Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Детская практическая психология в дошкольном образовании

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Игра как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………………….. 3

ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ
ИГРЫ……………………………………………………………………… 5

1.1. Творческие
способности детей дошкольного возраста………………………………………………….. 5

1.2 Особенности
игровой деятельности детей дошкольного возраста………………………………….. 9

1.3 Игры,
способствующие развитию творческих способностей детей дошкольного возраста в
условиях дошкольной образовательной организации………………………………………………………… 13

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ
ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………………………….. 19

2.1. Диагностика
творческих способностей детей дошкольного возраста…………………………… 19

2.2. Организация и
содержание работы по использованию игровой деятельности как средства развития
творческих способностей дошкольников………………………………………………………………………….. 22

2.3. Анализ
развития творческих способностей дошкольников посредством игры……………… 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………….. 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………… 35

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………….. 40

  

Введение:

 

ВВЕДЕНИЕ Актуальность
этого
исследования продиктована новыми требованиями к образованию, подготовке детей к
школе. Одним из таких требований является развитие творческих способностей у
детей дошкольного возраста.

В
современном обществе востребованы творческие личности, способные к производству
инноваций, к смелым неординарным решениям. Вырастить творческого человека –
непростое дело, и, по мнению ученых (Л.С.Выготского, Н.А. Ветлугиной, В.А.
Запорожца, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной и др.), формирование
творческой личности нужно начинать в раннем детстве. Действительно, практика
показывает: чем раньше человек начинает смотреть на мир по-своему, оригинально
мыслить, тем скорее у него развивается творческое видение окружающего. Задача
взрослого состоит в том, чтобы вовремя использовать природные задатки ребенка и
показать ему путь к творчеству.

В дошкольном возрасте развитие детей происходит через
игру. Игра, выступающая необходимым условием освоения множества умений и
качеств личности, обуславливает творческий процесс, являясь его эффективным
средством. Безусловно, творчество детей может носить «субъективный характер»,
вновь познанное или созданное будет новым лишь для ребенка, но это не снижает
важности самого процесса. Именно поэтому возможность развивать творчество есть
одно из основных требований к играм и игрушкам со стороны экспертов. В условиях
дошкольной образовательной организации детям необходимо получить возможность
проявлять инициативу, активность, самостоятельность, исследовательские и
творческие способности, что является значимым фактором академической и
социальной успешности в будущем.

Ведущая педагогическая задача в условиях
дошкольной образовательной организации – развивать в детях индивидуальность,
самостоятельность, нестандартное мышление, творчество, уверенность в себе,
несмотря на риски современной игровой культуры, среди которых и чрезмерное
упрощение игры и ее технологизация.

В данном исследовании рассматриваются
возможности игровой деятельности как средства 
развития творческого мышления, воображения, творческих способностей
детей дошкольного возраста.

Объект
исследования: развитие творческих способностей
дошкольников.

Предмет
исследования: игра как средство развития творческих
способностей детей дошкольного
возраста.

Цель
исследования: теоретическое и практическое обоснование
игры как средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного
возраста.

Для достижения поставленной цели были
поставлены следующие задачи:

— рассмотреть творческие способности детей дошкольного возраста;

— показать
особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста;

— изучить игры,
способствующие развитию творческих способностей детей дошкольного возраста в
условиях дошкольной образовательной организации;


организовать и провести опытно-экспериментальную работу по использованию
игровой деятельности как средства развития творческих способностей
дошкольников;


проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.

Методология
исследования. В ходе исследования мы опирались на работы
отечественных педагогов и психологов. Период
дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях традиционно
выделяется как этап, имеющий особое значение для будущего интенсивного развития
личности (JI.C. Выготский, JI.B. Занков, Д.И. Фельдштейн, П.Я. Гальперин, В.Т.
Кудрявцев, А.Б. Орлов). Поэтому, перед педагогической наукой стоит проблема
поиска путей, способствующих развитию индивидуальных возможностей каждого
ребенка (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, В.В. Сериков, B.C. Хазиев, В.В.
Анисимова, Е.В. Данильчук, М.В. Крулехт, Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В.
Солнцева и др.). Реализация индивидуальности происходит в процессе развития
особого вида деятельности – творчества (Я.А. Пономарев, А.Т. Шумилин, Б.Г.
Ананьев, C. Выготский, А.Р. Лурия, JI.C. Коршунова, Е.И. Николаева и др.).

Методы исследования:

— теоретические – изучение и анализ научной
и методической литературы;

— эмпирические – наблюдение, диагностические
методики (методика Г. А. Урунтаевой и Ю. Ф.
Афонькиной «Свободный рисунок», методика О.М. Дьяченко «Дорисовывание
фигур»), педагогический эксперимент.

База исследования: МДОУ детский сад №37 комбинированного вида г. Дрезна  Московской области. В исследовании приняло
участие 10 старших дошкольников, из них 6 мальчиков и 4 девочки в возрасте 5-6
лет.

Выпускная
квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
использованной литературы и приложений. В работе содержится 1 таблица, 6
диаграмм, 9 рисунков.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Формирование творческой личности – одна из
важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее
начинается уже в дошкольном возрасте. Художественно-творческие способности,
умения и навыки детей необходимо начинать развивать как можно раньше.

Творчество отражает внутренний мир человека, его
стремления, желания, переживания. В момент творчества субъект наиболее полно и
глубоко переживает себя как личность, осознает свою индивидуальность.

Творческие задатки у разных людей различные. Они
зависят от свойств нервной системы, ее «пластичности», эмоциональной
чувствительности, темперамента и во многом определяются наследственностью. И от
того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть
творческий потенциал взрослого человека.

Главные помощники в развитии творческой активности у
детей – педагоги и родители. Развивать творческую активность детей возможно
только в совместной деятельности педагога, родителя и ребенка.

В рамках данного исследования была
проведена практическая работа на базе МДОУ детский сад №37 комбинированного
вида г. Дрезна Московской области по развитию творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста.

На констатирующем этапе исследования была
проведена диагностика уровня развития способности создавать оригинальные
образы, которая показала, что большинство детей старшего дошкольного возраста
имеют средний и низкий уровень развития творческих способностей.

С целью развития творческих способностей
дошкольников нами была разработана и проведена серия творческих игр. Творческие
игры проводились как в групповой, так и в индивидуальной формах. Также в работу
были включены подвижные творческие игры и творческие игры с участием родителей.

На контрольном этапе исследования с целью
определения динамики развития творческих способностей у детей старшего
дошкольного возраста была проведена повторная диагностика. Сравнительные
результаты диагностики показали, что уровень развития творческих способностей
детей повысился.

Анализируя проделанную работу, мы считаем,
что использование в работе с дошкольниками различных видов творческих игр способствовало
формированию художественного вкуса, эстетического восприятия, развитию
творческих способностей детей.

Анализ детских работ позволил нам сделать
вывод: экспериментальная работа положительно повлияла на каждого ребёнка. Дети
проявляли активность и интерес к творческим играм, участие в них позволило
детям свободнее выражать свои эмоции, раскрывать свои творческие способности.
Таким образом, мы убедились, что предложенные творческие игры способствуют
развитию творческих способностей и активности детей.

Разработанные и
апробированные в условиях ДОО игры для развития творческих способностей могут
быть использованы в работе с детьми дошкольного возраста как в групповой, так и
в индивидуальной формах. Представленные игры направлены преимущественно на
развитие творческих способностей, воображения, коммуникации, однако могут быть
использованы для сплочения коллектива детей, побуждая их работать в команде,
развивая взаимопомощь, коммуникацию, побуждая слушать и слышать своих
товарищей, которые вместе действуют для единой цели. Опыт использования данных
игр позволяет утверждать, что они создают позитивный эмоциональный климат в
детской группе и приводят к более продуктивному

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ
ИГРЫ 1.1. Творческие
способности детей дошкольного возраста Формирование творческой личности – одна
из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение
ее начинается уже в дошкольном возрасте.

Требования к дошкольному
образованию, предъявляемые обществом и педагогической наукой, включают в себя
необходимость создания условий для воспитания творческой личности, умение
полноценно взаимодействовать с окружающей средой в соответствии с возрастными
особенностями и способностями. В концепции дошкольного образования важнейшей
задачей является формирование творческих способностей.

Исследователи доказали,
что на этом этапе детства устанавливаются ориентиры, по которым личность будет
развиваться в будущем.

Вопросам развития
творческих способностей у детей дошкольного возраста посвящены работы таких
педагогов и психологов, как В.И. Тютюнник, И.Л. Дзержинская, С.Т. Шацкий, Б.М.
Неменский, Л.В. Школяр, Дж. Гетцельс, Ф. Джексон и др.

Творческие способности –
это набор особенностей человека, благодаря которым можно нетипично мыслить и
рассуждать, создавать новые результативные действия. Представители
гуманистической психологии считают, что творческие способности присущи каждому
человеку. Эти способности возникают и развиваются в процессе деятельности.

Дошкольный возраст
рассматривается как самый благоприятный период для развития творческих
способностей личности. В это время во многих сферах развития дошкольника происходят
прогрессивные изменения, совершенствуются психические процессы, быстро
развиваются личностные качества, а на их основе – способности и интересы.

С.Л. Рубинштейн,
основоположник философской и психологической теории деятельности, считал, что
«способности – система обобщенных психических деятельностей, закрепленная в
индивиде. Способности от навыков отличаются тем, что являются результатами
закрепления не способов действия, а психических процессов (деятельностей), с
помощью которых деятельности и действия регулируются» [58, с. 241

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы