Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Педагогика

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Интерактивная презентация как средство развития познавательных УУД у младших школьников.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7

1.1. Познавательные УУД как планируемый результат начального общего образования 7

1.2. Возможности интерактивных презентаций в учебном процессе начальной школы 12

1.3. Использование интерактивной презентации при формировании познавательных универсальных учебных действий 16

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ 21

2.1. Выявление уровня сформированности познавательных УУД у младших школьников (констатирующий этап) 21

2.2. Работа с интерактивными презентациями для формирования познавательных УУД у младших школьников (формирующий этап) 29

2.3. Контрольный этап исследования уровня сформированности познавательных УУД у младших школьников (контрольный этап) 53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 66

ПРИЛОЖЕНИЯ 71

  

Введение:

 

Актуальность исследования. На сегодняшний день в Российской Федерации осуществляется становление новой системы образования, определяемой законом РФ «Об образовании», которая будет ориентироваться на вхождение в мировое образовательное пространство [1]. Мы можем видеть стремительное развитие науки и техники, создание новых информационных технологий, которые оказывают значительное влияние на жизнь людей. А во ФГОС НОО нового поколения установлены требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального образования: метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные, коммуникативные) [2].

Понимание качества начального образования связано с формированием у учащихся ключевых, общепредметных и предметных компетентностей, чем обусловлена практико-ориентированность обучения, создание предпосылок для поэтапного управления формированием достижений учащихся, повышение их личной ответственности за учебные результаты.

Решение такой проблемы выражается в использовании интерактивных технологий. Проблемы внедрения и целесообразности использования интерактивных технологий в учебно-воспитательном процессе исследовали О.Б. Воронкова [13], Л.А. Камалова [18], Н.Ю. Куликова [22], Л.Г. Шестакова [41], раскрывающие особенности организации учебного процесса в рамках использования интерактивных мультимедийных презентаций, их применение на уроках в начальной школе.

Различные проблемы использования современных технологий обучения исследовали С.И. Палаткина [32] (раскрывает особенности использования компьютеров в рамках обучающего процесса); Ф.Э. Сеит-Асан [36] (выделяет цели и роль информационных технологий в процессе обучения), М.Э. Шарычева [40] (описывает интерактивные методы обучения и их особенности), В.Ю. Якунина [43] (показывает, как интерактивные технологии влияют на формирование универсальных учебных действий обучающихся в начальной школе).

Наше общество нуждается в опытных личностях, обладающих гибким умом, умением нестандартно подходить к решению ситуаций различного характера, обладать коммуникативными навыками на высоком уровне. Само по себе образование не гарантирует достаточного уровня сформированности вышеуказанного. Поэтому в традиционную систему обучения нужно включать и интерактивные технологии, чтобы достичь высокого уровня в развитии познавательных универсальных учебных действий, вместе с тем недостаточно методических разработок по их развитию у младших школьников в процессе использования интерактивных презентаций, поэтому наша тема и актуальна.

В связи с этим проблемой исследования является поиск путей для развития познавательных универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста с помощью использования интерактивных презентаций.

Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически проверить особенности использования современных компьютерных технологий, как средства формирования познавательных универсальных действий младших школьников в процессе обучения.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что, если использовать в учебном процессе занятия, построенные при помощи интерактивных презентаций, то это позволит сформировать познавательные УУД (умение классифицировать и анализировать объекты окружающей действительности, умение логически мыслить, обобщать, понимать связи между событиями и строить последовательные аргументированные умозаключения, умение переключаться с одного вида работы на другой, сотрудничать в группе, умение применять полученные знания) у детей младшего школьного возраста.

Поставленная цель и выдвинутая гипотеза предполагают необходимость решить следующие задачи исследования:

1. Изучить познавательные УУД как планируемый результат начального общего образования.

2. Определить возможности интерактивных презентаций в учебном процессе начальной школы.

3. Охарактеризовать влияние интерактивной презентации на формирование познавательных универсальных учебных действий.

4. Выявить уровень сформированности познавательных УУД у младших школьников.

5. Провести уроки с помощью использования интерактивных презентаций для формирования познавательных УУД у младших школьников.

6. Организовать контрольный этап исследования уровня сформированности познавательных УУД у младших школьников.

Объектом исследования выступает формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников.

Предметом исследования является особенности формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников с помощью интерактивных презентаций.

Методы исследования:

1. Подбор и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.

2. Эмпирическое исследование уровня развития познавательных УУД у младших школьников.

3. Сравнение и обобщение полученных результатов.

Практическая значимость исследования состоит в разработке методики использования интерактивных презентаций в процессе обучения для развития познавательных УУД у младших школьников, которая может быть использована учителями начальных классов, преподавателями и студентами педагогических учебных организаций.

Структурно работа состоит из введения, двух глав – теоретической и практической, заключения, списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Под универсальными учебными действиями (УУД) понимают совокупность способов действия обучающегося, а также связанных с ними определенных навыков учебной деятельности, которые позволяют ему развивать способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Особенностями УУД является то, что они составляют основу научного мировоззрения и практической деятельности обучающихся, выступая при этом как база для достижения образовательных результатов, развивая теоретические мышление школьников.

Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, так как являются общеучебными, т. е. не зависят от конкретного содержания предмета.

Познавательные УУД в младшем школьном возрасте представляют собой универсальные действия, которые направлены на обеспечение организации учебного процесса с целью познавательного развития личности младшего школьника. Под познавательным развитием личности мы понимаем формирование у детей научной картины окружающей действительности, способностей к осуществлению управления своей познавательной и интеллектуальной деятельностью, развитие логического и творческого мышления, продуктивного воображения и произвольных процессов памяти, внимания и рефлексии.

Основой познавательных УУД является обеспечение эффективного усвоения знаний детьми младшего школьного возраста, а также достижение достаточного уровня сформированности умений и навыков в предметных областях, которые определяются программой начального образования.

Учитывая требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, на уроках нами были разработаны и реализованы занятия, в ходе которых использовались интерактивные презентации, способствующие формированию познавательных универсальных учебных действий.

Таким образом, как показала опытно-экспериментальная работа, использование интерактивных презентаций позволяют говорить об эффективности проведенной работы по формированию познавательных универсальных учебных действии.

.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Познавательные УУД как планируемый результат начального общего образования

Познавательные УУД в рамках ФГОС представляются как совокупность приемов личностного, коммуникационного и обучающего характера, целью которых является эффективное формирование у обучающихся навыков познания окружающего мира. В связи с этим познавательные УУД предполагают использование методов систематизации, обработки, обобщения и анализа сведений, который получается обучающийся, для успешного формирования целостной картины мира [8].

При формировании познавательных УУД объектом воздействия выступает ребенок конкретной возрастной группы, при этом учитывается индивидуальный тип темперамента, характер и ценностные установки. Что касается субъекта взаимодействия, то ими являются педагоги начальной школы, которые с помощью использования правил и методов направляют учебную деятельность на совершенствование навыков детей в процессе самообразования.

Обобщая, можно сделать вывод, что познавательные учебные действия являются инструментом, который направлен на формирование у младших школьников представлений об особенностях развития, существования и взаимодействия человека с окружающим миром.

Важным моментом, по мнению С.Г. Воровщикова, является то, что формирование познавательных УУД должно опираться на особенности познавательных процессов младших школьников. Среди познавательных процессов выделяется восприятие, внимание, память, мышление, речь и воображение [12].

К.Д. Дятлова отмечает, что познавательные процессы не изолированы друг от друга, тесно взаимосвязаны между собой и представляют сложную систему. Так, мыслительный процесс обуславливается восприятием и памятью, память невозможно использовать без мышления, а выполнение какого-либо познавательного действия сопряжено с вниманием. Тем самым, при формировании познавательных УУД необходимо принимать во внимание указанные особенности развития детей младшего школьного возраста [15].

Формирование познавательных УУД направлено на развитие у обучающихся достаточного количества умений, который далее позволяют детям эффективно усваивать новый материал, способствуют развитию нестандартного мышления и предлагают уникальные решения в стандартных ситуациях.

ФГОС НОО предлагает выделять несколько видов познавательных УУД, а именно:

1. Общеучебные УУД

В рамках данного вида познавательных УУД формируется способность самостоятельно выделять цель познавательной деятельности, и выбирать методы для решения поставленных перед обучающимися задач. Помимо этого, легко и успешно находить необходимую информацию, которая характеризуется ясностью, доступностью и достоверностью.

2. Логические УУД

Такой вид познавательных универсальных учебных действий предполагает развитие у младших школьников таких аналитических качеств как возможность сравнивать исследуемые объекты действительности, определение закономерности в схожих явлениях и т.п. [2].

Основным методом формирования у обучающихся в начальной школе познавательных УУД может стать создание конфликтных ситуаций, которые будут способствовать обучению детей рациональной идентификации проблемы, самостоятельного оценивания своей роли, и принятия мер, направленных на решение конфликта. Такие логические УУД будут способствовать формированию у обучающихся собственных представлений о различных вещах и событиях.

Важным моментом, по мнению Г.М. Коджаспировой, является то, что педагогу необходимо четко понимать, что не входит в познавательные УУД, поскольку именно педагог формирует у детей младшего школьного возраста важные навыки работы с учебным материалом. Тем самым, в группе познавательных УУД не входят действия, которые относятся к регулятивным, личностным и коммуникативным действиям. Здесь имеется в виду нравственно-этическая ориентация обучающихся, формирование у младших школьников способностей к саморегуляции для осуществления волевых усилий в ситуациях, которые требует преодоления возникающих препятствий [19].

Познавательные УУД согласно федеральному стандарту, характеризуются принятием формы моделирования ситуаций, которые необходимы для достижения облегчения усвоения знаний, позволяя при этом в максимально короткий срок формировать необходимые младшим школьникам навыки.

Среди основных критериев познавательных УУД можно назвать следующие:

— умение классифицировать и анализировать объекты окружающей действительности,

— умение логически мыслить, обобщать, понимать связи между событиями и строить последовательные аргументированные умозаключения,

— умение переключаться с одного вида работы на другой, сотрудничать в группе,

— умение применять полученные знания на практике [40, с. 285].

Отметим, что в процессе освоения детьми младшего школьного возраста тех навыков, которые необходимы для эффектного обучения в начальной школе, в рамках познавательных УУД принято использовать такие действия:

1. Моделирование. Данная форма работы определяется сочетанием знаковой и визуальной формы усвоения необходимых знаний в начальной школе.

2. Игровые действия. Так, для активного участия обучающихся при освоении нового материала следует использовать игровые технологии, которые позволяют формировать у младших школьников активную жизненную позицию. При этом, такие действия позволяют налаживать межличностные отношения в группе одноклассников, ускоренно осваивать материал и облегчать процесс получения новых умений и навыков.

3. Использование фактических данных. При такой форме педагогу необходимо преподносить тот или иной изучаемый материал с позиции, которая может вызвать познавательный интерес обучающихся [24].

Следует отметить, что познавательный интерес является важным формирование личности, складывание которого протекает в процессе деятельности индивида и реализуется в социальных условиях его существования.

В младшем школьном возрасте, который выступает как время для накопления и развития знаний об окружающей действительности, познавательная активность выступает на первый план. Тем самым формирование интересов происходит в младшем школьном возрасте на основе проявлений любознательности детей, позволяя при этом оказывать влияние на развития познавательного интереса в процессе обучения [23].

Важным моментом является то, что значительное число важных для обучающихся процессов показывает психологический смысл понятия интереса, отличный от отдельных познавательных процессов (внимание, восприятие, память, воображение), выражающееся в отношении и потребности личности ребенка. И.А. Несмеянова и Т.Я. Беляевская говорят о том, что основным видом интереса становится познавательный, несущий в себе все функции интереса как психического образования [27].

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что познавательный интерес является психическим процессом, который характеризуется проявлением интереса к объекту, который важно развивать в процессе обучения. При этом познавательный интерес является потребностью детей в получении знаний, которая ориентирует их жизнь и мотивом, который лежит в основе учебной деятельности.

При воздействии познавательного интереса для детей младшего школьного возраста различные предметы, явления и действия становятся значимыми и важными, дети проявляют стремление к поиску неизвестных им свойств и качеств объекта, пробуждающего их интерес к установлению более тесных связей между процессами и действиями. Формирование и развитие познавательного интереса является одним из важных направлений при формировании познавательных универсальных учебных действий [16].

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что различные виды познавательных УУД дают возможность педагогам определять наиболее оптимальный вид взаимодействия с младшими школьниками. Формирование познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения в начальной школе предполагают формирование и развитие у младших школьников следующих умений:

— чтение и прослушивание материала, в котором обучающийся умеет отбирать необходимые сведения, находить их в дополнительных источниках, среди которых материалы учебников, тетрадей и литературы;

— осознание поставленной перед обучающимся учебной задачи;

— выполнение аналитических, синтезирующих, сравнительных и классификационных операций в процессе учебной деятельности, формулировка причинно-следственных связей, выводов и обобщений по учебному материалу;

— понимание сведений, которые представляются перед обучающимися в модельном и схематичном виде, использование знаковых и символичных средств при решении различных задач.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы