Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Юриспруденция Государственно-правовая кафедра

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Институт мировых судей г. Москвы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………… 3 Глава I. Общая
характеристика института мировых судей в Российской Федерации………………………………………………………………….. 7 1.1 Становление и
развитие института мировых судей……………………. 7 1.2 Основы правового
регулирования деятельности мировых судей в современной
России………………………………………………………….. 17 1.3. Правовой статус
мировых судей……………………………………….. 26 Глава II. Особенности деятельности мировых судей в городе Москве ….. 39 2.1 Правовое регулирование и
организация деятельности мировых судей в городе
Москве……………………………………………………………… 39 2.2 Организация работы аппарата
мировых судей в городе Москве…….. 45 2.3 Проблемы
и перспективы совершенствования института мировых судей в городе
Москве……………………………………………………….. 52 Заключение……………………………………………………………………. 67 Список использованных источников и
литературы ………………………. 73

  

Введение:

 

Одним из приоритетов основных
направлений деятельности Правительства России на период до 2024 г. является
обеспечение дальнейшего реформирования системы судопроизводства и повышения
эффективности деятельности судебных органов[1].

С начала 90-х гг. российским
руководством проводится судебная реформа, в русле которой объявлено о таком её
приоритете, как самостоятельная судебная власть, направляющая свои усилия на
защиту прав личности, социальное благополучие и правопорядок. С целью
реализации таких целевых установок используются правовые меры. Но и по нынешний
день реформа не окончена. А российская судебная система отягощена целым
комплексом нерешенных проблем. Среди них можно отдельно выделить болевые точки
в функционировании института мировых судей.

Вклад этого элемента судебной системы в
осуществление правосудия велик, поскольку здесь рассматривается почти 80% всех
судебных споров по делам, поступающим в суды общей юрисдикции[2].

Мировые судьи, как и планировалось, действительно,
выступают наиболее близким к населению публичным институтом. Люди доверяют им
решение своих проблем, защиту своих прав, надеясь на справедливое и эффективное
правосудие[3]. Однако,
этот элемент судебной системы сопровождают сложности и проблемы, по объему
ничуть не меньшие, чем у других судов.

Не случайно, как только этот институт
появился и до сего момента сохраняется потребность в его усовершенствовании.
Ученые бурно обсуждают ряд сложных для решения вопросов функционирования
института мировых судей: эти проблемы кроются в недостатках организации, финансировании,
кадрового обеспечения мировых судей. Вместе с этим не решены однозначно
проблема статуса мировой юстиции, вопросы подсудности дел мировым судьям и др.[4].

Совершенствование правового и
организационного обеспечения судов, в том числе мировых судей, несомненно,
должно служить предпосылкой совершенствования качества их деятельности. Стране
нужен справедливый суд, и эта потребность усиливается ежегодно.

В то же время есть уверенность, что у
института мировых судей есть положительные перспективы и что в нем заложен высокий
потенциал, сегодня пока не реализуемый. Для такой реализации предстоит
существенно модернизировать этот институт, для этого уже высказаны
многочисленные предложения.

Сложившаяся ситуация в сфере деятельности
мировой юстиции и изложенные нами факты свидетельствуют об актуальности темы
нашего исследования.

Степень
научной разработанности. К вопросам, связанным с
функционированием института мировых судей обращались различные авторы, в
частности такие ученые, как В.А. Азаров, В.П.
Божьев, О.В. Гладышева, Е.В. Данилевская, В.В. Дорошков, В.М. Жуйков, В.В.
Золотых, Н.В. Редькин, В.А. Семенцов, В.Н. Ткачев, и др.

Однако, комплексных
исследований функционирования этого института на региональном уровне, особенно
с учетом современных условий, не производилось.

Объектом
дипломного исследования
выступают общественные отношения, связанные с функционированием института
мировых судейв городе Москве.

Предметом
исследования являются
правовые нормы, регулирующие организацию и деятельность мировых судей в городе
Москве, практика их применения, а также труды ученых, посвященные проблемам
функционирования мировых судей.

Цель
исследования заключается
в анализе современного состояния института мировых судей в городе Москве,
выявлении проблем его функционирования и определении путей их решения.

Для достижения указанной цели
поставлены следующие задачи:

— проанализировать
эволюцию института мировых судей в России;

— охарактеризовать
правовые основы организации и деятельности мировых судей в Российской Федерации;

— определить
правовой статус мировых судей;

— выявить
особенности правового регулирования и организации работы мировых судей в городе
Москве;

— охарактеризовать
организацию работы аппарата мировых судей в городе Москве;

— выявить
проблемы функционирования института мировых судей в городе Москве и выдвинуть
предложения по их решению.

Методологической основой работы стал анализ нормативной правовой базы,
научной литературы, материалов периодической печати по теме, также применялись
сравнительно-правовой, сравнительно-исторический и статистический методы.

Нормативной базой работы является
федеральное и региональное законодательство о мировых судьях, а также
подзаконные акты, регулирующие отдельные вопросы функционирования мировой
юстиции в Российской Федерации и городе Москве.

Теоретическая значимость исследования
заключается в обобщении
теоретических представлений об эволюции и современном состоянии правовых основ
функционирования института мировой юстиции в России и в городе Москве,
выявлении существующих здесь проблем и выработке новых теоретических подходов к
их решению.

Практическая значимость
работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при
совершенствовании деятельности института мировых судей на региональном уровне.

Эмпирическую основу работы составили
статистические данные Управления Судебного департамента в городе Москве,
характеризующие результаты работы мировых судей в Москве.

Работа состоит из введения, двух
глав, разделенных на шесть параграфов, заключения и списка использованных
источников и литературы. [1]Основные
направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024
года: утверждены Правительством Российской Федерации 29 сентября 2018 г. URL:
http://static.government.ru/media/files/ne0vGNJUk9SQjlGNNsXlX2d2CpCho9qS.pdf
(дата обращения: 10.02.2021). [2]Куликов В. Мантия
навсегда // Российская газета. 2019. 30 августа. [3]Мещерякова А.Ф.
Проблемы повышения эффективности деятельности мировых судей в условиях
реформирования судебной системы России // Арбитражный и гражданский процесс.
2018. N 3. С. 17 — 21. [4]Лысенкова, Е. Н.
Системные проблемы в нормативном регулировании института родовой подсудности
гражданских дел (мировые судьи) // Мировой судья. — 2017. — № 1. — С. 15.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В российской истории
мировой юстиции момент возникновения мировой юстиции связан с реформами второй
половины XIX
столетия. Причем, можно вести речь об определенных этапах становления мировой
юстиции в нашей стране. В качестве таких этапов можно выделить:

 1)
временной отрезок с XII в. по 1864 год. В это время возникают идеи о мировой
юстиции, задумываются судебные реформы, в том числе создание института мировых
судей. Это период функционирования некоего подобия мировых судов, включая
мировых посредников со специальными функциями, возникших в период крестьянской
реформы 1861 г.

2) На следующем этапе в рамках судебной
реформы 1864 года учреждаются мировые суды, осуществляется их функционирование.
Это сопровождается её развитием с учетом исторических обстоятельств, изменением
формы, содержания, условий деятельности института мировых судей.

На этом этапе история мирового суда
протекала вовсе не «гладко», о чем свидетельствует выделяемые в науки отдельные
периоды внутри указанного этапа:

— 1864 г. – конец 1870-х гг. — время
становления мировой юстиции;

— конец 1870-х гг. –1889 г. — ревизия
Судебных уставов 1864 г.;

— 1889–1912 гг. — разрушение единства
системы мировой юстиции;

— 1912–1917 гг. — восстановление и реформа
единой системы мировой юстиции.

3) Возврат к идее мировой
юстиции, а затем второе рождение института мировых судей в России произошел в
начале 90-х гг. прошлого столетия. Началом этого этапа можно считать принятие
Концепции судебной реформы в РСФСР в 1991 г. где впервые была сформулирована идея
о восстановлении мировой юстиции. Крупным шагом на пути реализации этой цели
стал ФКЗо судебной системе, закрепивший двухуровневую судебную систему:
федеральную и относящуюся к субъектам Федерации. Статья 4 данного Закона
устанавливает, что к судам субъектов России относятся конституционные
(уставные) суды и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов
Федерации. Ровно через два года после этого был принят базовый Закон о мировых
судьях.

Правовую основу
деятельности мировых судей составляет, прежде всего, упомянутый Закон о мировых
судьях. В нем заложена двойственная природа института мирового судьи. Дуализм
заключается, прежде всего, в том, что мировые судьи, согласно положениям
законодательства, относятся к судам субъекта РФ, но при этом входят в единую
судебную систему РФ.

Дуализм
природы мировых судей  проявляется в том,
что  мировые судьи определены
законоположениями как суды субъектов РФ, однако, они – составная часть единой
судебной системы РФ. Им адресованы такие же гарантии, что и федеральным судьям
(ст. 2 Закона о мировых судья). Финансируются они также по смешанной схеме с
использованием двух источников: федерального и регионального бюджетов. Обращает на себя внимание
разнообразный перечень дел, подсудных мировому судье. Деятельность мировых
судей направлена на защиту прав и законных интересов граждан, проживающих на
территории субъекта России.

Сложившееся в настоящее
время в Российской Федерации звено мировой юстиции осуществляет огромную
нагрузку по разрешению гражданских, уголовных и административных дел. При этом
миссия мировых судей, заключающейся в обеспечении порядка и спокойствия среди
населения, в том числе и путем примирения конфликтующих сторон.

Возрождение мировых
судей, отнесенных законом, как к судам субъектов Федерации, так и к судам общей
юрисдикции, стало серьезным шагом на пути укрепления федеральных отношений,
развития судебного федерализма.

Правовое регулирование функционирования института мировых судей в столице
осуществляется на основе Закона г. Москвы «О мировых судьях в городе Москве».
Должность мирового судьи является государственной должностью города Москвы.

Мировые судьи назначаются на должность Московской
городской Думой по представлению Председателя Московского городского суда,
основанному на заключении квалификационной коллегии судей города Москвы.

По аналогии с федеральными судами в Москве в мировых
судах появились штатные единицы помощников судьи. Эта дополнительная единица
реально может повысить качественный уровень выполняемой работы на судебном
участке.

В целях обеспечения работы мировых судей по осуществлению правосудия,
обобщения судебной практики и иной деятельности действуют аппараты мировых
судей.

Аппарат
мирового судьи состоит из:

помощника
мирового судьи;

заведующего
канцелярией;

секретаря
судебного заседания.

В Москве 438 судебных участков мировых судей функционируют в юрисдикции
35 районных судов, 12 административных округов, 125 районов и 21 поселения
города.

Основную массу дел,
рассматриваемых мировыми судьями города Москвы, составляют гражданские дела.
Количество уголовных дел, поступивших в производство мировых судей
неуклонно снижается, при этом нагрузка на мировых судей по гражданским в Москве
делам значительно возросла.

Система мировых судей в
Москве — одна из самых крупных, но нагрузка на них огромна. 70% всех дел
проходят через мировые суды.

Что касается качества и
сроков рассмотрения дел, то сроки рассмотрения дел в столице в 2020 году в
подавляющем большинстве случаев были соблюдены, а качество рассмотрения дел
судьями всех инстанций остается высоким.

На сегодняшний день все
действующие судебные участки обеспечены материально- техническими средствами на
100%.

Функционирует портал
единого информационного пространства мировых судей города Москвы.

Несмотря на столь высокое
и неоспоримое значение рассматриваемого института мировых судей, современная
практика осуществления ими профессиональной деятельности сталкивается с
огромным количеством правовых и организационных проблем:

1) имеет место
двойственность статуса мировых судей, относимых к судам субъектов РФ при
вхождении их в единую судебную систему, что оставляет неурегулированными целый
ряд вопросов в работе этого сегмента судебной системы, ставит мировых судей под
контроль председателей районных судов. Сохраняется двухканальное финансирование
мировых судов: из федерального и регионального бюджета.

2) не снижается острота
проблемы высокой нагрузки на мировых судей. В среднем она в три раза выше, чем
у федерального судьи. Одна из причин —  
отсутствие правового акта, устанавливающего нормы нагрузки на мировых
судей;

3) законодательного
решения требует вопрос о выборности мировых судей. Следует также отметить, что
при применении процедуры назначения мировых судей определяющей является позиция
председателей областных и приравненных к ним судов, что ставит под сомнение
способность мировых судей независимо и беспристрастно осуществлять правосудие;

4) отсутствует единая
концепция реформирования мировой юстиции;

5) период полномочий
вновь назначенных мировых судей – 3 года, а затем 5 лет. Переизбрание же
мирового судьи гражданами, проживающими на территории участка, существенно
нарушает гарантии независимости мировых судей, ставя их в зависимость от
населения, в отношении которого ими осуществлялось правосудие;

6) для мировых судей не
создана отдельная инстанция, каковой был съезд мировых судей Российской
империи. Вторая инстанция для них  —
районный суд. И, как мы отмечали, председатель районного суда имеет некоторые
организационные полномочия в сфере мировой юстиции. Такое положение дел
свидетельствует о включенности мирового судьи в состав  судебной системы страны. Помимо этого
проявляется его зависимость от районного суд.

В связи с этим
предлагаем:

1) неопределенность положения мировых судей должна
быть преодолена путем их последовательной федерализации. Для обеспечения
независимости судей они должны финансироваться только из федерального бюджета;

2) поддерживаем
предложение о закреплении в Законе о мировых судьях императивной нормы о том,
что мировые судьи избираются на должность населением соответствующего судебного
участка;

3) видится необходимым
перестать постоянно переназначать мировых судей на новые сроки, позволяя
регионам самостоятельно решать этот вопрос;

4) следует разработать и
утвердить федеральную целевую программу «Развитие мировых судей в Российской
Федерации»;

5) считаем, что мировой
судья должен рассматривать мелкие экономические споры, что упростит ряду мелких
предпринимателей доступ к правосудию;

6) возрастной ценз мирового судьи должен быть, по
нашему мнению, как минимум 40 лет;

7) требуется создание палат мировой юстиции, куда
должны входить мировые судьи всего города. Она и будет решать вопросы о
взаимозаменяемости при болезни, при отпусках, исходя из определенных
нормативов.

 

Фрагмент текста работы:

 

Российской
Федерации

1.1
Становление и развитие института мировых судей Понимание и адекватная
оценка современного состояния института мировых судей не будут возможными, если
мы не станем учитывать исторический опыт возникновения и эволюции этого
института.

Исторические корни института
мировых судей уходят вглубь эпохи Средневековья, и ведут нас в Англию. В то
время мировые судьи недвусмысленно рассматривались как должностные лица,
призванье которых -обеспечивать общественный мир. Поэтому их деятельности в
рамках правосудия была нацелена на примирение сторон.

Что же касается
российской истории мировой юстиции, то все исследователи единогласно связывают
момент её возникновения с реформами второй половины XIX столетия[1]. Причем,
можно вести речь об определенных этапах становления мировой юстиции в нашей стране.
Некоторые авторы в качестве такого первого этапа выделяют временной отрезок с
XII в. по 1864 год[2]. В это
время возникают идеи о мировой юстиции, задумываются судебные реформы, в том
числе создание института мировых судей. Это период функционирования некоего
подобия мировых судов, включая мировых посредников со специальными функциями,
возникших в период крестьянской реформы 1861 г.

Дальнейший период ознаменовался созданием
в 1864 году во время реформ мировых судов. Последние начали свою работу. Одновременно
институт не имеет характер застывшего формирования, а продолжает развиваться в
новых исторических обстоятельствах: изменяется форма, содержание, условия деятельности
мировых судей. Само по себе возникновение данного института было для России
объективно необходимо, проистекало из потребности модернизации страны, её
отставания в развитии от стран Европы. Александр II, адекватно оценивавший
ситуацию в России, вступая на престол в Манифесте от 19 марта 1856 г.
всенародно объявлял: «да правда и милость царствует в судах»[3]. [1]Институт мирового
судьи: история, теория, законодательство, практика: монография/ Л. В. Головко
[и др.]. / под общ. ред. Д. В. Зотова; Воронежский государственный университет.
– Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2019. — С. 71. [2]Шебляков, Е.С.
Институт мировых судей в российской федерации: 
история и современность. // Основные тенденции
развития российского законодательства. Сборник материалов по итогам XI
Региональной научно-практической конференции. — 2016. — С. 232. [3]Указ правительствующему
Сенату // Российское законодательство Х–ХХ веков: в9 т. / под ред. О. И.
Чистякова. — М., 1984. — Т. 8. — С. 28.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы