Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Игровая деятельность как средство социализации детей старшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1 Понятие «социализация» в трудах отечественных и зарубежных ученых 7
1.2 Сущность и особенности социализации в период дошкольного детства 17
1.3 Возможности игровой деятельности как средства позитивной социализации детей дошкольного возраста 28
Выводы по 1 главе 35
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 36
2.1 Организация и методика исследования уровня сформированности навыков социализации детей старшего дошкольного возраста 36
2.2 Содержание работы по оптимизации процесса социализации детей старшего дошкольного возраста средствами игры 48
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования 58
Выводы по 2 главе 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 71
ПРИЛОЖЕНИЕ А Беседа (модифированный вариант методики Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной) 78
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников (А.М.Щетинина, М.А.Никифорова) 79
ПРИЛОЖЕНИЕ В Шкальная оценка сформированности социальных форм поведения ребенка (по результатам наблюдения) (А.М. Щетинина, Л.В. Кирс) 81
ПРИЛОЖЕНИЕ Г КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ 83
ПРИЛОЖЕНИЕ Д ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ 91
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж КОНТРОЛЬНЫЙ ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ 96
Введение:
Происходящие изменения в условиях экономического и политического реформирования выдвигают новые требования к системе образования, важнейшей задачей которого является успешная социализация личности, а также существенно затрудняют процессы социализации детей дошкольного возраста, включения их в систему общественных отношений. В условиях современного динамично развивающегося социума особые требования предъявляются к личностным качествам человека, среди которых в первую очередь необходимо выделить способность быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям существования и деятельности, умения эффективно взаимодействовать с окружающими, и т.д. В связи с этим все большую актуальность приобретает проблема социализации подрастающего поколения.
Социализация – это процесс (а также и результат) присвоения индивидом системы социальных ценностей и социально адаптированных способов поведения, осуществляемый как в условиях целенаправленного воздействия социальных институтов, так и в условиях стихийного воздействия на личность различных жизненных обстоятельств. Это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным возрастным периодом для позитивной социализации, поскольку именно на данном этапе формируются и развиваются умения общаться, уважительно относиться к окружающим, осваивать социальные нормы и правила. Именно в период дошкольного возраста начинают формироваться системы отношений ребенка с миром и самим собой, устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. В процессе социализации детей на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта воспитательного процесса. В процессе социализации ребенок усваивает социальные нормы, способы использования социальных ролей, навыки общественного поведения, развивает качества коммуникации.
Основным компонентом социализации детей является развитие коммуникативных качеств личности. Коммуникативные качества не могут развиваться вне социального окружения ребенка, которым является его семья, ближайшее окружение, воспитатели, сверстники, и т.д. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических процессов, освоение культуры, общечеловеческого опыта, умения взаимодействовать с другими членами социума, познание не только других людей, но и самого себя. Формирование коммуникативных навыков и качеств детей дошкольного возраста в процессе социализации предполагает эффективную социальную адаптацию, а также способность в определенной мере противостоять обществу, жизненным ситуациям, которые мешают саморазвитию, самореализации, самоутверждению; иными словами, необходимо определенное равновесие между идентификацией с обществом и обособлением в нем. А коммуникация и коммуникативная среда выступают как одни из самых важных средств усвоения индивидуумом социального опыта.
Наличие большого числа научных и практических работ по проблеме социализации свидетельствует об ее актуальности, но в тоже время специфика социализации детей дошкольного возраста полностью не раскрыта. В связи с этим существует противоречие между необходимостью освоения детьми социального опыта и недостатком исследований проблемы социализации в период дошкольного возраста. Раскрытие противоречия обусловили выбор нами темы исследования.
Изучением закономерностей развития личности на разных этапах онтогенеза занимались Л.И. Божович, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин и др. Вопросы социализации как процессе присвоения социально адаптированных способов поведения рассматривались Г.М. Андреевой, М.И. Еникеевым, А.В. Мудриком, В.С. Мухиной, А.А. Радугиным, Э. Эриксоном и др. Вопросами изучения коммуникативных навыков, умений, качеств дошкольников со взрослыми и сверстниками занимались Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова и др.
Объект исследования: процесс социализации детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: игровая деятельность как средство социализации детей старшего дошкольного возраста.
Цель работы: выявление возможностей игровой деятельности как средства социализации детей старшего дошкольного возраста
Гипотеза исследования: процесс социализации детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если будут соблюдены психолого-педагогические условия в:
комплексном сочетании различных игр и игровых упражнений ;
расширении социального пространства детей в игровой деятельности.
В соответствии с поставленной целью будут решаться следующие задачи:
Задачи.
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме изучения проблемы социализации детей дошкольного возраста.
2. Раскрыть сущность и особенности социализации в период дошкольного детства.
3. Охарактеризовать возможности игровой деятельности как средства позитивной социализации детей.
4. В рамках эмпирического исследования описать эффективность содержания работы по оптимизации процесса социализации детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности и дать анализ полученным результатам.
Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы исследования:
теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы, синтез, обобщение педагогического опыта);
эмпирические (наблюдение, анкетирование, тестирование);
качественный и количественный анализ результатов исследования.
Методики исследования. В качестве методик для проведения диагностики были подобраны следующие: беседа (модифированный вариант методики Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной); карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей дошкольников (А.М. Щетинина, М.А.Никифорова); шкальная оценка сформированности социальных форм поведения ребенка (по результатам наблюдения) (А.М. Щетинина, Л.В. Кирс).
Практическая значимость исследования. Разработанный комплекс игровых мероприятий по развитию навыков социализации у детей старшего дошкольного возраста может служить основой для решения задач в практике дошкольного образования.
Структура исследования. ВКР содержит введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.
Заключение:
Проведенные исследования психолого-педагогической и методической литературы позволил подтвердить актуальность выбранной темы.
Обобщая современные достижения педагогической и психологической науки и практики, следует отметить, что в научных исследованиях дефиниция «социализация» имеет разный смысл. Социализация – это процесс присвоения индивидом системы социальных ценностей и социально адаптированных способов поведения. В качестве основных институтов социализации выступают семья, ближайшее окружение ребенка, образовательные учреждения, средства массовой информации, и др. Взаимодействие ребенка со значимым для него окружением относится к межличностному механизму социализации, обеспечивающему развитие социально значимых качеств личности и формирование социальной компетентности. Как ведущие компоненты социализации выступают взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Социальная потребность в общении предопределяет формирование общественных качеств личности, является предпосылкой для становления коллективных взаимоотношений.
Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических процессов, освоение культуры, общечеловеческого опыта, умения взаимодействовать с другими членами социума, познание не только других людей, но и самого себя. Коммуникация и коммуникативная среда выступают как одни из самых важных средств усвоения индивидуумом социального опыта. Только в ходе общения человек может усвоить какие-либо знания, умения и приобрести необходимые навыки. Без организации должной коммуникативной среды индивидуум не сможет приобрести навыки социальной адаптации.
Основу процесса социализации ребенка составляют деятельность, общение, игра, способствующие эмоциональному, психическому, волевому и личностному развития ребенка, посредством которых ребенок познает окружающий его мир, усваивает социальные роли и модели поведения. Оптимальное развитие детей происходит в условиях специально созданной деятельности. Игра является эффективным средством развития навыков социализации у детей, становление которых протекает успешно при условии обогащения содержания игр социальными взаимоотношениями (моделирующими жизнедеятельность взрослых), обучении детей ролевому поведению, применении методов руководства игрой. Благоприятными условиями для развития навыков социализации детей создаются благодаря воспроизведению в игре вербальных средств для обозначения предметов, действий и отношений, благодаря обмену высказываниями в процессе инициативного диалога, способствующего согласованию действий друг друга.
Для прояснения некоторых малоизученных аспектов рассматриваемой проблемы нами было предпринято эмпирическое исследование эффективности применения игровой деятельности как средства социализации детей старшего дошкольного возраста. В рамках проведения эмпирического исследования социального развития детей в условиях образовательной организации был предварительно осуществлен подбор методик, путем систематизации которых были определены критерии и показатели оценки сформированности навыков социализации дошкольников.
Несмотря на то, что преобладающее количество испытуемых по итогам констатирующего этапа показали достаточно развитые эмпатийные способности, проявление открытости, доброжелательности и инициативности в общении, готовность к принятию и следованию социальным нормам и правилам, однако наличие в выборке детей с низким уровнем развития коммуникативных способностей, низким уровнем знаний о социальных эмоциях, и отдельными выраженными отрицательными формами социального поведения предопределило необходимость проведения мероприятий по повышению результативности социального развития детей в условиях дошкольной организации.
В рамках формирующего этапа исследования был реализован комплекс мероприятий, направленных на развитие навыков социализации детей в условиях образовательной организации средствами игровой деятельности. Осуществлялся подбор игр с социально-ориентированным содержанием, способствующих освоению детьми норм и правил поведения в обществе, развитию навыков коммуникации посредством позитивного взаимодействия с социумом через социально-развивающее общение в процессе игры. Дети обучались правилам коллективного сотрудничества, усваивали формы культурного и социально приемлемого поведения благодаря включению в разные виды игровой деятельности (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и т.д.). Например, в сюжетно-ролевых играх отрабатывались разнообразные формы культурного поведения в быту, общении, общественных местах и культурно-массовых мероприятиях, дети обучались взаимодействию со сверстниками как субъектами взаимоотношений.
Каждая игра ориентирована на соблюдение социальных норм, воспитание в детях нравственно-волевых качеств, доброжелательности, эмпатии и сопереживания, сочувствия, внимательности, сострадания, дети учились оказывать помощь другим, договариваться, убеждать, взаимодействовать без конфликтов. Специально подобранные игры были направлены на проверку степени усвоения правил поведения в ситуации конфликта, дети отрабатывали навыки социально приемлемого поведения, осознавали деструктивный характер агрессивного и конфликтного поведения. В контексте формирования у детей навыков социализации дети учились оценивать поступки окружающих, развивали навыки коммуникации.
Контрольный этап представлен положительной динамикой детей по всем методикам. Проведенные мероприятия способствовали оптимизации развития положительных форм социального поведения у детей, что выражается в снижении конфликтности в поведении, развитии эмоциональной отзывчивости, способности к самостоятельному разрешению конфликтных ситуаций, развитии умений прийти на помощь, согласовывать действия с другими, подчинять собственные интересы интересам других детей, умений уступать другому. Все дети принимают и осознают общественно принятые нравственные и социальные нормы. У детей стали более сформированными нравственные ориентиры, выявлено лучшее осознание нравственных норм.
В совместных играх и групповых ситуациях создавались условия для развития детских взаимоотношений, развития взаимопонимания, взаимопомощи, согласованности действий. Коллективный характер содействовал развитию навыков позитивного взаимодействия и развитию чувства партнерства между дошкольниками. Дети учились согласовывать свои действия со сверстниками, учились эмоциональной отзывчивости, эмпатии, доброжелательности, учились конструктивному разрешению проблемных и конфликтных ситуаций; приобретали позитивный опыт сотрудничества пи совместном принятии решений, оказании взаимопомощи и поддержки партнерам по игре.
Полученные результаты доказывают гипотезу исследования.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие «социализация» в трудах отечественных и зарубежных ученых
В каждой научной дисциплине существуют понятия, которые располагают довольно широким общепринятым значением и, зачастую подвергаются критике за многозначность и неясность. К таким понятиям несомненно можно причислить термин «социализация».
Социализация – это процесс (а также и результат) присвоения индивидом системы социальных ценностей и социально адаптированных способов поведения, осуществляемый как в условиях целенаправленного воздействия социальных институтов, так и в условиях стихийного воздействия на личность различных жизненных обстоятельств [45].
Социализация – (от лат. socialis-общественный) – процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта [45].
Социализация – процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений происходит через решение следующих задач:
– развитие игровой деятельности детей;
– приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми(в том числе моральным);
– формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу [58].