обновление содержания уроков литературы в школе продиктовано также изменениями в современном информационном образовательном просторные (широкий доступ учащихся и пользование ими сетью Интернет, электронными, аудиовизуальными средствами, в т. ч. детскими электронными библиотеками, которые содержат тексты современной, литературы).

В начале ХХI века интерес школьников к чтению художественных произведений не высок, а в условиях отсутствия активного использования учебных возможностей интернет-сети, в частности информационных технологий, урок литературы нередко воспринимается многими детьми как второстепенный. Многие педагоги ищут пути повышения эффективности литературного образования, повышение интереса к чтению. Пытаясь подобрать для школьников содержательный, интересный и доступный материал, неоправданно оставляем без внимания детскую периодическую печать.

Использование периодических изданий на уроках литературного чтения представит возможность овладеть комплексом компетенций и компетентностей, повысить уровень учебной мотивации, творческой активности, самостоятельности, ответственности на уроках.

Анализ последних исследований и публикаций. Изучению детской периодики сейчас уделяется должное внимание: априори каждое современное исследования обосновано трудами известных ученых в области общей и возрастной психологии, психолингвистики, педагогической психологии (Л.С. Выготский, И.А. Зимняя С.Л. Рубинштейн, В.С. Сухомлинский, Д.Б. Эльконин и др.).

Наше внимание привлекает довольно развернутое изучение вопросов редакционно-издательской подготовки изданий для детей, осуществленное Э. Огар [13, с. 32]. Ученый рассматривает психологические особенности восприятия текста изданий юными читателями.

Вопрос специфики детской прессы разбирается многими исследователями. Первостепенное значение имеют труды А. И. Акопова, Е. В. Ахмадулина, А. Г. Бочарова, А. В. Западова, Е. А. Корнилова, Э. А. Лазаревич, Л. Л. Реснянской.

Несмотря на заметный интерес к изучению различных аспектов детской периодики, остается насущной потребность анализа особенностей использования детских

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 


Анализ и обобщение научно-методической литературы показал, что история детской журналистики развивалась с развитием общества и подстраивалась под определенные политические и социальные устои. Детская журналистика в современном мире выполняет функцию воспитания, как это и было с ее создания. Основные функции изданий для детей имеют педагогическую направленность. Они участвуют в воспитании человека, формировании личности, способствуют познанию мира и человека.

Журналы «Лучик» и «Думай» являются заметными субъектами на современном рынке научно-популярной периодики для детей и юношества. Они ориентированы на различные возрастные аудитории: если читатели «Лучика» принадлежат к категории младших подростков, то верхняя возрастная граница потенциальной аудитории журнала «Думай» представлена выпускниками общеобразовательных школ.

Контент детской журналистики достаточно разнообразный: познавательный, развивающий, развлекательный, исторический. Было отмечено, что рассматриваемые журналы «Думай» и «Лучик» ориентированы на подростковый возраст, в частности, журналы «Лучик» и «Думай» по своему контенту направлены на подростковый возраст. В том числе отмечено, что само содержание рубрик, способ изложения материала ориентированы с учетом на биологические, социальные и психологические особенности аудитории.

К сожалению, школьными программами не предусмотрено использование периодических изданий на уроках литературы. Вместе с тем детская периодика содержит в себе большой потенциал для развития читательского интереса школьников. Считаем, что материалы и статьи периодических изданий могут быть использованы как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Работа с материалами периодических изданий может быть использована в разнообразных видах деятельности: учебной, проектной, исследовательской.

Основная цель проводимого исследования – определить влияние детских периодических издании, включенных в урочную и внеурочную деятельность на формирование читательского интереса школьников.

Была определена цель проводимого исследования, этапы работы, а так же представлена динамика читательского интереса учеников. В частности, были разработаны диагностические задания на основе материалов детских журналов «Лучик» и «Думай». Представленные задания были ориентированы на определение различных УУД школьников. Было выявлено, что на констатирующем этапе дети показали в основном средний и низкий уровень. Именно поэтому было принято решение о включении материалов детской периодики в учебный и внеучебный процесс.

В рамках формирующего этапа исследования с учениками были реализованы различные варианты работы с детскими журналами в рамках урочной и внеурочной деятельности. Старались сопровождать все задания интерактивностью и визуальностью с помощью привлечения интернет ресурсов, ориентировали учеников на самостоятельный поиск информации, учли думать, сопоставлять, дискуссировать.

Результаты контрольного этапа показали, что читательский интерес школьников значительно увеличился, следовательно мы доказали нашу гипотезу. Можно утверждать, что включение периодических изданий в урочную и внеурочную деятельность, использование различных форм работу будет способствовать формированию читательского интереса учеников 5-7 классов.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕТСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

1.1. Детские журналы в контексте ключевых тенденций исторического развития периодики для детей

Можно с уверенностью сказать, что существование детской литературы в России во многом обязано детским журналам. Именно на страницах детских журналов, были разработаны новейшие тенденции в детском чтении.

Журналистика для детей в России берет свое начало от журнала просветителя Николая Ивановича Новикова «Детское чтение для сердца и разума». Этот журнал еженедельно выходил как приложение к «Московским ведомостям» в 1785-1789 гг. После своего закрытия в 1789 г. «Детское чтение» неоднократно переиздавалось в сборниках.

Девятнадцатый век – время, когда появилась так называемая «культура детства». Если ранее ребенок понимался как «маленький взрослый», то с этого момента европейцы признают детство как особое состояние и детей как самобытную субкультуру, создается множество литературных, музыкальных, театральных произведений специально для юных поклонников искусства. Россия также вливается в поток европейской «культуры детства». Поначалу российские детские журналы представляли собой литературно-художественные издания, возрастные рамки которых были достаточно широкими (от 4 до 18 лет), не различались журналы для девочек и мальчиков. Материалы в них часто не отличались простотой языка, страницы были бедны иллюстрациями, а назидательный тон повествования не мог заинтересовать ребенка[12, с. 43].

В среде детской журналистики велись споры о том, какими должны быть издания для подрастающего поколения. Одни (С.Н. Глинка) считали, что детскую литературу и детскую журналистику следует считать самобытным и полноценным явлением, аналогичным от «взрослых

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы