Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему «Интегрированные занятия в детском саду — перспектива оптимизации образовательного процесса»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 5
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 10
1.1. Психологические особенности детей
дошкольного возраста. 10
1.2. Познавательное развитие детей дошкольного
возраста. 21
1.3. Интегрированные занятия как метод развития
мышления детей дошкольного возраста. 33
Выводы по первой
главе. 40
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ
ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПРИ ПОМОЩИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ.. 42
2.1. Организация и
методы исследования. 42
2.2. Программа познавательного развития детей дошкольного возраста
посредством интегрированных занятий. 47
2.3. Анализ полученных результатов. 60
Выводы по второй
главе. 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 68
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 72
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение:
Актуальность темы
исследования. В современном мире перед образованием возникает задачи воспитания
не только творческих, всесторонне развитых людей, но и гибко ориентирующихся в
постоянно меняющейся действительности, готовых изучать принципиально новые
области и виды деятельности.
Очень важной проблемой
для развития системы дошкольного образования является проблема развития
познавательной деятельности детей. Необходимость грамотно ориентироваться в
возрастающем объеме знаний предъявляет новые условия к обучению подрастающего
поколения. На первый план выдвигаются задачи формирования возможностей к
активной познавательной деятельности.
Анализ практики
дошкольных учреждений показывает, что значительное увеличение объема
познавательного материала привело к тому, что, с одной стороны, воспитателям
дошкольных учреждений необходимо обеспечить определенный (достаточно высокий)
уровень развития и воспитанности детей, требуемый современными программами, с
другой, традиционные одновидовые занятия отражают всего один какой-либо раздел
программы, а увеличение количества занятий невозможно в силу гигиенических и
педагогических требований. Традиционные одновидовые занятия, к тому же,
являются формой организации учебно-познавательной деятельности, по сути своей
ориентированной на реализацию предметно-знаниевого подхода, тогда как в
настоящее время в дошкольном образовании наметился и развивается личностно-ориентированный
подход. Разнообразие занятий и увеличение потока информации не способствуют
развитию, вызывают усталость у детей, переутомление, нежелание заниматься.
Действенным средством для
преодоления перегрузки детей при сохранении качества
воспитательно-образовательной работы является интегрированное обучение, в
частности, такая его форма организации как интегрированное занятие. Как
инновационное явление в педагогической практике, интегрированное обучение
вызывает сложность во внедрении в практику в силу слабой теоретической
обоснованности.
В использовании
интегрированного подхода образовательные области взаимодействуют между собой,
но в то же время остаются самостоятельными и равноправными по содержанию и
структуре. Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста,
интеграция образовательных областей выделяет вероятность продемонстрировать
детям мир во всем его многообразии с привлечением научных познаний, литературы,
музыки, живописи, театра, что способствует эмоциональному формированию личности
детей и развитию их творческого мышления. Включение в образовательный процесс
интеграционного подхода может в большей степени, чем традиционное обучение,
способствовать воспитанию эрудированного человека, который обладает целостным
мировоззрением.
Проблема интегрированного
обучения детей дошкольного возраста -сложный многогранный феномен, который к
настоящему времени изучался в различных аспектах. Различные аспекты проблемы
интеграции наук как основы разработки интегрированного подхода к содержанию
образования рассмотрены в философских трудах последних десятилетий: направления
и уровни (В.Г. Афанасьев, Н.П. Депенчук, А.Д. Урсул), процессы (Б.М. Кедров,
С.Т. Мелихин), формы (П.В. Конников, О.М. Сичивица).
Психологические механизмы
интегрированного обучения и его влияние на развитие личности ребенка
объясняются с позиций ряда концепций в области психофизиологии (П.К. Анохин,
В.М. Бехтерев, C.B. Кравков, И.П. Павлов и др.) и психологии (Л.C. Выготский,
П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, A.B. Запорожец, E.H. Кабанова-Меллер, А.Н.
Леонтьев, H.A. Менчинская, Ю.А. Самарин, Н.Ф. Талызина; Д.Б. Эльконин и др.).
В связи с тем, что
интегрированное обучение является в настоящее время инновационным, значимость
имеют разработанные общетеоретические подходы к организации инновационной
деятельности в современных образовательных учреждениях (В.В. Загвязинский, И.М.
Курдюмова, B.C. Лазарев, Б.П. Мартиросян, Г.П. Новикова, М.М. Поташник, Г.П.,
Скамницкая, A.A. Скамницкий, Д.А. Торопов, О.Г. Хомерики и др.).
Социальный заказ и
состояние практики дошкольного образования демонстрируют необходимость
разработки целостной концепции интегрированного обучения детей дошкольного
возраста, которая позволит более полно использовать его воспитательный и
развивающий потенциалы.
Таким образом, к
настоящему времени возник ряд противоречий между:
— необходимостью формирования у дошкольников целостных
представлений об окружающем мире и наличием отдельных разрозненных
представлений;
— огромным развивающим и воспитательными потенциальными
возможностями интегрированного обучения детей дошкольного возраста и
ограниченным использованием его возможностей в воспитательно-образовательном
процессе ДОУ;
— потребностями практики во внедрении интегрированного
обучения детей дошкольного возраста и его слабой теоретической
разработанностью;
— фрагментарностью отдельных исследований в области
интегрированного обучения и необходимостью разработки целостной концепции;
— широким применением интегрированного обучения в практике
дошкольных учреждений и интуитивным уровнем готовности педагогов к его
реализации.
Проблема исследования:
выявление организационно-педагогических условий развития познавательной
деятельности детей старшего дошкольного возраста на основе интегрированного
подхода.
Объект исследования –
познавательное развитие детей дошкольного возраста.
Предмет исследования –
интегрированные занятия в детском саду как метод развития мышления детей
дошкольного возраста.
Цель исследования –
теоретически обосновать и на основе эмпирического исследования доказать
эффективность проведения интегрированных занятий для развития мышления детей
дошкольного возраста.
Гипотеза исследования:
интегрированные занятия в детском саду как метод развития мышления детей
дошкольного возраста будут эффективны, если реализовать следующие организационно-педагогические условия:
— оптимальное для развития мыслительной деятельности
дошкольников сочетание практических, словесных и наглядных методов обучения;
— взаимодействие со всеми субъектами образовательного
процесса (педагоги – дети – родители).
— продуманная система организованной образовательной
деятельности, включающая интегрированные занятия;
— рациональное совмещение различных видов детской
деятельности (игровой, конструктивной, познавательной, исследовательской и др.)
с вовлечением детей в решение проблемно-игровых ситуаций, сформулированных на
основе личного опыта ребенка;
— активизация познавательного интереса старших
дошкольников, стремления к усвоению новых знаний.
Задачи исследования:
1. Выявить психологические особенности детей дошкольного
возраста.
2. Изучить познавательное развитие детей дошкольного
возраста.
3. Рассмотреть интегрированные занятия как метод развития
мышления детей дошкольного возраста.
4. Представить организацию и методы исследования.
5. Разработать программу познавательного развития детей
дошкольного возраста посредством интегрированных занятий
6. Проанализировать полученные результаты.
Экспериментальная база
исследования. Эмпирическое исследование проводилось в Санкт-Петербургском
государственном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №
5 Московского района Санкт-Петербурга». В исследовании приняли участие дети
старшего дошкольного возраста – от 5 до 7 лет, в количестве 40 человек, которых
разделили на контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы по 20 человек.
Методы исследования:
изучение и анализ научной литературьɪ по педагогике, методологии, психологии,
обобщение, систематизация описательньɪй метод, опытно-поисковая работа.
Структура работы. Работа
состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка
литературы.
Заключение:
В ходе выполнения работы
были получены следующие результаты:
1. Психологические
особенности в дошкольном возрасте обусловлены специфическими особенностями
детей этого возраста: активизацией потребности в общении со сверстниками,
развитием произвольности поведения, возникновением первичных этических
инстанций, возникновением интереса к внутреннему миру другого человека, его
чувствам и переживаниям.
2. Познавательная
деятельность – это сознательная деятельность дошкольника, направленная на
получение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также
конкретных знаний. К этапам развития познавательной деятельности относятся
любопытство, любознательность, становление познавательного интереса, развития
познавательной деятельности. К высокому уровню развития познавательной
деятельности у дошкольников относят познавательную активность. Обобщая наиболее
важные достижения познавательного развития ребенка дошкольника, можно
заключить, что в этом возрасте дети отличаются достаточно высоким уровнем
умственного развития, включающим расчлененное восприятие, обобщенные нормы
мышления, смысловое запоминание. В это время формируется определенный объем
знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления,
воображения, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать,
рассматривать, запоминать, анализировать.
3. Интегрированное занятие – это занятие,
которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами
разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле
занятия через взаимное проникновение и обогащение. Интегрированное занятие
состоит из вводной части, основной и заключительной. Интегрированные занятия
как метод развития мышления детей дошкольного возраста будут эффективными при
соблюдении ряда условий:
— оптимальное для развития мыслительной деятельности
дошкольников сочетание практических, словесных и наглядных методов обучения;
— взаимодействие со всеми субъектами образовательного
процесса (педагоги – дети – родители).
— продуманная система организованной образовательной
деятельности, включающая интегрированные занятия;
— рациональное совмещение различных видов детской
деятельности (игровой, конструктивной, познавательной, исследовательской и др.)
с вовлечением детей в решение проблемно-игровых ситуаций, сформулированных на
основе личного опыта ребенка;
— активизация познавательного интереса старших
дошкольников, стремления к усвоению новых знаний.
4. Цель эмпирического
исследования – проверить эффективность условий познавательного развития детей
старшего дошкольного возраста при помощи интегрированных занятий.
Эмпирическое исследование
проводилось в Санкт-Петербургском государственном автономном дошкольном
образовательном учреждении «Детский сад № 5 Московского района
Санкт-Петербурга». В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного
возраста – от 5 до 7 лет, в количестве 40 человек, которых разделили на
контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы по 20 человек.
Эмпирическое исследование
состояло из 3 этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
Уровень познавательного
развития детей старшего дошкольного возраста оценивался исходя из уровня
познавательной активности детей. Оценка актуального уровня развития
познавательной активности детей старшего дошкольного возраста осуществлялась на
основе выделенных нами ранее компонентов:
1) Когнитивный компонент;
2) Мотивационно-волевой компонент;
3) Эмоциональный компонент.
5. Программа
познавательного развития детей дошкольного возраста посредством интегрированных
занятий составлялась на основе выделенных этапов эмпирического исследования.
Исходя из полученных
данных на констатирующем этапе, можно сделать вывод, что преобладающим уровнем
развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста является
средний уровень, 80% в экспериментальной и 60% в контрольной группе, который
характеризуется неустойчивым, ситуативным познавательным интересом и
любознательностью в положительных эмоциональных реакциях не только на новый
фактический, теоретический материал, но и на способ решения новой задачи, с
которой они сталкиваются; проявлением познавательной активности преимущественно
в сотрудничестве со взрослым.
Низкий уровень,
охарактеризованный не выраженной любознательностью, отсутствием интереса,
отсутствием учебных действий, иногда фиксируется положительная эмоциональная
реакция на новизну, но интерес все равно теряется, ребенок не доводит дело до
конца, выделен у 40% детей контрольной группы и у 10 % детей экспериментальной.
Высокий уровень,
продемонстрировал один ребенок экспериментальной группы, что соответствует 10%
в этой группе. Интересно, что именно низкие уровни эмоционального и
мотивационно-волевого компонента помешали увеличению процента высокого уровня
развития познавательного развития старших дошкольников.
Данные диагностики
свидетельствуют о необходимости целенаправленной систематической работы по
развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Вторым этапом работы стал
формирующий этап. Был составлен тематический план цикла интегрированных занятий
по познавательному развитию детей для формирующего этапа. Была проведена
педагогическая работы с воспитателями и педагогами дошкольного образовательного
учреждения. Также была подготовлена и проведена работа с родителями
воспитанников.
6. Для анализа
результатов эмпирического исследования и оценки его эффективности был проведен
третий этап работы – контрольный. На контрольном этапе эмпирического
исследования были использованы методики констатирующего этапа. Также были взяты
за основу компоненты познавательного развития, выделенные на констатирующем
этапе: когнитивный, мотивационно-волевой, эмоциональный.
Исходя из сравнительных
результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента, можно отметить,
что в экспериментальной группе количество детей старшего дошкольного возраста с
высоким уровнем познавательного развития увеличилось на 10%. Количество детей
старшего дошкольного возраста со средним уровнем осталось тем же – 80% за счет
того, что дети с низким уровнем развития познавательного развития перешли на
более высокий уровень. Количество детей старшего дошкольного возраста с низким
уровнем познавательного развития уменьшилось на 10%.
Полученные данные
свидетельствуют о том, что проделанная работа была проведена успешно.
Предложенные интегрированные занятия являются эффективным средством
познавательного развития детей старшего дошкольного возраста. Работа по
развитию познавательных способностей и мышления старших дошкольников
предполагала использование принципа интеграции образовательных областей.
Результаты повторной диагностики показывают увеличение количества детей,
имеющих высокий уровень развития познавательной активности и снижение до нуля
количества детей с низким уровнем. Можно отметить, что проделанная работа дала
положительные результаты в познавательном развитии детей старшего дошкольного
возраста.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Психологические
особенности детей дошкольного возраста Дошкольное
детство охватывает большую часть жизни ребенка. Данный возраст является прямым
продолжением раннего возраста в сфере общей сензитивности, которая
осуществляется неудержимым онтогенетическим потенциалом к развитию.
Дошкольный
период детства охватывает возраст от 3 до 6-7 лет. Так, Л.С. Выготский относит
к дошкольному периоду возраст от 3 до 6-7 лет и отмечает исключительное
значение этого периода в развитии психики ребенка.
М.И.
Лисина в рамках данной периодизации выделяет младший дошкольный возраст (от 3
до 5 лет) и старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет). Также М.И. Лисина
отмечает, что в рамках этого периода под влиянием воспитания происходит активное развитие
психики ребёнка[1].
Е.А. Стребелева считает,
что дошкольное детство является важным периодом в психическом и личностном
развитии ребенка. Каждый возрастной период связан не только с дальнейшим
развитием, но и с существенной перестройкой познавательной деятельности и
личности ребенка, необходимой для его успешного перехода к новому социальному
статусу – статусу школьника[2].
Дошкольный
возраст считается сензитивным периодом психомоторного развития детей (Л.С. Выготский,
А.Н. Леонтьев, Л.А. Венгер и др.). Формирующаяся в старшем дошкольном возрасте
произвольность психических и моторных функций является необходимым условием для
успешной адаптации ребенка-дошкольника к школе и предпосылкой успешности
начального обучения.
Наибольший
вклад в изучение старшего дошкольного возраста внесли такие ученые как Л.И.
Божович, А.Н. Веракса, Л.С. Выготский, Н.И. Гуткина, В.Г. Каменская, А.Н.
Леонтьев, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин, Г.А. Урунтаева и др.
А.
Н. Леонтьев писал, что в дошкольные годы у ребёнка «завязываются первые узлы,
устанавливаются первые связи и отношения, которые образовывают новое, высшее
единство деятельности и вместе с тем новое, высшее единство субъекта — единство
личности», он говорил, что поэтому период дошкольного детства важен, ведь в нём
«складываются психические механизмы личности»[3].
В этот период ребёнок начинает активно познавать окружающий мир, делать
открытия, знакомиться с предметами в доме, в детском саду и на улице. Ребёнок
рассматривает, прислушивается, трогает, пробует, изучает свойства, возможности
и пределы предметов. Так как в этот период начинает активно работать и
развиваться мыслительная деятельность, то ребёнок переосмысливает многие, уже
ранее знакомые ему предметы, проводит их анализ доступными ему способами —
актуальными для этого периода в воспитании будут дидактические игры, танцы,
лепка из глины или пластилина и рисование.
Б.Г.
Ананьев выделил, основные особенности дошкольного возраста:
— речь становится контролирующей;
— повышаются волевые качества;
— высокий познавательный интерес;
— интерес к сверстнику как к
равному себе. Ребенок в большинстве видит в другом ребенке отрицательные черты.
Через реакцию сверстника происходит рефлексия своих поступков;
— разнообразие сюжетно-ролевой
игры;
— оценка собственных действий[4]. [1]Лисина М.И. Становление
потребности детей в общении со взрослым и сверстником.- В кн.: Исследования по
проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.И. Лисиной.- М.,
2011. – с. 55-78. [2] Стребелева Е.А., Мишина
Г.А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и
дошкольного возраста. – М., 2008. – 124 с. [3] Леонтьев А. Н. Проблемы
развития психики. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — 584 с. [4]Ананьев Б.Г.
Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального
развития человека. // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. — Самара: Изд. Дом
«БАХРАХ», 2009. — 194с.