Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Графический диктант как средство развития пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возврата с функциональными расстройствами зрения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Теоретические
аспекты развития пространственной ориентировки у детей с функциональными
нарушениями зрения с использованием графических диктантов.. 7
1.1
Особенности пространственной ориентировки детей старшего дошкольного возраста с
функциональными расстройствами зрения .………8
1.2.
Использование графического диктанта как средства развития пространственной
ориентировки у детей старшего дошкольного возврата с функциональными
расстройствами зрения. 24
Выводы по 1 главе. 35
2. Исследование
влияния графического диктанта на развитие пространственной ориентировки у детей
старшего дошкольного возврата с функциональными расстройствами зрения.. 37
2.1. Первичное исследование пространственной ориентировки
у детей старшего дошкольного возраста с функциональными расстройствами зрения. 37
2.2. Развитие пространственной ориентировки у детей
старшего дошкольного возраста с функциональными расстройствами зрения с помощью
графического диктанта. 51
2.3. Оценка эффективности графического диктанта в развитии
пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с
функциональными расстройствами зрения. 70
Выводы по 2 главе. 76
Заключение. 80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 85
Приложение. 91
Введение:
Проблема
ориентировки в пространстве и формирования правильных пространственных
представлений и понятий является одной из актуальных в области психологии,
педагогики и методики, поскольку ориентировка в пространстве лежит в основе
познавательной деятельности человека. Ориентировка в
пространстве представляет собой сложную познавательную деятельность, в которой
участвуют такие психические функции, как восприятие, мышление, память.
Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного
восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий
(местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами).
Одним
из важнейших показателей целостного гармоничного развития ребенка является
уровень овладения пространственными представлениями, умение свободно
ориентироваться в пространстве и знание основных пространственных понятий.
Сформированные пространственные представления необходимы в различных видах
деятельности и формах активности детей, таких как двигательная деятельность,
игра, счет, письмо, рисование, конструирование, чтение и другие. Ориентирование
в пространстве охватывает все сферы взаимодействия ребенка с действительностью,
таким образом влияя на развитие самосознания, что, как известно, является
неотъемлемой частью социализации личности.
К
моменту поступления в школу, ребенок уж имеет сформированные пространственные
представления о
схеме тела, собственной позиции среди окружающих предметов, основных
направлениях пространства, отношениях между предметами.
Ориентировка
в пространстве – одна из актуальных и сложных проблем, входящих в сферу
социальной адаптации детей с нарушением зрения. Нарушение зрения, возникающее в
раннем возрасте, негативно влияет на процесс формирования пространственной
ориентации у детей. Поэтому работу над ориентировкой в пространстве нужно
начинать с ребенком как можно раньше, с дошкольного возраста.
Учеными
выяснен ряд вопросов относительно особенностей формирования пространственных
представлений у детей с нормой (Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов, А. Г. Литвак, Г. А.
Люблинская, А. Ф. Рыбалко, Т. А. Муссейибова, С. И. Шаблин, Ф. М. Шемякин, И.
С. Якиманская и др.).
Авторы указали на
то, что формирование пространственных представлений у детей данной категории
имеет сложную структуру, складывается поэтапно, проходя длительный и сложный
путь. В качестве основных методов они рекомендуют
наблюдения и объяснения расположения объектов относительно друг друга,
словесного и графического обозначения направлений и ориентации в пространстве,
упражнений, дидактических и подвижных игр. Однако, практики
использования графического диктанта, как средства развития пространственной
ориентировки детей с нарушением зрения до сих пор не проводилось.
Выбор
графического диктанта, как средства развития пространственной ориентировки
обусловлент тем, что он является не только занимательной формой занятия для
детей, но и выполняя графические диктанты, ребенок расширит кругозор, увеличит
словарный запас, научится ориентироваться в тетради, познакомится с разными
способами изображения предметов.
Итак, актуальность исследования определяется:
— важностью развития пространственных представлений
детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения,
— ограниченным количеством данных о развитии
пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста с нарушением
зрения.
Противоречие: между необходимостью и важностью развития
пространственной ориентировки детей с нарушением зрения и отсутвием практики
использования графического диактанат, как средства для ее развития.
Объектом исследования является пространственная
ориентировка детей старшего дошкольного возраста с
нарушением зрения.
Предмет исследования — особенности развития пространственной ориентировки
детей
старшего дошкольного возраста с нарушением зрения с
использованием графического диктанта.
Цель
работы – провести исследование
влияния графического диктанта на развитие пространственной ориентировки детей
дошкольного возраста с нарушением зрения.
Гипотеза исследования: считаем, что
графический диктант сможет скорректировать нарушения в пространственной
ориентировки детей с нарушением зрения.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
1. изучить психолого-педагогические
основы развития пространственной ориентации и формирования пространственных
представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения,
2. охарактеризовать графический
диктант, как средство развития пространственной ориантировки для детей старшего
дошкольного возраста с нарушением зрения,
3. провести исследование уровня
развития пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с
функциональными нарушениями зрения,
4. предложить работу по развитию
пространственной ориентировки с помощью графического диктанта,
5. путем повторного исследования
оценить уровень развития пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного
возраста с функциональными нарушениями зрения.
Методологическая основа исследования:
— современные знания об
оптико-пространственных представлениях детей базируются на фундаментальных
исследованиях Л.С. Выготского, П.К. Анохина, А.Л. Лурия, Л.С. Цветковой, Т.В.
Ахутиной и др., рассматривающих высшие психические функции как сложные системы,
имеющие многоуровневые иерархические строения;
— значения пространственных,
временных и предметных представлений отмечались и в работах Л.И. Солнцевой,
М.Н. Наумова, В.А. Кручинина, И.С. Моргулиса, Л.А. Семенова и др.;
— концептуальные положения о
пространственных представлениях старших дошкольников с нарушением зрения
представлены в работах В.П. Ермакова, Г.А. Якунин, Т.Н. Нагаева, Е.Н. Подколзиной;
— подходы по формированию
пространственных представлений старших дошкольников с нарушением зрения
рассматриваемые А..А. Павловой, О.И. Крушельницкой, А.Н. Третьяковой, Е.А.
Войтенковой, З.Н. Дунаевой, Е.Л. Малиовановой и др.
Методы исследования:
— анализ психолого-педагогической,
медицинской, методической литературы по проблеме исследования;
— изучение медико-педагогической
документации испытуемых;
— наблюдение за детьми в процессе
занятий;
— индивидуальный и групповой
психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий,
контрольный);
— методы качественной и количественной обработки данных.
Экспериментальная база: Детский сад №229
Заключение:
Теоретический
анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по обозначенной
проблеме позволил выяснить, что ориентировка в пространстве представляет собой
сложную познавательную деятельность, в которой участвуют такие психические
функции, как восприятие, мышление, память. Пространственная ориентировка
осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного
обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности,
пространственных отношений между предметами). Пространственные представления — это действия,
которые включают определение форм, количества и расположения объектов
относительно друг друга и их собственного тела относительно окружающих
объектов.
Проанализировав психолого-педагогическую
литературу по проблеме исследования, можно сделать вывод, что у детей старшего
дошкольного возраста нарушается умственное развитие, что проявляется в
недостаточной двигательной активности, трудностях в формировании двигательной
сферы. В свою очередь это приводит к тому, что у детей возникают трудности с
пространственной ориентацией. Дети воспринимают категории (особенно те, у
которых есть глубокие нарушения зрения) спонтанно, они не могут самостоятельно
овладеть навыками пространственной ориентации, и их также следует получать при
систематически сфокусированном обучении.
У детей с нарушениями зрения пространственные
представления и пространственная ориентация формируются с трудом. Это
объясняется тем, что для этого необходим такой вид деятельности, который
требует от всех участников психических процессов: ощущения, восприятия, памяти,
мышления и речи. Острые, тактильные, кинестетические, статические анализаторы и
обонятельные участвуют в пространственной ориентации. В дошкольные годы должны
проводиться специальные занятия, которые должны быть направлены на развитие
знаний о пространстве и ориентации в нем.
Дошкольники
характеризуются искаженным восприятием предметов и их расположения в
пространстве, обусловленным низкой остротой зрения и имеющимся в значительной
части детей нарушениями других зрительных функций (например, цветного зрения,
сужение поля зрения, характера зрения). В связи с этим необходимо развивать у
детей точность зрительного восприятия, научить их внимательно рассматривать
предметы, расположенные в осваиваемом пространстве, выделять с помощью
нарушенного зрения пространственные признаки предметов: форму, величину, объем,
а также расположение предметов относительно себя и других предметов.
Важным
направлением работы по развитию пространственной ориентировки детей является,
на наш взгляд, развитие навыков ориентирования в микропространстве. Благодаря
графическому диктанту у детей с нарушением зрения формируются элементарные
пространственные ориентации. Полученные детьми навыки работы с
способствуют развитию пространственного мышления, что значительно облегчает
зрительно-пространственную ориентировку. Пространственные представления
расширяются.
Таким
образом, анализ теоретических и научно-практических источников позволил выявить
следующие направления формирования навыков пространственного ориентирования:
ориентирование на себе, от себя, по предмету, по схеме, с помощью сохранившихся
анализаторов. Последнее направление выделено с учетом того, что для детей с
недостатками зрения особое значение
приобретают навыки пространственного ориентирования с опорой на сохраненные
анализаторы, в частности слух, обоняние, осязание. Выделенные направления нами
были положены в основу педагогического изучения имеющегося состояния
сформированности навыков пространственного ориентирования, которое происходило
по разработанной нами методике обследования.
В
экспериментальной части было проведено исследование влияния графического
диктанта на развитие пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного
возврата с функциональными расстройствами зрения.
Исследование
было проведено на базе МБДОУ 12 «Солнышко». В исследовании участвовали дети
старшего дошкольного возраста с функциональными нарушениями зрения (10 детей).
Исследование
было организовано в три этапа:
1
этап – на данном этапе проводилась систематизация и обобщение научной
литературы по теме исследования, определены особенности нарушений
пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста с
функциональными нарушениями зрения, подобрана система работы, способствующая
повышению уровня развития пространственной ориентировки у детей старшего
дошкольного возврата с функциональными расстройствами зрения.
2
этап – на данном этапе были подобраны диагностические методики исследования,
позволяющие выявить уровень развития пространственной ориентировки у детей
старшего дошкольного возврата с функциональными расстройствами зрения,
определялась выборка детей, проведено констатирующее исследование.
3
этап – на данном этапе происходила апробация использования графического
диктанта, проводилась работа с детьми. Проведен контрольный этап исследования.
Систематизированы, обобщены и подсчитаны полученные результаты исследования.
Сделаны выводы и разработаны практические рекомендации.
Исследование
проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный, согласно
параграфам второй главы.
Цель
констатирующего этапа – выявить первоначальный уровень развития
пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возврата с
функциональными расстройствами зрения.
При выполнении заданий, только 4 детей
получили средний уровень, то есть при их выполнении, были замечены неточности,
и была оказана помощь в виде наводящих вопросов. Остальные дети (6) получили
низкий уровень. Все задания были выполнены с грубыми ошибками.
Цель
формирующего этапа – создание и апробация системы работы с использованием
графического диктанта с целью развития пространственной ориентировки у детей
старшего дошкольного возврата с функциональными расстройствами зрения.
Работа
проводилась в виде занятий в игровой форме, постепенно сложность увеличивались
и усложнялись задания.
Оценивая
выполненное задание, воспитатель разъяснял причины неудачного выполнения и
указывает ребенку пути устранения ошибок при повторном выполнении. Это
способствовало повышению интереса к процессу ориентирования, более точному и
ясному восприятию маршрута движения.
На занятиях
по пространственному ориентированию особое внимание уделялось правильной
осанке, свободе и раскованности движений, их координации и точности.
Продолжительность и смысловое наполнение обучения ориентировке в пространстве,
последовательность и преемственность задач позволяли развивать у детей
двигательную память, формировать и закреплять положительные эмоции, воспитывать
волевые качества: целеустремленность, настойчивость и упорство в достижении
цели, смелость и решительность, выдержку и самообладание, инициативность и
самостоятельность.
Практика формирования
пространственного восприятия у детей старшего дошкольного возраста включает в
себя разнообразные игровые упражнения и дидактические игры.
Нами были тщательно
подобраны упражнения, постепенно усложняющихся по линейно-концентрическим
принципом. Все используемые педагогические приемы (вопросы, пояснения и
разъяснения воспитателя в сочетании с показом, словесные отчеты детей о выполнении
заданий на занятиях) направлены на различение, дифференциацию, осознание,
точное словесное обозначение детьми основных пространственных направлений в
разных практически действенных ситуациях.
При организации
непосредственно образовательной деятельности нами учитывались индивидуальные
особенности детей старшей группы. Во время прогулок использовалась
пространственная терминология, что способствовало активному использованию этих
слов в речи детьми.
Итак, содержание работы было
направлено на формирование пространственных представлений у детей старшего
дошкольного возраста.
1. Пространственные признаки
предметов (форма, величина).
2. Пространственные
отношения между предметами.
3. Направления в
пространстве.
В совокупности формирование
этих трех форм представлений пространства и ориентировки в нем предполагает
эффективное формирование пространственного восприятия в целом.
Цель
контрольного этапа – проследить динамику уровня развития пространственной
ориентировки у детей старшего дошкольного возврата с функциональными
расстройствами зрения.
При выполнении заданий, 3 детей получили
высокий уровень, то есть при их выполнении, не было ни одного замечания, все
задании были выполнены верно. Дети стали ориентироваться на собственном
теле, в пространстве относительно себя, других предметов, плоскости, определяли
пространственные отношения, понимали и выполняли словесные инструкции,
соотносили практические действия по схеме (учитывая ориентиры и направления
пути).
И у 7 детей – средний. У детей были замечены неточности,
и была оказана помощь в виде наводящих вопросов.
Таким образом, гипотеза исследования
доказана, действительно,
специально-разработанная система упражнений с использованием
графического диктанта сможет скорректировать нарушения в пространственной
ориентировки детей с нарушением зрения.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические аспекты развития пространственной ориентировки у
детей с функциональными нарушениями зрения с использованием графических диктантов 1.1. Особенности пространственной ориентировки детей старшего
дошкольного возраста с функциональными расстройствами зрения В основе формирования
пространственных представлений должно быть, прежде всего, накопление знаний о
предметах окружающего мира в их пространственных соотношениях.
Ориентировка в пространстве основывается на
непосредственном восприятии пространства и словесном обозначении
пространственных характеристик (месторасположения, удалённости,
пространственных взаимоотношений между объектами) [1].
Практическим выражением пространственных представлений
является пространственная ориентировка.
В. С. Сверлов даёт следующее определение пространственной
ориентировке: «Это способность человека в каждый момент времени безошибочно
представлять себе пространственное соотнесение находящихся вокруг объектов и
своё положение сравнительно любого из них» [39].
А. Г. Литвак определяет ориентацию в пространстве как
процесс установления человеком своего месторасположения посредством системы
отсчёта [18].
А. Р. Лурия выделил три направления своевременного и
полноценного развития ориентировки в пространстве:
— Развитие моторных функций, которые
дают возможность ребёнку рассматривать находящееся вокруг пространство и
перемещаться в нем.
— Формирование предметных действий
для постижения пространственных характеристик объектов и определения
пространственных отношений между ними.
— Овладение речевой системой для
вербального выражения пространственных характеристик объектов и отношений между
ними, придание обобщённости сложившимся представлениям [19].
Изучение психолого-педагогических
исследований показало то, что понятие «пространственные представления» содержит
следующие составляющие:
– представление о форме предметов и их
размерах; – способность различать предметы в пространстве;
– оценка расстояний, взаимного
размещения предметов.
Таким образом, под ориентировкой в пространстве понимают
умение разобраться в обстановке окружающего пространства. Уметь ориентироваться
в пространстве это значит уметь распознавать размер и форму этого пространства,
размер и форму предметов, его заполняющих, пространственное их расположение и
собственное положение относительно каждого из них.