Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Информационное обеспечение оперативно розыскной деятельности.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава
1. Общие положения об информационном обеспечении оперативно-розыскной
деятельности. 5
1.1.
Теоретические и правовые основы информационного обеспечения
оперативно-розыскной деятельности. 5
1.2.
Современные информационные технологии в обеспечении оперативно-розыскной
деятельности. 17
Глава
2. Направления развития информационного обеспечения оперативно-розыскной
деятельности. 37
2.1.
Информационное обеспечение специального сопровождения в сфере
оперативно-розыскной деятельности. 37
2.2.
Информационно-аналитическое обеспечение оперативно-розыскной деятельности. 41
2.3. Перспективы
развития информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности. 50
Заключение. 73
Библиографический список 80
Введение:
Актуальность темы. Эффективность деятельности оперативных
подразделений органов внутренних дел по выявлению и раскрытию преступлений в
настоящее время напрямую зависит от их информационного обеспечения. В условиях
широкого распространения инфокоммуникационных систем, их стремительного обновления
и совершенствования, постоянного роста технического и финансового потенциала
преступной среды, совершенствование информационного обеспечения подразделений
МВД России становится одним из главных направлений повышения эффективности правоохранительной
деятельности.
Все более актуальной становится проблема использования всего
арсенала имеющихся сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности,
технической оснащенности в целях повышения эффективности борьбы с преступными
проявлениями. В этом процессе использование возможностей информационного
обеспечения оперативных подразделений органов внутренних дел приобретает все
большее значение. Сказанное свидетельствует об актуальности и необходимости
всестороннего рассмотрения данной проблемы.
Под обеспечением оперативно-розыскной информацией понимается
комплекс тактических мероприятий по применению в основном негласных сил,
средств и методов, направленных на получение достаточных фактических данных,
создание условий эффективного их использования как в период реализации, так и в
уголовно-процессуальном режиме за счет придания им устойчивости как носителя
доказательственной информации. Однако, как известно, раскрытие преступлений
является только одной из главных задач, возложенной на органы, осуществляющие
оперативно-розыскную деятельность. Другой важной задачей оперативно-розыскных
органов является выявление преступлений. Решение этой задачи становится возможным
в результате анализа поступающей информации. Следовательно, понятие
информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности должно быть
гораздо шире.
Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в связи
с информационным обеспечением оперативно-розыскной деятельности.
Предмет работы – нормы уголовно-процессуального
законодательства, законодательства об оперативно-розыскной деятельности,
выступающие правовой основой информационного обеспечения оперативно-розыскной
деятельности, акты судебных органов.
Цель работы – исследовать особенности и актуальные проблемы
информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены
следующие задачи:
1. Теоретические и правовые основы информационного
обеспечения оперативно-розыскной деятельности.
2. Современные информационные технологии в обеспечении оперативно-розыскной
деятельности.
3. Информационное обеспечение специального сопровождения в
сфере оперативно-розыскной деятельности.
4. Информационно-аналитическое обеспечение
оперативно-розыскной деятельности.
5. Перспективы развития информационного обеспечения оперативно-розыскной
деятельности.
Методологическая
основа исследования – общенаучные методы исследования, а также специальные, такие
как: метод комплексного юридического анализа, системный метод,
формально-юридический, сравнительно-правовой и др.
Структурно настоящая работа состоит из введения, двух глав,
объединяющих пять параграфов, заключения и библиографического списка.
Заключение:
Учитывая вышеизложенное, предлагаем следующее определение информационного
обеспечения деятельности оперативных подразделений по выявлению и раскрытию
преступлений — организация специально уполномоченными субъектами органов
внутренних дел целенаправленного информационного процесса, направленного на
получение из специфических источников оперативно-значимых сведений для решения
конкретных задач и соответствующих им функций, связанных с выявлением и раскрытием
преступлений.
С содержательной стороны информационное обеспечение представляет
собой особый вид деятельности по сбору, накоплению, обработке и использованию
определенных данных. Содержанием данного понятия охватываются также источники и
носители информации, средства ее сбора, анализа и систематизации.
Под сбором информации мы понимаем активный деятельный
процесс, осуществляемый сотрудниками оперативных подразделений по выявлению
преступников, их соучастников, а также объектов, подлежащих оперативному
обслуживанию. Данный этап должен быть направлен, в первую очередь, на то, чтобы
поступающие в эти подразделения из различных источников сведения были изучены
на предмет ценности и возможности их дальнейшего использования в борьбе с
преступностью.
Из ст. 6 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной
деятельности» следует, что в основном все оперативно-розыскные мероприятия
носят ярко выраженный информационный характер, то есть направлены на сбор
информации, представляющей оперативный интерес для оперативных подразделений.
Следовательно, сбор информации оперативными подразделениями
не только играет большую роль при выявлении и раскрытии совершенных преступлений,
выявлении преступников, но и предопределяет ценность сведений, закладываемых в
информационно-поисковых системах и учетах органов внутренних дел в целом.
Отметим, что систематизацию информации, полученной
оперативно-розыскным путем, следует делить на группы, в зависимости от
назначения. Нам наиболее интересны следующие:
— данные,
которые впоследствии могут быть использованы в качестве доказательств.
— оперативные
данные, используемые для установления и розыска лиц, совершивших преступления и
скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного
наказания.
Эффективность целевого накопления информации, представляющей
оперативный интерес, зависит от создания сети взаимосвязанных электронно-вычислительных
центров с единым программным обеспечением, определения оптимальных уровней
концентрации информации, представляющей оперативный интерес.
Однако накопление информации не является самоцелью при осуществлении
оперативно-розыскной деятельности. Вся поступающая информация должна быть
изучена и сопоставлена. Только результаты тщательного анализа целенаправленно
собираемой информации могут послужить решению стоящих перед оперативными
подразделениями задач.
Таким образом, необходимость постоянного изучения
теоретических вопросов процесса информационно-аналитической деятельности
оперативных подразделений, который включает сбор, систематизацию, анализ и ее
использование в целях решения поставленных перед ними задач, соблюдение
установленных требований при организации работы с оперативно-розыскной
информацией создает предпосылки для достижения положительных результатов при
выявлении и раскрытии преступлений.
С целью информационного обеспечения деятельности оперативных
подразделений создаются, формируются и используются специальные информационные
системы, основанные на криминальных учетах, систематизирующих информацию об
объектах, представляющих интерес для оперативных служб. Отметим, что для
достижения максимальных результатов информационное обеспечение
оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел не должно
ограничиваться своими массивами информации, необходимо привлечение
информационных систем других ведомств, государственных и негосударственных
организаций России, а также полицейских служб зарубежных стран, международных
органов, взаимодействующих на основе международных договоров с российскими
правоохранительными органами.
Основная цель и идея внедрения системы информационного
обеспечения в оперативно-розыскную деятельность органов внутренних дел, с
последующим ее постоянным совершенствованием, заключается в повышении
эффективности управления на основе обеспечения каждого конкретного сотрудника
оперативного подразделения именно той качественной информацией, которая
необходима для анализа ситуации и принятия эффективного решения в процессе
осуществления возложенных на него задач и функций по противодействию преступности,
охране общественного порядка, собственности и обеспечению общественной
безопасности.
Информационное обеспечение деятельности подразделений оперативных
подразделений ОВД осуществляется и в рамках международного сотрудничества
правоохранительных органов в сфере борьбы преступлениями. Активное участие в
такого рода обмене информации является одним из условий борьбы с
транснациональной преступностью, влияющей на стабилизацию криминогенной
обстановки и обеспечение безопасности в стране.
Организующую и направляющую роль, а также функцию информационного
обеспечения в деле борьбы с международной преступностью призвана выполнять
международная уголовная полиция — Интерпол, в состав которого входит и
Российская Федерация. Деятельность оперативных подразделений по взаимодействию
с Интерполом осуществляется, в соответствии с нормативными правовыми актами
Российской Федерации, через Национальное центральное бюро Интерпола МВД России.
Одной из проблем сотрудничества государств – участников СНГ
в сфере оперативно-розыскной деятельности является отсутствие специальной
международной регламентации взаимодействия в данной сфере, по меньшей мере –
регламентации порядка передачи и использования информации ограниченного
доступа.
В целях создания правовой основы в сфере регулирования
организации и проведения специального сопровождения оперативно-розыскной
деятельности необходимо принять меры как к совершенствованию правового
регулирования международного сотрудничества в целом, так и к гармонизации
национальных законов и нормативных правовых актов в частности.
Техническое совершенствование деятельности
правоохранительных органов приводит к усложнению способов совершения
преступлений, что, в свою очередь, приводит к дальнейшему совершенствованию
технического оснащения правоохранительных органов, развитию организации и
тактики их работы. Происходит непрерывный процесс борьбы по схеме «вызов –
ответ – вызов», ключевую роль в котором играет развитие техники и
информационных технологий. По этой причине сотрудники оперативных подразделений
должны идти в ногу со временем и опережать в техническом плане профессиональную
преступность.
Приходим к выводу о том, что необходимость концептуальных
прорывов в оперативно-розыскной сфере назрела: потоки информации постоянно
увеличиваются, объем функциональных обязанностей оперативных сотрудников также
не находится в статичном состоянии, а требования к организации служебной
деятельности и эффективному решению оперативно-служебных задач постоянно
возрастают.
Четко выстроенная система информационного обеспечения оперативных
подразделений неразрывно связана с результативностью их деятельности в
противодействии преступлениям экономической направленности, эффективности
борьбы с преступностью в целом.
Одним из основных элементов информационного обеспечения
является наличие соответствующих источников, позволяющих своевременно получать
оперативно-розыскную информацию о состоянии оперативной обстановки по объектам
оперативного обслуживания, на более высоком уровне решать задачи
оперативно-розыскной деятельности.
Источники оперативно-розыскной информации по своему
содержанию схожи с объектами оперативного поиска и должны быть установлены при
проведении поисковых мероприятий. При этом исчерпывающий перечень источников
информации не может быть четко определен. Выбор соответствующих источников
зависит от направления поисковой работы, специфики объектов оперативного
обслуживания и ряда других как субъективных, так и объективных факторов.
Отметим, что целенаправленный мониторинг перечисленных
информационных ресурсов, использование имеющихся автоматизированных
технологических средств, применение аналитической составляющей при получении
оперативно-значимой информации позволит повысить уровень эффективности
применения информационного обеспечения ОРД.
Таким образом, целесообразно выделить ряд важных направлений
информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности:
– дальнейшее развитие единого информационного пространства в
системе МВД России за счет дальнейшей интеграции сервисов в ИСОД;
– уменьшение количества специальных учетов за счет их
объединения в более крупные структуры;
– переход аппаратной и программной составляющей
информационных систем на отечественные разработки;
– повышение эффективности использования общедоступных
информационных ресурсов сети Интернет для проведения оперативно-розыскных
мероприятий.
Реализация перечисленных направлений позволит повысить
эффективность и качество предоставления информации, необходимой для
обоснованного анализа ситуации и принятия решений в рамках планирования и
проведения оперативно-розыскных мероприятий подразделений МВД России.
Добавим еще о необходимости с позиций оперативно-розыскной
науки системного изучения закономерностей отражения оперативно-розыскной
информации в сетевых ресурсах и особенностей применения аналитических методов и
средств для ее обнаружения, получения, проверки и фиксации.
Подводя итог, также стоит подчеркнуть основные задачи,
которые необходимо решать для нейтрализации угроз информационной безопасности
при осуществлении ОРД.
Для обеспечения информационной безопасности необходимы:
– оперативно-розыскной мониторинг сети Интернет;
– целевые оперативно-розыскные мероприятия, направленные на
выявление субъектов и целевую направленность информационного воздействия на
оперативные подразделения, которое может оказать негативное воздействие на
правоохранительную деятельность;
– адаптация оперативно-розыскных мероприятий к применению их
в специализированной информационной среде;
– повышение качества проверочных мероприятий в отношении
информации, поступающей в оперативные подразделения от лиц, оказывающих
содействие оперативным подразделениям.
Для обеспечения защиты информации необходимы:
– оценка состояния информационной безопасности и защиты
информации в деятельности оперативного подразделения;
– определение основных угроз безопасности информации,
циркулирующей в деятельности оперативного подразделения;
– разработка и использование всех стратегий защиты
информации.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Общие положения об информационном
обеспечении оперативно-розыскной деятельности 1.1. Теоретические и правовые основы информационного
обеспечения оперативно-розыскной деятельности Для объективного и всестороннего раскрытия понятия информационное
обеспечение необходимо рассмотреть такие составляющие его элементы, как
информация, система информации и информационная система. Исследования многих
ученых были направлены на истолкование термина «информация», однако, несмотря
на всеобщую распространенность, единого и точного понимания термина «информация»
не существует до сих пор. Информация (от лат. information – разъяснение,
изложение, осведомленность) – сведения о чем-либо, независимо от формы их
представления. Рассмотрим некоторые, предлагаемые толковыми словарями,
интерпретации термина «информация»:
– информация –
передаваемые устным, письменным или каким-либо иным способом сведения от одних
людей к другим;
– информация – расширяющие знания об изучаемом объекте,
сведения, рассматриваемые в процессе их восприятия или передачи;
– информация – данные, неизвестные до их получения, которые
являются объектами обработки, передачи и хранения[1].
Активное
изучение сущности термина «информация» было отмечено в 50-е гг. ХХ в. и связано
с появлением «статистической» теории информации Клода Шенона и Норберта Винера,
согласно которой количественное определение информации строилось на основе
понятия энтропии как меры снижения неопределенности исхода события. Л. Бриллюэн
и К. Шенон в «статистической» теории воспринимают информацию как отрицание [1] Терминологический
словарь по основам информатики и вычислительной техники / под ред. А.П. Ершова,
Н.М. Шанского. М., 1991.