Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Гуманитарные науки История зарубежного искусства

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему И.И. Винкельман и Дж.-Б.Пиранези: диалог об искусстве античности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ГЛАВА 1. Концепция античности по И.И. Винкельману 8

1.1.Искусство Древней Греции: истоки, развитие, периодизация 8

1.2. И.И. Винкельман о приоритете древнегреческого искусства над римским 18

1.3. Последователи Винкельмана (Ж.Д.Леруа «Руины наиболее прекрасных памятников Греции», 1758) 20

ГЛАВА 2. Дж. Б. Пиранези: художник и теоретик 31

2.1.Образ Древнего Рима в изобразительном творчестве Дж.Пиранези («Римские древности»,1756) 31

2.2. Дж. Б. Пиранези и его трактат «Суждение об архитектуре (Величие архитектуры римлян)» (1761) 54

2.3. Полемика И.И. Винкельмана и Дж.-Б.Пиранези 60

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75

  

Введение:

 


За несколько веков до нашей эры в Древней Греции, а чуть позднее в Древнем Риме существовало искусство, которое теперь называется античным. Это слово произошло от латинского «antiquus», что в переводе на русский означает «древний». Это период в полторы тысячи лет от возникновения Греции до момента гибели Римского государства в V веке нашей эры.

Художественное наследие Древней Греции и Древнего Рима – это архитектура, скульптура, живопись, декоративно-прикладное и ювелирное искусство, которое поражает богатством и многообразием и отражает эстетические представления, нравственные идеалы, характерные для античной цивилизации.

Впервые понятие «античное искусство» появилось в XV веке в Италии, а впоследствии этот термин прочно вошел и в европейскую культуру. В это время утверждалась новая культура эпохи Возражения. Ее становление происходило в борьбе с тысячелетней церковной традицией средневековья. Обращение к античности представителями эпохи Возрождения отнюдь не случайно. Весь этот период происходил огромный сдвиг в мировом искусстве. Можно с уверенностью сказать, что ни одна из последующих эпох не смогла сделать столь много для его развития, как это было во времена Ренессанса. Человек, ставший в центр этого искусства, научился по-новому понимать окружающий мир.

В V–IV вв. до н. э. греческая культура стала одной из самых развитых систем древнего мира. Исключительность ей придавало гармоничное сочетание таких элементов, как философия, литература и искусство, которые, дополняя друг друга, представляли единую сферу искусства. С течением времени, наряду с медленным угасанием классического периода в истории Древней Греции, набирало силу другое античное государство – Древний Рим. Римляне обладали уникальным свойством: они заимствовали все, что им нравилось и могло принести пользу. Таким образом, древнеримские мастера по большей части заимствовали достижения в области материальной культуры у древних греков.

Именно благодаря им, до нас дошли многие произведения искусства античного времени, которые стали фундаментом для развития европейской культуры в целом.

Начиная с эпохи Возрождения, ученые и мыслители начинают активно изучать все сферы деятельности античных граждан, но особый интерес для них оставляла культура, т. к. именно в ней гуманисты того времени искали обоснование своих взглядов. Античная культура представлялась им в первую очередь светской, а соответственно, противопоставлялась церковной идеологии феодальных порядков. В трудах античных философов, историков гуманисты находили образец гражданских отношений, которые, по их мнению, обеспечивали гармоничное развитие личности. В XV–XVII вв. появляется множество работ, посвященных Древней Греции и Риму: комментированные переводы «Илиады» и «Одиссеи», которые требовали специальных пособий – словарей, мифологии, генеалогии и т. д. Спрос рождает предложение, и появляется огромное количество такой литературы. Однако общей чертой всех работ этого периода можно отметить слепое восхваление и идеализацию античности при практически полнейшем отсутствии критического подхода .

В середине XVIII в. отношение к античности остается еще во многом восторженным, хотя на этом этапе хочется отметить такие работы, как «Историю искусства древности», немецкого ученого и тонкого знатока античного искусства И. Винкельмана, вышедшая в Германии в 1764 г., и «Историю Греции» англичанина У. Митфорда. Только в конце XVIII в. в изучении античности наметился перелом и связан он был с именем немецкого ученого Ф.А. Вольфа. В своем труде «Введение к Гомеру» положено начало критическому направлению в изучении античных литературных и исторических источников

Изучением Древнего Рима занимались много видных ученых: в Германии – Георг Бартольд Нибуш, профессор университетов в Берлине и Бонне; во Франции – М. Дюро де ла Малль. Из русских ученых наибольший вклад в изучение римской истории в первой половине XIX в. внесли профессора Московского университета: Т.Н. Грановский, С.В. Ешевский, Д.Л. Крюков.

Степень разработанности проблемы: творчество Пиранези и И.И. Винкельмана на протяжении столетий привлекало внимание множества исследователей.

Художественное изображение римской архитектуры — архитектурную графику Джованни Баттиста Пиранези — рассматривают многие исследователи: С. А. Торопов (1939), Л. А. Дьяков (1980), Н. И. Сорокина (2013), А. В. Ипполитов (2013). Эту тему раскрывают авторы вступительных статей каталогов выставок, организованных: Государственным Эрмитажем (1959, 2012), Государственным музеем истории Санкт-Петербурга (2008), Государственным музеем изобразительного искусства А. С. Пушкина (1972, 2015). Многочисленные альбомы гравюр, выпущенные немецким издательством TACHEN (2001, 2006, 2000), что свидетельствует о постоянстве интереса людей к его графическому наследию и искусству эстампа. Перечисленная группа авторов рассматривает графическое наследие Дж.-Б. Пиранези с искусствоведческой, эстетической точки зрения.

Авторы раскрывают исторические факты его биографии и разносторонне анализируют его графику как феномен искусства эстампа.

Вторая группа литературы – это работы, посвященные собственно искусству графики и ее анализу. Здесь исследователи обращают внимание организацию «картинного пространства»:

а) «плоскостная», где выделяется ее линейная геометрическая структура (исследователи С. М. Даниэль, В. М. Машков, О. И. Кузнецов);

б) «объемная», где исследуется геометрическая структура, объемно-пространственная пластика формы на плоскости (В. А. Мельников, Л. С. Нейфах);

в) «система связи частей в единое целое», выявляется принцип объединения двух слоев, структур картинного пространства, основа структурной связанности частей (например, при помощи геометрической структуры, «силовых полей» — Л. Ф. Жегин; осей и движения формы — В. А. Мельников; «структурных линий формата», активизирующих роль геометрического и композиционного центров, придающих индивидуальность типовой схеме структурных линий формата — Е. А. Черная).

Объект исследования: диалог об искусстве античности И.И. Винкельмана и Дж.-Б.Пиранези.

Предмет исследования: особенности творчества И.И. Винкельмана и Дж.-Б.Пиранези: диалог об искусстве античности.

Цель исследования: анализ творчества И.И. Винкельмана и Дж.-Б.Пиранези: диалог об искусстве античности.

Задачи:

1. Проанализировать искусство Древней Греции: истоки, развитие, периодизация.

2. Рассмотреть точку зрения И.И. Винкельмана о приоритете древнегреческого искусства над римским.

3. Проанализировать последователей Винкельмана (Ж.Д.Леруа «Руины наиболее прекрасных памятников Греции», 1758).

4. Проанализировать образ Древнего Рима в изобразительном творчестве Дж.Пиранези («Римские древности»,1756).

5. Проанализировать Дж. Б. Пиранези и его трактат «Суждение об архитектуре (Величие архитектуры римлян)» (1761).

6. Проанализировать полемику И.И. Винкельмана и Дж.-Б.Пиранези.

При написании работы использованы методы анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, дедукции и индукции.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Эстетическое воздействие античных памятников очень велико и по сей день. Их дальнейшее изучение является необходимым элементом развития современного искусствознания. Человеческая культура развивается по спирали, и можно с полной определенностью говорить о том, что на каждом ее этапе так или иначе проявилось влияние античности.

Понимание основных положений античной теории архитектуры способствует также правильному раскрытию природы архитектурного образа и его роли в комплексе сложных проблем архитектурного творчества, в котором практические задачи неразрывно связаны с задачами художественными. Формула Витрувия остается современной по сей день. В архитектуре все должно делать, учитывая прочность, пользу и красоту, неразрывная связь которых только и способна создать подлинно органичное и целостное архитектурное произведение, удовлетворяющее потребностям общества и способное служить его интересам. При соблюдении этих трех основных требований образуется гармоничная предметно-пространственная среда.

Раскрытие сущности античного художественного творчества и мастерства важно и для понимания античных традиций в искусстве и архитектуре позднейшего времени. Действительно, не выяснив сути античной традиции в области художественного мастерства, нельзя до конца осознать того, что определяет своеобразие той или иной стадии последующего развития искусства. Реконструкция античных теорий творчества и мастерства архитектора, в которых отражалась творческая мысль античных мастеров искусств, представляется делом полезным. Но от античного мира до нас почти не дошло сочинений по архитектуре.

Крушение античной цивилизации, сопровождавшееся уничтожением великого множества произведений античной культуры, привело к почти полному уничтожению прямых свидетельств об античных архитектурных теориях. Погибли все сочинения древнегреческих зодчих, в числе которых были книги великого строителя Парфенона — Иктина, Пифея, построившего Мавзолей в Галикарнассе, Херсифрона и Метагена, строивших знаменитый храм Дианы в Эфесе, и строителя афинского Арсенала — Филона. Только через Витрувия дошли до нас известия об этих утраченных книгах; лишь при помощи косвенных источников можем мы выяснить методы и приемы античных зодчих, равно как и их мировоззрение. Этими косвенными источниками являются известные нам произведения древнегреческой литературы, высказывания философов и историков, а также несколько научных и технических книг по геометрии («Начала» Эвклида), по механике и фортификации (книги «полиоркетиков»), написанные в эллинистическую эпоху, но отражавшие опыт периода расцвета греческого зодчества.

Больше всего ценных сведений дает нам сам Витрувий. По собственному утверждению Витрувия, его трактат об архитектуре является сводом учений древнегреческих и римских авторов, сочинения которых он использовал. Тем более велика для нас его ценность, и тем более заслуживает этот трактат самого внимательного исследования.

Подводя общий итог настоящей работе, хотелось бы отметить основные тезисные выводы поступательно структуре самой работы:

Впервые понятие «античное искусство» появилось в XV веке в Италии, во время утверждения культуры эпохи Возражения. Обращение к античности представителями данного периода отнюдь не случайно. В это время происходит утверждение величия человека. И античное искусство с его верой в красоту и ценность человека было оправданным.

К культуре Древней Греции и Древнего Рима также обращались в эпоху Просвещения. Два взгляда на античное искусство представлено в работах немецкого искусствоведа И.И. Винкельмана и итальянского археолога, архитектора Дж. Б. Пиранези.

Искусство Древней Греции оказало огромное влияние на развитие культуры и искусства всего мира. Оно положило начало множеству религиозных представлений о человеке, героях и богах.

Античная цивилизация в Греции складывалась в особых условиях и достигла наивысшего расцвета. Среди факторов, обусловивших такое развитие, можно назвать природные условия, рабство классического типа, полисное общественное устройство.

В заключение хочется сказать, что особого расцвета достигли все сферы жизни общества, в частности такие направления, как философия и культура в Греции в эпоху классического периода. Рим же являлся преемником греческих традиций.

Рассматриваемая отдельная область искусства – скульптура – получила ярко выраженное совершенство физической и нравственной красоты человека и гражданина.

Творения скульпторов античного периода стали образцом для подражания на многие века, считались классикой. Философия, в свою очередь, пронизывала практически все сферы жизни греков и римлян, оказывала влияние на искусство, в том числе и скульптуру. Философы создали новый язык культуры, открыли и объяснили смысл человеческого бытия, укротили стихийность мышления. Благодаря философии человек стал активным субъектом познания.

Римляне сумели удачно перенять и совместить со своими представлениями как этрусские, так и эллинистические основания. В результате они достигли небывалого мастерства в плане пере-дачи индивидуальных черт конкретного человека, что, в свою очередь, позволяет говорить об «ис-тории в лицах».

Античная культура представляла собой новый шаг в судьбах мировой цивилизации, она обогатила всемирный процесс культурного творчества многими плодотворными идеями, образами , шедеврами, которые вошли в художественную сокровищницу человечества, послужили исходным пунктом развития разных направлений культурной жизни многих последующих поколений. Развитие философии получило отражение в культуре, в частности, в скульптуре можно проследить философское осмысление мира.

Еще во второй половине XVIII в. появилась первая публикация, посвященная искусству древности. Вопросами искусства Греции, а в частности скульптурных произведений начинает интересоваться И. И. Винкельман. В «Истории искусства древности» приписал «причины успехов и превосходства греческого искусства над искусством других народов» влиянию «отчасти климата, отчасти государственного устройства и управления, и вызванного ими склада мыслей, но, не менее того, и уважению греков к художникам и распространению и применению в их среде предметов искусства». К этой точке зрения позже приходят и другие ученые.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Концепция античности по И.И. Винкельману

1.1. Искусство Древней Греции: истоки, развитие, периодизация

Культура и искусство Древней Греции прошло ряд этапов в своём развитии. Каждый из них давал нечто новое, что приводило к всё более впечатляющим достижениям.

Искусство Древней Греции оказало огромное влияние на развитие культуры и искусства всего мира. Оно положило начало множеству религиозных представлений о человеке, героях и богах.

Архитектура была у греков первым и основным искусством, подчинявшим себе почти все остальные, а теория архитектуры была едва ли не первой из наук. Все остальные искусства, а также и науки были пронизаны единым архитектоническим миропониманием. Недаром даже «Этика» Аристотеля строилась на тех же основных принципах, что и теория архитектуры; недаром устанавливая положения своей философии, он постоянно поясняет их примерами из практики ваяния и зодчества.

Свидетельства древнегреческих мыслителей помогают нам воссоздать ту основу, на которой строились теории профессиональных теоретиков и мастеров зодчества. Они помогают нам также выяснить смысл многих забытых терминов Витрувия, сложившихся «в ремесленной среде» — среде ваятелей, зодчих и живописцев, и оттуда перешедших и в философские школы.

Извлекая свидетельства об античной теории архитектуры, мы, естественно, сталкиваемся и с различием мнений по основным вопросам этой теории, поэтому было необходимо изучить все дошедшие до нас источники и, сопоставив их, постараться выяснить, что же имело решающее значение для формирования античной теории архитектуры.

Помимо литературных источников, до нас дошла также огромная «каменная книга» — памятники античного зодчества. Изучение этих

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы