Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Государственное обеспечение социальной защиты граждан пожилого возраста (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 ГРАЖДАНЕ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ 6
1.2 ПРАВО ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ 14
1.3 НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА 20
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ 27
2.1. РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА 27
2.2 АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ОКАЗЫВАЕМЫХ УСЛУГ ОРГАНИЗАЦИЯМИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА 37
2.3 РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 68
Введение:
Актуальность. Процесс демографического старения населения затрагивает большинство стран мира. Численность лиц «третьего возраста» на протяжении последних десятилетий увеличивается, в результате происходит значительное смещение демографической структуры в сторону пенсионных групп. Представители организации Help Age International отмечают, что наблюдаемые перемены связаны с увеличением продолжительности жизни по всему миру. По их прогнозным оценкам к 2050 г. пожилые люди будут составлять более одной пятой общей численности населения мира (22 %) [3.2].
В качестве отрицательных социальных проблем в настоящее время предопределяют то, что население страны стареет, и как результат, происходят определенные изменения как в демографическом показателе общества, так и в потребностях, которые возникают на данном фоне относительно обеспечения населения старшего возраста для их достойной и длительной жизнедеятельности.
При этом старение влечет за собой надобность предоставления разнообразных социальных услуг, установления институциональных показателей старения, технологий работы с данной категорией граждан. И как результат высокая нагрузка, которая возникает у социальных служб нуждается в привлечении в эту отрасль дополнительной финансовой и технической помощи.
С точки зрения социологических показателей определенное значение отводят показателям, которые предопределяют динамику не количественных данных, а именно качественные данных при помощи, которых можно понять уровень доступности определенных услуг, существующее разнообразие данных услуг, их качество и так далее.
Стоит сказать о том, что проблематика лиц преклонного возраста, их жизнедеятельности продолжительного долголетия, все это является предметом исследования различных наук. На основании проведенного литературного исследования можно сделать вывод о том, что подмена семейных ценностей, а также отношений между разными поколениями воздействует на то как молодежь реагирует на возникающие у их стареющих родителей проблемы и как итог появляется надобность реформирования технологий социальной защиты данной категории граждан.
Так, в процессе написания данной работы изучены труды таких авторов, как Адриановская Т.Л., Карданова И.В., Аракчеев В.С., Агашев Д.В., Гречук Л.А., Бегидов М.В., Кабанова Е. Е., Ветрова Е. А., Холостова Е. И., Шайдукова Л. Д., Шайхатдинов В.Ш. и других.
Данные авторы в своих исследованиях уделяли внимание проблемам жизнедеятельности пожилых людей в современном обществе. Процесс старения, понятие и сущность старости исследовали данные авторы. А также особенности соответствующей социальной группы и положение людей старшего возраста в структуре современного общества.
Непосредственно проблемы жизни пожилых людей рассматриваются в трудах многих отечественных специалистов. В частности, анализируются формы, виды, методы, принципы социального обслуживания, различные технологии геронтосоциальной работы, освещается деятельность учреждений социального обслуживания пожилых людей.
Исследованиям управления системой социального обслуживания пожилых людей, реализации государственной социальной политики в отношении граждан пожилого возраста посвящены работы Холостова Е. И., Шайдукова Л. Д., Шайхатдинов В.Ш. и других авторов.
Краткий анализ исследований, посвященных вопросам государственного обеспечения социальной защиты граждан пожилого возраста, показывает, что данная тема не теряет своей актуальности и в силу своей мало изученности требует дальнейших разработок.
Основная цель работы состоит в том, чтобы всесторонне изучить и глубоко проанализировать государственное обеспечение социальной защиты граждан пожилого возраста на примере Ямало-Ненецкого автономного округа (далее — ЯНАО).
В связи с поставленной целью в работе рассматриваются следующие вопросы:
1. Рассмотрение граждан пожилого возраста как объект социальной защиты.
2. Изучение права граждан пожилого возраста на социальное обслуживание.
3. Анализ нормативные правовые основы обеспечения социальной защиты граждан пожилого возраста.
4. Исследование региональный организационно-правовой аспект обеспечения социальной защиты граждан пожилого возраста.
5. Характеристика реализации оказываемых услуг организациями социальной защиты граждан пожилого возраста.
6. Выявление реализацию государственных программ для повышения качества жизни граждан пожилого возраста в ЯНАО.
Объект исследований представляет собой реально существующие общественные отношения, возникающие в ходе государственного обеспечения социальной защиты граждан пожилого возраста.
Предметом исследования послужат нормативные правовые акты, регулирующие государственное обеспечение социальной защиты граждан пожилого возраста, комментарии к ним, помогающие понять содержание законодательных норм, относящихся к теме настоящего исследования.
В отношении выбранной для исследования темы следует отметить, что в после перестроечные и в последние годы вопросам социального обслуживания различных слоев граждан уделялось достаточно внимания со стороны научной общественности. И это вполне объяснимо, поскольку уровень социальной защищенности остро нуждающихся в ней категорий лиц в Российской Федерации был далек от существующих в развитых странах стандартов.
Нормативной базой являются: нормативно-правовые акты, в части регламентации отношений, связанных с предметом настоящего исследования.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, классификация, сравнение и др.) и частно научные (сравнительное правоведение, формально-юридический анализ и др.) методы юридического познания.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования органами государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа.
Структура работы определяется целями, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и других источников.
Заключение:
На основании проведенного исследования в заключении можно сделать следующие выводы.
Большие социальные надобности, которые возникают у лиц преклонного возраста, были отмечены во время проведенного социологического опроса граждан пожилого возраста, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе в рамках настоящего исследования.
Так в сфере социальной защиты граждан преклонного возраста в ЯНАО существуют определенные сложности:
1. Существует невысокий уровень финансирования данной отрасли, что сказывается на комплексе услуг, предоставляемых пожилым гражданам;
2. У органов власти ЯНАО нет должного опыта в вопросах предоставления адресной помощи пожилым гражданам и в общем-то у всей системы создания целевых программ можно отметить определенные недостатки такие как:
— применение варианта «двойного фильтра» во время установления прав лиц пожилого возраста на принятие участия в индивидуальной программе и как результат данные граждане не могут присоединиться ни к одной из существующих программ;
— бинарная система назначения пособий препятствует единой системе защиты граждан так как пожилые граждане, у которых довольно маленький доход имеют право на одинаковую помощь с другими и даже с трудоспособными гражданами;
— на основании того, что у программ чаще всего пассивно-распределительная направленность и нет системы формирования условий относительно получения прибыли в результате осуществления трудовой деятельности появляется ситуация социальной зависимости от получения социальной поддержки;
3. Исследуя итоги проведения разнообразных социальных программ можно сказать о том, что:
— социальная защита граждан пожилого возраста на данный момент времени не выступает в качестве единообразного объекта управления;
— нельзя найти данных относительно административных затрат и нет достоверной информации по поводу затрат, направленных на разнообразные программы социальной защиты лиц преклонного возраста;
— низкий уровень координации взаимодействия на основании того, что порядок предоставления большинства услуг лицам пожилого возраста не очень хорошо координируют;
— нет должного опыта по размещению контрактов относительно предоставления разнообразных социальных услуг гражданам пожилого возраста на основании проведения конкурса.
Имеет значение и то, что полный объем и действительная цена социальных услуг является недоступной для самих получателей данных услуг и как результат нельзя правильно оценивать происходящие перемены в жизнедеятельности лиц пожилого возраста время предоставления им услуг с целью установления действенности воплощения в жизнь разнообразных социальных программ;
4. Исследование обращений лиц пожилого возраста показывает то, что направленность обращений на пояснение правил и условий предоставления разнообразных услуг наиболее распространенная. Данное положение вещей указывает на то, что есть проблемы относительно предоставления сведений гражданам, так как многие обращения остаются на этапе составления пожилым человеком проблемного поля при помощи личного поиска сведений относительно того, каким образом должны предоставляться те или иные услуги.
Рассматривая отрицательные последствия, стоит сказать о том, что если именно в это время не устранить проблематику относительно процесса организации правил предоставления информации для лиц пожилого возраста по поводу порядка предоставления социальных услуг, то в последующем с возрастанием числа получателей социальных услуг из лиц пожилого возраста будет возрастать и как результат будет возрастать число обращений по поводу порядка их предоставления а это поспособствует тому, что будут огромные временные затраты со стороны сотрудников организаций социального обслуживания. Помимо этого, с ростом числа граждан пожилого возраста которым нужны социальные услуги может увеличиваться процент недовольства данных граждан всем комплексом мер по предоставлению информации относительно правил предоставления данных услуг.
Люди преклонного возраста в качестве объекта социальной защиты составляют довольно объемный и довольно трудный контингент. При этом сам процесс старения предопределяют в качестве изменений, который будут происходить у человека и которые приводят к снижению биологических, а также социальных показателей, к обострению существовавших и ранее либо к возникновению новых порой довольно сложных болезней. Все люди пожилого возраста имеют изменения, которые происходят в ЦНС воздействующие на понижение их работоспособности, появление определенной обидчивости, возникновению депрессии, а также тревожности и так далее. В качестве важной социальной проблемы существующей среди лиц пожилого возраста можно обозначить такую проблематику как одиночество. Вынужденная форма затворничества в результате того, что появилась физическая немощностью зачастую является причиной появления ощущения одиночества, а также изоляции данных граждан от других людей. Практически у каждого третьего пожилого человека возникают трудности во время разрешения которых им нужна посторонняя помощь. В качестве главного объекта социальной защиты выступают именно данные граждане.
К сожалению, граждане пожилого возраста очень часто не имеют должной социальной защиты, этим людям нужна особая комплексная поддержка со стороны их близких, и органов социальной защиты. И как результат социальная защита данных граждан является приоритетным направлением со стороны государства в области управления социальной защитой граждан.
Лица, попавшие в трудные жизненные ситуации, обладают правом на получение определенной социальной поддержки на основании их запросов и исходя из норм действующего законодательства.
Социальная защита — это полноценный инструмент, который применяется тогда, когда у пожилых граждан появляется возможность для удовлетворения их запросов в необходимых социальных услугах. Но несмотря на это в настоящее время в России чаще всего можно встретить другую ситуацию, при которой социальную помощь направляют, в первую очередь на социальную помощь, а также реабилитацию такой категории граждан, которые находятся в трудном жизненном положении. Не притесняя актуальность такой помощи, следует обозначить то, что следует развивать уровень услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста в результате того, что социальное обслуживание, является вариантом наиболее доступного социального взаимодействия и это предопределено в качестве одной из главных целей социальной политики Российской Федерации.
В Российской Федерации сформирована нормативно-правовая база в сфере социального обслуживания пожилых граждан, закрепляющая права, статус и положение пожилых граждан, и регулирующая экономическое положение пожилых людей, а также сферу социального обслуживания, и национальные стандарты. Хотя органы местного самоуправления и муниципальные учреждения законодательством РФ не включены в систему социального обслуживания, лишены в этой сфере федеральным законодателем собственной компетенции, что обусловлено политикой концентрации социальных полномочий в руках государства, однако приведенные примеры показывают, что фактически органы местного самоуправления в социальной сфере по-прежнему играют весомую роль в реализации единой государственной социальной политики.
Социальное обслуживание — это деятельность по оказанию и организации медицинских и социальных услуг населению. Социальные услуги для населения носят комплексный характер и включают в себя все виды социальных услуг для конкретных потребностей граждан в связи с болезнью, инвалидностью, старостью, образованием и т.д. Социальные услуги, в том числе различные виды социальной помощи пожилым людям, инвалидам и семьям с детьми, предоставляются в натуральной форме. Социальное обслуживание — одно из направлений общенациональной социальной помощи, предоставление социальных и медицинских услуг: реабилитация, стационарные и полустационарные услуги для людей с ограниченными возможностями, семейная социальная помощь, экстренная социальная помощь. Правовые отношения в сфере социальных услуг можно разделить на правоотношения по содержанию инвалидов в социальных учреждениях, по оказанию услуг на полустационарной основе, по социальному обслуживанию одиноких граждан с ограниченными возможностями на дому социальными работниками. Правовые отношения по оказанию медицинской помощи и лечения можно классифицировать по видам услуг следующим образом: медицинские услуги, оказание медицинской помощи и услуги санаторно-курортного лечения.
На основании проведенного исследования можно сказать о том, что в сфере социальной защиты граждан преклонного возраста в ЯНАО существуют определенные сложности:
1. существует не высокий уровень финансирования данной отрасли, что сказывается на комплексе услуг, предоставляемых пожилым гражданам;
2. у органов власти ЯНАО нет должного опыта в вопросах предоставления адресной помощи пожилым гражданам и в общем то у всей системы создания целевых программ можно отметить определенные недостатки такие как:
— применение варианта «двойного фильтра» во время установления прав лиц пожилого возраста на принятие участия в индивидуальной программе и как результат данные граждане не могут присоединиться ни к одной из существующих программ;
— бинарная система назначения пособий препятствует единой системе защиты граждан так как пожилые граждане, у которых довольно маленький доход имеют право на одинаковую помощь с другими и даже с трудоспособными гражданами;
— на основании того, что у программ чаще всего пассивно-распределительная направленность и нет системы формирования условий относительно получения прибыли в результате осуществления трудовой деятельности появляется ситуация социальной зависимости от получения социальной поддержки;
3. исследуя итоги проведения разнообразных социальных программ можно сказать о том, что:
— социальная защита граждан пожилого возраста на данный момент времени не выступает в качестве единообразного объекта управления;
— нельзя найти данных относительно административных затрат и нет достоверной информации по поводу затрат, направленных на разнообразные программы социальной защиты лиц преклонного возраста;
— низкий уровень координации взаимодействия на основании того, что порядок предоставления большинства услуг лицам пожилого возраста не очень хорошо координируют;
— нет должного опыта по размещению контрактов относительно предоставления разнообразных социальных услуг гражданам пожилого возраста на основании проведения конкурса.
Имеет значение и то, что полный объем и действительная цена социальных услуг является недоступной для самих получателей данных услуг и как результат нельзя правильно оценивать происходящие перемены в жизнедеятельности лиц пожилого возраста во время предоставления им услуг с целью установления действенности воплощения в жизнь разнообразных социальных программ;
4. исследование обращений лиц пожилого возраста показывает то, что направленность обращений на пояснение правил и условий предоставления разнообразных услуг наиболее распространенная. Данное положение вещей указывает на то, что есть проблемы относительно предоставления сведений гражданам так как многие обращения остаются на этапе составления пожилым человеком проблемного поля при помощи личного поиска сведений относительно того каким образом должны предоставляться те или иные услуги.
Рассматривая отрицательные последствия, стоит сказать о том, что если именно в это время не устранить проблематику относительно процесса организации правил предоставления информации для лиц пожилого возраста по поводу порядка предоставления социальных услуг, то в последующем с возрастанием числа получателей социальных услуг из лиц пожилого возраста будет возрастать, и как результат, будет возрастать число обращений по поводу порядка их предоставления. А это поспособствует тому, что будут огромные временные затраты со стороны сотрудников организаций социального обслуживания. Помимо этого, с ростом числа граждан пожилого возраста, которым нужны социальные услуги, может увеличиваться процент недовольства данных граждан всем комплексом мер по предоставлению информации относительно правил предоставления данных услуг.
Следовательно, на основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что основное внимание со стороны органов социального обслуживания следует уделять таким вопросам как:
— достижение доступности социальной защиты для людей преклонного возраста;
— развитие уровня разнообразных форм социальной защиты данной категории граждан;
— проведение исследований относительно удовлетворенности лиц преклонного возраста в предоставленных им услугах;
— предоставление коррекционных мероприятий на основании существующих потребностей среди граждан преклонного возраста.
Социальная защита граждан пожилого возраста в ЯНАО состоит из определенных приоритетов в череде которых: финансовая поддержка людей пожилого возраста, а также социальная и бытовая поддержка, оказание разнообразных медицинских услуг, помощь в трудоустройстве при этом в настоящее время наблюдается направленность именно на финансовую составляющую оказываемой помощи.
На основании нормативно правовых актов ЯНАО относительно социального обеспечения, представляемого при помощи средств области, оказывается поддержка в форме льгот для ветеранов труда, а также тружеников тыла и так далее на основании того, что ветераны ВОВ и приравненные граждане получают поддержку из федерального бюджета.
Исследуя современное состояние социальной поддержки лиц пожилого возраста в ЯНАО, было выявлено ряд проблемных аспектов таких как низкий показатель материальной поддержки, низкий уровень адресной помощи, проблематика, возникающая во время воплощения в действительность социальной защиты пожилых граждан в ЯНАО. Помимо этого, была установлена проблема относительно слабой информированности граждан пожилого возраста по поводу вариантов предоставления социальной поддержки. Данные проблемы нужно обязательно учесть во время разработки новых программ относительно социальной защиты пожилых граждан, проживающих в ЯНАО.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
1.1 ГРАЖДАНЕ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
На данный момент времени в нашей стране ситуация демографического кризиса относительно старения граждан который состоит в том, что абсолютный показатель числа граждан старше того возраста, который считается трудоспособным и количества людей старшего возраста постоянно увеличивается.
Если проводить более детальный анализ, то можно сделать вывод о том, что показатель количества граждан старшей возрастной категории увеличивается в результате понижения периода жизни граждан. И как результат появляется ситуация, при которой можно наблюдать более высокий показатель демографической нагрузки на людей трудового возраста при помощи которых происходит обеспечение нетрудоспособной категории граждан.
Но в это же время показатель понижения уровня рождаемости и числа молодого населения приводит к тому, что появляется определенная излишняя нагрузка в пенсионной системе страны и появляется дополнительный объем социального обслуживания пожилых граждан.
И как результат перспективные направления социальной защиты пожилых граждан нужно направлять на развитие качества и увеличения объема услуг предоставляемых данной категории населения и как результат нужно формировать благоприятные условий в самом обществе для наиболее продолжительной жизнедеятельности пожилых граждан, для их активности и долголетия.
Стоит сказать о том, что в социальной сфере первостепенное значение отводится неоднородности, которая существует между пожилыми гражданами.
Например, Е.Ф. Молевич говорит о том, что общего показателя старости не существует. И как результат можно отметить то, что есть абсолютно разные группы, которые имеют принципиальные различия. Со слов автора есть группа людей от 65 до 75 лет, у которых не такая большая потеря собственных способностей к личному финансовому обеспечению и которые обладают способностями к самообслуживанию. Далее идет группа людей, которым более 75 лет и у которых уже можно наблюдать намного больший уровень потери трудоспособности. Данные граждане зачастую состоят на полном иждивении и зачастую у них отсутствует способность к самообслуживанию [Басов, c.119].
И как результат, если у первой группы есть практически все, что относится к активной жизнедеятельности, то во второй группе это такого показателя уже практически нет. Недопонимание такой ситуации относительно старческого возраста зачастую приводит к довольно печальным результатам.
Граждане старшего поколения — это довольно разнородная группа, в которой люди могут иметь совершенно разную реакцию на отрицательные условия жизнедеятельности.
Проводя конкретизацию именно относительно граждан пожилого возраста можно выделить категории граждан, которые отнесены в категории третьего поколения:
— это люди преклонного возраста, которым от 80 лет и более;
— это лица пожилого возраста которые проживают одни, не имея родных и близких;
— это пожилые женщины и прежде всего это одинокие женщины, а также вдовы;
— это изолированно проживающие пожилые люди (зачастую одинокие либо пары преклонного возраста у которых родных и близких);
— бездетные пожилые люди;
— пожилые люди у которых есть довольно серьезные заболевания либо определенные физические недостатки;
— пожилые семейные пары, в которых есть человек со сложным заболеванием;
— пожилые граждане которые получают самое минимальное социальное обеспечение [Евсеева Я. В., c.5].
В литературных источниках можно найти несколько основных направлений поведения пожилых граждан.
Одно из них является конструктивным вариантом, так как довольно много жилых граждан используют такое направление, которое сглаживает патогенную составляющую кризисного положения, и они знают приемы позитивного выхода из сложных ситуаций.
В череде конструктивных вариантов можно выделить психологическое сопротивление, состоящее из реакции на потерю собственной автономии и независимости, развитие мотивации относительно собственной свободы и развитие уровня контроля над важными событиями. При этом мотивация, относящаяся к психологическому сопротивлению, обладает такой целью как сохранность собственной свободы, а этого можно достигнуть только при помощи лично принятых решений, только тогда, когда есть право на избрание альтернативных вариантов, есть навыки интерпретации стрессовых состояний есть способности для выхода из сложных ситуаций и так далее.
Еще одно направление можно причислить к неконструктивным вариантам в результате того, что существуют внутренние противоречия. Граждане пожилого возраста зачастую находятся в ситуации поиска вариантов для собственной самореализации при имеющейся консервативности определенного варианта социального поведения, а помимо этого в результате того, что находятся в определенной близости к своим родным людям, они зачастую привносят определенную напряженность, которая отрицательно сказывается как на самих пожилых гражданах, так и на их родных людях.
В качестве самых значимых показателей во время установления социально-психологического состояния людей пожилого возраста можно выделить: субъективный показатель, а именно возраст, уровень здоровья; объективный показатель, а именно место проживания, рабочая и досуговая занятость и так далее.
Субъективный показатель — это возраст пожилого человека и его особенности исходя из которых можно установить вариант старения.
В различных литературных источниках можно найти много классификаций относительно того как нужно производить оценку возраста.
Стоит сказать о том, что если знать и правильно определять особенности возраста, то специалист будет точно определять потребности каждого отдельно взятого человека, который приходит за помощью и верно подбирать варианты взаимодействия при предоставлении определенных социальных услуг.
В пожилом возрасте можно наблюдать изменения, происходящие в личности человека и определенное насыщение различными качествами и как результат нужно иметь представление о разнообразных вариантах классификации видов пожилого возраста.
Например, Е.С. Авербух говорит о том, что существует два варианта личного отношения к собственному пожилому возрасту. Так те, кто относится к первому варианту довольно продолжительный период времени не осознают личный возраст и как результат зачастую «молодятся», порой даже переходя все границы. В это же время те, кто относится к второму варианту переоценивают личное возрастное положение и как результат чрезмерно себя оберегают, не допускают никаких личных волнений [Васильева Ю.В., c.15].
В качестве довольно значимого личностного показателя стоит выделить такой показатель как здоровье.