Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Художественно-эстетическое развитие обучающихся средствами татарского народного танца в школе искусств
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 6
1.1. Понятие художественно-эстетического развития в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности татарского народного танца в школе искусств 17
1.3. Художественно-эстетическое развитие средствами татарского народного танца 24
Выводы по первой главе 31
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ТАТАРСКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА В ШКОЛЕ ИСКУССТВ 33
2.1.Диагностирование художественно-эстетического развития обучающихся средствами татарского народного танца в школе искусств 33
2.2.Реализация опытно-экспериментальной работы и ее результаты 45
2.3. Методические рекомендации по совершенствованию процесса художественно-эстетического развития обучающихся средствами татарского народного танца в школе искусств 63
Выводы по второй главе 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
Введение:
Актуальность темы исследования. В современном мире приобретает особенную значимость гуманный подход к развитию детей. Развитие детей через художественно-творческую деятельность, через эстетическое восприятие окружающего мира закрывает детскую потребность в проявлении себя в художественной деятельности. Художественное развитие детей позволяет развиваться им эстетически. При этом важным направлением художественно-эстетического развития обучающихся можно считать народный танец, который ставит перед детьми задачи по вовлеченности и мотивации к занятиям.
Татарский народный танец является константой художественно-эстетического развития обучающихся, поскольку через него они познают категории прекрасного и преемственного. Воспитание на народной памяти – это прекрасный фундамент для личностного развития ребенка.
Педагогу, занимающемуся развитием художественно-эстетического развития, необходимо глубоко разбираться в проблеме целостности художественного танцевального произведения, что позволит постичь и ему, и ребенку очень глубокую природу искусства: через восприятие искусства формировать «чувство целостности», как один из высших критериев художественности. Целостность как «эстетическая реальность» в искусстве танца всегда выступает критерием конструктивного совершенства произведений танцевального искусства и компонентой эстетического развития.
Занятия татарским народным танцем в системе дополнительного образования – это возможность сполна реализовать личностный потенциал обучающихся за счет факультативного характера, отсутствия назидательных аспектов воспитания. Это мотивирует обучающихся на достижение личных целей и самостоятельное решение задач.
Теоретическая основа исследования. Вопросом актуального исследования занимались многие ученые. В области художественно-эстетического развития Н.А. Варкки считала, что творческо-эстетическое развитие обучающихся является приоритетным направлением развития личности в данном возрастном периоде; М.Ю. Андрюкова поднимала вопрос о значении художественно-эстетического воспитания в системе дополнительного образования детей. О.Б. Буксикова и С.С. Хорольская изучали эстетическое воспитание средствами хореографии в детской школе искусств. Видно, что данный вопрос в научном мире развивалась, однако проблема художественно-эстетического развития так и осталась нераскрытой.
Объект исследования: художественно-эстетическое развитие обучающихся.
Предмет исследования: художественно-эстетическое развитие обучающихся в процессе занятий татарским народным танцем.
Цель исследования: выявить особенности художественно-эстетического развития обучающихся в системе дополнительного образования (посредством народного татарского танца).
Исходя из поставленной цели необходимо определить круг исследовательских задач:
— рассмотреть понятие художественно-эстетического развития в психолого-педагогической литературе;
— изучить особенности татарского народного танца в школе искусств;
— проанализировать художественно-эстетическое развитие средствами татарского народного танца;
— провести диагностирование художественно-эстетического развития обучающихся средствами татарского народного танца в школе искусств;
— реализовать опытно-экспериментальную работу и представить ее результаты;
— разработать методические рекомендации по совершенствованию процесса художественно-эстетического развития обучающихся средствами татарского народного танца в школе искусств.
Методы исследования:
— теоретические (анализ, синтез научной литературы);
— практические (педагогическое наблюдение, анкетирование, методическое проектирование).
Гипотеза исследования состоит в том, что эффективным художественно-эстетическое развитие средствами татарского народного танца может быть при следующих условиях:
— применение компонентного подхода при реализации методической работы;
— развитие и обогащение внутреннего мира обучающихся через их восприятие.
Структура исследования. Введение, основная часть, состоящая из двух глав, выводы по главам, заключение, список литературы и источников, приложения.
Заключение:
В процессе решения первой задачи было выяснено, что художественно-эстетическое развитие личности является результатом освоения эстетического и художественного опыта человечества. Его целью является приобщение личности к изобразительному искусству, развитие детского творчества, формирование эстетического отношения к окружающему миру.
Решение второй задачи дало основание полагать о том, что характерные особенности татарского народного танца дают основание свидетельствовать о том, что раскрытие этнической культуры татар через танец – это особый сегмент художественно-эстетического развития и воспитания личности обучающихся. Школа искусств предоставляет возможности реализовывать весь выразительный, образный потенциал татарского народного танца.
В ходе решения третьей задачи было выяснено, что художественно-эстетическое развитие средствами татарского народного танца имеет несколько фундаментальных компонентов: развитие внимания (внимательное отношение к традициям народа), воображения (работа с сюжетной стороной танцевальных композиций), эмоциональности (чувственное восприятие образов), музыкальности (чувство ритма, плавность движений).
Решение четвертой задачи лежало в плоскости проведения констатирующего эксперимента. Результат опытно-экспериментальной констатирующей работы показал, что в хореографическом ансамбле «Горлявек» детской школы искусств в г. Набережные Челны преобладает средний уровень художественно-эстетического развития обучающихся. Через занятия татарским народным танцем они познают составляющие категории эстетики и художественного, однако результат этого процесса не является совершенным. При этом занятия являются традиционными, тогда как система дополнительного образования позволяет использовать более широкие возможности. Так, предложено провести работу не в ключе технического развития танцора, а в ключе внутреннего развития личности.
При решении пятой задачи был предложен комплекс мероприятий, ориентированный на повышения уровня компонентов в рамках художественно-эстетического развития. Проведя контрольный эксперимент, мы выяснили, что в хореографическом ансамбле «Горлявек» детской школы искусств в г. Набережные Челны зафиксирован высокий уровень художественно-эстетического развития обучающихся и средний уровень художественно-эстетической воспитанности с позитивной тенденцией к высокому уровню. Была подтверждена эффективность разработанного комплекса мероприятий, который на протяжении года позволял обучающимся формировать свой художественный вкус, приобретать теоретические знания, нарабатывать практический опыт, расширять свое эстетическое восприятие.
При решении шестой задачи были предложены методические рекомендации по художественно-эстетическому развитию посредством татарского народного танца в школе искусств. Сделан вывод о том, что очень важно соблюдать баланс развития компонентов художественно-эстетического воспитания детей, работая в разных направлениях: посещать концерты народного татарского танца, художественные и этнические выставки, устраивать мастер-классы, приглашать выдающихся балетмейстеров, изучать литературу, смотреть видеозаписи с концертов народных коллективов, изучать народные праздники и их обрядовую основу, соотнося все это с освоением татарской народной пластики, придумыванием новых аутентичных движений.
Таким образом, задачи исследования решены. Цель работы достигнута.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1.1. Понятие художественно-эстетического развития в психолого-педагогической литературе
В педагогике развитие – это процесс становления личности человека под воздействием различных областей деятельности; психический процесс осознанного, личностного, эмоционального достижения и осмысления произведения искусства. Ребенок по-своему понимает и интерпретирует художественные образы, обогащает их собственной базой знаний, соотносит со своим личным опытом – это и есть развитие.
Исследовательский интерес данного параграфа ориентирован на художественно-эстетическое развитие, которое, в свою очередь, включает два направления – художественное развитие и эстетическое развитие.
Художественное развитие – это формирование у воспитанников способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство, наслаждаться им, развитие потребностей в художественно-творческой деятельности и создании эстетических ценностей.
М.Б. Глотов подразумевает под художественным развитием изменения, которые происходят за период их обучения с его следующими показателями: художественными потребностями и интересами, способностями и навыками художественного развития и творчества, художественными знаниями, оценками и вкусами.
С позиции Б.М. Неменского художественное развитие – это достижения языка искусства, организация художественно-творческой деятельности и формирование эстетического отношения.
По мнению В.Н. Шацкой «художественное развитие представляет собой процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, с помощью чего происходит процесс формирования художественного вкуса и чувств, а также формируется любовь к искусству.
Эстетическое развитие – это эстетическое сознание и эстетическое поведение личности. Ключевым элементом эстетического сознания являются эстетические чувства: оценка, вкус, идеалы. Именно они позволяют эстетическому сознанию как форме общественного сознания реализоваться через художественно-эмоциональное познание действительности. Обозначает эстетическое развитие творчество и эстетические взгляды. Подобное развитие с помощью эстетически значимых предметов и явлений, как можно отметить, формирует гармоничную, целостную личность, используя при этом искусство.
С точки зрения Б.Т. Лихачева эстетическое развитие есть «способность личности вычленять из окружающего мира процессы, качества, свойства, которые способствуют пробуждению эстетических чувств». Только таким образом становится возможным полноценное освоение ребенком эстетических явлений, их содержания и форм. Это непосредственно требует от ребенка развитой способности различать форму, цвета композиции, различать тональность, оттенки и другие особенности эмоциональной и чувственной сферы.
По мнению В.Н. Шацкой эстетическое развитие представляет собой процесс формирования эстетического отношения детей к произведениям искусства.
Таким образом, эстетическое развитие представляет собой процесс формирования личности, которая способна как воспринимать, так и оценивать прекрасное, окружающее нас, создавать различные художественные ценности.
Данное определение применимо к зрелой личности. Но дети уже в дошкольном возрасте реагируют на прекрасное, которое их окружает, прислушиваются к музыке, поэзии, обращают внимание на предметы изобразительного искусства, природные явления. Также ребенок самостоятельно начинает рисовать, лепить, создавать творчество своими руками. Данные факты, как мы предполагаем, открыто говорят о необходимости применения приемов художественно-эстетического развития уже к детям дошкольного возраста, поскольку именно на этапе дошкольного возраста происходит формирование основ личности, ее эстетическое и художественное развитие, а в дальнейшем этот процесс продолжается и совершенствуется.
Художественно-эстетическое развитие выступает важнейшей частью процесса общего развития детей. В настоящее время оно обозначается как вопрос, который требует обсуждений. Так, всю свою жизнь, с самого детства, человек соприкасается с различными эстетическими и художественными явлениями, которые очень значимы с практической точки зрения. И в повседневности, и в области духовности, в коммуникационных процессах современного общества постоянно происходит столкновение с различными сторонами жизни, как продуктивными, так и деструктивными. И все это, безусловно, должно сопровождаться адекватным восприятием окружающей действительности.
Традиционно художественно-эстетическое развитие понимается как средство:
— развития творческого потенциала ребенка;
— развития образного, ассоциативного мышления;
— развитие самостоятельности и творческой активности.
Художественно-эстетическое развитие, по мнению Е.А. Незнамовой и ее соавторов, означает следующее:
— опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;
— опыт художественно-творческой деятельности.
Художественно-эстетическая развитие – процесс, развивающийся у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства.
Стоит обратить внимание, что данный вопрос в своих работах поднимали и другие исследователи, а также известные педагоги, среди которых необходимо выделить Д.А. Леонтьева, А.А. Мелик-Пашаева, Б.Т. Лихачева, Д.Н. Джола, В.Н. Шацкую и другие.
В современной педагогике сложились и достаточно разные теории и подходы к определению понятия, а также к выбору методов и средств художественно-эстетического развития. К примеру, исследователь Н.А. Варкки художественно-эстетическое развитие определяет как процесс направленный, целевой, ориентированный на формирование творческой активности и эстетики жизни.
Складывается созидательность художественно-эстетического развития, которая ориентирована на расширение способностей к воспроизводству, то есть, созданию предметов искусства непосредственно.
Коммуникация с эстетическими явлениями жизни на невербальном уровне влияет на развитие личности, несмотря на то, что этот процесс зачастую расценивается неверно (у детей – как игра; у подростков – как обучающий процесс).
Те факторы, которыми интерпретируется период младшей школы, являются критериями особенностей художественно-эстетического воспитания этого периода. В частности. Заметим, что младшие школьники наиболее часто:
— достаточно остро воспринимают информацию с эстетическим содержанием;
— могут эмоционально сопереживать, художественно-эстетическая деятельность для них не чужда;
— подвержены воздействию извне, оттуда же формируют музыкальные, визуальные и прочие вкусы;
— интересуются многими сферами, демонстрируя яркий познавательный интерес;
— развиты творчески, не только созидают, но и создают;
— отдельно проявляют интерес к танцу.
В трудах ученых Г.Г. Солодовой и Н.А. Климовой акцентируется внимание на трудности младшего школьного возраста в части художественно-эстетического воспитания. Причина тому – свойственные возрасту психофизиологические изменения.
И здесь происходит следующее: если на предыдущих этапах развития ребенок недостаточно развивался в плане эстетическом, то в обусловленный период отсутствие у него художественно-эстетического восприятия, качеств станет достаточно очевидным фактом, что будет выражаться во внешней невоспитанности. Как следствие – проявления инфантилизма, который является результатом отсутствия или недостаточности эстетически ориентированной коммуникации.
В свою очередь, проявление субъективных ориентаций и предпочтений является препятствием в процессе приобщения к художественно-эстетическим ценностям в мире и искусстве.
Огромную роль в этом также играет конформизм (желание не выделяться, быть таким, как остальные одноклассники). Так, в стремлении быть походим на других, находиться с ними «на одной волне», художественно-эстетические развитие как бы отводится на второстепенный план, поскольку оно априори рассматривается как индивидуальное свойство личности, его собственный путь развития, а не массовый процесс. К тому же, ведущее свойство младшего школьного возраста – это учебная деятельность, едва ли сменившая игровую, и целенаправленной художественно-эстетической ориентации нет, если ребенок не рос в соответствующей развивающей среде.
Вместе с тем, художественно-эстетические развитие является целенаправленным путем преодоления конформизма в школьном возрасте, на что было обращено внимание таких исследователей как Г.Г. Солодова и Н.А. Климова. Так, ученые видят в художественно-эстетическом развитии воспитание вкуса, суждений, оценок. В целом же в младшем школьном возрасте специфика развития такова, что обучающиеся становятся более самостоятельными, самобытными, переходят от детства к взрослости, поэтому их личностное раскрытие – это важный процесс. К тому же художественно-эстетическое воспитание решает многие проблемы восприятия, например, проникновение в суть художественного образа избавляет ребенка от ограниченных суждений, от обыденности и схематичности восприятия и сознания, формирует эстетический вкус, учит его жить с ориентиром на прекрасное, находится в гармонии с собой и миром.