Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Экономические науки Государственное и муниципальное управление

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Государственная инновационная политика как основной механизм повышения уровня инновационного развития региона

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ
ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 7

1.1.   Сущность и составляющие инновационной политики
государства. 7

1.2.   Инструменты и методы управления инновационной
привлекательностью региона. 20

1.3.   Особенности формирования государственной инновационной
политики региона. 25

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ……………………………………………………………………………….34

2.1. Состояние
инновационной деятельности в регионе. 34

2.2. Тенденции и факторы
повышения инновационной привлекательности региона  39

2.3. Проблемы повышения
уровня инновационного развития в Республике Крым  43

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ
ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА.. 49

3.1. Оценка инновационной
привлекательности Республики Крым. 49

3.2. Направления развития
региона на основе внедрения и использования инноваций. 52

3.3. Пути повышения уровня
инновационного развития региона. 60

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 65

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 69

  

Введение:

 

Стремительные
изменения макроэкономической ситуации в Российской Федерации создают новые угрозы
для развития ее регионов. Многие из них, являясь непосредственными участниками
хозяйственных отношений, получают поддержку из федерального центра на
реализацию программ социально-экономического развития, что открывает перед
регионами большие возможности и перспективы. Однако межрегиональная конкуренция
за размещение новых производств, поддержку федеральным центром финансирования
инновационных бизнес-проектов, а также за интеллектуальный капитал и
высококвалифицированные кадры не позволяет останавливаться на достигнутом и
заставляет непрерывно развивать и укреплять инновационный потенциал и
инновационную активность.

Переход к инновационному
развитию экономики всех уровней — от субъектов экономической деятельности,
регионов и национальной экономики — обеспечивает устойчивое развитие
государства. Современное состояние мировой экономики характеризуется
динамичностью, высоким уровнем конкуренции и технологичности. В этих условиях
особое значение приобретают гибкость, адаптивность и креативность субъектов
региональной экономики, направленных на разработку и внедрение инноваций. Российская
Федерация определила инновационное направление развития, поэтому целью
государственной политики является инновационное обновление на основе выбранных
приоритетов, развертывание ключевых элементов национальной инновационной
системы.

В
современный период социально-экономического развития РФ особое значение
приобретают вопросы формирования региональных инновационных систем и реализации
особой многоуровневой инновационной политики, позволяющей преодолеть сырьевую
направленность экономики. Во многих регионах разрабатываются программы
опережающего развития территории, в которых делается ставка на инновационный
прорыв на основе внедрения высоких технологий, создание университетов нового
типа, формирование кластеров как зон роста и т. д. Однако такие программы,
несмотря на их очевидную актуальность, практически не реализуются. Причин этому
много: отсутствие финансовых источников, недостаточный учет региональной
специфики и слабая заинтересованность населения территории, которые обусловлены
сложившейся практикой заказа программ в специализированных компаниях и агентствах,
расположенных преимущественно в Москве, а потому далеких от региональных
интересов субъектов региональной экономики и политики. В результате программы
соответствуют формальным критериям, изложенным в документах стратегического
характера, и остаются лишь идеологическими концепциями территориальных органов
власти, которые не имеют реальных механизмов управления опережающим развитием
территории. Мировая практика показывает, что цели инновационного развития достигаются
тогда, когда внедрение инноваций носит не фрагментарный, а комплексный
характер, имеет отношение не только к структуре и инфраструктуре экономики
региона, но и к населению как к субъекту и объекту преобразований.

Для решения социально-экономических проблем депрессивных территорий во
многих странах разрабатываются особые модели саморазвития регионов,
акцентирующих внимание на коллективной мотивации органов власти, бизнеса,
домохозяйств. Среди них наиболее перспективной становится предпринимательский
регион. Методологические истоки концепций «предпринимательского региона» можно
найти в двух основных теориях современной экономической науки [15, с. 88]. Во-первых, это модель «регион —
квазикорпорации», которая построена по организационно-экономическому  типу крупной корпорации. Данная модель
предполагает, что правительство и население, все элементы и подсистемы
производства, социальной и управленческой деятельности должны работать в режиме
единой стратегии достижения согласованных общих целей развития и
руководствоваться единой политикой региона, нормами корпоративного управления,
основанными на экономических принципах расходов. Будучи крупнейшим владельцем

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В рамках выпускной
квалификационной работы разработаны рекомендации по совершенствованию
региональной инновационной системы Республики Крым.

Для достижения цели
работы решен ряд задач: проанализирован зарубежный и российский опыт
инновационного развития регионов, проведен анализ влияния кластеров на
инновационное развитие регионов, проанализировано инновационное развития Республики
Крым, разработаны рекомендации по совершенствованию региональной инновационной
системы Республики Крым.

Учитывая региональные
особенности развития, целесообразно определить приоритеты инновационного
развития экономики региона на основе кластерного подхода, составляют
возможности для социально-экономического развития. Следует разработать
концепцию управления формированием региональной инновационной системы,
основанной на системе теоретико-методологических положений современных
концепций социально-экономического развития: технологической системы,
индустриальных кластеров, инновационных структур и содержит цели, задачи,
функции, факторы, элементы и модель этой региональной инновационной системы.
Эта концепция будет выступать как теоретическое обоснование управления
формированием инноваций в регионе, отражающую направления практического ее
применения, позволит обеспечить межотраслевой перелив капитала, применить
концепцию инновационной трансформации науки и образования и формирование
инновационной среды на основе развития человеческого капитала.

В условиях динамических
изменений постоянно увеличивается количество доминирующих элементов, меняется
содержание моделей, расширяя их границы и сферы использования.

Понимание сущности
процессов формирования и использования инноваций меняет подходы к управлению
ими и позволяет выделить широкий спектр экономических, социальных,
экологических, управленческих и других видов нововведений в их объективно существующей
взаимообусловленности, взаимозависимости и взаимодополняемости. Характерные
черты должны учитываться при разработке стратегий инновационного развития
экономики регионов и страны.

В рыночных условиях
хозяйствования программы инновационного развития регионов становятся все более
ориентированными на определенные цели, а по содержанию, направлениями и
механизмами все больше становятся принципиально новыми. В то же время в составе
главных задач программ развития задачи организации, кооперирования и специализации
предприятий и организаций регионов, задача создания единой целостной системы
управления в совместном использовании их собственных региональных ресурсов для
достижения цели инновационного развития четко не определяются.

Определив в стратегии
инновационного развития страны необходимость развития кластерного механизма
обеспечения конкурентоспособности, развитие корпоративного сектора научных
исследований, формирование нормативно-правовой базы по направлению
негосударственных инвестиций в сферу научно-технической и информационной
деятельности и в другие инновационно-трансформационные изменения в экономике РФ,
государственные органы власти в этой плоскости преобразований не акцентировали
внимания на вопросе необходимости повышения инновационности непосредственно
систем управления. Определение функций нормативно-правового поля по вопросам
обеспечения инновационного развития — защита существующих прав собственности,
создание условий для стимулирования, обеспечения и поддержки инновационной
деятельности и охраны интересов участников этой деятельности, поддержка
конкурентоспособности национальных субъектов хозяйствования — и другие
инновационные функции, которые берет на себя государство в этой плоскости,
рассматриваются не в их системной взаимосвязи, а как отдельные мероприятия по
реализации процессов инновационного развития.

Очевидно, что стратегии и
модели инновационного развития страны могут быть эффективно реализованы только
благодаря соответствующему управленческом инновационном и организационном
сопровождению. Инновационное развитие именно систем управления и
организационно-правовых форм хозяйствования, которые должны стать
самостоятельными объектами инновационных преобразований, а не только
рассматриваться как субъекты, сопровождающие организуют и регулируют различные
виды процессов инновационного развития. Инновационное развитие управленческих
процессов до сих пор не получил должного внимания и определения своего места в
инновационной теории и практике. Последнее негативно влияет на повышение уровня
инновационности экономико-производственных и социально-экономических систем,
реформаторских мероприятий. Быстрое развитие инновационных процессов становится
проблематичной. Без должного внимания к организационным и управленческим
инновациям производственные и другие виды инноваций в экономической сфере жизни
страны не смогут эффективно использоваться. Это мотивирует необходимость
дополнения составляющих концепции инноваций и рассмотрение не только в
контексте современной экономической теории, но и прежде всего теории управления
(инновационное управление). Управленческие инновационные рычаги, инновационные
управленческие технологии, научно обоснованные и оптимальные управленческие
решения влияют на все внутренние и внешние факторы развития предпринимательства,
на состояние, качество и развитие экономической и социальной среды, на весь
спектр составляющих общественного развития. При этом это влияние может быть и
положительным, и отрицательным. Генерация и интеграция новых управленческих
форм, управленческих моделей, методов и механизмов, типов управления ради
построения инновационной системы экономического развития, которые бы обеспечили
непрерывное течение инновационных процессов и способны сократить время,
стоимость и обеспечить максимальный результат инноваций становится необходимым
условием инновационного развития. Отметим, что преобразования в любых системах,
особенно в сложных экономических системах региона и страны, должно начинаться с
приоритетного инновационного совершенствования управленческих систем формирования
и реализации процессов инновационного развития на всех иерархических уровнях.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.1. Сущность
и составляющие инновационной политики государства Необходимость
разработки и реализации государственной инновационной политики, как инструмента
активного участия государства в инновационном процессе, обусловлена
​​несколькими моментами.

