Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Ислам в Субсахарской Африке (новейшее время)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. История распространения ислама в Тропической
Африке. 8
1.1. Истоки
ислама в Субсахарской Африке. 8
1.2. Течения
ислама в Африке к Югу от Сахары.. 17
1.3. Народный
(синкретический) ислам. 24
Глава 2. Современный ислам в Субсахарской Африке. 27
2.1. Политические течения в Африканском исламе. 27
2.2. Ислам в повседневной жизни. Обряды жизненного цикла. 30
Заключение. 35
Список литературы.. 37
Введение:
С
начала 1990-х годов миграционные потоки из стран Африки к югу от Сахары в
Северную Африку приобрели беспрецедентные масштабы. В то время как региональные
дисбалансы усугубляются, а сильная турбулентность ставит под сомнение приемные
функции некоторых африканских стран, появляются новые конфигурации, чтобы
достичь «крепостей» Севера. Поэтапная миграция снова становится частым
сценарием для африканских мигрантов, которые испытали на себе всю тяжесть
структурных преобразований и девальвации франка КФА, сопровождаемые ухудшением
их покупательной способности и которые также столкнулись с обобщением. визового
режима в Шенгенской зоне.
Обычное
различие между страной эмиграции и страной иммиграции стирается перед лицом
более сложных комбинаций. Страны Магриба сейчас находятся под сильным
давлением, требующим борьбы с нелегальной миграцией, и были вынуждены, в
частности, пересмотреть условия въезда, пребывания и занятости иностранцев в
своих странах. Европа намерена все шире вовлекать «транзитные страны» в политическое
урегулирование этих перемещений, наделив их функцией «буферной зоны» и
потребовав от них двойного пограничного контроля с Европой и Африкой, тем самым
передавая на аутсорсинг процедуры иммиграции и убежища.
Очевидно,
менее чем за десять лет отношения между двумя берегами Сахары расширились и
разнообразились. Вот почему вопрос о миграционных потоках из стран Африки к югу
от Сахары в Европу регулярно занимает европейско-средиземноморские и
африканские политические дискуссии и, конечно же, в новостях, связанных с
потоплениями в Гибралтарском проливе у побережья Лампедуза или убийственное
прохождение заграждений в Мелилье и Сеуте. Многие правозащитные ассоциации и
НПО занимаются этим вопросом, но пока что преобладали, прежде всего, описания
этих потоков, что может привести к тому, что некоторые известные угрозы снова
появятся на переднем плане, как африканская бедность у ворот Европы. На
миграционных путях нужно размышлять, о карьере мигрантов, а также о
последствиях этих перемещений на пересекаемых территориях — странах
происхождения, странах транзита и странах пребывания. В какой степени
двусторонние или многосторонние соглашения о передвижении лиц, подписанные
государствами, граничащими с Сахарой, выполнение политическими лидерами стран,
граничащих со Средиземноморьем, и Европейского Союза первых решений в
направлении влияет ли более ограничительное управление этими миграционными
потоками на проблему миграции.
С
другой стороны, если отношения между двумя берегами Сахары выходят за пределы
границ между культурными зонами, которые часто рассматриваются как закрытые
друг для друга физическим препятствием в виде пустыни, мы, однако, не можем
заключить, что грузовики, загруженные мигрантами и товарами сегодня, пришли на
смену вчерашним караванам и рабам. Давайте также обновим это устаревшее видение
Сахары, страны перехода, внимательно рассмотрев возникающие там социальные и
пространственные изменения. Сахара — это не только пересеченное пространство;
это также пространство, "обработанное" сосуществованием разнородных
популяций,
Антропологи,
географы и социологи предлагают вернуться к миграционной стороне этих обменов,
упомянутой, но еще мало изученной, и лучше понять контуры этой миграции между
двумя берегами Сахары от недавние тематические исследования во всех странах
Северной Африки (Марокко, Алжир, Тунис, Ливия и Египет), а также в Сахеле[1]
(Мавритания, Нигер, Буркина-Фасо и Судан).
Смешение,
которое имело место на протяжении всей истории существования стран Африки
сегодня обнаруживается все более ярко. Включение религиозных течений в
глобализацию — это факт, который сегодня не мог бы отрицать ни один серьезный
аналитик. Миграционные процессы в Африке порождают явление, которое может
называться глобализацией Ислама.
Африка
к югу от Сахары не находится на обочине глобализации, даже если ее доля в
международной торговле мала. Различные механизмы, как правовые (соглашения о
сотрудничестве, планы структурной перестройки и т. Д.), так и незаконные
(незаконный оборот оружия, наркотиков, медикаментов и т. Д.), способствуют его
включению в международную систему. То же самое, и, возможно, прежде всего, с
религиозными сетями, которые благодаря своему прозелитизму[2] и
способности к мобилизации выделяются как один из привилегированных векторов
этой интеграции. Этот феномен хорошо изучен применительно к христианской,
католической или протестантской церквям, аналитики которых любят подчеркивать
необычайный динамизм, который несет комбинация «межличностных отношений» и
«межорганизационных отношений».
Транснационализация
ислама на территориях Африки к югу от Сахары, на самом деле идет по множеству
путей и сочетает индивидуальные и коллективные стратегии консолидации на основе
религиозного сознания; это не только вопрос институтов, политических и
коммерческих сетей или материальной цивилизации, но также и культура, и
символы, потому что глобализация развивается на основании взаимосмешения
культур и их взаимопроникновения.
После
завоевания Северной Африки арабами-мусульманами в 7- веке н. э. ислам
распространился по всей Западной Африке через, торговцев, ученых и миссионеров,
в основном мирными путями, когда африканские правители либо терпели религию,
либо сами обращались в нее [1, 5, 7, 9]. Таким образом, ислам распространился
по пустыне Сахара и вокруг нее.
Кроме
того, эта религия пришла в Восточную Африку, когда арабские торговцы пересекли
Красное море и поселились вдоль побережья Суахили. Военные кампании
действительно происходили с 14 века н. э. против христианских королевств Нубии,
например, в 18 веке мусульмане фулани начали священную войну в районе озера
Чад. Иногда также оказывалось жестокое сопротивление арабским завоевателям со
стороны сторонников традиционных африканских верований, таких как анимизм, фетишизм,
тотемизм, культ предков и культ вождей.
Основная
группа иммигрантов прибыла из Восточной и Западной Африки, а также с
Мадагаскара. Ислам быстро распространился в стране, так как делал акцент на
повышение уровня образования и грамотности населения. Другие факторы, которые
послужили катализаторами для увеличения числа мусульман – это дарованная
свобода рабам-мусульманам, социальные преобразования и смешанные браки.
Тем
не менее, в течение по крайней мере шести веков ислам распространялся в
основном мирно и постепенно везде, где были торговые связи с более широким
мусульманским миром южного Средиземноморья, Персидского залива и Аравийского
моря.
Объект
исследования – специфика ислама к югу от Сахары.
Предмет
исследования – особенности культурного проявления ислама к югу от Сахары
Цель
данной работы – рассмотреть особенности ислама к югу от Сахары и влияние на
него международных процессов. В соответствии с поставленной целью решаются
следующие задачи:
1. Дать характеристику особенностей истории
ислама в Африке.
2. Проанализировать особенности реализации
ислама к югу от Сахары.
3. Выявить специфику влияния ислама на
политику,
4. Проанализировать реализацию обрядов в
современном исламе.
Изученность
темы. На сегодняшний момент тема развития ислама к югу от Сахары не
воспринимается как широко изученная. Связано это как с особенностями реализации
религии, так и распространенными миграционными процессами, превращающими
религию в своеобразный способ консолидации общества и решения его основных
проблем.
Среди
авторов, которые занимаются изучением ислама к югу от Сахары. Следует выделить
таких, как Лев Африканский (один из первых исследователей вероисповедания
Африки), который представил взгляд на Африку как на новое образование, отличное
от Европы и Азии. В том числе и в религиозном мировоззрении. Стоит выделить
также примеры работы Ю. М. Кобищанова, которая предполагает рассмотрение
истории ислама в Африке к югу от Сахары. Показательным становится также его фундаментальный
труд «Африка – третья часть света», рассматривающий особенности традиционных и
синкретических религий Африки.
Новизна
работы обусловлена изменчивостью ситуации с религией в Африке к югу от Сахары.
Ислам как одна из основных религий Африки оказывает огромное влияние на
взаимопроникновение культур, а течения его способствуют решению вопросов
радикализации территорий и установлению стабильности в регионе.
Поставленные задачи реализуются посредством следующих
методов исследования: теоретических (теоретический анализ исторической литературы,
изучение программных, нормативно-правовых документов, сравнение, классификация,
обобщение), эмпирических (контент-анализ современных источников).
Структура
работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. [1] Сахель (от aрабского ساحل,
са́хель, в переводе означает «берег», «побережье» или «граница») — тропический
саванный регион в Африке, который является своеобразным переходом между Сахарой
на севере и более плодородными землями на юге, более известными как африканский
регион Судан (не путать с государством Судан). Включает десять стран и 300 млн
населения (2018). «Это — тысячи километров саванн и полузасушливых полей,
протянувшихся от Атлантического океана до Красного моря». [2] Прозелитизм — стремление обратить
других в свою веру, а также деятельность, направленная на достижение этой цели.
Заключение:
Еще
двадцать лет назад африканский ислам в отличие от ислама стран Магриба или
ваххабитского ислама представлялся «прохладным» исламом, в котором практически
не существовало моральных запретов, где было распространено употребление
алкоголя, обнаруживалось наличие внебрачных партнеров, а теологические
дискуссии опирались на представления об относительной терпимости. Ситуация
изменилась до такой степени, что сегодня африканский ислам иногда, кажется,
одним из самых радикальных, как показали события в Сомали, Нигерии и, в меньшей
степени, в Мали, Нигере, Мавритании и других странах Эритреи.
В
нескольких странах, которые когда-то были преимущественно христианскими, мусульмане
сегодня являются самыми многочисленными (Кот-д’Ивуар, Нигерия, Эритрея,
Сьерра-Леоне, Гвинея-Бисау, Чад) или же составляют очень сильные меньшинства
(Буркина-Фасо), Эфиопия, Камерун, Бенин, Того.
Это
особенно заметно во франкоязычной Африке из-за местного антифранцузского
настроения, подпитываемого манихейским толкованием колонизации и демагогической
смесью рабства, работорговли, колониализма и неоколониализма. Чувство прошлой
виктимизации и нынешнего несчастья, преобладающее среди молодежи, лишенной
надежд и ориентиров, побуждает некоторых африканских мусульман видеть в
исламизме немедленное средство от всех своих недугов.
К
этому следует добавить, для франкоязычной Африки, связи между террористическими
группами, наркомафиями, для которых Западная Африка стала центром, и сетями
пиратов и контрабандистов, которые генерируют денежные потоки для приобретения
оружия и стремятся укрепить собственную аудиторию:
.
ирредентизм кочевых племен в борьбе против центральной власти, которые охотно
вступают в союз со всеми, кто позволяет им дестабилизировать ее. Параллельный
рост миграции, осуществляемый как в арабские страны, так и транзитом, в страны
Европы;
.
относительная потеря влияния братств и дискредитация правящего класса,
разделенного на кланы, страдающих от коррупции и в которых мелкая буржуазия,
традиционно являющаяся двигателем социального прогресса, представлена слабо;
.
финансирование мечетей, ассоциаций и благотворительных организаций странами
Персидского залива, а также ранее Ливией или Суданом;
.
почти эсхатологический поиск новой «африканской идентичности», которая была бы
восстановлена из обновленного ислама, сочетающего технологическую современность
и возврат к учениям пророка. В результате совмещения получается сочетание
радикальных и классических учений, которые не только реализуются внутри стран,
но и экспортируется за пределы страны.
Добавим,
что видимые и разрекламированные успехи исламизма по всей Африке только
усиливают эти тенденции среди населения, которое уважает больше тех, кто
побеждает, чем тех, кто страдает. Вот почему эти изменения в исламе сегодня
представляют собой реальную угрозу как для властей Африки, так и для западных
стран, которые приветствуют многих мигрантов из этого субрегиона. Среди
последних, конечно, в меньшей степени, это чувство также прогрессирует, что
можно увидеть в некоторых африканских диаспорах, основанных во Франции.
Поэтому
следует отметить, что во франкоязычных странах Африки к югу от Сахары
экспоненциальное расширение требований и безраздельное господство фундаменталистского
ислама, который быстро вытесняет традиционный анимизм и христианство и
приобретает радикальный характер.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. История распространения ислама в Тропической Африке 1.1. Истоки ислама в
Субсахарской Африке Ислам
в субсахарном регионе укрепился благодаря двум волнам иммиграции мусульман.
Первым стало вынужденное переселение рабов, политических заключенных и
преступников из остальных стран Африки и Азии, которое продолжалось примерно с
1652 года до середины 1800-х годов. В эту группу входили мардыкеры — малайские
слуги голландских чиновников, которые возвращались в Нидерланды с Востока.
Многие из них решили остаться на мысе, и сегодня в Капской провинции проживает
довольно много малайских мусульман.
После
отмены рабства в 1838 году британские власти осознали необходимость
альтернативной системы труда и привезли жителей Индии в качестве наемных
работников для работы на плантациях по выращиванию сахарного тростника. В
периоды между 1860 и 1868 годами, а затем с 1874 по 1911 годы порядка 176 тысяч
индийцев всех конфессий были доставлены в провинцию Натал.
Примерно
7-10% этих переселенцев были мусульманами, которые стали второй волной
исламской иммиграции. Эти мусульмане, как правило, приехали из провинции
Малабар, с западного побережья южной Индии и области Хайдарабад. Среди верующих
были в основном сунниты из Сурата и Катхиаваре. Возглавил исламскую умму в
Натале шейх Ахмад, который прибыл вместе с наемными работниками в 1860 году.
Второй
духовный лидер мусульман Южной Африки, Суфи Сахиб, прибыл сюда в 1895 году и
увидел, что обедневшие индийские верующие подвергаются риску стать индуистами.
Он организовал для таких людей специальные исламские народные гуляния, чтобы
укрепить их веру, а также стал отмечать мусульманские праздники и построил несколько
медресе.
После
освобождения от британского владычества мусульмане провинции Натал получили
возможность свободно жить в Южной Африке, за исключением Оранжевого штата, куда
был запрещен въезд выходцам из Индии. Некоторые индийские мусульмане отправились
в Кейптаун, в то время как другие обосновались в Трансваале и Кимберли.