Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Гуманитарные науки Журналистика

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему «Генезис жанрово-тематической концепции телеканала Россия в 1990-2000 гг.»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ЖАНРОВО-ТЕМАТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ТЕЛЕВИЗИОННОГО КАНАЛА.. 7

1.1. Специфика, современное состояние
и типология телевизионных жанров. 7

1.2. Жанрово-тематическая концепция
телеканала. 16

1.3. Современные вызовы
коммуникативного пространства и особенности функционирования современного
телевизионного контента. 27

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЖАНРОВО-ТЕМАТИЧЕСКОГО
РАЗНООБРАЗИЯ ЭФИРА ТЕЛЕКАНАЛА «РОССИЯ». 37

2.1. История государственного канала
«Россия» в период политической турбулентности 1990-х гг. и формирование
жанрово-тематической концепции телеканала. 37

2.2. Трансформация концепции
телеканала «Россия» в 2000-е годы: язык, стиль, тематическая направленность и
жанровая характеристика передач. 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 65

ЛИТЕРАТУРА.. 67

ПРИЛОЖЕНИЕ. 74

  

Введение:

 

Актуальность
темы исследования. Современное телевидение, будучи в системе средств массовой
информации одним из самых доступных, обладает огромным потенциалом сохранения и
ретрансляции важной для общества информации, в том числе традиционных ценностей
и смыслов духовной культуры. Поэтому представляется особо значимым как для будущего
всего общества, так и для личностного роста каждого человека в отдельности то,
какие именно образцы и модели нравственного и духовного поведения
пропагандируют программы, включенные в эфир отечественного телевещания.

Отечественное
телевидение, чье становление пришлось на советские годы, в полной мере было
предопределено особенностями той эпохи, когда его деятельность, как и
функционирование всех социальных институтов в целом, подвергалось жесткой
цензуре, строго регламентировалась и контролировалась государством. Испытывая давление
идеологических барьеров, запретов и цензуры, национальная культура была закрыта,
не имея возможности обогащаться и подпитываться разнообразием различных культур
и ценностей, проходя через эти жесткие барьеры, будучи «зашоренной»
идеологическими рамками и установками[1].
В то же время телевидение, развивая рефлексивные и креативные способности
человека, воспитывая на лучших образцах мировой и отечественной культуры его
этические установки и эстетические вкусы, и в те сложные времена способствовало
формированию основ духовного восприятия мира[2].

На
современном этапе развития, для которого характерным является поиск новых форм
и форматов телевизионных передач, поиск тех способов подачи материала, который
будет востребован телеаудиторией. Особое значение этот поиск приобретает в
отношении передач федеральных государственных каналов.

Степень
разработанности проблемы. Жанрово-тематическая концепция телеканала исследована
в фундаментальных трудах классиков телевидения еще в советские годы. Феномен
телевидения в них раскрывался не только в контексте составной части средств
массовой информации, но и в целом как элемента духовной культуры общества.
Выводы, аргументированно и обоснованно сделанные в данных фундаментальных
исследованиях (причем, не только отечественных, но и зарубежных), касались
антигуманизма ценностей «массовой культуры», пагубности коммерциализации
телевидения и отчуждении вследствие этого от сферы искусства коммерческого
телевидения, функционирующего на основе рекламы. И хотя многие выводы,
сформулированные в те годы, остаются актуальными и для современного
телевидения, тем не менее, реальность много усложнилась, стала включать палитру
пластов и плоскостей, требующих научной рефлексии и осмысления.

Таким
образом, для понимания задач современного отечественного телевидения и его
языка, жанрово-тематической концепции, необходим актуальный анализ сложных
процессов, происходящих в настоящее время на отечественном телевидении.

Несмотря
на наличие определенного числа работ, посвященных различным аспектам избранной
проблематики – истории телевидения, жанрового разнообразия его в историческом
контексте, комплексного исследования становления и функционирования
жанрово-тематической концепции телевизионного канала, а тем более – конкретно
телеканала «Россия» пока не предпринималось.

Цель
исследования – выявить основные этапы становления и трансформации
жанрово-тематической концепции в истории телеканала «Россия» в 1990-2000 гг.

Для
достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

— выявить специфику, современное состояние и
типологию телевизионных жанров;

— раскрыть особенности жанрово-тематической
концепции телеканала;

— проанализировать современные вызовы
коммуникативного пространства и особенности функционирования телевизионного
контента;

— осветить основные моменты истории государственного
канала «Россия» в период политической турбулентности 1990-х гг. и их влияние на
формирование жанрово-тематической концепции телеканала;

— определить
основные факторы и сущность трансформации концепции телеканала «Россия» в
2000-е годы (язык, стиль, тематическая направленность и жанровая характеристика
передач).

Теоретическую базу исследования составили труды Я.Н. Засурского, Е.П. Прохорова, И.Д.
Фомичевой; исследования ученых, заложивших основу изучения истории, теории и
практики отечественного телевещания В.Л. Цвика, А.Я. Юровского, труды отечественных теоретиков и
практиков журналистики В.В. Бакшина, А.Г. Бочарова, Г.В.Лазутиной, С.С.
Распоповой, посвященные проблемам классификации жанров в журналистике, работы
И.Бугаевой, Е.В. Выровцевой, Е.П. Гиоевой, А.Г. Качкаевой, Т.Н. Колокольцева,
О.В. Лутовникова, А.А.Калмыкова, М. Кастельс, Н.В. Куницыной, Е.К. Гуровой, М. Лукиной,
Н. Лосевой, А.А.Тертычного, М.Н.Булаевой, Л.П. Шестёркиной, посвященные анализу специфики жанров.

Теоретическая
новизна исследования и его практическая значимость заключаются в том, что
представленная в современном научном дискурсе система жанров тележурналистики
применена к анализу федерального канала «Россия».

В
соответствии с поставленными целью и задачами исследования была определена
следующая структура работы: введение, две главы, заключение, список
использованных источников, приложение.

Эмпирической
базой исследования служит концепция вещания телеканала «Россия».

Хронологические
рамки исследования: 1990-е – 2020 гг.

Методологическую
основу исследования составляют общенаучные принципы: диалектический, объективности
и системности научного знания, единства логического и исторического подходов. В
ходе исследования были использованы также такие научные методы познания, как
сравнительный анализ, дедукция и индукция, типологические методы анализа жанров журналистики.

Структура
работы. В соответствии с поставленными целью и задачами исследования была
определена структура работы, которая представлена введением, двумя главами,
заключением, списком использованных источников и литературы, а также
приложением.

Введение
содержит обоснование актуальности темы, степень ее научной разработанности, в
нем обосновывается объект и предмет исследования, формулируются цель и задачи,
используемая методологическая и эмпирическая база исследования.

В
первой главе исследования анализируются основные понятия – «жанр»,
«жанрово-тематическая концепция», освещаются этапы развития телевидения и
представленности на этих этапов различных жанров передач – структурно (в сетке
вещания), в жанровом и видовом разнообразии, преобладающих функциях и форматах,
дается обзор основным подходам к их типологизации, выявляются современные
«вызовы» мультимедийного пространства, изменяющие телевизионный контент, стиль,
жанры и темы, в целом – концепции телеканалов. Во второй главе исследования
определяются исследуются основные этапы становления и трансформации
жанрово-тематической концепции телеканала «Россия», представлен анализ жанровой
и тематической направленности телепередач 2019 года. В заключении исследования
содержится формулировка основных выводов проведенного исследования. Список
использованных источников и литературы включает 65 наименований. В приложении
приведена хронология изменения логотипа канала «Россия». [1] Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность,
каналы, действия. http://evartist.narod.ru/text7/65.htm [2] Егоров В.В. Телевидение между прошлым и
будущим. М., 1999. С. 224.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ, проведенный в первой главе
исследования, посвященный аналитическому обзору и анализу представленности
литературных передач в советский и постсоветский период становления и развития
отечественного телевидения, позволяет зафиксировать, что в советский период передачи на телевидении
были жанрово разнообразны, телевидение демонстрирует интереснейшие образцы
культурно-просветительских программ. Что касается постсоветского периода, то, в
теоретическом дискурсе представлены различные подходы к определению жанрового и
тематического своеобразия телевизионных программ. Наряду с обращением к
зарубежным источника при выстраивании их типологизации, авторы опираются на
опыт отечественной теории журналистики, аккумулирующей опыт как современного
жанрового разнообразия, так и хотя опыт советского телевидения, выполняющего
помимо развлекательной и информационной функций важнейшие задачи образования,
просвещения, культуры, при этом прослеживается тенденция использовать не только
забытые, но удачно актуализированные под современные запросы телезрителей
форматы передач, но и попытки обратиться к новым жанрам и форматам.

В современной российской теории телевизионной журналистики большинство
исследователей к решению вопроса о классификации телеконтента подходят с точки
зрения встраивания современной системы жанров и тематик тележурналистики в уже
существующую теорию.

Многие исследователи для типологизации экранной продукции современных
универсальных каналов, отдающих предпочтение производству полижанровых
программ, пользуются тематико-функциональным классификатором. Тематическое
деление также во многом зависит от особенностей предмета изучения и позиции
ученого. Параметры в различных научных исследованиях различаются, прежде всего,
степенью обобщения. В медиаизмерениях «Аналитического центра НСК» структура
эфира представлена предельно обобщенно: художественные фильмы, телесериалы,
документальные фильмы, мультипликационные фильмы, развлекательные программы,
информационные, социально-политические, познавательно-развлекательные,
просветительские, спортивные, реклама и коммерческие программы и др.

В данном исследовании контент телеканала «Россия» рассмотрен с точки
зрения и жанрового своеобразия, и функционально-тематических особенностей, так
как именно совокупность этих параметров оптимальным образом характеризует
телевизионный контент и жанрово-тематическую концепцию канала соответственно.

Вторая глава исследования, посвященная
выявлению особенностей жанрово-тематической концепции телеканала «Россия»,
содержательно представлена периодами становления канала в 1990-е годы и попыток
формирования жанрово-тематической концепции (в силу сложностей политического характера
и борьбой за сферы влияния в информационном пространстве точнее говорить об
эклектичности программной политики формирующегося канала), а также периодом
2000-х годов, положивших начало становлению выстроенной жанрово-тематической
концепции, позволившей каналу стать к 2016 году самым популярным телеканалом в
стране.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЖАНРОВО-ТЕМАТИЧЕСКОЙ
КОНЦЕПЦИИ ТЕЛЕВИЗИОННОГО КАНАЛА 1.1. Специфика,
современное состояние и типология телевизионных жанров Анализ
истории телевидения в России позволяет выделить несколько этапов его развития,
каждый из которых характеризуется качественно новым содержанием и жанровым
своеобразием. Критерием этапности, безусловно, выступает создание новых
студийных телевизионных технических средств, но в ракурсе исследуемой темы мы
будет рассматривать эти этапы, в том числе, с точки зрения развития тематики,
жанров и содержания программ на ТВ.

Созданная
22 марта 1951 года Центральная студия телевидения структурно была представлена
следующими подразделениями: общественно‑политическая редакция, редакция
музыкального вещания, редакция детского вещания и редакция литературно‑драматического
вещания,

Вещательная
сетка еще не имела четко выраженной структуры – не было постоянной привязки по
времени новостных и музыкальных программ, кинофильмов и программ
познавательного характера, телевизионных фильмов, спектаклей и концертов. До 14
февраля 1956 года, когда в эфир вышла Вторая программа ЦТ, в стране существовал
и транслировался в эфир один-единственный канал.

С
самого своего возникновения телевидение развивалось невероятно быстрыми
темпами. И каждый новый этап его развития соответственно характеризовался
рождением новых телевизионных жанров: от информационных выпусков новостей до
бесед и выступлений в студии, от научно-популярных, развлекательных,
информационно-аналитических до художественных и культурно-просветительских
программ.

Например,
литературные передачи были представлены разнообразными рубриками (табл. 1).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы