Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Логопедия

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Использование арт-терапевтических и тренинговых технологий в оптимизации межличностных отношений в семьях с детьми, имеющими нарушения в развитии.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ И ТРЕНИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОПТИМИЗАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ 8

1.1. Содержание понятия «межличностные отношения» в научной литературе 8

1.2. Особенности семей с детьми, имеющими нарушения в развитии 11

1.3. Потенциал арт-терапевтических и тренинговых технологий в оптимизации межличностных отношений 18

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОПТИМИЗАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ, ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ И ТРЕНИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 32

2.1. Диагностика особенностей межличностных отношений в семьях с детьми, имеющими нарушения в развитии 32

2.2. Программа оптимизации межличностных отношений в семьях с детьми, имеющими нарушения в развитии, с использованием арт-терапевтических и тренинговых технологий 37

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 50

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….57


  

Введение:

 


Актуальность исследования. Проблема оказания психологической помощи семьям с детьми, имеющими нарушения в развитии, растет в своей значимости пропорционально увеличению числа детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Учитывая тот факт, что именно воспитание в семье обеспечивает наиболее благоприятную среду для реабилитационного процесса ребенка с нарушениями в развитии, проблема поддержания данной категории семей занимает свое место среди важнейших задач, реализуемых современным обществом.

Появление в семье ребенка с нарушениями в развитии – это событие, которое меняет семейный уклад раз и навсегда. К сожалению, после выявления у ребенка отклонения, требующего многолетних (либо пожизненных) реабилитационных мероприятий, отцы нередко покидают семью, возлагая весь объем нагрузки на мать. Кроме частой неполноты, семьи детей с нарушениями в развитии отличаются, как правило, недостаточной материальной обеспеченностью, обусловленной тем фактом, что один из родителей вынужден оставлять трудовую деятельность для обеспечения постоянного ухода за ребенком с особыми нуждами. Помимо вышеуказанных очевидных трудностей, семьи с детьми с нарушениями в развитии сталкиваются с психологической изоляцией, отсутствием моральной поддержки, дискриминацией их прав и недостаточной доступностью среды.

Ценности гуманизма, человечности, этичности, обеспечения равных прав и возможностей провозглашены ведущим ориентиром социальной политики в России. Однако многие семьи, воспитывающие детей с нарушениями в развитии (особенно имеющих тяжелые или множественные нарушения), по-прежнему находятся в условиях социальной и экономической изоляции. В связи со сказанным изучение проблем таких семей является актуальным и требует дополнительного осмысления.

В рамках выпускной квалификационной работы внимание сосредоточено на оптимизации межличностных отношений в семьях с детьми, имеющими нарушения в развитии. Неоспоримо влияние семьи на личность детей. В связи с особой воспитательной ролью семьи возник вопрос, как свести к минимуму отрицательное влияние семьи на ребенка и, гармонизировав межличностные отношения в семьях, обеспечить ребенку наилучшие условия для развития в рамках семейного воспитания. Можно назвать следующие основные причины нарушений детско-родительских отношений и семейной дисгармонии:

Во-первых, социально-экономическая нестабильность многих семей снижает степень удовлетворенности браком, что приводит к нарастанию тревожности, возникновению дискомфорта во взаимоотношениях, негативно сказывающихся на воспитании детей. Во-вторых, во взаимоотношениях взрослых и их детей возрастает отчужденность, конфликтность, барьеры в общении, образуется эмоциональный вакуум, в который попадают многие дети в семье. В-третьих, сегодня все чаще возникает дисгармония в детско-родительских отношениях, связанная с нравственно-психологическим климатом в семье, со стилем общения взрослых и детей. В-четвертых, большинство родителей (особенно это касается отцов) ввиду экономической необходимости большую часть своего времени тратят на работу, не находя времени на общение с ребенком. В-пятых, большинство родителей имеют достаточно слабое представление о детской психологии, а потому, нередко случайно, формируют в детях различного рода страхи, закрепляют неверные психологические установки или приводят к формированию заниженной самооценки.

Большое значение для успешного осуществления семейного воспитания имеют детско-родительские отношения. Они складываются в процессе непосредственного общения и взаимоотношений членов семьи, являются результатом взаимодействия их потребностей, интересов, установок, привычек, ценностных ориентаций, взглядов, убеждений, эмоций и чувств, представляют собой более или менее устойчивое образование нравственно-психологического порядка и выступают интегральным показателем уровня развития семьи как социально-психологической общности. Детско-родительские отношения не только накладывают своеобразный отпечаток на семейную жизнь и ее участников, но и образуют духовную среду, в которой развертывается процесс воспитания детей. «Проблемные» и «трудные» дети – это результат сложившихся дисгармоничных отношений в семье.

Изученность проблемы исследования. С позиций психологических причин формирования межличностных отношений большое значение имеют работы таких авторов как А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, Н.В. Самсонова и др.

Множество исследователей рассматривали межличностные отношения в динамике и выявляли возможности управления межличностными отношениями – А.Я. Анцупов, Н.В. Гришина, Х. Корнелиус, Н.И. Леонов, А.И. Шипилов, Ш. Фейр, Р. Фишер, У. Юри и др.

Ряд исследователей рассматривали межличностные отношения в контексте проблем возникновения конфликтов, их работы раскрывают причины возникновения конфликта через внутренние причины, а именно через внутриличностные конфликты – А. Адлер, Э. Берн, Р.М. Грановская, Л.Р. Гребенников, Н.В. Гришина, Э.Г. Исаева, Н.И. Леонов, Б.И. Хасан, К. Хорни и др.

Л.П. Боровой, Т.Г. Горячевой, Е.М. Мастюковой, В.В. Ткачевой изучались аспекты жизни семьи ребенка с нарушениями в развитии, ее роли, особенно матерей в его воспитании.

Специфику взаимодействия семьи ребенка с нарушениями в развитии со специалистами специального образования как предмет исследования разрабатывали Е.Р. Басинская, С.Д. Забрамная, Е.И. Исенина, О.С. Никольская, М.М. Либлинг, Т.В. Пелымская, Л.С. Печникова, Г.Н. Росина, Е.О. Смирнова, Л.И. Солнцева, Н.Д. Шматко и др.

В данной выпускной квалификационной работе внимание будет сосредоточено на таком аспекте проблемы как использование арт-терапевтических и тренинговых технологий в оптимизации межличностных отношений в семьях с детьми, имеющими нарушения в развитии.

Объект исследования: межличностные отношения в семьях с детьми, имеющими нарушения в развитии.

Предмет исследования: использование арт-терапевтических и тренинговых технологий в оптимизации межличностных отношений в семьях с детьми, имеющими нарушения в развитии.

Цель исследования: теоретически обосновать, составить и реализовать программу оптимизации межличностных отношений в семьях с детьми, имеющими нарушения в развитии, с использованием арт-терапевтических и тренинговых технологий.

Гипотеза исследования: предполагается, что реализация программы оптимизации межличностных отношений в семьях с детьми, имеющими нарушения в развитии, с использованием арт-терапевтических и тренинговых технологий, позволит снизить выраженность типов негармоничного семейного воспитания.

Объект, предмет, цель и гипотеза обусловили необходимость решения следующего перечня задач:

1. Представить содержание понятия «межличностные отношения» в научной литературе.

2. Привести особенности семей с детьми, имеющими нарушения в развитии.

3. Рассмотреть потенциал арт-терапевтических и тренинговых технологий в оптимизации межличностных отношений.

4. Провести диагностику особенностей межличностных отношений в семьях с детьми, имеющими нарушения в развитии.

5. Составить и внедрить программу оптимизации межличностных отношений в семьях с детьми, имеющими нарушения в развитии, с использованием арт-терапевтических и тренинговых технологий.

6. Выполнить анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

Методологическую основу исследования составили труды

Методики исследования:

— анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;

— эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);

— тестирование;

— качественный и количественный анализ эмпирических данных.

Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации и обобщении научных позиций относительно содержания понятия «межличностные отношения»; в выявлении и перечислении особенностей семей с детьми, имеющими нарушения в развитии; в уточнении потенциала арт-терапевтических и тренинговых технологий в оптимизации межличностных отношений.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов работы следующими категориями лиц:

— специалистами, работающими с семьями, воспитывающими детей с нарушениями в развитии, с целью оптимизации своей профессиональной деятельности по оказанию помощи таким семьям в налаживании гармоничных межличностных отношений;

— студентами, обучающимися по направлению «Логопедия», «Дефектология», «Специальная психология», «Специальная педагогика», с целью самоподготовки к тематическим практическим и семинарским занятиям;

— молодыми учеными, занимающимися разработкой схожей научной проблематики, с целью систематизации и обобщения методических сведений и эмпирических данных.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа представлена введением, двумя главами, структурированными на параграфы, заключением, списком литературы и источников

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 


Выпускная квалификационная работа была посвящена изучению оптимизации межличностных отношений в семьях с детьми, имеющими нарушения в развитии, средствами арт-терапевтических и тренинговых технологий.

По итогам выполнения выпускной квалификационной работы была достигнута поставленная во введении цель, что позволило теоретически обосновать, составить и реализовать программу оптимизации межличностных отношений в семьях с детьми, имеющими нарушения в развитии, с использованием арт-терапевтических и тренинговых технологий.

Для достижения указанной цели были решены следующие задачи: было представлено содержание понятия «межличностные отношения» в научной литературе; были приведены особенности семей с детьми, имеющими нарушения в развитии; был рассмотрен потенциал арт-терапевтических и тренинговых технологий в оптимизации межличностных отношений; была проведена диагностика особенностей межличностных отношений в семьях с детьми, имеющими нарушения в развитии; была составлена и внедрена программа оптимизации межличностных отношений в семьях с детьми, имеющими нарушения в развитии, с использованием арт-терапевтических и тренинговых технологий;

— был выполнен анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать гипотезу исследования о том, что реализация программы оптимизации межличностных отношений в семьях с детьми, имеющими нарушения в развитии, с использованием арт-терапевтических и тренинговых технологий, позволит снизить выраженность типов негармоничного семейного воспитания.

Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ И ТРЕНИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОПТИМИЗАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ

1.1. Содержание понятия «межличностные отношения» в научной литературе

Психологические исследования человека как субъекта жизнедеятельности особо активизировались с начала 80-х годов и достигли пика интенсивности в конце 90-х годов ХХ века, являясь одним из приоритетных направлений в отечественной психологии в настоящий момент.

В.А. Абчук [1] отмечает, что наиболее полно проблема субъекта в современной психологической науке освящена в трудах А.В. Брушлинского, который полагал, что в самом полном и широком смысле слова субъект – это все человечество в целом, представляющее собой противоречивое системное единство субъектов иного уровня и масштаба: государств, наций, общественных классов и групп, индивидов, взаимодействующих друг с другом.

В.А. Петровский [44], рассматривая процесс взаимодействия личности с социальным окружением, полагает, что субъектность – это свойство самодетерминации бытия человека в мире. К проявлениям субъектности он относит деятельность (объединяющую в себе витальные и предметные проявления активности), общение и самосознание. Быть личностью, по мнению В.А. Петровского [44], значит быть субъектом собственной жизни, строить свои витальные (в широком смысле) контакты с миром; быть субъектом предметной деятельности, быть субъектом общения и самосознания.

По мнению Г.Г. Почепцова [49], проблема категории «отношения» давно находится в поле внимания психологов. Человеку небезразлично, что другие имеют представление о нем, и очень важно, что они признают его. В своем

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы