Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Информатика Имитационное моделирование

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Имитационное моделирование торгового предприятия в сфере услуг

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

1 Теоретический анализ проблемы моделирования работы торгового предприятия в сфере услуг 5

1.1 Цели и задачи моделирования работы торговых предприятий 5

1.2 Краткая характеристика предприятия «Водный мир» и анализ его потребностей в моделировании торговой деятельности 8

1.3 Анализ существующих исследований по вопросам моделирования работы торговых предприятий 14

1.4 Выделение нерешенных частей рассматриваемой проблемы и постановка задачи на разработку в рамках данной работы 16

2 Обоснование выбора методов и средств для моделирования работы торгового предприятия в сфере услуг 18

2.1 Общая характеристика задачи моделирования, в частности различных экономических процессов 18

2.2 Особенности метода имитационного моделирования как средства исследования экономических процессов в торговых предприятиях 20

2.3 Существующие программные средства для проведения имитационного моделирования работы торговых предприятий 22

2.4 Обоснование выбора программного обеспечения AnyLogic для моделирования работы торговых предприятий и анализ его основных особенностей 29

3 Практическая реализация средства моделирования работы торгового предприятия в сфере услуг 35

3.1 Проектирование состава и структуры входной информации для работы системы 35

3.2 Особенности создания модели в среде AnyLogic 36

3.3 Тестирование созданной модели и описание результатов ее использования 46

3.4 Оценка экономического эффекта от внедрения разработанного решения 50

Заключение 52

Список использованной литературы 53

  

Введение:

 

На сегодняшний день в преимущественном большинстве отраслей наблюдается высокая конкуренция фирм и предприятий, предлагающих свои товары и соответствующие услуги. Важным элементом деятельности компаний является планирование различных аспектов их работы: составление как можно более точного плана позволяет уменьшить расходы, минимизировать убытки, увеличить прибыли. В полной мере важность планирования проявляется в деятельности торгового предприятия в сфере услуг. Например, в любой торговле проявляются сезонные тренды, влияние макроэкономических процессов, модные тенденции и т.п. Учет этих факторов, вообще говоря, возможно проводить разными способами, однако одним из наиболее эффективных является имитационное моделирование процесса торговли, проводить которое в достаточно правдоподобных условиях позволяют современные средства вычислительной техники и соответствующее программное обеспечение. Соответственно, разработка и исследование таких имитационных моделей представляют собой актуальную задачу современной отрасли прикладной информатики в экономической деятельности.

Целью данной работы является повышение эффективности деятельности торгового предприятия в сфере услуг, в частности уменьшение числа отказов в обслуживании тем клиентам, которые уже купили билеты заранее, но не смогли воспользоваться услугой из-за наплывов других клиентов. Этого можно добиться путем планирования показателей его деятельности на основе исследования соответствующей имитационной модели и выработки соответствующих рекомендаций для менеджмента соответствующего бизнеса.

Задачи работы следующие:

— провести общий анализ деятельности торгового предприятия в сфере услуг, выбрать процессы, подлежащие моделированию и их существенные параметры, составить задание на разработку программного продукта в рамках данной работы;

— проработать комплекс проектных решений, необходимых для разработки программного продукта: выбрать технологии и средства для реализации модели, разработать модель, проверить ее адекватность и точность работы;

— использовать созданную модель и провести исследования деятельности торгового предприятия в сфере услуг на основе данной имитационной модели, оценить ее эффективность (в частности оценить загруженность мощностей предприятия в разные момент времени при различных условиях).

Объект исследования – процесс функционирования торгового предприятия в сфере услуг.

Предмет исследования – методы и средства имитационного моделирования работы торгового предприятия в сфере услуг.

Практическое значение работы состоит в разработке математической имитационной модели в среде AnyLogic, на основании которой можно проводить исследования функционирования соответствующего торгового предприятия с целью повышения эффективности его основных показателей работы.

Методы, использованные в работе: математическое имитационное моделирование и методы отрасли технологий программирования.

В перспективе разработанная модель может дополняться другими (второстепенными) процессами работы торгового предприятия, не учтенными в данном исследовании, что еще в некоторой степени позволит поднять эффективность его работы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, в данной работе разработана имитационная модель работы торгового предприятия в сфере услуг «Водный мир», предоставляющего услуги по посещению бассейнов и распространяющего билеты и абонементы через розничную сеть компании «Шоу Март».

В первую очередь был проведен общий анализ деятельности заданного предприятия, выбраны процессы, подлежащие моделированию, а именно продажа билетов через сеть точек распространения с последующим массовым приходом этих клиентов в условиях сжатых временных рамок (в выходной или праздничный день). Описаны параметры рассмотренных процессов, составлено задание на разработку в данной работе.

Далее был проработан комплекс проектных решений, необходимых для разработки программного продукта: рассмотрены различные программные продукты для моделирования и выбрана платформа AnyLogic, на основе которой и разработана математическая имитационная модель.

С помощью созданной модели установлено, что существующая бизнес-модель продажи абонементов и особенно разовых билетов без указания дат и какой-либо их дифференциации может приводить к массовым наплывам посетителей, что и показала разработанная модель. На основе результатов ее использования были выработаны полезные рекомендации по оптимизации бизнес-процессов предприятия, в первую очередь, введение одноразовых билетов отдельно на будние и выходные дни, а также ряд других мероприятий. Внедрение даже одного такого предложения согласно выполненной оценке позволит получить дополнительную прибыль в размере больше 800 тыс. руб. в год, а также будет положительно сказываться на имидже предприятия, так как позволит уменьшить вероятность отказа в обслуживании клиентам, приходящим в бассейн во время уже имеющейся его максимальной загрузки.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ РАБОТЫ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В СФЕРЕ УСЛУГ

1.1 Цели и задачи моделирования работы торговых предприятий

Торговля является важнейшим видом деятельности, сопровождающим жизнедеятельность любого общества, начиная еще со времен отказа от натурального хозяйства. На сегодняшний день торговля во многих случаях осуществляется крупными компаниями (назовем их для краткости дистрибьюторами) путем распределения крупных партий товаров по более мелким продавцам (коротко можем назвать их дилерами). Дистрибьютор может конечно и самостоятельно производить весь объем продаваемой продукции на своих производственных площадках, однако, значительно чаще он просто предоставляет посреднические услуги между производителями и мелкими продавцами. Очевидно, что данная деятельность является крайне сложной и в зависимости от вариантов и различных аспектов ее проведения может давать большую или меньшую экономическую эффективность. Сложность обуславливается следующими факторами:

— в процессы вовлечено большое количество взаимодействующих субъектов (производители, крупные продавцы, мелкие продавцы, непосредственно покупатели);

— как следствие предыдущего пункта, задействовано большое количество различных географических точек (местоположений, мест), где могут концентрироваться запасы продукции;

— существуют ограничения по временным параметрам процессов, так как некоторые виды продукции имеют ограниченный или даже крайне малый срок годности;

— для коммуникации и перемещения грузов, а также проведения других процессов могут применяться разные технические средства (например, разные виды транспорта), предоставляющие один и тот же результат, но с разными характеристиками процесса (длительность выполнения, стоимость операции и т.п.).

Следует отметить, что существуют и специализированные торговые предприятия, реализующие не совсем обычные товары, что вносит существенную специфику в их работу. Это, например, может быть торговля билетами, ваучерами на предоставление каких-либо услуг и т.п. В последнем случае можно говорить о работе торговых предприятий в сфере услуг (как и можно проклассифицировать рассматриваемую в данной работе компанию «Водный мир», подробнее см. подраздел 1.2). Однако, в таком случае проблемы, которые могут возникнуть в работе торгового предприятия (в частности у его клиентов-покупателей) могут быть еще значительнее, чем при торговле обычными (материальными) товарами. В частности, если воспользоваться некоторой услугой, билет на получение которой был куплен когда-то ранее, захотят одновременно много клиентов, то для каждого из них это может быть неудобно, трудно или вообще невозможно. Например, если все клиенты, купившие за неделю талон на несколько бесплатных посещений кафе, придут им воспользоваться в один и тот же день, очевидно, что им придется очень долго ждать и качество предоставляемой услуги получится сниженным, а значит приобретать такой талон на следующую неделю уже захочет меньшее число клиентов. В данной ситуации налицо имеем снижение спроса из-за неправильно спланированной акции торгового предприятия в сфере услуг. В некоторых случаях клиент может не просто получить услугу низкого качества (останется недоволен), но даже вообще может не получить желаемую услугу (при том, что ваучер на нее мог быть куплен и заготовлен заранее), что чревато судебными разбирательствами и потерей имиджа компании.

Описанная проблема является универсальной для всех предприятий, осуществляющих торговлю в сфере услуг в отложенном режиме (когда предоставление услуги обычно осуществляется не сразу после покупки соответствующего ваучера, а в произвольный момент рабочего времени компании и выбирается по желанию клиента).

Итак, как следствие неправильного непродуманного проведения процессов торговли, можно назвать значительные прямые потери производителей и поставщиков (например, ввиду порчи скоропортящейся продукции в летний период), уменьшение потоков клиентов, падение прибылей от продаж, судебные разбирательства, ухудшение имиджа компании и т.д. Подобных примеров можно приводить большое количество и они свидетельствуют, что процессы торговли должны проводиться строго в соответствии с заранее разработанными планами, то есть описываться наперед определенными параметрами. Для нахождения оптимальных значений параметров торговой деятельности могут применяться подходы на основе методов математического моделирования.

Важно, что создание и использование математической модели объекта, в т.ч. торгового предприятия, позволяет исследовать его работу без вмешательства в деятельность реального субъекта хозяйственной деятельности, которое однозначно негативно бы повлияло на его работу. Действительно, например, искусственно ограничивать потоки покупателей в магазин (запуская их на входе партиями) для того, чтобы оценивать, как меняется загруженность касс – явно неудачная идея, которая в то же время может быть легко внедрена и исследована в математической модели данного магазина.

Учитывая приведенную информацию, можно утверждать, что интерес в имитационных моделях торговых предприятий как минимум представляют следующие аспекты:

а) процент товаров, которые продаются до истечения их срока годности (если реализации подлежат скоропортящиеся товары), что позволяет минимизировать потери магазинов;

б) процент покупателей, пришедших в магазин за определенным товаром, которые в итоге смогли его купить (доведение этого показателя до величин, близких к 100% позволяет максимизировать прибыль магазина, а также улучшить его имидж, ввиду того, что покупатель всегда сможет рассчитывать на наличие нужного ему товара в данном магазине);

в) занятость продавцов и соответствующих рабочих мест (что позволяет оптимизировать расписание работы сотрудников или даже число штатных должностей, структуру персонала предприятия и т.п.).

При наличии определенной специфики (как, например, в описанном выше случае торговли ваучерами на предоставление услуг) целесообразным является определение и других показателей, которые должны рассматриваться в каждом таком специфичном случае отдельно.

Таким образом, можно утверждать, что создание моделей процессов, протекающих в торговых предприятиях является целесообразной задачей отрасли прикладной информатики в экономической отрасли и будет рассматриваться в данной работе.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы