Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Юриспруденция Трудовое право

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства РФ и иных нормативно правовых актов, содержащих нормы трудового права

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава
1. Историко-теоретические аспекты становления государственного надзора и
контроля за соблюдением трудового законодательства как способа защиты трудовых
прав. 6

1.1.
Становление и развитие государственного надзора и контроля за соблюдением
трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы
трудового права. 6

1.2.
Понятие и сущность государственного надзора и контроля за соблюдением трудового
законодательства. 16

Глава
2. Общая характеристика органов надзора и контроля за соблюдением трудового
законодательства Российской Федерации. 25

2.1.
Система и полномочия органов надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства. 25

2.2.
Порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением
трудового законодательства. 32

2.3.
Практика осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением
трудового законодательства. 48

Заключение. 55

Список
использованных источников. 61

  

Введение:

 

Актуальность темы. В современной России в связи с введением
рыночной экономики потребовалось создание нового по содержанию института
государственного контроля, концептуально отличного от того, который действовал
в советском государстве.

В зависимости
от особенностей разви­тия политической и экономической ситуа­ции в СССР, задач,
стоящих перед системой управления, правовое и организационное обеспечение
государственного контроля, который всегда оставался важным и силь­ным
политическим инструментом государ­ственного управления, претерпевало раз­личные
изменения.

Основной целью контроля и проверки исполнения в советский
период было, в первую очередь, воплощение в жизнь политики партии. Госконтроль
должен был способствовать неукоснительному и в установленный срок выполнению принятых
решений, достижению высоких конечных результатов, повышению уровня
организованности и ответственности всех должностных лиц. Важнейшей функцией
контроля признавалась превентивная, направленная на профилактику, предупреждение
нежелательных явлений в управленческой деятельности.

Необходимо обратить внимание на то, что в современной
юридической литературе вопросам осуществления государственного контроля как
особенного вида государственного управленческой деятельности уделяется не так
много внимания ввиду сложности изучаемого вопроса. В частности, трудности
теоретического осмысления особенности государственного контроля
контрольно-надзорной деятельности заключается в многообразии и сложности
правового регулирования форм, методов и способов осуществление данной контрольно-надзорной
деятельности, а также в многообразии сфер общественной жизни, в которых
осуществляется государственный контроль, а кроме того в силу специфики
правового статуса отдельных органов государственной власти, наделенных
полномочиями в сфере осуществления государственного контроля.

Проблема разделения контроля и надзора является не только
теоретической. Это тем более важно, поскольку оно напрямую влияет на сферу
полномочий органов надзора и контроля. Это различие может служить руководством
для законодателя, который разделяет эти концепции, но не дает им определений и
различий в компетенции.

Все это подчеркивает актуальность исследования института контроля
и надзора за соблюдением трудового законодательства в Российской Федерации.

Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в связи
с осуществлением государственного контроля и надзора за соблюдением трудового
законодательства РФ и иных нормативно правовых актов, содержащих нормы
трудового права.

Предмет работы – нормы законодательства, предусматривающие содержание
и порядок осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением трудового
законодательства, научная и учебная литература по вопросам, рассматриваемым в
настоящем исследовании.

Цель работы – исследовать особенности правового регулирования
и содержание государственного контроля и надзора за соблюдением трудового
законодательства РФ и иных нормативно правовых актов, содержащих нормы
трудового права.

Для достижения указанной цели перед работой были поставлены
следующие задачи:

1. Рассмотреть основные этапы становления и развития государственного
контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства РФ и иных
нормативно правовых актов, содержащих нормы трудового права.

2. Определить понятие и сущность государственного контроля и
надзора за соблюдением трудового законодательства РФ.

3. Изучить систему и полномочия органов надзора и контроля
за соблюдением трудового законодательства.

4. Исследовать порядок осуществления государственного надзора
и контроля за соблюдением трудового законодательства.

5. Проанализировать практику осуществления государственного
надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства.

Методологическая
основа работы – общенаучные методы исследования, а также специальные, такие
как: метод комплексного юридического анализа, системный метод,
формально-юридический, сравнительно-правовой и др.

Структурно настоящая работа состоит из введения, двух глав,
объединяющих пять параграфов, заключения и библиографического списка.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате проведенного исследования были сделаны
следующие основные выводы.

Понятие «государственный контроль» производно от понятия «контроль»,
который в науке административного права и административного процесса
определяется по-разному в зависимости от точки зрения ученого, исследующего
данное управленческое и правовое явление. Контроль определяется и как система
наблюдения, проверки процесса функционирования объекта с целью устранения
отклонений от заданных параметров, и как функция управления, и как вид управленческой
деятельности, и как одна из стадий процесса управления, и как способ обеспечения
законности.

Полагаем, что наибольшее практическое значение при
ограничение понятий контроля и надзора имеет такой специальный критерий, как
характеристика объекта проверки. В этой связи отметим, что при осуществлении
государственного контроля объект проверки как правило заранее конкретно
определен.

В отличие от контроля, надзор характеризуется: а)
отсутствием отношений подчиненности надзирающих органов с поднадзорными; б)
деятельность должностных лиц (и только их) поднадзорного объекта оценивается исключительно
с точки зрения законности; вмешательство в оперативно-хозяйственную
деятельность поднадзорного органа не допускается; в) должностные лица органов
надзора не вправе применять непосредственно сами меры взыскания за допущенные
нарушения законности, они лишь ставят вопрос о привлечении к ответственности
правонарушителей перед соответствующими органами.

31 июля 2020 Президент РФ подписал масштабный закон, который
изменит правила государственного и муниципального контроля (надзора). Главные
задачи нового законодательного акта: сместить акцент с проведения проверок на
профилактику нарушений и дать юридическим лицам и индивидуальным
предпринимателям больше гарантий при взаимодействии с органами государственной
власти и местного самоуправления.

Однако указанные выше положения, касающиеся разграничения государственного
надзора и государственного контроля, к сожалению, не учтены в нормах нового Федерального
закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и
муниципальном контроле в Российской Федерации», ст. 1 которого тем самым
нуждается в совершенствовании в части разграничения государственного
(муниципального) контроля и надзора.

Эффективность и результативность контрольно-надзорной
деятельности напрямую зависит от правильного выбора форм и методов государственного
контроля (надзора).

Под формой государственного контроля (надзора) предлагается
понимать внешнее организационно-правовое выражение конкретных действий
должностных лиц контрольно-надзорных органов, которые совершаются в целях практического
осуществления поставленных задач. К формам можно отнести: проверку, профилактику,
дистанционную проверку и мониторинг.

Под методами государственного контроля (надзора)
предлагается понимать набор приемов, способов и средств (набор действий), используемых
при реализации той или иной формы контрольно-надзорной деятельности. Методами
следует считать рассмотрение документов, осмотр и обследование, отбор образцов,
проведение исследований, испытаний и измерений, проведение экспертиз и
расследований, информирование, предостережение, наблюдение, анализ,
прогнозирование и другие мероприятия по контролю, а также контрольную закупку.

Рассмотрев основные этапы становления и развития
государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства,
приходим к выводу о том, что наиболее подходящими критериями, которые можно
использовать для периодизации истории развития контрольно-надзорной деятельности
в сфере трудового законодательства, следует признать: 1) правовое положение
фабричной инспектуры, в частности, ее подчиненность; 2) главные направления
контрольно-надзорной деятельности органов контроля и 3)
пространственно-географическое распространение сферы контрольно-надзорной деятельности.
Для того чтобы определить характер периодизации, необходимо принять во внимание
тот факт, что в качестве критериев периодизации можно использовать содержание и
основную направленностью деятельности государственной инспекции в сфере труда.
В соответствии с этим принципом, выделим семь главных этапов становления и
развития контрольно-надзорных органов в сфере трудовых отношений в советский
период.

I этап. С 07 ноября 1917 года (Октябрьская революция) до 18
мая 1918 года (принятие декрета «Об Инспекции Труда»).

II этап. С 18 мая 1918 года до 10 декабря 1918 года (введение
в действие Кодекса законов о труде 1918 года).

III этап. С 10 декабря 1918 года до 15 ноября 1922 года
(введение в действие «Кодекса законов о труде Р.С.Ф.С.Р., изд. 1922 года»).

IV этап. С 15 ноября 1922 года до 15 декабря 1930 года
(издание постановления ЦК ВКП(б) от 20.10.1930 «О мероприятиях по плановому
обеспечению народного хозяйства рабочей силой и борьбе с текучестью»).

V этап. С 15 декабря 1930 года до 26 июня 1940 года (издание
Указа Президиума ВС СССР от 26.06.1940 «О переходе на восьмичасовой рабочий
день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и
служащих с предприятий и учреждений»).

VI этап. С 1940 г. до 1977 г. (утверждение постановлением
Президиума ВЦСПС от 22.11.1976 Положения о правовой инспекции труда).

VII этап. С 1977 г. до 1989 г. (окончание советского периода
истории развития Российского государства).

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Историко-теоретические аспекты становления
государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства
как способа защиты трудовых прав 1.1. Становление и развитие государственного надзора
и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых
актов, содержащих нормы трудового права Работа по исследованию и анализу особенностей правовых
отношений, складывающихся между работниками и работодателями, занимает
особенное в истории трудового права (в частности, в работах ученых-правоведов).
В этом вопросе, как представляется, нет ничего удивительного, поскольку он
связан с изначально противоположными потребностями и интересами сторон трудовых
отношений. Так как эти обстоятельства имеют важное значение для работника (экономически
более слабого), то государство издает законодательные акты, которые защищают
интересы работников в этой сфере. Совокупность данных законодательных актов
получила наименование «трудовое законодательство».

В России в течение последних 150-ти лет была разработана и
накоплена богатая, интересная и полезная практика работы государственной
системы контроля и надзора в сфере соблюдения норм трудового права. Необходимо
отметить то, что среди организационно-правовой формы контрольно-надзорной
деятельности в сфере труда специальными органами являлись фабрикаская или
заводская комиссия в дореволюционной России и фабричная или заводская инспекция
в советский период.

До настоящего времени исследователи почти не уделяют
внимания периодизациям истории становления и деятельности фабричных инспекторов
в дореволюционной России. В краткой статье А.Ю. Володина, опубликованной в
журнале «Вопросы истории», был предложен следующий вариант периодизации:
1883–1884 гг. этап, в период которого инспекторы были вправе знакомиться с производством
на своих территориях; 1884–1894 гг. этап экспериментального контроля за
законодательством о труде, действовавшего только в пределах некоторых губерний[1].

Наиболее подходящими критериями, которые можно использовать
для периодизации истории развития контрольно-надзорной деятельности в сфере
трудового законодательства, следует признать: 1) правовое положение фабричной
инспектуры, в частности, ее подчиненность; 2) главные направления контрольно-надзорной
деятельности органов контроля и 3) пространственно-географическое
распространение сферы контрольно-надзорной деятельности. После чего, используя
эти критерии, можно выделить пять основных этапов развития государственного
контроля и надзора в сфере труда в дореволюционный период.

I этап. С 1859 г. (учреждение при министерстве финансов
комиссии для пересмотра уставов фабричного и ремесленного) до 01.06.1882
(Высочайшее утверждение мнения Государственного Совета «О малолетних,
работающих на фабриках, заводах и мануфактурах»).

О необходимости формирования фабричной инспекции уже ведутся
дискуссии на различных уровнях, в том числе в среде рабочих. Конец этого этапа
– а именно 1859 год – связан с созданием «комиссии» Штакельберга, которая была
именована по фамилии А.Ф. Штакельберга, ставшего председателем данной комиссии.
Ученые не могут прийти к единому мнению о причине, по которой была создана
комиссия Штакельберга. По мнению Я. Рыбакова, это было необходимо для того,
чтобы осуществить предложение об упразднении устаревших организационных форм
ремесленного производства, содержавшееся мануфактурной комиссии, поданной в
1855 г., и направленной в Министерство финансов[2].

Как пишет В. Алексеев в своей работе «Фабричное законодательство
Российской империи конца XVIII — начала ХХ вв.», в целях расследования причин
совершенных забастовок рабочих в 50—60-х г.г. XIX века правительством
принимаются меры по созданию специализированных комиссий, которые занимались
рассмотрением вопросов, касающихся правового и социального положения трудящихся.
Во время работы временной комиссии по расследованию причин возникновения на Санкт-Петербургской
фабрике в 1859 году были вскрыты наиболее грубые нарушения в сфере трудовых
условий и положения рабочих. Это вызвало волну общественных обсуждений, в результате
чего было принято решение о создании вышеупомянутой комиссии Штакельберга[3].

Составление
проекта новой промышленной инструкции было поручено комиссии под
председательством Штакельберга. В 117 параграфе этого проекта были установлены
нормы, которые предусматривали создание и деятельность фабричных инспекций. На
данный проект поступило множество замечаний от членов комиссии. Так, Московский
купеческий совет отнесся к назначению инспекторов как «стеснение» прав
работодателей, а также уничижение их достоинства перед рабочими. Некоторые
высказывали мнение о том, что, если создание фабричных инспекций в промышленности
и имело положительный эффект в Англии, это совсем не значит, что деятельность
таких инспекций принесет пользу в России, где сложились иные обычая и традиции
в сфере организации труда и фабричного производства[4]. В связи с множеством
критических замечаний устав не был принят. В последующем Постановлением
Государственного Совета Российской империи от 01.06.1882 г. «О
несовершеннолетних, работающих на фабричных, заводах и мануфактурах» был
учрежден специальный государственный орган надзора за исполнением [1] Володин А.Ю. Становление института фабричной
инспекции в России (1882 – 1905) // Материалы IX Международной конференции «Ломоносов
– 2002». Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/Science/LMNS2002/15.htm. [2] Рыбаков Ю.Я. Промышленное законодательство России
первой половины XIX в. (Источниковедческие очерки). Москва, «Наука», 1986. С.
134 [3] Васильев Д.А. Фабричное законодательство России конца
XIX – начала XX вв. Дисс. …канд. юрид. наук. М., 2001. С. 34. [4] Труды комиссии, учрежденной для пересмотра уставов промышленного
и ремесленного. СПб, 1863 – 1865, ч. I. С. 45.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы