Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Дефектология

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему «Игровые технологии при решении задач как средство развития познавательной активности у младших школьников с задержкой психического развития на уроках математики»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7

1.1 Общая психолого-педагогическая характеристика младших школьников с задержкой психического развития 7

1.2 Познавательная активность и особенности ее формирования у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 13

1.3 Игровые технологии и их роль в процессе развития познавательной активности младших школьников с задержкой психического развития 19

2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 28

2.1 Организация опытно-экспериментальной работы по изучению уровня познавательной активности младших школьников с задержкой психического развития 28

2.2 Игровые технологии при решении задач как средство развития познавательной активности у младших школьников с задержкой психического развития на уроках математики 39

2.3 Оценка эффективности применения игровых технологий при решении задач как средства повышения познавательной активности младших школьников с задержкой психического развития 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56

  

Введение:

 


Актуальность темы. В течение последних лет наблюдается тревожная тенденция роста количества детей с разной степенью отклонений в состоянии психофизического здоровья, которые обусловлены различными факторами. При этом, весомую часть среди детей с отклонениями занимают дети с ЗПР — задержкой психического развития, которых на фоне общего ухудшения детского здоровья становится все больше. В данном контексте особое значение приобретает соответствующее совершенствование содержания коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития, целью которой является оказание помощи в успешной адаптации данной группы детей к условиям обучения, способствование их оздоровлению и полноценному развитию.

На современном этапе развития среди наиболее значимых задач, стоящих перед отечественной системой образования, особую актуальность приобретает проблема развития познавательной активности младших школьников с ЗПР. Залогом эффективности учебной деятельности и процесса обучения младших школьников с ЗПР является результативность познавательной деятельности, от которой зависит целенаправленность мыслительной активности, развитие интеллектуальной рефлексии и врожденных задатков учеников и др. При определенных условиях развитие детей младшего школьного возраста, нуждающихся в коррекции психофизического развития, может выровняться или приблизиться к уровню развития здоровых сверстников, и в рамках существующих образовательных систем можно управлять этим процессом. Вопрос применения игровых технологий при решении задач как средства развития познавательной активности у младших школьников с задержкой психического развития на уроках математики является одним из важнейших в системе начального обучения. Игра занимает важное место в образовательном процессе и общем развитии детей с ЗПР. В развивающей игре развиваются все психические процессы: мышление, внимание, память и др. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности.

Проблема задержки психического развития у детей младшего школьного возраста остро встала перед психолого-педагогической наукой уже давно. Изучением вопросов коррекции данного психофизического состояния занимались известные психологи и дефектологи: Н.А. Бастун, И.Д. Бех, В.И. Бондарь, Т.А. Власова, Т.Д. Ильяшенко, К.С. Лебединский, И.Ф. Марковская, Н.С. Певзнер, Н.В. Рождественская и др. Педагогические аспекты коррекции задержки психического развития детей младшего школьного возраста в контексте активизации познавательной активности нашли свое отражение в научных работах: С. Ю. Бородулиной, А.Д. Гонеева, Н. И. Лифинцевой, Н. В. Ялпаевой, В. А. Сластенина, И. Н. Агафоновой, И. В. Дубровиной, С. И. Ефимовой, Б. Г. Круглова, В. Г. Степанова, А. В. Фурмана и др.

В современной психолого-педагогической науке ряд актуальных исследований посвящены изучению проблемы использования игровых технологий как средства развития познавательной активности у младших школьников с задержкой психического развития: А.В. Иванова, А.Е. Кузнецовой, О.А. Новиковской, Н.Г. Павлова.

И.В. Хромова, М.С. Коган, О.В. Хухлаева, А. Ю. Капская, Т. Л. Мирончик Т.Ю. Андрущенко, Н.В. Карабекова, Т.В. Маркова и другие педагоги-методисты уделили внимание использованию развивающих игр для развития познавательной активности в педагогической и коррекционно-реабилитационной работе с детьми младшего школьного возраста, имеющими особые образовательные потребности. Математическим развивающим играм для младших школьников посвящены методические разработки: Т.К. Жикалкиной, Н.И. Касабуцкого, Н.А. Мурченко, Г.В. Степановой, М.Н. Султановой и др.

Теоретический анализ литературных источников свидетельствует о том, что на сегодня остается недостаточно разработанной проблема применения игровых технологий при решении задач как средства развития познавательной активности у младших школьников с задержкой психического развития на уроках математики.

Объектом исследования является процесс развития познавательной активности младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР).

Предметом исследования являются игровые технологии при решении задач как средство развития познавательной активности у младших школьников с задержкой психического развития на уроках математики

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность применения игровых технологий при решении задач как средства развития познавательной активности у младших школьников с задержкой психического развития на уроках математики.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме применения игровых технологий при решении задач как средства развития познавательной активности у младших школьников с задержкой психического развития на уроках математики.

2. Изучить теоретические аспекты развития познавательной активности у младших школьников с задержкой психического развития.

3. Подобрать диагностические методики по изучению познавательной активности у младших школьников с задержкой психического развития.

4. Выявить уровень развития познавательной активности у младших школьников с задержкой психического развития.

5. Разработать комплекс занятий с использованием игровых технологий при решении задач, направленный на развитие познавательной активности у младших школьников с задержкой психического развития.

6. Выявить эффективность применения игровых технологий при решении задач в развитии познавательной активности у младших школьников с задержкой психического развития.

Гипотеза исследования: если на уроках математики использовать игровые технологии при решении задач, то уровень развития познавательной активности у младших школьников с задержкой психического развития повысится.

Экспериментальная база исследования: в педагогическом эксперименте принимали участие учащиеся первых классов школы — интерната №2 г.Костанай, Костанайская область, Казахстан. в количестве 16 человек.

Методологической и теоретической основой исследования являются принципы психолого-педагогической науки по организации коррекционного обучения.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: теоретические и эмпирические научные исследования по вопросам психологического развития младших школьников; современные положения коррекционной педагогики и специальной психологии применительно к организации процесса развития познавательной активности учащихся младших классов с ЗПР посредством игровых технологий.

Методы исследования: для решения поставленных задач использовался комплекс взаимосвязанных методов научного исследования, в частности:

— теоретические: изучение, анализ и обобщение общей и специальной психолого-педагогической и методической литературы относительно особенностей и путей организации работы по развитию познавательной активности младших школьников с ЗПР;

— эмпирические: обобщение практического опыта, наблюдение, беседы, эксперимент (констатирующий и формирующий) с целью получения фактических данных относительно влияния игровых технологий при решении задач на уроках математики на развитие познавательной активности у учащихся младших классов с ЗПР;

— статистические: количественный анализ полученных экспериментальных данных.

Теоретическая значимость дипломной работы связана с тем, что в исследовании осуществлен анализ использования игровых технологий для развития познавательной активности у младших школьников с задержкой психического развития

Практическая значимость: результаты исследования, по развитию познавательной активности у младших школьников с задержкой психического развития могут быть использованы в работе специалистов системы коррекционно-развивающего обучения.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате исследования игровых технологий при решении задач как средства развития познавательной активности у младших школьников с задержкой психического развития на уроках математики нами были решены задачи, поставленные для реализации цели опытно-экспериментальной работы:

1. Проанализирована психолого-педагогическая и специальная литература по проблеме применения игровых технологий при решении задач как средства развития познавательной активности у младших школьников с задержкой психического развития на уроках математики и определено, что: игра является ведущей деятельностью детей и делает процесс познания доступным и увлекательным для школьников, а знания, полученные во время игры на уроках математики, более качественными и прочными. Кроме этого, интересные игровые формы и игровой материал способствуют повышению интереса к учебному предмету, сознательному усвоению учебного материала, стимулируют познавательную активность учащихся с ЗПР, воспитывают у них навыки самостоятельной работы, развивают умение рационально и творчески решать задачи, самостоятельно применять знания

2. Изучены теоретические аспекты развития познавательной активности у младших школьников с задержкой психического развития и выявлено, что для всех детей с ЗПР характерны более или менее выраженные нарушения умственной работоспособности, констатируется недостаточная познавательная активность, которая проявляется в различных видах учебной деятельности (в процессе решения задач, при поиске рациональных способов запоминания, в готовности к овладению новой информацией и др.).

3. Подобраны диагностические методики по изучению познавательной активности у младших школьников с задержкой психического развития и выявлен уровень развития познавательной активности у младших школьников с задержкой психического развития: в процессе диагностики на констатирующем этапе установлено, что детям с задержкой психического развития свойственна низкая познавательная активность и потребность, так как у них с опозданием формируются все познавательные процессы, что оказывает негативное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка.

4. Разработан и апробирован в экспериментальной группе комплекс занятий с использованием игровых технологий при решении задач, направленный на развитие познавательной активности у младших школьников с задержкой психического развития.

5. Выявлена эффективность применения игровых технологий при решении задач в развитии познавательной активности у младших школьников с задержкой психического развития: установлено, что в результате внедрения в учебный процесс при решении задач на уроках математики комплекса игр по развитию познавательной активности в экспериментальной группе детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития значительно улучшились показатели развития познавательной активности и познавательной потребности, о чем свидетельствуют результаты диагностики школьников на контрольном этапе. При этом, в контрольной группе положительных изменений не наблюдается.

Таким образом, нами была доказана эффективность применения игровых технологий при решении задач на уроках математики при работе с детьми с ЗПР как средства активизации познания и достижения умений и навыков, что обусловлено синтезом в рамках игровой деятельности и формирования познавательного интереса к изучению математики.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

1.1 Общая психолого-педагогическая характеристика младших школьников с задержкой психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) — это психолого-педагогическое определение для патологии, наиболее встречается в психофизическом развитии у детей младшего школьного возраста. Проблемой задержки психического развития в наше время занимается много специалистов: врачей, педагогов-дефектологов, психологов, социальных работников. При этом сложившиеся в научной мысли современные знания о задержке психического развития позволяют рассматривать ее как предельное состояние между нормой и патологией. Под термином «задержка психического развития» понимают синдромы временного отставания развития психики ребенка в целом или отдельных ее функций (сенсорных, моторных, речевых, эмоционально-волевых), замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма. В этиологии задержки психического развития играют роль конституционные факторы, хронические, соматические заболевания, органическая недостаточность нервной системы. В педагогическом словаре подается следующее определение термина «задержка психического развития (ЗПР)»: «… особый вид аномалий психического развития ребенка» [20, с.137]. Нужно отметить, что по сравнению с олигофренией, при которой наблюдается устойчивая недоразвитость психики, дети с ЗПР имеют парциальный недостаток развития высших психических функций, который является временным и излечивается в детском или подростковом возрасте.

М.Ш. Адшова определяет задержку психического развития (ЗПР) как «темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые могут быть преодолены при

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы