Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Инновационные технологии в современном дошкольном образовании: теория и практика на примере здоровьесберегающих технологий в образовательной организации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 5
Глава 1.
Теоретические аспекты изучения инновационных технологий на примере
здоровьесберегающих технологий. 8
1.1
Содержание инновационных технологий в современном дошкольном образовании. 8
1.2 Научные
подходы к понятиям «здоровье», «здоровый образ жизни», «здоровьесбережение». 14
1.3
Характеристика здоровьесберегающих технологий в дошкольных образовательных
организациях. 19
Выводы по
главе 1. 28
Глава 2.
Исследование реализации здоровьесберегающих технологий на примере МБДОУ
«Детский сад №5» г. Каширы.. 29
2.1
Характеристика МБДОУ «Детский сад №5» г. Каширы.. 29
2.2
Организация и процедура исследования. 30
2.2.1
Программа экспериментального исследования. 30
2.2.2
Процедура и результаты проведения исследования. 31
2.3 Анализ и
оценка данных, полученных экспериментальным путем. 33
Выводы по
главе 2. 55
Глава 3. Пути
совершенствования процесса реализации здоровьесберегающих технологий. 56
3.1 Программа
реализации здоровьесберегающих технологий в дошкольной образовательной
организации. 56
3.2
Результаты внедрения программы в работу МБДОУ «Детский сад №5» г. Каширы.. 68
3.3
Рекомендации по результатам проведенного исследования для педагогических
работников образовательной организации. 73
Выводы по
главе 3. 75
Заключение. 76
Список использованных источников. 78
Приложение……………………………………………………………………….84
Введение:
Актуальность работы. Здоровье выступает важнейшей ценностью, как
каждого человека в отдельности, так и всего общества в целом, потому что
является основным условием и залогом полноценной и счастливой жизни. Здоровье
обеспечивает человека возможностью достигать поставленных целей, решать
основные задачи, преодолевать жизненные трудности. Разумно сохраняемое и
укрепляемое самим человеком здоровье обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
Однако нередко люди не соблюдают даже простых, обоснованных наукой требований к
своему образу жизни, чем наносят непоправимый вред здоровью.
Необходимость поддержания здоровья
человека является актуальной проблемой современности. По данным НИИ гигиены
детей и подростков – более 43% детей имеют хронические заболевания, 63% –
нарушение осанки, 22% – реакцию на гипертоническую болезнь, 18% детей –
повышенное давление, и эти данные ежегодно растут. Специально проведенные
исследования свидетельствуют о том, что 33% выпускников школ имеют ограничения
по состоянию здоровья, у 45% детей ухудшилось зрение, что в совокупности
приводит до 80% ограничения в выборе профессии.
Актуальность и острейшая значимость
проблемы сохранения здоровья подрастающего поколения огромна, так как только
хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических
и социальных функций, фундамент самореализации личности. Существенное ухудшение
здоровья детей в нашей стране зависит от ряда существенных причин. Это, в
первую очередь, несоблюдение санитарно-гигиенических требований в организации
образовательного пространства, неправильное питание, отсутствие у подрастающего
поколения элементарных навыков по здоровьесбережению. Негативно отражается на детском
здоровье возросший объем и усложненный характер нагрузки. В связи с этим
очевидно, что работу по внедрению здоровьесберегающих технологий необходимо
начинать реализовывать еще на этапе дошкольного образования.
Цель работы: теоретически обосновать, составить и реализовать на
практике программу реализации здоровьесберегающих технологий в
дошкольной образовательной организации.
Достижению цели исследования
служат следующие задачи:
1. Рассмотреть
содержание
инновационных технологий в современном дошкольном образовании.
2. Изучить научные подходы к понятиям
«здоровья», «здоровый образ жизни» и «здоровьесбережение».
3. Дать характеристику здоровьесберегающих
технологий в дошкольных образовательных организациях.
4. Разработать
авторскую программу экспериментального исследования и представить
характеристику ее процедуры.
5. Выполнить
исследование реализации
здоровьесберегающих технологий на примере МБДОУ «Детский сад №5» г. Каширы и
провести анализ и оценку полученных данных.
6. Предложить
и апробировать программу реализации здоровьесберегающих
технологий в дошкольной образовательной организации.
7. Провести
анализ результатов внедрения программы в работу МБДОУ
«Детский сад №5» г. Каширы.
8. Сформулировать рекомендации по результатам
проведенного исследования для педагогических работников образовательной
организации.
Рабочая гипотеза исследования: профессионально грамотное внедрение экспериментально апробированных технологий формирования здорового образа жизни в педагогический процесс МБДОУ
«Детский сад №5» г. Каширы будет способствовать здоровьесбережению и
развитию представлений о здоровом образе жизни у воспитанников.
Объект исследования: инновационные
технологии в современном дошкольном образовании.
Предмет исследования: здоровьесберегающие
технологии в образовательной организации.
Теоретическая основа работы: работы А.Г. Асмолова,
О.С. Васильевой, Н.Е. Вераксы,
А.Н. Вераксы, Л.Б. Дыхан, В.Н. Ирхина и др.
Методы исследования:
— анализ источников и
научной литературы;
— систематизация
различных теорий, концепций, подходов;
— опросные методы
(анкетирование, тестирование и т.д.);
— анализ результатов
(продуктов) деятельности;
— методики оценки
здоровьесбережения;
— экспериментальные
методы;
— педагогический
эксперимент;
— качественный и
количественный анализ эмпирических данных;
— математические методы
анализа и оценки.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении и
обобщении содержания инновационных технологий в современном
дошкольном образовании; анализе и систематизации научных подходов к понятиям
«здоровья», «здоровьесбережение» и «здоровьесберегающие технологии»; в
составлении характеристики здоровьесберегающих технологий в дошкольных образовательных
организациях.
Практическая значимость исследования заключается
в возможности использования его результатов как в научных целях (например, при
проведении схожих тематических исследований), так и в реальной педагогической
работе (при разработке лекций для студентов, как дополнительный материал для
семинарской работы и пр.), а также для педагогических работников дошкольных
образовательных организаций.
Заключение:
Значение ранних
периодов детства для развития личности и воспитания здорового ребенка трудно
переоценить. Отечественной системой дошкольного образования накоплен ценный
опыт гигиенического воспитания, однако, ухудшение здоровья дошкольников и
современные социальные условия диктуют новые подходы к формированию здорового
образа жизни детей.
Сохранение и
укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач страны. Она
регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как
Закон РФ «Об образовании» (ст.51), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по
обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных
направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской
Федерации» и др.
По данным, опубликованным
в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в
возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и
только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми.
Общеизвестно, что
здоровье человека на 20% зависит от наследственных факторов, на 20% – от
природного окружения, на 7-10 % – от уровня здравоохранения и на 50% – от
образа жизни человека, поэтому проблема сохранения здоровья дошкольников и воспитания
культуры здорового образа жизни у детей представляет особый интерес для
исследователей.
По итогам выполнения
выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели
работы, что позволило теоретически
обосновать, составить и реализовать на практике программу реализации
здоровьесберегающих технологий в дошкольной образовательной организации.
Для достижения цели
исследования были решены следующие задачи:
— было рассмотрено содержание
инновационных технологий в современном дошкольном образовании;
— были изучены научные
подходы к понятиям «здоровья», «здоровый образ жизни» и «здоровьесбережение»;
— была дана
характеристика здоровьесберегающих технологий в дошкольных образовательных
организациях;
— была разработана авторская программа
экспериментального исследования и представлена характеристика ее процедуры;
— было выполнено исследование
реализации
здоровьесберегающих технологий на примере МБДОУ «Детский сад №5» г. Каширы и
проведен анализ и оценка полученных данных;
— была предложена и
апробирована программа реализации здоровьесберегающих технологий в дошкольной
образовательной организации;
— был проведен анализ результатов внедрения
программы в работу МБДОУ «Детский сад №5» г. Каширы;
— были сформулированы рекомендации
по результатам проведенного исследования для педагогических работников
образовательной организации.
Качественный и
количественный анализ эмпирических данных позволил доказать выдвинутую гипотезу
исследования о том, что профессионально
грамотное внедрение экспериментально
апробированных технологий формирования здорового образа
жизни в педагогический процесс МБДОУ «Детский сад №5» г. Каширы будет способствовать здоровьесбережению и развитию представлений о здоровом
образе жизни у воспитанников.
Таким образом, цель
работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном
объеме.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты
изучения инновационных технологий на примере здоровьесберегающих технологий 1.1 Содержание инновационных
технологий в современном дошкольном образовании В деятельности педагогов дошкольной
образовательной организации особенно важную роль имеет их инициатива и изобретательность,
творческий подход и стремление к разработке и внедрению изменений, направленных
на педагогический процесс. Ввод инноваций и непрерывное улучшение жизни,
окружающей среды человека, условий обучения и работы представляют собой
необходимые условия развития и социального прогресса. Живя в XXI веке, люди
стали свидетелями многих радикальных изменений почти в любой области
человеческой жизни. Современная дошкольная образовательная организация обязана
осуществлять новые проекты, которые могли бы удовлетворить не только активные
социальные ожидания, но и интересы воспитанников, поскольку детский сад обязан
создавать для своих воспитанников климат безопасности и достаточного комфорта,
а также возможность всестороннего развития всех имеющихся творческих
способностей. Она относится к профессиональной компетентности современного
педагога [16].
Преобразования, происходящие в российской
системе образования, нацеливают педагогов на необходимость проверки
существующих форм, способов и методов обучения и исследования новых. Роль
педагога в процессе введения инновации в реальность дошкольной образовательной
организации поистине значима. Эта роль требует многосторонних навыков
(способность диагностировать текущую ситуацию, обосновывать изменения в области
знаний, нововведений). Творчество педагога в постоянно меняющихся условиях
современного образования является непременным атрибутом развития.
Творческий педагог предлагает свои решения,
которые станут ответом на конкретные потребности воспитанника, будут поддержкой
для его всестороннего развития, способствовать росту привлекательности
дошкольной образовательной организации, а также личности педагога.
Результатом инновационных процессов в
дошкольной образовательной организации является использование новшеств, как
теоретических, так и практических, а также тех, которые образуются на стыке
теории и практики.
Введение инноваций подразумевает, как правило,
переход на новую комплексную программу. Либо это появление приоритетного
направления (дошкольная образовательная организация с
физкультурно-оздоровительным направлением и художественно-эстетическим).
Переход связан с рядом преобразований:
— изменение территории (например, организация
специализированных спортивных площадок, футбольного поля,
волейбольно-баскетбольной площадки и т. д.);
— открытие новых кабинетов оздоровительной
направленности (массажного, физиотерапии, фитобара, лечебной физкультуры);
— введение новых штатных единиц медицинских
работников;
— создание (в случае нескольких приоритетных
направлений) студий по изобразительной деятельности, театрально-игровой,
художественному труду и т. д.;
— организация дополнительного образования (по
изобразительному искусству – изо, театру, художественному труду) с введением
дополнительных штатных единиц педагогов;
— апробация авторских парциальных программ,
технологий и методик;
— введение инновационных педагогических
технологий [41].
Выбор инновационной педагогической технологии
педагогом дошкольной образовательной организации во многом зависит от того,
насколько педагогическая технология воспринимается и идентифицируется
педагогом, насколько она отвечает его личностным качествам и психологическим
характеристикам, насколько педагог имеет представление о назначении технологии,
формах и методах, при которых реализация технологии на занятии будет наиболее
эффективна и оптимально затратна по времени.
Среди педагогических технологий, используемых
в системе дошкольного образования, можно выделить следующие.
В.Г. Гульчевская [17] выделяет
технологии развивающего обучения – игровые технологии, такие, как: сюжетные
игры, игры-драматизации, игры-имитации реальной деятельности, состязательные
игры, коммуникативные игры (диалоги, дискуссии), игры-процессы (моделирующие
проявление способностей, личностных качеств в несюжетных играх).
Игровая технология обеспечивает личностную
мотивационную включенность каждого обучающегося, что значительно повышает
результативность данной формы образовательного взаимодействия. У обучающихся
формируются способности анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать
причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания
обосновывать собственную точку зрения генерировать новые идеи, что повышает
продуктивность их творческой и интеллектуальной деятельности.
Коммуникативно-диалоговые технологии:
проблемная дискуссия; дискуссия-диалог; межгрупповой диалог («аквариумное
обсуждение»); дискуссия с игровым моделированием; направленный диалог;
дискуссия на основе обмена мнениями в формах: «Круглый стол», «Заседание
экспертной группы», «Симпозиум», «Конференция», «Дебаты».
Под технологиями проблемного обучения
понимается такая организация образовательного процесса, которая предполагает
создание под руководством педагога проблемных противоречивых ситуаций и
активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению [24]. Главные признаки, которые лежат в основе
моделирования занятий в режиме технологии проблемного обучения: создание
проблемных ситуаций; обучение детей в процессе решения проблем; сочетание
поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.
Технология проведения занятия в соответствии с
теорией проблемного обучения состоит в следующем:
— ознакомление воспитанников с планом занятия
и постановка проблемы;
— дробление проблемы на отдельные задачи;
— выбор алгоритмов решения задач и изучение
основного учебного материала;
— анализ полученных результатов, формулировка
выводов [36].
Таким образом, технология проблемного обучения
предполагает систему учебных занятий с основной целью – создать условия, при
которых воспитанники открывают новые знания, овладевают новыми способами поиска
информации, развивают проблемное мышление.
Для большинства педагогов развивающие
педагогические технологии остаются недоступными ввиду слабой готовности к
осуществлению инновационной деятельности.
Среди педагогических технологий
личностно-ориентированного обучения широкое распространение получили технологии
проектного обучения, обучения в сотрудничестве и технология портфолио.
«Проектная деятельность является культурной
формой деятельности, в которой возможно формирование способности к
осуществлению ответственного выбора».
Ученые С.И. Краснов, Р.Г. Каменский [28] выделяют три типа проектов:
— исследовательские — преобразуют пространство
духовной культуры;
— социальные – преобразуют материальный мир и
отношения между людьми;
— образовательные – преобразуют сознание
отдельного человека [28].
Все три типа проектов успешно реализуются как
в образовательном процессе образовательных организаций, так и социальных практиках.
«Обучение в сотрудничестве (или обучение в
малых группах, обучение в команде) – это одна из наиболее эффективных
технологий личностно-ориентированного образования, так как при обучении на ее
основе создаются условия для взаимопомощи и индивидуальной поддержки, для
осуществления учебной деятельности каждым учеником на уровне, соответствующем
его индивидуальным особенностям, опыту, интересам».
Групповой диалог порождает потребность в
выдвижении собственных суждений, актуализации имеющихся знаний и опыта
обучающихся, способствует формированию навыков конструктивного взаимодействия,
культуры общения, согласование и принятие ответственных решений.
А.В. Хуторской [47] считает, что
портфолио является альтернативой «формализованному контролю образовательных
результатов обучаемых».
Существенное значение технология портфолио
придает планированию и самооцениванию обучающимся своих образовательных
результатов.
Портфолио достижений представляет собой
коллекцию работ, целью которых является демонстрация образовательных достижений
обучающегося. Такой портфолио может стать альтернативным по отношению к
традиционным формам и способом оценивания образовательного результата. В этом
случае портфолио помогает педагогу:
— проследить индивидуальный прогресс
обучающегося, достигнутый им в процессе получения образования;
— оценить образовательные достижения с
использованием других форм контроля [48].
Отдельное место в данной категории занимают
технологии воспитания, здоровьесберегающие и информационные технологии
реализации образовательной деятельности.
Здоровьесберегающая образовательная технология
– это система, создающая максимально возможные условия для сохранения,
укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного
и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).
Здоровьесберегающие (здоровьеразвивающие)
технологии реализуются на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся
к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и
эффективно взаимодействовать.
Они предполагают активное участие самого
обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта
здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы
общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего
контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной
жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирование
ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей [18].
Информационные технологии (по Г.К. Селевко [42]) – это технологии, использующие специальные технические
информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).
Информационные технологии обучения или
информационно-коммуникативные технологии – это процессы подготовки и передачи
информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Они
развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не
исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными
возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.
Таким образом, инновационные педагогические
технологии могут радикально перестроить образовательный процесс дошкольной
образовательной организации. Ребенок развивается, участвует в игровой,
познавательной, трудовой деятельности, поэтому цель внедрения новых
педагогических технологий – дать почувствовать детям радость труда, пробудить в
их сердцах чувство собственного достоинства, решить социальную проблему
развития способностей каждого ребенка, включив его в активную деятельность,
доведя представления по изучаемой теме до формирования устойчивых понятий и
умений.