Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Игры с правилами как средство развития произвольности в старшем дошкольном возрасте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ В
СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. 5
1.1 Общая характеристика волевых процессов. 5
1.2 Особенности развития произвольности в период старшего
дошкольного возраста. 12
1.3 Игры с правилами как средством развития произвольности
старших дошкольников. 20
Выводы по главе 1. 33
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИГР С ПРАВИЛАМИ ПРИ РАЗВИТИИ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. 34
2.1 Организация исследования уровня развития произвольности у
старших дошкольников. 34
2.2 Содержание опытно-экспериментальной работы по развитию
уровня произвольности у старших дошкольников. 41
2.3. Анализ полученных результатов. 46
Выводы по главе 2. 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 57
Введение:
Актуальность исследования. В развитии современного общества важную
роль играют такие волевые качества людей, как – настойчивость уверенности в
себе, терпение, выдержка и др. В целом, любая жизненная проблема человека
решается при участии воли. Поэтому представляется весьма значимым формирование
активных волевых качеств у детей с раннего возраста.
Развитие определенной волевой направленности, выдвижение на первый план
группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к тому,
что, руководствуясь в своем поведении этими мотивами, ребенок сознательно
добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию окружающей
среды. Он постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам,
которые значительно удалены от цели действия.
Вместе с тем, несмотря на то, что в дошкольном возрасте появляются
волевые действия, сфера их применения и их место в поведении ребенка остаются
крайне ограниченными. Исследования показывают, что только старший дошкольник
способен к длительным волевым усилиям. Существенный вклад в изучение формирования и развития
волевых качеств внесли такие исследователи как С.Л. Рубинштейн, Е.П. Ильин,
Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.
Так же проблемами произвольности, ее
развития и исследованием волевых качеств личности занимались такие ученые, как
Н.Ф. Добрынин, В.К. Калинин, А.Ц. Пуни, П.А. Рудик и др.
Процесс становления волевого и произвольного поведения имеет единую
направленность, которая заключается в преодолении побудительной силы
ситуативных воздействий и стереотипных реакций и в становлении способности
самостоятельно определять свои действия и управлять ими. Формирование и
волевого, и произвольного действия идет по пути преодоления импульсивных
реакций и становления собственного, свободного и осознанного поведения. Воля является одной из важнейших
характеристик личностного развития. Именно поэтому как педагоги, так и родители
должны уделять значительное внимание формированию именно этого качества
личности.
Цель исследования заключается в изучении влияния игр с
правилами на развитие произвольности у детей старшего дошкольного возраста.
Поставленная
цель предполагает необходимость решения следующих задач исследования:
1. Рассмотреть
общую характеристику волевых процессов.
2. Изучить
особенности развития произвольности в период старшего дошкольного возраста.
3.
Охарактеризовать игры с правилами как средство развития произвольности старших
дошкольников.
4. Провести опытно-экспериментальную
работу по развитию уровня произвольности у старших дошкольников в процессе
организации игр с правилами.
Объект исследования: процесс развития произвольности в
старшем дошкольном возрасте.
Предмет исследования: игры с правилами как средство
развития произвольности старших дошкольников.
Гипотеза исследования: использование игр с правилами
позволяет повышать уровень развития произвольности у детей старшего дошкольного
возраста.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ
психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Эмпирическое исследование уровня
развития произвольности.
3. Количественный и качественный анализ
полученных данных.
Для изучения уровня развития
произвольности детей старшего дошкольного возраста были использованы следующие методики:
1. Тест самоконтроля и произвольности
2. Методика «Неразрешимая задача»,
авторами который являются Н.И. Александрова, Т.И. Шульга.
3. Методика «Дорисуй узор» (извлечение из
комплекса методик Семаго Н.Я., Семаго М.М. для оценки развития произвольности
детей).
Для обработки данных был использован метод
статистики – t-критерий
Стьюдента.
Структура работы обуславливается ее целью и задачами и
состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
В ходе работы было
организовано эмпирическое исследование на выявление особенностей
использования игр с правилами при развитии произвольности детей в старшем
дошкольном возрасте.
Исследование проводилось в
три этапа. На первом этапе были подобраны методики изучения особенностей
развития произвольности старших дошкольников и получены результаты первичного
исследования. Было выявлено, что в группе респондентов большинству детей свойственны
несформированные навыки контроля, самоконтроля, уровень произвольности низкий.
На втором этапе
исследования проводилась работа по развитию уровня произвольности при
использовании игр с правилами со старшими дошкольниками. Для этого была
разработана методика по использованию с детьми комплекса игр с правилами.
На третьем этапе проводилось повторное
исследование уровня развития произвольности после использования комплекса игр с
правилами. Тем самым мы смогли
проследить динамику развития произвольности и самоконтроля у старших
дошкольников. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности
проведенной работы с детьми. Статистические данные также подтверждают данное
положение
Фрагмент текста работы:
Начиная с дошкольного
возраста, ребенок сталкивается с необходимостью преодоления различных
трудностей, требующих подчинения своих действий поставленной перед ним цели [4].
Такое положение приводит
к тому, что ребенок постепенно начинает сознательно контролировать себя,
управлять своими внутренними и внешними действиями, своим поведением в целом.
Все это говорит о том, что в дошкольном возрасте начинает формироваться воля. Однако
следует понимать, что волевые действия дошкольников весьма специфичны, так как
они сосуществуют с непреднамеренными действиями, которые возникают под влиянием
ситуативных чувств и желаний ребенка [16].
Подготовкой для
изучения воли в дошкольном возрасте стали попытки поиска отечественными
психологами узких понятий, которые помогают обогащать сущность ее природы.
Такой подход помог бы отойти от чисто философского осмысления воли к пониманию
ее значимости на конкретных возрастных этапах психического развития и
становления личности.
В волевой
деятельности различают произвольные и непроизвольные действия. Действие — одна
из составляющих деятельности человека, побуждает его мотивом и сотрудничеством
с определенным обслуживанием. Целостное действие (по теории П.Я. Гальперина)
создается из трех частей: ориентировочной основы, процесса исполнения и
контроля. Действие структурной организации поведения, деятельности человека,
обеспечивает его взаимодействие с предметным миром. За психологическим строением
действия содержится цель, способ и условия его выполнения. С помощью цели
предварительно определяется тот результат, который достигается в конце
действия.
Произвольные
движения более сложные, чем непроизвольные, но, как указывали И.М. Сеченов и
И.П. Павлов, принципиальной разницы в их механизмах нет. Произвольные действия,
как и непроизвольные, имеют рефлекторный характер. Произвольные действия используются
условно-рефлекторными по отношению непроизвольным движениям. У маленьких детей все
движения непроизвольные, но в процессе обучения и воспитания детей постепенно
овладевают ими, учатся осознавать устройства своих движений и управляют ими.
Выготский Л.С.
рассматривал волевое поведение социальным как по содержанию, так и по
механизмам. Ведущую роль в социальной обусловленности воли он видел в речевом
общении ребенка со взрослым. Сначала взрослые с помощью слова регулируют
поведение ребенка, а постепенно ребенок сам начинает регулировать его. Слово
становится не только средством общения, но и средством организации своего
поведения.
И.П. Павлов
отмечал, что слова связаны со всеми внешними раздражителями, которые поступают в
кору больших полушарий головного мозга. Поэтому с помощью слова можно вызвать
все те действия, что и с помощью внешних раздражителей. Слово, заменяя
конкретные раздражители, играет ту же роль, что и раздражители первой
сигнальной системы, вызывая нужные движения и действия. Таким образом, волевые
движения и действия заложены на взаимодействии первой и второй сигнальных
систем.
С.Л. Рубинштейн
считал, что для выполнения волевого действия ребенок должен прежде всего
овладеть своим телом, произвольными действиями. Начало их развития заключается
в раскрытии ребенком связи своих импульсивных движений и с определенным
восприятием их результатов: рука случайно наталкивается на погремушку, а затем
специально тянется к ней. Возникает понимание, что появление волевого действия
возможно только на основе волевой деятельности.
Произвольность
как способность владеть собой, по Л.С. Выготскому, выступает психологическим
средством осуществления волевого поведения, механизмом, обусловливает
возникновение сознательного усилия, мобилизующего на преодоление препятствий. Также,
Л.С. Выготский, указывал, что волевое поведение имеет социальный аспект, а
источником развития детской воли являются взаимоотношения ребенка с окружающим
миром. Автор так же отмечал, что ведущая роль в социально обусловленности воли
отводится речевому общению ребенка со взрослыми.
Что касается
генетического плана, то исследователь предлагает рассматривать волю как стадию
овладения собственными процессами поведения. Так, изначально взрослые
посредством слова регулируют поведение ребенка, с течением времени, в процессе
усвоения практического содержания требований взрослых, ребенок начинает
самостоятельно регулировать свое поведения, что говорит о пути волевого
развития. Следует отметить, что после овладения речью, именно слово становится
для ребенка не только средством общения, но и выступает как средство
организации поведения [8].
Важно понимать, что воля является обобщенным понятием, содержащим в себе
множество разных психологических элементов. В первую очередь исследователи
отмечают такие качества личности как целеустремленность, решительность,
настойчивость, выдержка, самостоятельность, смелость, самообладание и т.п. При
этом элементами воли считаются так же критичность, исполнительность и
уверенность.