Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Игра как фактор развития познавательных процессов младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ИГРОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 5
1.1
Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста. 5
1.2
Психологические новообразования в младшем школьном возрасте. 13
1.3
Значение игровой деятельности при развитии познавательных процессов в младшем
школьном возрасте. 26
Выводы по
1 главе. 36
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 37
2.1
Констатирующий этап. 37
2.2
Формирующий этап. 45
2.3
Контрольный этап. 52
Выводы по
2 главе. 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 68
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 70
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение:
В условиях
современной реальности перед образовательными организациями как общего типа,
так и специального назначения стоит системная задача всестороннего развития
детей. При этом важным условием для реализации данной задачи является
формирование и совершенствование познавательных процессов и познавательной
активности детей младшего школьного возраста. Познавательная активность и
развитие познавательных процессов младшего школьника в общем понимании
неотделима от мира мыслей; там отражается логика мышления, его умение осмыслить
воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи.
Игра
представляет собой один из ведущих видов детской деятельности, является весьма
привлекательной для младших школьников. Источником для нее служат литературные
произведения, содержание которых дети воспроизводят, изображая их героев и
происходящие с ними разнообразные события. Основная сущность игровой
деятельности как вида деятельности в младшем школьном возрасте состоит в том,
что дети отражают в ней разнообразные стороны жизни, характеристики
взаимоотношений взрослых, конкретизируют собственные знания об окружающем мире.
Именно разнообразные по формату и содержанию игры
являются наиболее характерными занятиями детей младшего школьного возраста и
имеют существенное место в их жизни. Специфической чертой игры является то, что
ее создают сами дети, а их игровая деятельность имеет при этом ясно выраженный
самодеятельный и творческий характер. Постоянно, находясь в игровой среде,
школьники, коммуницируя друг с другом, вместе разрешают поставленные
познавательные задачи. И одним из средств формирования и развития познавательных
процессов и познавательной культуры у младших школьников является игра.
Таким образом, вышеуказанными положениями определяется
актуальность и практическая значимость настоящего исследования.
Проблема развития
познавательных процессов детей младшего школьного возраста — одна из важнейших
проблем современной педагогики. Она выступает как первостепенное условие
формирования у детей потребности в знаниях, овладения умениями интеллектуальной
деятельности, самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний.
Теоретико-методологическая основа и степень
изученности настоящей проблематики состоит в том, что в посвященных развитию
познавательной активности младших школьников в игровой деятельности
исследованиях Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, А. М. Леушиной, Л. А. Пеньевской,
М. М. Кониной, О. И. Соловьевой и других отмечается, что данное умение
развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем
систематического обучения на занятиях. Также в опубликованных научных трудах Е.
Ф. Лукиной, К. Н. Лещенко, М. М. Кониной, О. И. Соловьевой, Т. А. Марковой, В.
Н. Андросовой и других исследованы самые различные аспекты вопроса о роли игровой
деятельности как ведущем средстве развития познавательных процессов у младших школьников.
Заключение:
Проведенная программа игр по развитию познавательной
активности и познавательных процессов младших школьников убедительно
показывает, что прививать интерес к учебной и познавательной деятельности лучше
на игровом материале. Игровые приемы, занимательные игры и упражнения, игры —
эксперименты, увлекательные задания пронизывают абсолютно всю детскую
деятельность.
Вовлеченность в игровую деятельность, выполнение
соответствующих возрастному развитию творческих заданий, проектов, построенных
взрослым, доступных проблемных ситуаций, разрешение творческих задач позволяют
развивать познавательные способности ребенка. Все это помогает развитию общей
эвристической структуры личности ребенка, которая способствует самостоятельному
поиску и выделению ребенком в окружающей действительности незнакомого,
формулированию вопросов, проблемных ситуаций и задач.
Развивающее значение игры во многом зависит от
мастерства педагога, от знания им психологии детей разного возраста, учета их
возрастных и индивидуальных особенностей, от верного и корректного руководства
их взаимоотношениями. Основная цель воспитателя заключается в том, чтобы
сосредоточить внимание детей на целях, вызывающих общность чувств и действий,
которые способствуют установлению между детьми отношений, основанных на дружбе,
справедливости, взаимной ответственности.
Развитие
познавательных процессов имеет существенное значение во всем многоаспектном
процессе развития ребенка. Само обучение познавательной активности возможно
рассматривать и как цель, и как практическое средство овладения родным языком.
При этом
освоение различных сторон речи служит важнейшим условием формирования и
дальнейшего развития познавательной активности, и одновременно развитие
познавательной активности и познавательных процессов способствует
самостоятельному применению младших школьников отдельных слов и синтаксических
конструкций.
В настоящем
исследовании было осуществлено экспериментальное исследование по проблеме
практического изучения влияния игровой деятельности и дидактических игр на
развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста.
Настоящее
исследование проходило в три этапа. На констатирующем этапе была проведена
первичная диагностика уровня сформированности внимания в экспериментальной и
контрольной группе. Результаты констатирующего этапа обнаружили, что уровень
внимания у большинства школьников в двух группах довольно низок и требует
своего развития.
Фрагмент текста работы:
Проводя
теоретический анализ влияния игровой деятельности на развитие познавательных
процессов у младших школьников, представляется целесообразным прежде всего
рассмотреть характеристику данного возрастного периода с
психолого-педагогических позиций. Многие отечественные и зарубежные
исследователи в области возрастной психологии и педагогики младший школьный
возраст определяют вершиной детства. Подрастающий ребенок сохраняет еще в себе
много детских качеств, таких, например, как легкомыслие и наивность, но при
этом уже начинает утрачивать и детскую непосредственность в поведенческом
аспекте, у него формируется иная логика – логика системного мышления.
В
коммуникативном поведенческом аспекте младший школьник приобретает для себя не
только новые знания, умения и навыки, но и определенный социальный статус в
коллективе сверстников. У ребенка появляются все новые и новые друзья,
изменяются интересы и появляются новые, формируются моральные ценностные
установки и правила поведения в различных ситуациях, т.е. можно сказать, что с
приходом в школу у ребенка младшего школьного возраста изменяется практически
весь уклад его жизни и деятельности[1].
Заслуживает внимания тот факт, что в последнее время все больше и больше
растет тенденция к интегрированному и системному целостному рассмотрению
развития и формирования личности с позиций различных теорий и подходов, и здесь
намечается также интегративная комплексная концепция развития, которая
принимает во внимание все согласованное, системное формирование и
взаимозависимое преобразование всех тех сторон человеческой личности, акцент на
которые делался в русле различных подходов и теорий в психолого-педагогической
науке[2].
Поэтому в рамках рассмотрения психолого-педагогических особенностей детей
младшего школьного возраста интересна концепция зарубежного исследователя Э.
Эриксона. Данный исследователь в своих взглядах на развитие
личности придерживался так называемого эпигенетического подхода, который предполагает,
что есть место некоторой генетической предопределенности стадий, которые в
своем личностном развитии обязательно проходит каждый индивид от своего
рождения до конца жизни.
Наиболее
существенный вклад Э. Эриксона в теорию личностного развития заключается в
выделении и описании известных восьми жизненных кризисов, которые неизбежно
наступают у любого человека в процессе его формирования и развития в ходе
социализации[3]: Кризис доверия либо недоверия (в течение 1 года жизни).
Автономия в противопоставление сомнениям и стыду (около 2 лет).
Появление инициативности в противопоставление эмоции вины (примерно от 3 до 6 лет).
Трудолюбие в противопоставление комплексу неполноценности (от 7 до 12 лет).
Самоопределение личности в противовес так называемой индивидуальной серости и стандартному конформизму (от 12 до 18 лет).
Интимность и коммуникабельность в противопоставление личностной психологической отгороженности (в 20 лет).
Забота о воспитании нового подрастающего поколения в противоположность уходу в себя (30- 60 лет).
Удовлетворенность прожитой жизнью в противовес отчаянию (от 60 лет).
Следует отметить, что развитие личности в концепции Э. Эриксона
определяется как некоторая смена указанных выше этапов, на каждом из которых
наблюдается качественное преобразование внутреннего мира личности и
кардинальное изменение его отношений с другими людьми и окружающим миром в
целом. Сами личностные новообразования формируются совсем не спонтанно; их
проявление на некоторой стадии обусловлено всем процессом предшествующего до
этого развития личности. Новое в ней может сформироваться и утвердиться, лишь
когда в прошлом опыте уже были сформированы нужные для этого психологические и
поведенческие аспекты.
Стоит обратить внимание на то, что в рамках рассматриваемого возрастного
этапа младшего школьного возраста третья и четвертая стадии развития в целом
довольно похожи с представлениями Д.Б. Эльконина и других отечественных
психологов на периодизацию возрастного развития и формирования необходимых
практических качеств и компетенций для эффективной социализации[4].
В этой концепции акцентируется значение учебной и трудовой деятельности
для формирования и развития ребенка в эти годы. Отличие взглядов отечественных
ученых от позиций, на которых опирается Э. Эриксон, состоит только в том, что
он обращает внимание на развитие не операциональных и познавательных умений и
навыков, а качеств личности, которые являются связанными с определенными видами
человеческой деятельности.
Таким образом, концепция Э. Эриксона дает возможность представить себе
существенное значение периода детства, в частности, младшего школьного
возраста, во всем процессе личностного развития и формирования для процесса
эффективной социализации. Изменения в сознании у младших
школьников характеризуются появлением внутреннего плана действий, т.е. возможностью
свободно на практике оперировать разнообразными представлениями в уме, а не
только исключительно в наглядном плане.
Одни из важнейших изменений в
социальной ситуации развития личности ребенка младшего школьного возраста – это
дальнейшие перемены в его представлениях о себе и образе своего «Я», а также
окружающих его людях. Развитие и усложнение данных образований создает к семи
годам вполне благоприятные условия для развития рефлексии как способности
осознавать и отдавать себе отчет в собственных целях, полученных результатах,
методах их достижения, а также чувствах, переживаниях и побуждениях; для
морально-нравственного развития, и как раз для последнего младший школьный
возраст является вполне сенситивным.
Данный период во многом
предопределяет будущий моральный облик человека и одновременно очень
благоприятен для системного педагогического воздействия. В процессе
социализации и усвоении морально-нравственных норм формируются активное
отношение к событиям окружающей жизни, а также забота и сочувствие к другим
людям. Кроме этого, появляется тенденция преобладания общественно значимых
мотивов над личными мотивами индивида. [1] Волков Б.С,
Волкова НВ. Детская психология. — М., 2016. [2] Возрастная и
педагогическая психология: хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина. М., Академия,
2017. [3]Кон И.С. Ребенок и общество. М., 2017. [4] Эльконин Д.Б.
Психологические вопросы дошкольной игры. М.: Просвещение, 2016.