Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Использование аудио и медиа средств на уроках английского языка в начальной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 4
Глава 1. 7
1.1. Особенности изучения иностранного языка на начальном этапе
обучения: цели, задачи, методы и средства. 7
1.2. Аудио
и медиа средства в
обучении английскому языку учащихся младших классов. 17
1.3. Анализ
современных УМК по английскому языку для начальных классов по использованию аудио и медиа средств на
уроках английского языка в начальной школе. 26
Выводы по 1 главе. 34
Глава 2.
Методические аспекты использования
аудио и медиа средств на уроках английского языка в начальной школе.. 36
2.1. Технологии
использования аудио и медиа средств
на уроках английского языка в начальной школе. 36
2.2. Особенности
использования материала мультфильма «Король Лев» («The lion king») на уроках английского языка в начальной
школе. 49
2.3. Результаты и
рекомендации применения аудио и
медиа средств на уроках английского языка в начальной школе. 54
Выводы по 2 главе. 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ… 64
Приложение.. 69
Введение:
Актуальность исследования. Согласно
ФГОС НОО, одним из условий успешного общения на иностранном языке – качественно
сформированные речевые навыки, являющиеся важным компонентом содержания
обучения иностранному языку. Поиски решения для реализации данного условия рассматривались
многими исследователями, такими как Н. Д.Гальскова, Н.И. Гез. Однако до сих пор
не было специальных теоретических исследований, посвященных использованию аудио
и медиа средств на уроках английского языка в начальной школе. Анализ работ, посвященных
методике обучения иностранному языку в школе, показал, что исследователи чаще
рассматривают вопросы, касающиеся обучения терминологической лексике для
активного и рецептивного использования (И.Л.Бим, М.Л.Вайсбурд, Б.И. Рубинская,
Е.П.Кириллова, Б.Т.Лазарева и др.). Проблема обучения активной лексике для
развития умений общаться исследуется в незначительном количестве работ.
Проведенные исследования посвящены проблеме активизации лексического материала
в устной речи (А. В. Конышева), формированию иноязычного речевого лексического
навыка на ситуативной основе (Е. И. Пассов, Е. С. Кузнецова). Не обнаружены
фундаментальные исследования, рассматривающие роль и место аудио и медиа
средств на уроках английского языка в начальной школе.
Благодаря комбинации работы зрительного и слухового канала восприятия,
жанровому разнообразию, аутентичности, аудио и медиа средства способны
максимально точно воссоздавать ситуации иноязычного общения, иноязычную
культурную и языковую среду. Кроме того, использование аудио и медиа средств в
учебном процессе позволяет повысить мотивацию обучающихся к изучению
иностранного языка и культуры; индивидуализировать и интенсифицировать процесс
обучения путем приведения формы, организации, темпа занятия и аудиовизуального
воздействия на обучающихся в соответствии с реальными возможностями
человеческого мозга воспринимать и передавать информацию, достигать более
глубокого восприятия, что способствует более эффективной переработке и усвоению
учебной информации. Вышесказанное дает основание определить аудио и медиа
средства как одно из самых эффективных
средств формирования лексических навыков школьников.
Таким образом, возникла необходимость в разработке технологии
использования аудио и медиа средств при обучении иностранному языку, что и
подтверждает актуальность настоящей работы.
Объект
исследования – процесс
использования аудио и медиа средств на уроках английского языка в начальной
школе.
Предметом
исследования является
технология использования аудио и медиа средств на уроках английского языка в
начальной школе.
Цель
исследования состоит в разработке технологии использования аудио и медиа средств на уроках
английского языка в начальной школе.
Для достижения поставленной цели и
проверки предложенной гипотезы, необходимо было решить следующие задачи:
1) определить цель, задачи, методы и
средства обучения иностранному языку в начальной школе;
2) раскрыть содержание использования аудио и
медиа средств на уроках английского языка в начальной школе;
3) проанализировать дидактические особенности, технологию
и практику использования аудио и медиа средств на уроках английского языка в
начальной школе;
4) разработать комплекс упражнений, на
основании аудио и медиа средств для
использования на уроках английского языка;
5) провести экспериментальную проверку
предложенной методики обучения.
Материалом для исследования выступил
мультфильм «The lion king».
Для проведения исследования были
использованы следующие методы:
1) критический анализ учебной и
теоретической литературы по избранной проблематике; 2) организованное наблюдение за
учебным процессом по иностранному языку;
3) составление упражнений с
использованием аудио и медиа средств и их применение в опытном обучении;
4) проведение экспериментального
среза с целью выявления уровня
сформированности у учащихся речевых навыков;
5) количественный и качественный
анализ экспериментальных данных.
Научная новизна исследования
заключается в том, что в работе впервые исследуются преимущества использования
аудио и медиа средств на основе мультипликации для младших школьников при
обучении на уроках иностранного языка.
Теоретическая значимость работы
состоит в том, что в ней дано теоретическое обоснование использования аудио и
медиа средств в формировании речевых навыков школьников.
Практическая значимость данной работы
заключается в возможности использовать комплекс упражнений, разработанный
автором, учителями английского языка, для более эффективного обучения
иностранному языку младших школьников.
Базой исследования выступили ученики
4 класса МОУ СОШ № 13.
Установленные цель и задачи
определили структуру и объём работы, которая состоит из введения, трех глав и
выводов по каждой из них, заключения, списка использованной литературы и
приложений.
Заключение:
Полученные нами данные в ходе анализа
теоретико-методологических источников, подтвердили выдвинутое нами
предположение об актуальности изучения темы, связанной с формированием
лексических навыков на начальном этапе обучения в процессе использования аудио
и медиа средств.
Аудио и медиа средства позволяют
решать очень важные задачи обучения, воспитания и образования. Во-первых,
учащиеся при просмотре видеофильмов, большинство которых выпущено в Оксфорде,
имеют возможность слышать подлинную английскую речь из уст носителей языка.
Во-вторых, видеофильмы дают возможность учащимся увидеть собственными глазами
то, о чем мы говорим на уроках, читаем в текстах и диалогах
(достопримечательности Лондона, различные музеи Англии и т. д.). Просматривая
видеофильмы, учащиеся больше узнают о традициях и культуре изучаемых стран.
Использование аудио и медиа средств
на уроках способствует повышению качества знаний, так как позволяет
использовать следующие виды коммуникативной деятельности: аудирование,
говорение, чтение и письмо (при выполнении упражнений). Использование аудио и
медиа средств оправдано психологически: именно через органы зрения и слуха
человек получает основной объем информации об окружающем мире. Кроме того,
использование видео на занятиях повышает мотивацию обучения и активность
обучаемых, создаёт определённые условия для самостоятельной работы учеников.
Необходимо стремиться к тому, чтобы учащиеся получали удовлетворение от фильма
именно через понимание языка, а не только через интересный и занимательный
сюжет. Если мы хотим, чтобы ученики овладели навыками межкультурной
коммуникации, то показывать видеофильмы следует не время от времени, а
систематически, причем демонстрация должна быть методически организована.
Предложенная нами методическая
разработка для формирования лексической компетенции учащихся была эффективным
средством обучения. Рассматривая, мультфильмы как способ формирования
лексических умений и навыков у учащихся 4 класса, можно сделать вывод, что эффективность
данного метода подтвердилась.
Полученные количественные данные
подтвердили тенденцию повышения показателей качественности лексического навыка
(гибкости, устойчивости, прочности) у учащихся
опытного обучения. Контроль, проведённый на уровне устной речи, показал,
что испытуемые достигли более высокой скорости выполнения операций с
лексическими единицами как в монологической, так и в диалогической устной речи
вследствие расширения лексических возможностей учащихся за счёт внедрения в учебный процесс аудио и
медиа средств.
Организация лексического материала на
основе аудио и медиа средств, привело к существенному расширению лексического
запаса у школьников.
При использовании диалогической и
монологической речи при обучении лексике, разработанных в качестве видео урока,
показатель сформированности лексического навыка выше, чем при выполнении этой
же системы лексических упражнений без использования учебно-методических
разработок, предложенных в данном исследовании.
Полученные количественные данные подтвердили
тенденцию повышения показателей качественности лексического навыка (гибкости,
устойчивости, прочности) у учащихся
опытного обучения. Контроль, проведённый на уровне устной речи, показал,
что испытуемые достигли более высокой скорости выполнения операций с
лексическими единицами как в монологической, так и в диалогической устной речи
вследствие расширения лексических возможностей учащихся за счёт внедрения в учебный процесс аудио и
медиа средств.
Фрагмент текста работы:
Теоретические
аспекты изучения использования аудио и медиа средств на уроках английского
языка в начальной школе 1.1. Особенности изучения
иностранного языка на начальном этапе обучения: цели, задачи, методы и средства
Начальная школа выступает в качестве очень важной ступени в
реализации стратегической задачи — личностно — ориентированного подхода — как
основного направления обучения и воспитания.
На данном этапе закладываются основы коммуникативной
компетентности, которые станут вехами в достижении конечных целей: умение
слушать собеседника, реагировать на его вопросы, начинать, поддерживать и
завершать разговор, выражать свою точку зрения, извлекать нужную информацию при
чтении, общаться в письменной форме.
Включение процесса обучения иностранному языку в контекст
игровой, познавательной и учебной, музыкальной, художественной деятельности
позволит обеспечить доминирование внутренних, реально действующих игровых и
учебно-познавательных мотивов. Именно внутренние мотивы, когда сама
деятельность интересна, в единстве с широкими социальными мотивами будут
«работать» и на формирование положительного отношения младших школьников к
предмету, и на достижение целей начального языкового образования. Усиление
мотивационной стороны изучения иностранного языка происходит также за счёт
овладения детьми эффективными способами и приёмами деятельности и
положительного эмоционального воздействия на них (на детей) используемых
учебных материалов. Как показывают наблюдения, младшие школьники проявляют
большой интерес к людям с другой культурой, эти детские впечатления сохраняются
на долгое время и также способствуют развитию внутренней мотивации изучения
иностранного языка [31].
Младшие школьники общительны и эмоциональны. За первый год
обучения они приобрели некий опыт в управлении своим поведением, однако оно ещё
не всегда устойчиво и в значительной степени непроизвольно. Внимание учеников
привлекает всё новое и неожиданное. Но нужно приучать их быть внимательными и
по отношению к тому, что не является занимательным. Если этого не делать, то у
детей вырабатывается привычка быть внимательными только к внешне
привлекательному, у них не развиваются волевые качества личности. Вместе с тем
нужно развивать у учащихся способность к сознательному управлению памятью, то
есть специально обращать их внимание на то, что надо запомнить[19].
Так, дети должны специально запомнить написание букв, правила
чтения, исключения из этих правил и т. д. Один из приёмов осмысленного
запоминания – смысловая группировка материала, например: группировка слов по
правилам чтения, по тематической принадлежности, грамматических структур по
значению, употреблению и формообразованию и т. д. Умственные возможности детей
7-10 лет довольно широки. У них развита способность к рассуждению, они могут
делать выводы и умозаключения, анализировать предметы и явления, не прибегая к
практическим действиям, что свидетельствует о развитии словесно-логического
мышления. Ученики способны дать аргументированные доказательство.
Эту их способность следует использовать при обучении
иностранному языку и развивать с помощью упражнений на доказательство суждений
учителя и учащихся, на моделирование проблемных ситуации, абстрактных схем для
наполнения их конкретным содержанием и т. д.
Основными компонентами иноязычных способностей, которые могут
быть развиты у детей в процессе их овладения иностранным языком, являются
память, внимание и мышление. От того, в какой степени развиты эти процессы или
функции у ребёнка, зависит успешность формирования навыков и умений иноязычного
общения, легкость и быстрота их приобретения.
Младший школьный возраст, согласно периодизации психического
развития Д. Б. Эльконина, – это период от 7 до 11 лет, ведущей
деятельностью которого является обучение. К новообразованиям младшего школьного
возраста Д.Б. Эльконин относит планирование, формирование воли, интеллектуализацию
психических функций и теоретическое мышление. К социальной ситуации развития
ученый относит, появление «социального взрослого». Здесь речь идет о выходе за
пределы семьи, где существовал только «близкий взрослый», и вход в другую среду
– школу, которая наполнена «социальными взрослыми», то
есть не родственниками[40].
Вступление ребенка в школу – это
резкое изменение его жизни и деятельности. Ребенок идет в школу с физической и
психологической готовностью к этому изменению. В школьной учебе используются и
продолжают развиваться физические и умственные способности, формируются
психические свойства младшего школьника.
Методика преподавания иностранного языка в начальной школе
существенно отличается от методики учебы учеников в основной и старшей школах,
а период учебы в начальной школе является очень важным для интеллектуального,
физического, эмоционального и социального развития ребенка.
Отбор содержания обучения английскому языку в начальной школе
осуществляется в соответствии с интересами младших школьников, с учетом их
реальных коммуникативных потребностей в практической, интеллектуальной,
чувственно-эмоциональной, этико-эстетической и других сферах. Необходимо
строить обучение английскому языку как процессу вхождения в культуру носителей
языка, начиная с детского фольклора, традиций и т.д. С этой целью в УМК введены
фрагменты английских сказок, песенки, рифмовки, считалки, скороговорки,
которыми пользуются дети в англо-говорящих странах[23].
Весь курс начального обучения английскому языку можно условно
разделить на три этапа:
1 этап – начало обучения, 2-й класс
2 этап – этап расширения тематики и
усложнения материала, 3 класс
3 этап – 4 класс –
дальнейшее развитие коммуникативных умений учащихся в устной (говорение и
пониманием речи на слух) и письменной (чтение и письмо) формах общения в
пределах, обозначенных программой для начальной школы. Каждый этап имеет свои
задачи и является очередной ступенькой в процессе овладения учащимися основами
коммуникативной компетентности.