Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Институт коллекторской деятельности в России: административно-правовой аспект.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Основные положения правового регулирования института коллекторской деятельности 7
1.1. Становление института коллекторской деятельности в России: историко-правовое исследование 7
1.2. Правовое регулирование деятельности по возврату просроченной задолженности в РФ, сущность и признаки коллекторской деятельности 14
ГЛАВА 2 Правила и порядок совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности 25
2.1. Общие требования к осуществлению действий, направленных на возврат просроченной задолженности 25
2.2. Ведение государственного реестра 29
2.3. Условия осуществления деятельности, обязанности и требования к юридическому лицу, осуществляющему деятельность по возврату просроченной задолженности 35
ГЛАВА 3 Проблемы и перспективы правового регулирования института коллекторской деятельности в России 42
3.1. Ограничения использования юридическим лицом (его учредителям, органам и работникам), осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности отдельных способов взаимодействия с должником 42
3.2. Федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
Введение:
Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Необходимость правового регулирования деятельности по взысканию просроченной задолженности объясняется увеличением объема деятельности по взысканию просроченной задолженности на финансовом рынке и одновременным отсутствием мер дополнительной правой защиты участников этой деятельности.
Деятельность коллекторских организаций оказалась в центре внимания законодателей после череды громких скандалов с участием их сотрудников. Самый вопиющий случай — поджог дома в Ульяновской области, в результате чего серьезно пострадал от ожогов двухлетний ребенок. В Москве «вышибалы» угрожали женщине сжечь ребенка за долг перед банком. По данным МВД, с января по июнь 2020 года россияне подали около 22 тысяч жалоб на незаконные действия лиц, называющих себя коллекторами .
Необходимо отметить, что коллекторский подход применяется, как правило, в сфере кредитных отношений, которые на данный момент получили довольно широкое распространение. Именно кредит (то есть получение денег или товаров с условием их возврата через определенный срок, как правило, с уплатой процентов за их использование), может решить проблему недостатка средств у лица на данный момент для удовлетворения его основных потребностей. Распространение и развитие коллекторской деятельности, несомненно, будет способствовать разрешению данной проблемы.
3 июля 2016 г. вступает в силу Федеральный закон № 230 ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон “О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях”» (Федеральный закон № 230 ФЗ).
При всем этом в Федеральном законе № 230 ФЗ присутствуют нормы, которые вызывают неоднозначное толкование и в дальнейшем нуждаются в уточнении. В ст. 4 закона указаны два способа взаимодействия должника с лицами, взыскивающими задолженность. Перечень действий содержится в п. 1 ст. 4, не требующий заключения письменного соглашения, а п. 2, включает в себя иные способы взаимодействия. Возникает неопределенность формулировки: «иные способы взаимодействия», она дает возможность недобросовестным организациям широко трактовать данное положение. Также федеральный закон не находит нормативного обоснования и не предлагает соответствующего правового регулирования ситуаций, когда должник не может погасить долг в связи с объективными причинами (стихийные бедствия, утрата трудоспособности, болезнь, потеря кормильца). Исходя из этого, можно сделать вывод, что законодателю необходимо доработать подобные моменты.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы являются административно-правовые отношения, возникающие в процессе организации коллекторской деятельности в России.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы является нормы административного права, регулирующие организацию и осуществление коллекторской деятельности в России.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ основных положений правового регулирования, проблем в организации и перспектив развития института коллекторской деятельности в России.
Задачи выпускной квалификационной работы:
— изучить становление института коллекторской деятельности в России;
— рассмотреть правовое регулирование деятельности по возврату просроченной задолженности в РФ, сущность и признаки коллекторской деятельности.
— раскрыть общие требования к осуществлению действий, направленных на возврат просроченной задолженности;
— проанализировать ведение государственного реестра;
— охарактеризовать условия осуществления деятельности, обязанности и требования к юридическому лицу, осуществляющему деятельность по возврату просроченной задолженности;
— провести анализ ограничений использования юридическим лицом (его учредителям, органам и работникам), осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности отдельных способов взаимодействия с должником;
— выявить особенности федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности.
При исследовании коллекторской деятельности в России использовалась совокупность общенаучных (анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение) и частнонаучных (формально-юридический, системный, функциональный, сравнительный) методов познания.
Нормативную базу выпускной квалификационной работы составили Конституция РФ , ГК РФ , КоАП РФ , УК РФ , УПК РФ , федеральные законы РФ.
Эмпирической основой выпускной квалификационной работы являются правовые акты российского законодательства. Автором изучены учебная литература, монографии, материалы конференций, диссертации, научные статьи российских и зарубежных исследователей, которые в своих научных трудах касались вышеобозначенной проблематики.
Теоретическая и практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что изложенные в ней выводы и предложения могут быть учтены и использованы в научно-исследовательских работах при дальнейшем изучении проблематики коллекторской деятельности в России.
Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении выпускной квалификационной работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, теоретико-методологическая, нормативная и эмпирическая основа и значимость выпускной квалификационной работы.
В первой главе выпускной квалификационной работы проведен анализ основных положений правового регулирования института коллекторской деятельности.
Во второй главе выпускной квалификационной работы изучены правила и порядок совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности.
В третьей главе выпускной квалификационной работы выявлены проблемы и перспективы правового регулирования института коллекторской деятельности в России.
В заключении обобщены результаты выпускной квалификационной работы.
Заключение:
Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в рамках представленной темы.
1. Коллекторская деятельность стала неотъемлемым элементом финансового рынка, чему в немалой степени способствовало появление регулирующей инстанции в лице Федеральной службы судебных приставов. В течение двух лет развитие финансового рынка осуществлялось в направлении большей систематизированности и консолидированности. Поэтому число коллекторских организаций значительно снизилось. Многие держатели кредитных задолженностей сталкиваются с проблемой возврата долгов. Одним из способов решения данной проблемы является обращение к коллекторской организации, которая на основании закона уполномочена осуществлять деятельность по возврату финансовых задолженностей, как с частных лиц, так и с предприятий, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Однако, так как особенности данного вида деятельности для нашего государства являются относительно новыми, предлагаю перейти к рассмотрению основных аспектов и специфичных черт деятельности, реализуемой коллекторскими организациями.
2. По нашему мнению, необходимо выработать единый эффективный механизм реализации как контроля за организациями, основной деятельностью которых является возврат просроченной задолженности, так и жесткую систему санкций по отношению к таким организациям в случае нарушениями ими законодательства РФ. Для этого предлагаем:
— Ввести дефиницию «коллектор» в часть 2 статьи 2 (основные понятия, используемые в законе) ФЗ № 230-ФЗ от 03.07.2017 в качестве субъекта предпринимательской деятельности, трактуемого как лицо организации, непосредственно занимающееся выполнением функций коллекторской деятельности.
— Ввести в часть 2 статьи 2 ФЗ № 230-ФЗ от 03.07.2017 категорию «коллекторская деятельность», определяющаяся как законная профессиональная деятельность организации, которая нацелена на возврат просроченной задолженности, заключающая в себе признак системности деятельности и использующая специальные навыки и законные средства на следующих стадиях разбирательства: досудебной, судебной, исполнительного производства.
3. Всё, что реально может сделать коллектор — корректно участвовать в процессе взыскания долга в рамках действия своих служебных полномочий и в строгом соответствии с российским законодательством.
4. Правовые нормы, установленные Законом о коллекторской деятельности и регламентирующие порядок ведения государственного реестра коллекторских организаций не совершены, поскольку в процессе их юридического анализа были выявлены существенные противоречия, пробелы, коллизий, а также ряд явно неоправданных законодательных решений. Вместе с тем необходимость их реформирования очевидна, поскольку российский законодатель в большей степени полагается на публично-правовую компоненту правового регулирования и механизмы государственного (федерального) контроля и надзора за осуществлением юридическими лицами коллекторской деятельности, нежели на частноправовые способы решения проблем в данной сфере общественных отношений. Значит, поскольку в действующем российском законодательстве реализована императивная модель правового регулирования данного вида предпринимательской деятельности, а равно существенно ограничены возможности коллекторских организаций по саморегулированию коллектор-ской деятельности, то необходимо устранить юридические дефекты, заложенные в нормативных правовых предписаниях Закона о коллекторской деятельности.
5. Коллекторские агентства занимаются не только взысканием кредитов, но и профилактикой кредитной задолженности. Профилактика заключается в том, что коллекторы, обладая опытом в сфере потребительского кредитования, работают с банками в режиме предупреждения выдачи ими рискованных кредитов. Кроме того, коллекторство во всем мире не ограничивается только потребительским кредитованием — кредиты, выданные юридическим лицам, тоже имеют вероятность оказаться просроченными, а значит, представляют интерес для коллекторов. Коллекторский подход к взысканию задолженностей не ограничен применением только собственно юридических средств (судебные приказы, иск, исполнительное производство), но охватывает и психологические способы воздействия, прежде всего, на досудебной стадии.
6. Стоит сказать, что законодатель пытается восполнить отдельные пробелы правового обеспечения коллекторской деятельности в банковской сфере, но делает это избирательно, фрагментарно. Между тем, необходим концептуальный подход, необходимо комплексное правовое регулирование, достичь которого получится с принятием единого закона, направленного в первую очередь на защиту прав потребителя, запрещающего банку уступить права по кредитному договору организации, не являющейся кредитной и не имеющей лицензии на занятие банковской деятельностью. Подобные шаги благотворно скажутся на повышении сознательности должников и стабильности в обществе.
7. Всё вышеперечисленное даёт основание сделать следующие предложения:
1. ужесточить ответственность за незаконное осуществление лицом, не включенным в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности:
2. в Закон №230-ФЗ включить положение о взыскании судом штрафа в размере пятидесяти процентов от назначенного штрафа, предусмотренного в пункте 4 статьи 14.57 КоАП РФ в пользу должника и иных лиц, которым был причинён моральный вред или понесены убытки при удовлетворении судом их требований, установленных законом;
Представляется, что глава 30 КоАП РФ «Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях» нуждается в дополнении, которое бы закрепило право Уполномоченного обжаловать в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу вступившие в законную силу постановления и решения по делам об административных правонарушениях.
Таким образом, ситуация, касающаяся коллекторского бизнеса России, в настоящий момент является наиболее актуальной. Стоит лишь надеяться на улучшение условий работы по взысканию просроченной задолженности, особенно в настоящее время. Перспективы увеличения некредитоспособного населения в стране очевидны, однако сохраняется надежда, что предложенные дополнения в законодательство о коллекторской деятельности позволят обеспечить необходимые гарантии для граждан РФ.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 Основные положения правового регулирования института коллекторской деятельности
1.1. Становление института коллекторской деятельности в России: историко-правовое исследование
Понятие «коллекторское агентство» пришло в Россию из Соединенных Штатов Америки. Такой бизнес зародился в США в 60-х годах предыдущего столетия, а уже в начале 80-х сформировался и в европейских странах. Иначе говоря, институт коллекторов является заимствованным, при этом, исходя из отечественного менталитета, указанный институт приобрел отличительные черты, связанные с механизмом реализации взыскания задолженности.
По справедливому мнению Л.В. Иониди и Л.В. Рябова одной из предпосылок возникновения коллекторской деятельности является то, что «судебные приставы не справляются с таким огромным количеством исполнительных производств по возвращению кредитов» .
Рассматривая вопрос о становлении коллекторских агентств в России, И.А. Колдина отмечает, что «ошибочно считать, что первые коллекторы появились в начале XXI века, уже в Древней Руси во времена татаро-монгольского ига существовали их прототипы — собиратели долгов. Их функция заключалась в сборе дани на основе документов, подтверждающих их полномочия. За неуплату должников наказывали правежом, то есть публично привязывали к столбу и секли до тех пор, пока долг не был оплачен ими самими либо их родственниками или знакомым» .
В России первое коллекторское агентство было зарегистрировано в 2001 году как дочернее предприятие банка «Русский стандарт», которое работало как Агентство по сбору долгов при банке исключительно