Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Графическое моделирование как прием обучения решению простых текстовых задач
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 4
Глава 1 Теоретические основы обучения решению простых
текстовых задач в начальной школе. 8
1.1 Проблема обучения решению задач младших школьников. …..8
1.2 Методы обучения решению простых текстовых задач. 15
1.3 Психолого-педагогические особенности формирования
действий моделирования у младших школьников. 20
Выводы по 1 главе. 25
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию умения
решать простые текстовые задачи посредством приёма графического моделирования. 26
2.1 Организация экспериментальной работы.. 26
2.2 Содержание формирующего этапа исследования. 37
2.3 Анализ экспериментальной работы.. 43
Выводы по 2 главе. 50
Заключение. 51
Список использованных источников. 54
Приложения 59
Введение:
Актуальность темы
исследования. В период социально-экономических
преобразований, происходящих в стране, необходимо создание таких условий
обучения и развития школьников, благодаря которым будет происходить воспитание
ответственной личности, которая способна на самообразование и
самосовершенствование, умеет использовать приобретенные знания и умения для
творческого решения проблем, способна мыслить критически. В то же время важным
сегодня является приобретение учеником набора определенных компетенций,
необходимых для жизни в обществе и быстроменяющемся мире. Текстовые
математические задачи есть не что иное, как модели жизненных ситуаций, звено
между разнообразными сюжетами реального мира и строгими формами математических
выражений и операций.
Текстовые математические
задачи выступают основой для распознавания проблемных ситуаций, возникающих в
окружающей среде, которые можно решить математическими средствами, сформулированными
математическим языком, используя математические знания и методы. Таким образом,
формируя общие способы и методы решения текстовых математических задач, мы учим
детей на основе математических знаний определенным образом действовать в
ситуациях, возникающих в повседневной жизни. Поэтому во ФГОС НОО отмечается необходимость
формировании у младших школьников умений решать задачи, раскрывающие смысл
арифметических действий и отношений, зависимости между величинами.
Поиски моделей обучения в
решении текстовых задачи, адекватных современным требованиям общества,
потребностям и интересам личности, составляют одну из актуальных проблем
методики обучения математики. При этом на первый план выдвигаются задачи
разработки теоретических основ методической системы обучения решению текстовых
задач в отношении таких категорий как цели, содержание, методы, организационные
формы и средства обучения.
Одним из средств обучения
младших школьников решению текстовых задач является использование на уроках
методов моделирования. В соответствии с ФГОС НОО знаково-символическое
моделирование входит в познавательные универсальные учебные действия и является
метапредметным результатом, которого должен достичь каждый выпускник начальной
школы. Использование моделирования в обучении младших школьников побуждает их к
анализу заданий, поиску плана решения, установлению связей, выполнению учебных
действий, что в целом активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Степень разработанности
темы.
Вопросы использования моделирования как метода научного познания довольно
широко освещены в философской литературе (К. Б. Батораев, Б. А. Глинский, Б. С.
Грязнов, Б. С. Дынин, К. Е. Морозов, А. И. Уемов, В. А. Штофф и др.). Анализ
работ перечисленных авторов позволяет сделать вывод, что моделирование как
метод научного познания в науке используется давно. Однако проблема использования
моделирования в обучении разрабатывается в психолого‐дидактических
исследованиях лишь в последние десятилетия. В работах Л. И. Айдаровой, В. В.
Давыдова, А. К. Марковой, Н. Г. Салминой, Л. M. Фридмана, A. A. Шибанова, Е. В.
Чудиновой, Д. Б. Эльконина и других авторов рассматриваются различные аспекты
проблемы использования моделей и моделирования в учебном процессе.
Проблема исследования:
при каких педагогических условиях использование моделирования будет
способствовать обучению младших школьников решению простых текстовых задач?
Цель исследования:
определить и экспериментально проверить педагогические условия использования
моделирования в обучении младших школьников решению простых текстовых задач.
Объект исследования
— процесс обучения младших школьников решению простых текстовых задач.
Предмет исследования
— педагогические условия обучения младших школьников решению простых текстовых
задач.
Гипотеза исследования.
Мы предположили, что использование моделирования будет способствовать обучению
младших школьников решению простых текстовых задач, если:
1) использовать различные
виды моделей на разных этапах работы над задачей;
2) применять задания на
формирование общих умений, необходимых для решения задач, с использованием
приемов графического моделирования;
3) модели будут
использоваться на разных этапах решения задач.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть
особенности обучения младших школьников решению простых текстовых задач.
2. Проанализировать
методы обучения решению простых текстовых задач.
3. Раскрыть роль
моделирования в обучении младших школьников решению задач.
4. Рассмотреть
особенности обучения младших школьников решению простых текстовых задач с
помощью приемов графического моделирования.
5. Проанализировать
результаты экспериментальной работы.
Теоретические основы
исследования:
1) труды, посвящённые
обучению математике в условиях реализации ФГОС НОО (С. М.Бондаренко, О. Л.
Голубева, Н. А. Иванова, Г. В. Качура, Е. В. Матвеева, С. С. Шевелева, С. С.
Щепеткова, М. А. Юсупова и др.);
2) исследования,
раскрывающие понятие и сущностные характеристики моделирования как
педагогической категории (З. Д. Гольдин, А. В. Горстко, Т. В. Матяж, А. С.
Обчинец, Г. А. Репина, Н. Г. Салмина и др.);
3) работы,
характеризующие применение моделирования в рамках курса математики для
начальной школы (З. И. Бажан, А. А. Вендина, А. И. Гавриш, Т. В. Егорова, О. Н.
Иванченко, А. С. Казакова, В. В. Кудряшова, С.
Заключение:
Актуальность темы
исследования. В период социально-экономических
преобразований, происходящих в стране, необходимо создание таких условий
обучения и развития школьников, благодаря которым будет происходить воспитание
ответственной личности, которая способна на самообразование и
самосовершенствование, умеет использовать приобретенные знания и умения для
творческого решения проблем, способна мыслить критически. В то же время важным
сегодня является приобретение учеником набора определенных компетенций,
необходимых для жизни в обществе и быстроменяющемся мире. Текстовые
математические задачи есть не что иное, как модели жизненных ситуаций, звено
между разнообразными сюжетами реального мира и строгими формами математических
выражений и операций.
Текстовые математические
задачи выступают основой для распознавания проблемных ситуаций, возникающих в
окружающей среде, которые можно решить математическими средствами, сформулированными
математическим языком, используя математические знания и методы. Таким образом,
формируя общие способы и методы решения текстовых математических задач, мы учим
детей на основе математических знаний определенным образом действовать в
ситуациях, возникающих в повседневной жизни. Поэтому во ФГОС НОО отмечается необходимость
формировании у младших школьников умений решать задачи, раскрывающие смысл
арифметических действий и отношений, зависимости между величинами.
Поиски моделей обучения в
решении текстовых задачи, адекватных современным требованиям общества,
потребностям и интересам личности, составляют одну из актуальных проблем
методики обучения математики. При этом на первый план выдвигаются задачи
разработки теоретических основ методической системы обучения решению текстовых
задач в отношении таких категорий как цели, содержание, методы, организационные
формы и средства обучения.
Одним из средств обучения
младших школьников решению текстовых задач является использование на уроках
методов моделирования. В соответствии с ФГОС НОО знаково-символическое
моделирование входит в познавательные универсальные учебные действия и является
метапредметным результатом, которого должен достичь каждый выпускник начальной
школы. Использование моделирования в обучении младших школьников побуждает их к
анализу заданий, поиску плана решения, установлению связей, выполнению учебных
действий, что в целом активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Степень разработанности
темы.
Вопросы использования моделирования как метода научного познания довольно
широко освещены в философской литературе (К. Б. Батораев, Б. А. Глинский, Б. С.
Грязнов, Б. С. Дынин, К. Е. Морозов, А. И. Уемов, В. А. Штофф и др.). Анализ
работ перечисленных авторов позволяет сделать вывод, что моделирование как
метод научного познания в науке используется давно. Однако проблема использования
моделирования в обучении разрабатывается в психолого‐дидактических
исследованиях лишь в последние десятилетия. В работах Л. И. Айдаровой, В. В.
Давыдова, А. К. Марковой, Н. Г. Салминой, Л. M. Фридмана, A. A. Шибанова, Е. В.
Чудиновой, Д. Б. Эльконина и других авторов рассматриваются различные аспекты
проблемы использования моделей и моделирования в учебном процессе.
Проблема исследования:
при каких педагогических условиях использование моделирования будет
способствовать обучению младших школьников решению простых текстовых задач?
Цель исследования:
определить и экспериментально проверить педагогические условия использования
моделирования в обучении младших школьников решению простых текстовых задач.
Объект исследования
— процесс обучения младших школьников решению простых текстовых задач.
Предмет исследования
— педагогические условия обучения младших школьников решению простых текстовых
задач.
Гипотеза исследования.
Мы предположили, что использование моделирования будет способствовать обучению
младших школьников решению простых текстовых задач, если:
1) использовать различные
виды моделей на разных этапах работы над задачей;
2) применять задания на
формирование общих умений, необходимых для решения задач, с использованием
приемов графического моделирования;
3) модели будут
использоваться на разных этапах решения задач.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть
особенности обучения младших школьников решению простых текстовых задач.
2. Проанализировать
методы обучения решению простых текстовых задач.
3. Раскрыть роль
моделирования в обучении младших школьников решению задач.
4. Рассмотреть
особенности обучения младших школьников решению простых текстовых задач с
помощью приемов графического моделирования.
5. Проанализировать
результаты экспериментальной работы.
Теоретические основы
исследования:
1) труды, посвящённые
обучению математике в условиях реализации ФГОС НОО (С. М.Бондаренко, О. Л.
Голубева, Н. А. Иванова, Г. В. Качура, Е. В. Матвеева, С. С. Шевелева, С. С.
Щепеткова, М. А. Юсупова и др.);
2) исследования,
раскрывающие понятие и сущностные характеристики моделирования как
педагогической категории (З. Д. Гольдин, А. В. Горстко, Т. В. Матяж, А. С.
Обчинец, Г. А. Репина, Н. Г. Салмина и др.);
3) работы,
характеризующие применение моделирования в рамках курса математики для
начальной школы (З. И. Бажан, А. А. Вендина, А. И. Гавриш, Т. В. Егорова, О. Н.
Иванченко, А. С. Казакова, В. В. Кудряшова, С.
Фрагмент текста работы:
Актуальность темы
исследования. В период социально-экономических
преобразований, происходящих в стране, необходимо создание таких условий
обучения и развития школьников, благодаря которым будет происходить воспитание
ответственной личности, которая способна на самообразование и
самосовершенствование, умеет использовать приобретенные знания и умения для
творческого решения проблем, способна мыслить критически. В то же время важным
сегодня является приобретение учеником набора определенных компетенций,
необходимых для жизни в обществе и быстроменяющемся мире. Текстовые
математические задачи есть не что иное, как модели жизненных ситуаций, звено
между разнообразными сюжетами реального мира и строгими формами математических
выражений и операций.
Текстовые математические
задачи выступают основой для распознавания проблемных ситуаций, возникающих в
окружающей среде, которые можно решить математическими средствами, сформулированными
математическим языком, используя математические знания и методы. Таким образом,
формируя общие способы и методы решения текстовых математических задач, мы учим
детей на основе математических знаний определенным образом действовать в
ситуациях, возникающих в повседневной жизни. Поэтому во ФГОС НОО отмечается необходимость
формировании у младших школьников умений решать задачи, раскрывающие смысл
арифметических действий и отношений, зависимости между величинами.
Поиски моделей обучения в
решении текстовых задачи, адекватных современным требованиям общества,
потребностям и интересам личности, составляют одну из актуальных проблем
методики обучения математики. При этом на первый план выдвигаются задачи
разработки теоретических основ методической системы обучения решению текстовых
задач в отношении таких категорий как цели, содержание, методы, организационные
формы и средства обучения.
Одним из средств обучения
младших школьников решению текстовых задач является использование на уроках
методов моделирования. В соответствии с ФГОС НОО знаково-символическое
моделирование входит в познавательные универсальные учебные действия и является
метапредметным результатом, которого должен достичь каждый выпускник начальной
школы. Использование моделирования в обучении младших школьников побуждает их к
анализу заданий, поиску плана решения, установлению связей, выполнению учебных
действий, что в целом активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Степень разработанности
темы.
Вопросы использования моделирования как метода научного познания довольно
широко освещены в философской литературе (К. Б. Батораев, Б. А. Глинский, Б. С.
Грязнов, Б. С. Дынин, К. Е. Морозов, А. И. Уемов, В. А. Штофф и др.). Анализ
работ перечисленных авторов позволяет сделать вывод, что моделирование как
метод научного познания в науке используется давно. Однако проблема использования
моделирования в обучении разрабатывается в психолого‐дидактических
исследованиях лишь в последние десятилетия. В работах Л. И. Айдаровой, В. В.
Давыдова, А. К. Марковой, Н. Г. Салминой, Л. M. Фридмана, A. A. Шибанова, Е. В.
Чудиновой, Д. Б. Эльконина и других авторов рассматриваются различные аспекты
проблемы использования моделей и моделирования в учебном процессе.
Проблема исследования:
при каких педагогических условиях использование моделирования будет
способствовать обучению младших школьников решению простых текстовых задач?
Цель исследования:
определить и экспериментально проверить педагогические условия использования
моделирования в обучении младших школьников решению простых текстовых задач.
Объект исследования
— процесс обучения младших школьников решению простых текстовых задач.
Предмет исследования
— педагогические условия обучения младших школьников решению простых текстовых
задач.
Гипотеза исследования.
Мы предположили, что использование моделирования будет способствовать обучению
младших школьников решению простых текстовых задач, если:
1) использовать различные
виды моделей на разных этапах работы над задачей;
2) применять задания на
формирование общих умений, необходимых для решения задач, с использованием
приемов графического моделирования;
3) модели будут
использоваться на разных этапах решения задач.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть
особенности обучения младших школьников решению простых текстовых задач.
2. Проанализировать
методы обучения решению простых текстовых задач.
3. Раскрыть роль
моделирования в обучении младших школьников решению задач.
4. Рассмотреть
особенности обучения младших школьников решению простых текстовых задач с
помощью приемов графического моделирования.
5. Проанализировать
результаты экспериментальной работы.
Теоретические основы
исследования:
1) труды, посвящённые
обучению математике в условиях реализации ФГОС НОО (С. М.Бондаренко, О. Л.
Голубева, Н. А. Иванова, Г. В. Качура, Е. В. Матвеева, С. С. Шевелева, С. С.
Щепеткова, М. А. Юсупова и др.);
2) исследования,
раскрывающие понятие и сущностные характеристики моделирования как
педагогической категории (З. Д. Гольдин, А. В. Горстко, Т. В. Матяж, А. С.
Обчинец, Г. А. Репина, Н. Г. Салмина и др.);
3) работы,
характеризующие применение моделирования в рамках курса математики для
начальной школы (З. И. Бажан, А. А. Вендина, А. И. Гавриш, Т. В. Егорова, О. Н.
Иванченко, А. С. Казакова, В. В. Кудряшова, С.