Во-первых,
процесс внедрения инноваций характеризуется длительностью
научно-производственного цикла, высокими затратами и неопределенностью
конечного результата. Рынок не может решить проблему долгосрочных рисковых
инвестиций. Решение этих задач должно взять на себя государство.

Во-вторых,
только государство может принимать большие долгосрочные стратегические решения
с учетом всех возможных последствий. В русле этих решений разрабатываются
концепции, стратегии, программы, для выполнения которых государство
предпринимает необходимые ресурсы.

В-третьих,
государство обеспечивает законодательное регулирование инновационной
деятельности, способствует формированию инновационного климата. В-четвертых, в
рыночной экономике именно государство обязано брать на себя выбор стратегии и осуществлять инноваций в нерыночном секторе: фундаментальная
наука, военная наука, экологический мониторинг, разработка и реализация крупных
инвестиционных проектов общенационального значения и др., то есть тех сферах,
которые играют значительную роль в жизнедеятельности страны и обеспечении ее
безопасности.

В-пятых,
только государство способно инициировать и осуществлять освоение и
распространение базисных инноваций, беря на себя стартовые вложения в освоение
новых поколений техники и технологий. Для решения этой проблемы государство
может вступать в партнерские отношения с частным бизнесом, постепенно
увеличивая его долю и передавая в его ведение поток улучшающих инноваций.

В-шестых,
обязанность государства — способствовать созданию инновационной инфраструктуры.

В-седьмых,
непосредственной заботой государства является подготовка кадров для инновационной
деятельности с одновременной мотивацией труда ученых, конструкторов, инженеров;
обеспечение интеграции академических и отраслевых институтов и
инновационно-активных предприятий.

Все
эти моменты в совокупности образуют содержательную сторону инновационной
политики государства, которое в данном контексте можно определить как часть
государственной социально-экономической политики, направленной на
совершенствование государственного регулирования, развитие и стимулирование
инновационной деятельности. Важными целями государственной инновационной
политики является создание условий для частного предпринимательства, для
инвестирования средств в осуществление инновационной деятельности и продвижения
высокотехнологичных и наукоемких товаров на рынок. Без заинтересованности
частных компаний, понимается не столько как создание условий "благодатного
существования", сколько как формирование конкурентной бизнес-среды,
невозможно ожидать высоких результатов от любых мероприятий, проектов или тех
или иных решений государства по стимулированию инновационных процессов [20,
с. 25].

Инновационная
политика должна создавать рамочные условия для эффективной связи науки с
экономикой, а также между технологиями и областями их применения. Реализация
этой цели предполагает тесную связь инновационной политики со всеми
составляющими социально-экономической политики государства, но, прежде всего, с
промышленной политикой, научно-технической и образовательной.

Относительно
понимания промышленной политики, по мнению ее исследователя В. Вишневского,
наблюдалась некоторая неопределенность: "Если до 80-х годов ХХ в., —
подчеркивает ученый, — промышленную политику обычно понимали как действия с
непосредственного вмешательства государства в экономику и директивного контроля
правительства за производственным аппаратом"[8, с. 8], то в
"настоящее время этот срок, наоборот, означает разнообразие политик,
которые осуществляются различными институциональными субъектами с целью
стимулирования создания фирм, в пользу их концентрации, содействие инновациям и
конкурентоспособного развития в контексте открытой экономики. Поэтому новая
промышленная политика — это главным образом политика промышленного развития, в
рамках которой отрасль неявно рассматривается как организация, а также
стратегического управления человеческими компетенциями и техническими
возможностями» [9, р. 15]. Приведенное определение позволяет выделить
главные цели промышленной политики: структурная трансформация народного
хозяйства страны, стимулирование создания фирм, как основы формирования
высокоэффективного промышленного комплекса, содействие инновациям, обеспечение
конкурентоспособности продукции. Катализатором целевых изменений является
инновационная деятельность, направленная на замену устаревших производственных
процессов более прогрессивными, на обновление основного капитала за счет внедрения
в промышленность новых знаний и технологий.

Государственная
научно-техническая политика — это составная часть социально-экономической
политики, которая отражает отношение государства к научной и научно-технической
деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов
государственной власти в области науки, техники и реализации их достижений.
Целью научно-технической политики является намерение (intention) повлиять на
обеспечение единого, взаимообусловленного, поступательного развития науки и
техники в качестве ведущих факторов инновационно-направленных изменений
общественного производства.

Образовательная политика государства направлена
​​на повышение уровня образования, квалификации, духовной, материальной и
инновационной культуры членов общества. Ее главная цель — формирование условий
развития и саморазвития личности, ее творческой деятельности, ориентированной
на создание нововведений, инноваций. Именно этот вид политики государства
прямо, непосредственно соединенный с объективной необходимостью формирования экономики знаний, которые связаны

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы