Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Художественная литература как средство развития диалогической речи в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ
ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
РЕЧИ 6
1.1 Характеристика понятия «диалогическая речь». 6
1.2 Особенности развития диалогической речи детей старшего
дошкольного возраста с ОНР III уровня 13
1.3 Логопедическая работа по коррекции диалогической речи у
детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием
художественной литературы.. 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
РЕЧИ III УРОВНЯ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ… 27
2.1 Диагностика уровня развития диалогической речи у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. 27
2.2 Комплекс мероприятий по развитию диалогической речи детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня с
использованием художественной литературы.. 34
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы.. 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ… 47
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………………53
Введение:
Актуальность темы. В структуре психических процессов речь занимает особое положение, она
состоит из многих компонентов и уровней. Одной из функций речи является
передача информации. Эту функцию реализует диалогическая речь. Играя ведущую
роль в формировании психики ребенка, речь регулирует поведение и является
основой мышления, а диалогическая речь позволяет передавать и получать
информацию.
Главной
задачей по развитию речи в дошкольных образовательных организациях является
формирование диалога, так как он занимает доминирующее положение на начальном
этапе речевого развития детей.
Без
специального и целенаправленного обучения дошкольники с общим недоразвитием
речи (далее – ОНР) не обладают необходимой речевой активностью, а довербальные
формы общения у них могут вообще не формироваться. По окончании дошкольного
периода дети данной категории с трудом осваивают средства речевого общения вне
зависимости от имеющегося словарного запаса и понимания обращенной речи. Это
связанно с тем, что у детей с ОНР наблюдается недостаточное развитие
потребностей социальной направленности. Все вышесказанное определяет
актуальность исследования.
Механизмы
развития диалогической речи детей дошкольного возраста и
психолого-педагогические особенности раскрывают в своих работах
Л.С. Выготский, Л.С. Волкова, Р.Е. Левина. В работах следующих ученых мы
можем увидеть методики развития диалогической речи дошкольников с ОНР – А.Н.
Гвоздев, Т.Б. Филичева, Л.Ф. Спирова и др.
Анализ
литературных источников по теме исследования позволил сделать выводы, что в
настоящее время особую актуальность приобретает поиск методов развития диалогической речи у детей
дошкольного возраста с ОНР.
Значительным потенциалом для развития диалогической
речи ребенка дошкольного возраста с ОНР обладает художественная литература. Еще
совсем недавно ценность книги и чтения в нашей стране была неоспорима. Высокий
престиж чтения в обществе, и особенно «серьезной» литературы, классики,
произведений в «толстых журналах», собирательство книг, создание своих домашних
библиотек – все это способствовало чтению и реально подкрепляло представления
россиян о себе как читающей стране.
Но сегодня ситуация
значительно изменились. Картина массового чтения, его престиж, читательские
пристрастия и привычки значительно изменились. В наш век научно-технического
прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и Интернет, дети потеряли
интерес к чтению.
Основным противоречием исследования, таким образом,
выступает, с одной стороны, большой нереализованный потенциал использования
художественной литературы в процессе развития диалогической речи в
логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня,
а, с другой стороны, большая востребованность научно-методических разработок по
этой теме. Поскольку работа с художественными средствами повышает у детей
интерес к занятиям, что благоприятно сказывается на работе логопеда, очень
важно применять данные методы на занятиях с детьми с ОНР III уровня.
Изложенные факты и противоречия определили выбор темы исследования:
«Художественная литература как средство развития диалогической речи в
логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня».
Цель исследования – изучение влияния художественной литературы на развитие диалогической
речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Объект исследования – развитие диалогической
речи у детей с ОНР.
Предмет исследования – художественная литература как средство развития диалогической
речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Гипотеза исследования: использование художественной литературы
Заключение:
Выпускная
квалификационная работа посвящена изучению художественной литературы как
средства развития диалогической речи в логопедической работе с детьми старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
В первой
главе были проанализированы литературные источники по проблеме исследования,
рассмотрены теоретические основы развития диалогической речи, подходы к
классификациям и исследованиям ОНР, выявлены психолого-педагогические
особенности дошкольников с ОНР. Было установлено, что диалогическая речь – это
вид речи, характеризующегося ситуативностью, контекстуальностью,
непроизвольностью и малой степенью организованности. ОНР – это дефект развития
речи, имеющий сложную природу и характеризуемый нарушением всей совокупности
элементов и сторон речевой деятельности. Использование
художественной литературы в логопедической работе со старшими дошкольниками с ОНР
III уровня положительно сказывается на развитии диалогической речи.
Во второй
главе исследования представлена опытно-экспериментальная работа по развитию
диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III
уровня средствами художественной литературы. Представлен комплекс мероприятий по развитию
диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с
использованием художественной литературы. В данной главе приводится описание констатирующего
этапа исследования, направленного на определение уровня сформированности
навыков диалогической речи у детей данной категории. Проанализированы
результаты констатирующего этапа исследования в качественном и количественном
плане. Определены направления и содержание коррекционной работы по формирования
умений диалогической речи у дошкольников с ОНР, проведен формирующий этап
исследования, и оценена его эффективность.
С целью
диагностики диалогической речи у испытуемых детей была использована методика
исследования диалогической речи Р.И. Лалаевой. На констатирующем этапе
исследования было установлено, что диалогическая речь у старших дошкольников с
ОНР III уровня находится, преимущественно, на уровне ниже среднего (при
использовании серии сюжетных картинок такой уровень показали 50% детей, а при
исследовании при помощи одной сюжетной картинки 60% детей). Средний уровень
развития диалогической речи смогли продемонстрировать 30% детей (при
использовании серии сюжетных картинок) и 20% детей (при использовании одной
сюжетной картинки). Низкий уровень изучаемой диалогической речи имели 20% детей
(при использовании серии сюжетных картинок) и 20% детей (при использовании
одной сюжетной картинки).
Формирующий
этап исследования представлял собой реализацию комплекса
мероприятий по развитию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста
с ОНР III уровня с использованием художественной литературы.
На
контрольном этапе исследования было установлено следующее. По итогам выполнения
исследования диалогической речи с опорой на серию сюжетных картинок было
выявлено: 20% детей с низким уровнем диалогической речи, 30% детей – с уровнем
ниже среднего, 20% детей – со средним уровнем, 30% детей – с уровнем выше
среднего. По итогам выполнения исследования диалогической речи с опорой на одну
сюжетную картинку было выявлено: 20% детей с низким уровнем диалогической речи,
30% детей – с уровнем ниже среднего, 30% детей – со средним уровнем, 20% детей
– с уровнем выше среднего. Выявленная положительная динамика носит позитивный
характер, что подтверждает эффективность использования разнообразных игр как
средства развития диалогической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Таким
образом, цель исследования достигнута, задачи выпускной квалификационной работы
решены. Проведенное исследование подтверждает правильность выдвинутой гипотезы
о том, что использование художественной литературы в
качестве средства логопедической работы повышает качество диалогической речи у
детей с ОНР III уровня.
В
заключение отметим, что выполненная работа имеет научные перспективы. В
частности, мы полагаем, что целесообразно произвести сравнительное изучение
эффективности разнообразных форм и средств развития диалогической речи в
логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Такое исследование позволит повысить эффективность логопедической работы с
детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Проведенная
логопедическая работа имеет также практическую значимость: разработанный
комплекс мероприятий, а также используемые в исследовании методы и приемы
работы с художественной литературой, могут существенно расширить арсенал
средств логопеда ДОО в работе по развитию диалогической речи у детей с ОНР III
уровня.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ
ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
РЕЧИ 1.1 Характеристика понятия «диалогическая речь» История формирования понимания сущностных
аспектов диалогической речи и изучение классических наработок исследователей –
важные моменты в современных исследованиях данного явления. Точка отсчёта в
научном исследовании диалога как вида речи восходит к высказыванию
отечественного учёного Л.В. Щербы[1],
(фамилия автора не должна сливаться с началом
квадратной скобки – это исправить по всему тексту) утверждавшего, что
монологическая речь – это искусственная языковая форма, а своё настоящее бытие
и сущность язык проявляет именно в диалоге, т. е. диалогической речи.
Выступая в качестве уникального языкового и
культурного явления, диалогизм привлекал к себе повышенное внимание учёного
сообщества. Изучением разных его аспектов занимались такие известные
учёные-гуманитарии, как М.М. Бахтин[2], Л.С. Выготский[3], Л.П. Якубинский[4] и другие. В
трудах указанных авторов диалог воспринимается как единица социального
взаимодействия и форма общения. Такой подход стал основным и определил
дальнейшие разработки обозначенной проблематики. Основными направлениями в
изучении диалога и диалогизма стали:
1. Во-первых, выявление соотношения
диалогической и монологической речи.
2. Во-вторых, определение исходных
логико-психологических и логико-грамматических задач в изучении диалога[5].
Диалог трактуется учёными-языковедами в узком
и широком понимании. Так, в узком смысле существует несколько трактовок
диалога. Все они при этом сводятся к учёту специфики и лингвистической сущности
диалогической речи в соотношении с иными понятиями и категориями концепции
речевой деятельности. В широком смысле диалог – это тип коммуникационного
взаимодействия и вид вещания, обладающий функциональным характером. Его
реализацией формируется текст особого типа. Основными характерными признаками
диалогической речи, выступают:
— персональная (личная) направленность;
— участие как минимум двух субъектов;
— ситуативный характер;
— понимание языка ведения диалога;
— смена ролей адресата и адресанта[6].
Н.В. Изотовой[7] предложена типология
существенных признаков диалога, включающая спонтанность, дискретность,
контактность позиции говорящего (локальную темпоральность), репликативность,
субъективность (наличие адресата и адресанта), онтологизм (понимание языка).
Также автором выделен ряд установок, определяющих диалогическую речь –
социокультурные, когнитивные, коммуникативные.
В научной литературе к числу ключевых свойств
диалога относятся: прагматический потенциал, демократизм, целеустремлённость,
антропоцентричность, непредсказуемость, неожиданность, потенциальная
экспрессивность.
Диалог – это сложное многоуровневое
взаимодействие между людьми, рассматриваемое некоторыми исследователями в
качестве специфичной модели общения двух и большего числа коммуникантов. В рамках такого взаимодействия собеседники
распознают прагматичные интенции других субъектов, вырабатывая те или иные
тактики реагирования на высказывания. Диалогической речи присущи сложные
внутренние отношения прагматического, коммуникативного, семантического и
структурного плана. Непрерывное естественное чередование реплик собеседников
формирует «круговорот речи», реализуемый двумя и большим числом коммуникантов.
Серьёзная характерная черта диалога – его двухсторонний характер («feedback»).
Этим предполагается, как минимум, два собеседника. Диалогическая речь при таких
условиях выступает в качестве доминирующей сферы реализации коммуникативной
функции языка, которая рассматривается одновременно с позиций и слушателя, и
говорящего.