Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Гуманитарные науки Литература

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Художественное своеобразие малой прозы Татьяны Никитичны Толстой.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. Мифологичность и сказочность рассказов Т.Н.Толстой. 9

1.1 Сказочность рассказов Т.Н.Толстой о детстве. 9

«На золотом крыльце сидели». 9

1.2 Особенности
пространственно- временной организации рассказов. 14

ГЛАВА 2. Сюжетно-композиционное своеобразие малой прозы Т.Н.Толстой. 20

2.1 Мифологичность рассказа «Факир». 20

2.2 Своеобразие построение «Чужие сны». 25

ГЛАВА 3. Принципы историзма в малой прозе Т.Н.Толстой. 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 43

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 45

  

Введение:

 

80-е годы в литературе были периодом
зарождения новой волны писателей. Эта литература была неоднородной, и авторов
часто объединяла только хронология появления их произведений и общее стремление
к поиску новых художественных норм. Если говорить о мировоззрении писателей, то
следует отметить, что многих авторов объединяло как отсутствие ложной
жизнерадостности, присущее типичным образцам социалистического реализма, так и
новое отношение к своим героям: беспристрастное и объективное. Литература
перестала быть дидактическим учебником жизни. Среди произведений «новой волны»
появились книги, которые стали называть «женской прозой». К женской прозе стали
относить произведения В. Токаревой, Л. Петрушевской, Г. Щербаковой, Т. Толстой
… Наш выбор пал на произведения Татьяны Толстой, так как ее творчество никак
нельзя назвать типичным явлением. женской прозы. Человек, выросший среди
известных писателей, внучка известного писателя Алексея Толстого, она по-новому
пишет о трагедии жизни, о стремлении современного человека к счастью. Как
правило, его героям не суждено найти золотой ключик, открывающий дверь в страну
процветания. Но почти все они сохраняют ребячливость, наивность, легковерность,
и этот внутренний инфантилизм мешает им создавать настоящую жизнь. Неслучайно
известные критики П. Вейль и А. Генис назвали мир ее произведений «городом в
табакерке». Сам выбор драматических жизненных коллизий, тонкое психологическое
развитие персонажей, неожиданные исходы, одинокие трагические герои, уникальный
по яркости, точности, иронии язык говорят о мудрости, лишенной иллюзий и
ложного оптимизма. Все это заставило нас заняться делами. При всех острых
ситуациях, суровости финала эти книги учат быть внимательными к окружающим нас
людям, несмотря на бытовые и социальные трудности, спешить творить добро. Проза
Толстого открыла новую страницу в русской прозе, которую впоследствии окрестили
«другой литературой» (Петрушевская, Каледин, Попов, Ерофеев). Толстая
стремилась демифологизировать действительность, высвободить человеческую фантазию
и воображение, вела полемику с воображаемым поклонением людям и
псевдодемократия. Антон Павлович Чехов однажды сказал: «Жизнь человека — это
сюжет для рассказа». Умение видеть необычное в обыденном помогает Татьяне
Толстой сделать свои произведения неповторимой страницей человеческой жизни. В
работе анализируются наиболее проблемные, на наш взгляд, рассказы, в которых
особенно остро представлен конфликт реальности и иллюзии, рассматриваются
особенности сюжета произведений, их художественные особенности, стиль. Изучив
текст рассказов, ознакомившись с критической литературой, в частности с
работами исследователей Булина, Вейля, Гениса, Золотоносова, Невзглядова и
других критиков, мы решили представить это исследование.

Настоящее исследование посвящено
изучению раннего творчества Татьяны Никитичны Толстой, одного из уникальных
писателей нового литературного поколения, сумевших отразить в своих
произведениях противоречивый характер русской действительности на рубеже XX —
XXI веков. Характерные для этого периода процессы глобализации и социальные
потрясения, изменяющееся геополитическое пространство оказали драматическое
влияние на характер эстетических преобразований в искусстве, привели к
существенным корректировкам в формировании концепции традиций в художественной
литературе и в разработке ее проблем, что, прежде всего, привело к явной утрате
реалистической парадигмы своего влияния, к переосмыслению преобладающих, а
также к рождению новых средств репрезентации, соответствующих
трансформирующейся картине мира.

Основная тема Т. Толстого, которое
сформировалось непосредственно на фоне самого значительного события конца ХХ
века — распада СССР, исследователи чаще всего определяют, как открытое
противостояние мечты и действительности, наиболее характерное для романтизма.
Однако писатель уходит от образа, романтизированного двойного мира, пытаясь
осмыслить окружающую действительность в полном единстве реального и
вымышленного, возвышенного и базового, подлинного и фантастического. В то же
время обращение к русскому фольклору, к культурным и литературно-мифологическим
образам и мотивам обусловлено стремлением Т.Н. Толстому выйти за
социально-исторические и пространственно-временные рамки, чтобы отразить
ценностные значения нравственных и национальных принципов. Читателя поражает не
столько содержание ее произведений, сколько сугубо индивидуальные
повествовательные приемы.

Сочетание разноплановых методов и
приемов в описаниях Т. Толстой связан с проявлением в ее прозе
постмодернистских тенденций [38; 40], а в текстах писателя традиции русского
критического реализма перемежаются с формами и принципами постмодернизма,
распространяющимися в русском искусстве, поэтому литературоведы начала XXI века
имеют все основания утверждать, что «художественный метод Т. Толстой – это
«золотая середина» между русским критическим реализмом и постмодернизмом, своего
рода эстетический синтез» [57], что представляет «творчество Т.Толстой наравне
с представителями направления современной русской литературы, заключающегося в
синтезе определенных черт реализма, модернизма и постмодернизма» [27].

Анализ ранних произведений
писательницы дает основание определить, что она допускает сочетание приемов
различных концепций искусства (таких как постромантизм и восточная проза,
необарокко, реализм, постмодернизм), а также установить специфику ее поэтики,
основанной на использовании как современных возможностей нарратологии, так и
элементов художественной литературы, иронии, абсурда, которые вместе составляют
особый идиостиль. В ее работах проявляются такие характерные для
постмодернистской эстетики доминанты, как интертекстуальность, обилие игровых
приемов, деконструкция, аллюзия, воспоминания, мозаицизм, пародийное
переосмысление историко-культурных литературно-художественных мотивов.

Сложено представление о том, что
творческая личность Т. Толстой — один из самых необычных в литературном
процессе той эпохи. Более двадцати лет она создает качественно новый тип
повествования, основанный на своеобразной конвергенции принципов и средств различных
литературных и художественных направлений, в первую очередь реализма и
постмодернизма, и требующий особых подходов к анализу и анализу. интерпретация
ее текстов. В современной литературной критике нет синтетических произведений,
в которых проявление и взаимодействие тенденций и приемов различных
художественных систем в произведениях одного автора, которые стали частью
концептуального культурного контекста времени и представляют собой целостное
сложное пространство смыслы, рассматриваются в сравнительном аспекте, что
подчеркивает актуальность исследования.

Степень проработанности темы. Уже первые произведения Т. Толстой привлекает к себе
пристальное внимание исследователей. Итак, Е.В. Невзглядова (1986) анализирует
ранние рассказы писателя;  М.Н.
Золотоносов (1987, 1988) исследует специфику литературной игры; П.Л. Вейль и
А.А. Генис (1990) исследуют авторские метафоры в произведениях Т. Толстой; А.
Немзер (1998) определяет стилистические особенности идиостиля автора; Т.Г.
Прохорова (1998) занимается проблемой пушкинских воспоминаний в творчестве писателя.

Аналитический обзор научной
литературы свидетельствует о недостаточном внимании литературоведов к
конвергенции в творчестве Т. Толстой. Хотя в исследовательских работах
освещаются отдельные вопросы поэтики текстов, однако тема ранних работ автора
как единого метатекста требует дальнейшего развития.

Актуальность
темы исследования связана, таким образом, с важностью и научной значимостью
изучения поэтики Т.Н. Толстого, их разнообразная дискурсивность и
амбивалентность проблем, которые часто остаются на периферии литературного
внимания. Выбор темы также мотивирован актуальностью постановки на материале
Т.Н. Толстого и литературная полемика вокруг них, направление художественных
поисков современной русской прозы.

Объект
исследования: Художественное своеобразие малой прозы.

Предмет
исследования: художественно-выразительные приемы организующие образный мир
произведений.

Цель работы
состоит в установлении специфики взаимодействия художественно-эстетических
систем как доминантной особенности поэтики ранней прозы Т.Н. Толстой.

Для достижения поставленной цели
решаются следующие задачи:

1. Рассмотреть
сказочность образов в произведениях Т.Н.Толстой

2. Рассмотреть
особенности пространственно – временной организации рассказов Т.Н.Толстой.

3. Рассмотреть
мифологичность рассказа «Факир»

4. Проследить
своеобразие построения рассказа «Чужие сны»

5. Рассмотреть
принципы историзма в малой прозе Т.Н.Толстой

Гипотеза: На
наш взгляд, принцип сочетания приемов различных литературно-художественных
систем проявляется в повествовательной структуре произведений Т.Н. Толстого,
который следует рассматривать как единый текст, как своеобразное смысловое и
стилистическое художественное единство.

Теоретическая и методологическая основа работы обусловлена комплексным подходом, сочетающим
приемы таких методов исследования, как сравнительно-сравнительный,
историко-типологический, лингвистико-стилистический, когнитивно-концептуальный,
интертекстуальный и др.

Поскольку в современной литературной
критике творчество Т. Толстой оценивается неоднозначно, сложность целостного
анализа ее текстов видится в том, что своеобразие их поэтики основано на
разнообразии сочетаний, прежде всего, художественных и визуальных средств
различных литературных приемов.

Научная новизна работы заключается в
систематическом изучении Т.Н. Толстого в эволюционном аспекте преемственности и
противопоставления реалистической и постмодернистской техники.

В ходе исследования было установлено,
что творческий метод автора основан на нетрадиционном и совершенно
специфическом взаимодействии различных философских и эстетических систем, в
первую очередь реализма и постмодернизма, что позволяет осмыслить и осветить
актуальные проблемы человеческого существования. в современном мире с
обращением, прежде всего, к нравственно-этическому сознанию личности.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что работа способствует
систематизации теоретических аспектов развития реализма и постмодернизма в
русской прозе конца ХХ — начала ХХI веков, установлению самобытности поэтики и
принципов. деканонизации жанров и взаимодействия реалистических течений русской
прозы и русского постмодернизма.

Практическая значимость полученных результатов заключается в том, что материалы и
выводы исследования могут быть использованы при создании учебников по истории
современной русской литературы, при написании монографий и научных работ по
творчеству Т.Н. Толстой, при составлении лекций по прозе на рубеже XX — XXI
веков, при разработке семинаров по направлениям «Литературоведение»,
«Филология», «Языкознание», «Стилистика» и проведении исследований по истории и
теории текст, по литературным и лингвокультурным проблемам.

Структура дипломной работы:  введение, три главы, заключения, списка
использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Функционально-семантическое поле
состоит из общего семантического признака; который в силу своей абстрактности и
многоуровневости может выражаться как грамматически и лексически, так и
фонетически и средствами. Значение слова более высокого уровня контраста
составляет элемент значения слова более низкого уровня.

В этом отношении Дж. Лайонс
справедливо определяет комбинаторную семантику как дважды структуралистский
метод, который одновременно определяет лингвистическое значение: 1) в терминах
межлексических структур (семантических полей), единицы которых являются
взаимосвязанными семами, и 2) в терминах интра-лексических структур.
-лексические, молекулярные структуры, единицы которых являются элементами
семени. Это двойное структурирование реализует интеграцию теории поля с теорией
компонентной семантики.

Итак, в проанализированных историях
представлена целая галерея людей, о которых можно сказать, что они мечтали всю
жизнь. По разнообразию социальной принадлежности представленных персонажей Т.
Толстую можно сравнить с ее великим предшественником и учителем — Чеховым;
мужчины, женщины, дети, врачи, бухгалтеры, музейщики, пенсионеры. Ее герои — не
маленькие, не мелкие, а обычные люди, никогда не выросшие морально. Для них
жизнь — это упорный кубик Рубика, который не хочет крутиться под энергичными
руками своего владельца. Но эта маленькая Вселенная живет по законам, которые
придумал автор для того, чтобы читатель яснее видел красоту жизни, ценил ее
каждое мгновение. Это прекрасное сердце маниловщины таит в себе опасность
отрыва от реальной жизни. Писатель показывает, что погоня за призрачным
счастьем настолько бессмысленна, что в снах постоянно сопровождается
«мечтательной дремотой, чудесными сновидениями наяву, розовыми и голубыми
туманами, далекий и манящий шум океана, надеждой на то, что караван верблюдов»
с поклажей появится «бархатный водопад».

Конечно, чтение произведений
писательницы требует большой литературной культуры, и поэтому ее произведения
нужно перечитывать по мере взросления, но уже сейчас они помогают новому
восприятию действительности, заставляют работать над собой, будучи прекрасным и
прекрасным человеком. беспощадная иллюстрация старого афоризма Гоголя о
славянах: «Мы ленивы и нелюбопытны».

Наша литература много лет
предупреждает общество об опасности застывшей мечтательности, которая на самом
деле не помогает, а мешает жизни. Поэтому, рассмотрев основные проблемы и
художественные особенности творчества Т. Толстого, необходимо сделать вывод:
перед нами один из самых необычных и самобытных прозаиков нашей эпохи. Ее
произведения необходимы сегодняшним читателям, и особенно нашему поколению,
которое вступает в жизнь в начале 21 века, века, требующего энергии, умения
найти свое место в мире и занять свое место в жизни, не унижая и не унижаясь.
Толстая, как строгий талантливый врач, предупреждает нас о негативных
последствиях прекрасных сновидений, мешающих творчеству и созиданию.

Беспощадное видение и понимание
абсурдности мира автором сочетается с верой в непреходящие ценности: любовь и
милосердие.

Татьяна Толстая демонстрирует в своих
рассказах неиссякаемое очарование и ценность «безумно глупой» жизни. В этом ей
помогает интертекст Пушкина. Слово и образ Пушкина становятся знаком,
гипертекстом всей русской культуры, через который можно до глубины понять суть
национального мировоззрения.

Хронотопы героев Татьяны Толстой
всегда связаны с их психологическим состоянием и имеют относительность.
Конкретное линейно-хронологическое время сочетается с циклической
художественной темпоральностью и имеет символический статус.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА
1. Мифологичность и сказочность рассказов Т.Н.Толстой

1.1
Сказочность рассказов Т.Н.Толстой о детстве

«На
золотом крыльце сидели»

Первый рассказ Татьяны Толстой
«Сидели на золотом крыльце …» был написан в 1983 году и затем опубликован в
журнале «Аврора». Повесть дала название первому сборнику писателя, изданному в
1987 году (в 1989 году — на английском языке) и включавшему тринадцать
рассказов. Рассказы, включенные в эту книгу, в основном затрагивают вечные и
традиционные темы литературы — проблемы добра и зла, проблемы жизни и смерти,
вопросы жизни человека, его пути в мире и т. д.  Однако, несмотря на философский характер
поставленных вопросов, в центре художественного мира произведений Т. Толстой
большая часть обычно детский герой. Тема детства, так или иначе
сформулированная в ранних рассказах, становится одной из центральных в
творчестве писателя в целом. В рассказах писателя, где дети не являются
главными героями, они играют определенную роль и влияют на систему
художественного образа, определяя ведущую идею рассказа. Например, детские
образы фрагментарно появляются в рассказах «Любимая» (внук Женечки и ее
ученики), «Факир» (дочь Гали), «Чистый лист» (больной ребенок) и др.

Рядом с ребенком-героем в системе
персонажей ранних рассказов Толстого стоят герои-старички («Милый Шура»,
«Любимый», дядя Паша в «Сидели на Золотом крыльце» и др.) И герои «чудики», «уродцы»(«
Соня»,« Факир», «Ночь», «Огонь и пыль»и др.), те, кто умеет жить «как ребенок» —
в своем внутреннем мире, не ощущая потока в реальном времени, умеющие мечтать и
верящие в воплощение фантазий и изобретений в реальность.

Т. Толстая в журналистике
неоднократно упоминала свое детство как один из самых ярких и ностальгических
периодов своей жизни [66].

Эссе-воспоминания Т.Толстой о ее
детстве, родителях и Ленинграде, опубликованные в последние годы, воссоздают
картины ее собственной жизни, в которых легко угадываются художественные образы
и сюжеты ранних рассказов. Т.Н.Толстая стремится передать в рассказах личный
опыт, переживания, переживания детства, создать «гербарий минувших дней».

Сборник рассказов «На золотом крыльце
сидели» насквозь пронизан темой воспоминаний и объединен ею. В одних рассказах,
вошедших в сборник, в основе сюжета лежат детские воспоминания, в других они
становятся темой размышлений о прошлом: о детстве («Петерс», «Спи спокойно,
сынок»), о юности и любви. («Милая Шура») [65].

Кроме того, рассказы Толстого
изобилуют идейно значимыми деталями, предметами, связывающими прошлое и
настоящее, детство и взрослую жизнь: фотографиями («На золотом крыльце Сидели»,
«Соня», «Милый Шура» и др.), Живописной портреты («Петерс», «Милый Шура»),
буквы («Соня», «Милый Шура»), вещи мертвых (брошь Сони голубь, шапка с четырьмя
временами милого Шура и др.). Т. Толстая часто «доверяет» своим героям целые
отрывки из собственной биографии. Практически в каждом детском образе Толстого
проявляются ее автобиографические особенности. Ребенок в ранних рассказах
Т.Толстой воспринимается как своеобразное alter ego автора. Прототипами
художественных образов Т.Н.Толстой в рассказах о детях является не только сам
автор, но и люди, сыгравшие важную роль в жизни будущего писателя.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы