Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Гражданство Российской Федерации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРАЖДАНСТВА КАК КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО.. 6
ИНСТИТУТА.. 6
1.1
Понятие и сущность гражданства. 6
1.3
История развития российского законодательства о гражданстве. 18
ГЛАВА
2. ПРИОБРЕТЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ
И ПРАКТИКИ.. 27
2.1
Основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации 27
2.2
Основания и порядок прекращения гражданства Российской Федерации 38
2.3
Некоторые проблемы приобретения и прекращения гражданства. 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 55
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 59
Введение:
Актуальность темы. Особое значение
имеет юридическая связь лица с государством. Только будучи гражданином
определенного государства, человек обладает полным спектром прав и свобод,
включая право участвовать в политической жизни государства, избирать и быть
избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, что
является определяющим фактором для государств, позиционирующих себя как
демократические. Таким образом, вопросы гражданства особенно важны и актуальны
для любого государства. В связи с постоянно развивающимися миграционными
процессами каждое демократическое государство заинтересовано в создании
качественной правовой базы, регулирующей различные аспекты гражданства. В
действующем законодательстве Российской Федерации отсутствует логическая и
последовательная система регулирования отношений в этой области, что
неоднократно подчеркивалось исследователями. Несмотря на регулярные изменения,
вносимые в российское законодательство о гражданстве, все еще существуют
недостатки в построении нормативной базы, что, несомненно, приводит к проблемам
в реализации норм, что препятствует достижению целей государственной политики и
оказывает негативное влияние на другие сферы жизни.
Как справедливо отметил А. В.
Головакин, на современном этапе развития России "…институт гражданства
призван обеспечить стабильность и сплоченность общества, укрепить российскую
государственность, сбалансировать интересы личности, общества и
государства"[1]. Поэтому изучение правовых
аспектов института гражданства, выявление существующих пробелов представляется
важным на современном этапе развития России.
Многие авторы рассматривали
различные теоретические и правовые аспекты института гражданства Российской
Федерации. Юридическая наука изучила понятие гражданства, его правовую
сущность, различные процессуальные особенности приобретения и прекращения
гражданства, обсудила существующие проблемы и недостатки действующего
законодательства, вопросы правового статуса граждан с множественным
гражданством. Свои работы посвятили изучению института гражданства следующие
юристы: А.Б. Аксенов, В.Л. Бабурина, Е.Я. Бархатова, А.В. Белов, М.В. Варлен,
О.В. Виноградов, Н.В. Витрук, Н.А. Дунайло, О.Н. Ворошилова, А.В. Головкин,
В.В. Витрук, Н.А. Дунайло, О.Н. Ворошилова. Н. Калинин, А. А. Калгина, А. А.
Непомнящая, Е. А. Никифорова, В. В. Поланский, А. М. Тесленко, И. С. Хомина, И.
А. Цинделиани, В. С. Шевцов.
Объектом настоящего исследования
является совокупность общественных отношений человека и государства,
составляющих конституционно-правовой институт гражданства Российской Федерации.
Предметом исследования является
совокупность правовых норм российского законодательства, регулирующих институт
гражданства, особенности приобретения и прекращения гражданства Российской
Федерации, а также нормы, определяющие правовой статус иностранных граждан, лиц
без гражданства и лиц с двойным гражданством в России. Также в качестве
предмета исследования следует назвать нормы международного права, регулирующие
отдельные аспекты института гражданства.
Целью работы является
теоретико-правовой анализ гражданства Российской Федерации.
В соответствии с обозначенной целью,
выделены следующие задачи:
— дать понятие гражданства
Российской Федерации и рассмотреть его основные принципы;
— раскрыть особенности отдельных исторических
этапов становления и развития законодательства, регулирующего институт
гражданства в Российской Федерации;
— перечислить основания приобретения
гражданства Российской Федерации;
— рассмотреть правовые основы
прекращения гражданства Российской Федерации;
— провести анализ законодательства
Российской Федерации, найти проблемы приобретения и прекращения гражданства.
Структура работы. Настоящая работа
состоит из введения; первой главы, включающей в себя два параграфа; второй
главы, включающей три параграфа; заключения и списка источников. [1] Головакин А.В. Гражданство РФ —
новый правовой статус. – М.: Лаборатория книги. 2017. С. 5—6.
Заключение:
Чаще всего понятие
"гражданство" рассматривается учеными в трех значениях: как
субъективное право, как правоотношение и как правовой институт. Рассмотрев
различные точки зрения авторов, делается вывод, что наиболее согласующимся с
реальной сущностью понятия "гражданство" является его рассмотрение
как особого правоотношения.
Государства устанавливают
определенные отношения со всеми лицами, находящимися на территории государства:
гражданами государства, иностранными гражданами, а также лицами без гражданства.
В то же время отношения, установленные с иностранцами и лицами без гражданства,
больше не обладают такими свойствами, как стабильность и преемственность,
которые присущи гражданству. Эти отношения существуют до тех пор, пока эти
категории лиц остаются на территории государства и прекращаются в момент их
выезда из страны. Правовые отношения между гражданином Российской Федерации и
государством носят универсальный характер, они сохраняются независимо от того,
находится ли данное лицо в его территориальных границах или нет. Кроме того,
это различие коренится не только в свойствах гражданства, но и в совокупности
тех прав, обязанностей и свобод, которые возникают между государством и
гражданином.
Основным нормативным правовым актом
в области правового регулирования приобретения и прекращения гражданства, а
также иных правоотношений, непосредственно связанных с гражданством, является
Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации". Данный
нормативный правовой акт закрепил официальное определение понятия "гражданство
Российской Федерации", обозначив его следующим образом: "устойчивая
правовая связь лица с Российской Федерацией, выраженная в совокупности его
взаимных прав и обязанностей".
Нормы Конституции и Федерального
закона "О гражданстве Российской Федерации" закрепили основные
принципы гражданства Российской Федерации. Эти принципы составляют основу,
основные принципы, лежащие в основе правового регулирования гражданских
отношений. К этим принципам относятся: принцип единого и равноправного гражданства;
принцип сохранения российского гражданства лицами, проживающими за пределами
Российской Федерации (или принцип экстерриториальности гражданства); принцип
запрета на лишение гражданства или права его изменения; принцип запрета на
выдворение из Российской Федерации или выдачу иностранному государству; принцип
защиты и охраны российских граждан за рубежом; принцип допустимости двойного
гражданства; принцип содействия приобретению российского гражданства лицами без
гражданства, проживающими за пределами Российской Федерации.
Законом предусмотрены следующие
основания приобретения гражданства Российской Федерации:
— приобретение гражданства по
рождению (статья 12 Федерального закона "О гражданстве");
— приобретение гражданства путем
приема в гражданство в общем и упрощенном порядке (статьи 13, 14)
— приобретение гражданства в
результате восстановления гражданства (статья 15);
— приобретение гражданства по иным
основаниям, предусмотренным федеральным законом (статьи 17, 24-27);
— приобретение гражданства по основаниям,
предусмотренным положениями международного договора Российской Федерации.
Федеральный закон "О
гражданстве Российской Федерации" отдельно регулирует порядок приобретения
гражданства по указанным основаниям.
Прекращение гражданства Российской
Федерации означает утрату лицом гражданства Российской Федерации. Утрата
статуса гражданина Российской Федерации может произойти одновременно с
приобретением или сохранением статуса иностранного гражданина или лица без
гражданства.
Основанием для прекращения гражданства
Российской Федерации является добровольный отказ от гражданства, смерть
гражданина или иные основания. Следовательно, правовым фактом, прекращающим
отношения гражданства лица, может быть как действие — подача гражданином
Российской Федерации заявления о выходе из гражданства, так и событие — смерть
гражданина.
Следует обратить
внимание на то, что гражданство может быть прекращено только по воле
гражданина. Государство не может быть инициатором прекращения гражданства лица,
поскольку в Конституции закреплен принцип, согласно которому гражданин
Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права его
изменить. Вышеизложенное подтверждает обоснованность выделения в определении
гражданства такой особенности, как устойчивость, которая отличает
правоотношения лица с государством от других отношений лица с государством.
Именно устойчивость гражданства выражает его сущность как универсального
правового отношения, не связанного границами государства гражданства.
Существенные аспекты
процедур приобретения и прекращения гражданства регулируются Указом Президента
Российской Федерации "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения
вопросов гражданства Российской Федерации".
Автор отдельно
рассматривает правовые проблемы приобретения и прекращения гражданства. На
основе рассмотренных изменений, внесенных в законодательство за последние 5
лет, установлено, что механизм правового регулирования вопросов гражданства
постоянно развивается и совершенствуется. Вместе с тем автор считает
необходимым принять отдельный федеральный закон, регулирующий правовой статус
граждан Российской Федерации, имеющих двойное (множественное)
гражданство". Этот закон определит рамки тех ограничений, которые, по
мнению государства, должны быть введены для российских граждан, имеющих
иностранное гражданство, как субъектов различных правоотношений (сфер
деятельности) на территории Российской Федерации с учетом заключенных
международных договоров по вопросам двойного гражданства. Такой федеральный
закон может послужить основой для нормативного регулирования статуса
бицитированных лиц в Российской Федерации.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ГРАЖДАНСТВА КАК КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА 1.1 Понятие и сущность
гражданства В конституционно-правовой науке
теоретические аспекты института гражданства, его концептуальный аппарат широко
обсуждаются, так как в принципе трудно представить себе изучение процедур
приобретения и прекращения гражданства без понимания наиболее значимых теоретических
аспектов института гражданства Российской Федерации. Работы, посвященные
изучению теоретических аспектов института гражданства, содержат множество
научных взглядов на понятие "гражданство", его правовую сущность и
др. Многие взгляды российских юристов не совпадают, что создает очевидные
трудности в создании единой концепции понимания гражданства. Чаще всего
категория "гражданство" рассматривается учеными в трех значениях: как
субъективное право, как правоотношение и как правовой институт.
Относительно понимания гражданства
как субъективного права человека существует несколько точек зрения. Для начала
укажем, что по сути является субъективным правом. По мнению С.Н. Братуса,
субъективное право следует рассматривать как меру возможного или допустимого
поведения человека. Такая точка зрения наиболее распространена в юридической
науке, многие авторы одинаково относятся к субъективному праву.[1] Так,
например, Александров Н.Г в своих работах отмечал, что субъективное право в
своей наиболее общей форме является мерой допустимого поведения.[2]
Однако субъективное право не вполне логично рассматривать как отдельную
категорию, его следует изучать по отношению к различным видам правоотношений, в
сочетании с другими значимыми понятиями, в частности, понимание субъективного
права следует рассматривать по отношению к субъектам тех или иных отношений.
Матузов Н. М. в отношении этого понятия рассматривает следующее: "это
право того или иного лица, которым оно обладает в силу объективного права и
которому соответствует чьему-либо обязательству".[3] Таким
образом, исходя из сложности понимания категории "субъективное
право", наука не выработала единого подхода к вопросу о наличии у человека
субъективных прав в отношении гражданства.
Например, некоторые авторы
утверждают, что гражданство должно признаваться в качестве субъективного права.
Эта позиция аргументируется следующим образом. Н.В. Витрук указывает на то, что
в обществе человек имеет определенный набор субъективных прав по отношению к
гражданству: право быть признанным гражданином конкретного государства, право
менять гражданство и др. В свою очередь
авторы, опровергающие эту точку зрения, аргументируют свою позицию тем, что
гражданство, будучи двусторонними отношениями между лицом и государством, носит
объективный характер, и только государство имеет суверенное право принимать
окончательное решение об установлении или прекращении соответствующих
отношений, соответственно, нелогично рассматривать гражданство в качестве
субъективного права. Аналогичную позицию высказал Б. С. Эбсеев, который
отметил, что гражданство нельзя признать субъективным правом, поскольку оно
чаще всего предоставляется независимо от явно выраженной воли и желания лица
или его законных представителей. [4]
Согласимся, что гражданство имеет,
прежде всего, объективный характер и возникает независимо от субъективного
волеизъявления лица, примером которого является такой способ приобретения
гражданства, как приобретение гражданства по рождению. Это наиболее
распространенный способ приобретения гражданства, но не единственный. Однако
российское законодательство устанавливает иные основания для приобретения
гражданства, требующие наличия воли лица. В частности, это необходимо в случае
приобретения гражданства путем регистрации, принятия и восстановления гражданства.
Субъективное право на гражданство возникает и в случае его прекращения.
И.Е. Фарбер, описывая гражданство
как особое субъективное право личности, отметил, что оно состоит, по крайней
мере, из четырех полномочий: [5]
1) каждый человек имеет право на
гражданство;
2) гражданство — это право лица на
защиту его прав государством;
3) гражданство — это право проживать
на территории своего государства;
4) гражданство — право на равенство
перед законом.
И одной из целей субъективного права
он видел "особую координацию человеческого поведения относительно
обладания человеком тем или иным (но всегда весьма определенным) общественным
благом", поскольку это является необходимым условием наделения человека
всеми правами, свободами и обязанностями, закрепленными в Конституции РФ[6].
Давая общую характеристику
полномочий, И.Е. Фарбер отмечает существенные различия между ними, которые
проявляются не только в их функциональном назначении, но и во временном
промежутке их реализации. И если реализация субъективного права на гражданство
носит сиюминутный, краткосрочный характер, заканчивающийся получением
документа, подтверждающего приобретение или прекращение гражданства, то
реализация других полномочий носит непрерывный характер и происходит на
протяжении всего существования правоотношений.
Рассмотрим категорию гражданства с
позиции авторов, которые считают, что гражданство — это правоотношения лица с
государством. В частности, В. Ю. Бойцов, анализируя содержание и механизм этого
правового явления, пришел к выводу, что гражданство — это не только сложное
правоотношение, но и включает в себя несколько слоев элементарных
правоотношений, которые содержат в себе целый комплекс взаимных прав и
обязанностей.
Рассматривая гражданство как субъективное право и гражданство как правовое
отношение, необходимо задать логический вопрос — может ли субъективное право о
гражданстве существовать вне правоотношений [1] Братус С. Н. Субъекты гражданского
права. — – М., 1950. [2] Александров Н.Г. Право и
законность в период развитого строительства коммунизма. — М., 2018. [3] Матузов Н.И. Субъективные права
граждан СССР. — Саратов, 1966. [4] Эбзеев Б.С. Конституционные основы
свободы личности в СССР. — – М., 1982. [5] Фарбер И.Е. Свобода и права
человека в советском государстве. — Саратов, 1974. [6] Фарбер И.Е. Свобода и права человека в советском
государстве. – Саратов, 1974. С. 28 – 34.