Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Юриспруденция Административная-правовая и процессуальная деятельность Минюста России и подведомственных ему органов

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Институт коллекторской деятельности в России: административно-правовой аспект.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 Основные положения правового регулирования института коллекторской деятельности 7

1.1. Становление института коллекторской деятельности в России: историко-правовое исследование 7

1.2. Правовое регулирование деятельности по возврату просроченной задолженности в РФ, сущность и признаки коллекторской деятельности 14

ГЛАВА 2 Правила и порядок совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности 25

2.1. Общие требования к осуществлению действий, направленных на возврат просроченной задолженности 25

2.2. Ведение государственного реестра 29

2.3. Условия осуществления деятельности, обязанности и требования к юридическому лицу, осуществляющему деятельность по возврату просроченной задолженности 35

ГЛАВА 3 Проблемы и перспективы правового регулирования института коллекторской деятельности в России 42

3.1. Ограничения использования юридическим лицом (его учредителям, органам и работникам), осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности отдельных способов взаимодействия с должником 42

3.2. Федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности 47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64

  

Введение:

 

Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Необходимость правового регулирования деятельности по взысканию просроченной задолженности объясняется увеличением объема деятельности по взысканию просроченной задолженности на финансовом рынке и одновременным отсутствием мер дополнительной правой защиты участников этой деятельности.

Деятельность коллекторских организаций оказалась в центре внимания законодателей после череды громких скандалов с участием их сотрудников. Самый вопиющий случай — поджог дома в Ульяновской области, в результате чего серьезно пострадал от ожогов двухлетний ребенок. В Москве «вышибалы» угрожали женщине сжечь ребенка за долг перед банком. По данным МВД, с января по июнь 2020 года россияне подали около 22 тысяч жалоб на незаконные действия лиц, называющих себя коллекторами .

Необходимо отметить, что коллекторский подход применяется, как правило, в сфере кредитных отношений, которые на данный момент получили довольно широкое распространение. Именно кредит (то есть получение денег или товаров с условием их возврата через определенный срок, как правило, с уплатой процентов за их использование), может решить проблему недостатка средств у лица на данный момент для удовлетворения его основных потребностей. Распространение и развитие коллекторской деятельности, несомненно, будет способствовать разрешению данной проблемы.

3 июля 2016 г. вступает в силу Федеральный закон № 230 ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон “О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях”» (Федеральный закон № 230 ФЗ).

При всем этом в Федеральном законе № 230 ФЗ присутствуют нормы, которые вызывают неоднозначное толкование и в дальнейшем нуждаются в уточнении. В ст. 4 закона указаны два способа взаимодействия должника с лицами, взыскивающими задолженность. Перечень действий содержится в п. 1 ст. 4, не требующий заключения письменного соглашения, а п. 2, включает в себя иные способы взаимодействия. Возникает неопределенность формулировки: «иные способы взаимодействия», она дает возможность недобросовестным организациям широко трактовать данное положение. Также федеральный закон не находит нормативного обоснования и не предлагает соответствующего правового регулирования ситуаций, когда должник не может погасить долг в связи с объективными причинами (стихийные бедствия, утрата трудоспособности, болезнь, потеря кормильца). Исходя из этого, можно сделать вывод, что законодателю необходимо доработать подобные моменты.

Объектом исследования выпускной квалификационной работы являются административно-правовые отношения, возникающие в процессе организации коллекторской деятельности в России.

Предметом исследования выпускной квалификационной работы является нормы административного права, регулирующие организацию и осуществление коллекторской деятельности в России.

Целью выпускной квалификационной работы является анализ основных положений правового регулирования, проблем в организации и перспектив развития института коллекторской деятельности в России.

Задачи выпускной квалификационной работы:

— изучить становление института коллекторской деятельности в России;

— рассмотреть правовое регулирование деятельности по возврату просроченной задолженности в РФ, сущность и признаки коллекторской деятельности.

— раскрыть общие требования к осуществлению действий, направленных на возврат просроченной задолженности;

— проанализировать ведение государственного реестра;

— охарактеризовать условия осуществления деятельности, обязанности и требования к юридическому лицу, осуществляющему деятельность по возврату просроченной задолженности;

— провести анализ ограничений использования юридическим лицом (его учредителям, органам и работникам), осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности отдельных способов взаимодействия с должником;

— выявить особенности федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности.

При исследовании коллекторской деятельности в России использовалась совокупность общенаучных (анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение) и частнонаучных (формально-юридический, системный, функциональный, сравнительный) методов познания.

Нормативную базу выпускной квалификационной работы составили Конституция РФ , ГК РФ , КоАП РФ , УК РФ , УПК РФ , федеральные законы РФ.

Эмпирической основой выпускной квалификационной работы являются правовые акты российского законодательства. Автором изучены учебная литература, монографии, материалы конференций, диссертации, научные статьи российских и зарубежных исследователей, которые в своих научных трудах касались вышеобозначенной проблематики.

Теоретическая и практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что изложенные в ней выводы и предложения могут быть учтены и использованы в научно-исследовательских работах при дальнейшем изучении проблематики коллекторской деятельности в России.

Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении выпускной квалификационной работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, теоретико-методологическая, нормативная и эмпирическая основа и значимость выпускной квалификационной работы.

В первой главе выпускной квалификационной работы проведен анализ основных положений правового регулирования института коллекторской деятельности.

Во второй главе выпускной квалификационной работы изучены правила и порядок совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности.

В третьей главе выпускной квалификационной работы выявлены проблемы и перспективы правового регулирования института коллекторской деятельности в России.

В заключении обобщены результаты выпускной квалификационной работы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в рамках представленной темы.

1. Коллекторская деятельность стала неотъемлемым элементом финансового рынка, чему в немалой степени способствовало появление регулирующей инстанции в лице Федеральной службы судебных приставов. В течение двух лет развитие финансового рынка осуществлялось в направлении большей систематизированности и консолидированности. Поэтому число коллекторских организаций значительно снизилось. Многие держатели кредитных задолженностей сталкиваются с проблемой возврата долгов. Одним из способов решения данной проблемы является обращение к коллекторской организации, которая на основании закона уполномочена осуществлять деятельность по возврату финансовых задолженностей, как с частных лиц, так и с предприятий, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Однако, так как особенности данного вида деятельности для нашего государства являются относительно новыми, предлагаю перейти к рассмотрению основных аспектов и специфичных черт деятельности, реализуемой коллекторскими организациями.

2. По нашему мнению, необходимо выработать единый эффективный механизм реализации как контроля за организациями, основной деятельностью которых является возврат просроченной задолженности, так и жесткую систему санкций по отношению к таким организациям в случае нарушениями ими законодательства РФ. Для этого предлагаем:

— Ввести дефиницию «коллектор» в часть 2 статьи 2 (основные понятия, используемые в законе) ФЗ № 230-ФЗ от 03.07.2017 в качестве субъекта предпринимательской деятельности, трактуемого как лицо организации, непосредственно занимающееся выполнением функций коллекторской деятельности.

— Ввести в часть 2 статьи 2 ФЗ № 230-ФЗ от 03.07.2017 категорию «коллекторская деятельность», определяющаяся как законная профессиональная деятельность организации, которая нацелена на возврат просроченной задолженности, заключающая в себе признак системности деятельности и использующая специальные навыки и законные средства на следующих стадиях разбирательства: досудебной, судебной, исполнительного производства.

3. Всё, что реально может сделать коллектор — корректно участвовать в процессе взыскания долга в рамках действия своих служебных полномочий и в строгом соответствии с российским законодательством.

4. Правовые нормы, установленные Законом о коллекторской деятельности и регламентирующие порядок ведения государственного реестра коллекторских организаций не совершены, поскольку в процессе их юридического анализа были выявлены существенные противоречия, пробелы, коллизий, а также ряд явно неоправданных законодательных решений. Вместе с тем необходимость их реформирования очевидна, поскольку российский законодатель в большей степени полагается на публично-правовую компоненту правового регулирования и механизмы государственного (федерального) контроля и надзора за осуществлением юридическими лицами коллекторской деятельности, нежели на частноправовые способы решения проблем в данной сфере общественных отношений. Значит, поскольку в действующем российском законодательстве реализована императивная модель правового регулирования данного вида предпринимательской деятельности, а равно существенно ограничены возможности коллекторских организаций по саморегулированию коллектор-ской деятельности, то необходимо устранить юридические дефекты, заложенные в нормативных правовых предписаниях Закона о коллекторской деятельности.

5. Коллекторские агентства занимаются не только взысканием кредитов, но и профилактикой кредитной задолженности. Профилактика заключается в том, что коллекторы, обладая опытом в сфере потребительского кредитования, работают с банками в режиме предупреждения выдачи ими рискованных кредитов. Кроме того, коллекторство во всем мире не ограничивается только потребительским кредитованием — кредиты, выданные юридическим лицам, тоже имеют вероятность оказаться просроченными, а значит, представляют интерес для коллекторов. Коллекторский подход к взысканию задолженностей не ограничен применением только собственно юридических средств (судебные приказы, иск, исполнительное производство), но охватывает и психологические способы воздействия, прежде всего, на досудебной стадии.

6. Стоит сказать, что законодатель пытается восполнить отдельные пробелы правового обеспечения коллекторской деятельности в банковской сфере, но делает это избирательно, фрагментарно. Между тем, необходим концептуальный подход, необходимо комплексное правовое регулирование, достичь которого получится с принятием единого закона, направленного в первую очередь на защиту прав потребителя, запрещающего банку уступить права по кредитному договору организации, не являющейся кредитной и не имеющей лицензии на занятие банковской деятельностью. Подобные шаги благотворно скажутся на повышении сознательности должников и стабильности в обществе.

7. Всё вышеперечисленное даёт основание сделать следующие предложения:

1. ужесточить ответственность за незаконное осуществление лицом, не включенным в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности:

2. в Закон №230-ФЗ включить положение о взыскании судом штрафа в размере пятидесяти процентов от назначенного штрафа, предусмотренного в пункте 4 статьи 14.57 КоАП РФ в пользу должника и иных лиц, которым был причинён моральный вред или понесены убытки при удовлетворении судом их требований, установленных законом;

Представляется, что глава 30 КоАП РФ «Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях» нуждается в дополнении, которое бы закрепило право Уполномоченного обжаловать в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу вступившие в законную силу постановления и решения по делам об административных правонарушениях.

Таким образом, ситуация, касающаяся коллекторского бизнеса России, в настоящий момент является наиболее актуальной. Стоит лишь надеяться на улучшение условий работы по взысканию просроченной задолженности, особенно в настоящее время. Перспективы увеличения некредитоспособного населения в стране очевидны, однако сохраняется надежда, что предложенные дополнения в законодательство о коллекторской деятельности позволят обеспечить необходимые гарантии для граждан РФ.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 Основные положения правового регулирования института коллекторской деятельности

1.1. Становление института коллекторской деятельности в России: историко-правовое исследование

Понятие «коллекторское агентство» пришло в Россию из Соединенных Штатов Америки. Такой бизнес зародился в США в 60-х годах предыдущего столетия, а уже в начале 80-х сформировался и в европейских странах. Иначе говоря, институт коллекторов является заимствованным, при этом, исходя из отечественного менталитета, указанный институт приобрел отличительные черты, связанные с механизмом реализации взыскания задолженности.

По справедливому мнению Л.В. Иониди и Л.В. Рябова одной из предпосылок возникновения коллекторской деятельности является то, что «судебные приставы не справляются с таким огромным количеством исполнительных производств по возвращению кредитов» .

Рассматривая вопрос о становлении коллекторских агентств в России, И.А. Колдина отмечает, что «ошибочно считать, что первые коллекторы появились в начале XXI века, уже в Древней Руси во времена татаро-монгольского ига существовали их прототипы — собиратели долгов. Их функция заключалась в сборе дани на основе документов, подтверждающих их полномочия. За неуплату должников наказывали правежом, то есть публично привязывали к столбу и секли до тех пор, пока долг не был оплачен ими самими либо их родственниками или знакомым» .

В России первое коллекторское агентство было зарегистрировано в 2001 году как дочернее предприятие банка «Русский стандарт», которое работало как Агентство по сбору долгов при банке исключительно

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы